Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Регулирование занятости и безработицы государством
Учитывая отрицательные последствия безработицы, занятость нуждается в целенаправленном государственном регулировании. Направления регулирования рынка труда: • трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профподготовке и переподготовке (биржи труда); • создание гибкого рынка труда, правовое обеспечение трудовых отношений; •. социальная защита пострадавших от безработицы людей (система вспомоществования). Государство практикует, различные приемы для уменьшения безработицы. При помощи государственных субсидий поощряется частичная занятость или работа неполную неделю. В качестве средства сокращения «избыточного» населения используется метод «разделения рабочих мест», когда одно и то же рабочее место предоставляется двум рабочим с понижением заработной платы. Компании, применяющие такой вид занятости в развитых странах, в ряде случаев пользуются налоговыми льготами. При необходимости для уменьшения безработицы практикуется досрочный выход на пенсию. В 80-е гг. в США, например, период трудовой активности был сокращен для 23,2% лиц предпенсионного возраста. На высвободившиеся места пришли безработные более молодых возрастных групп. Другой метод преодоления безработицы — создание и расширение программ профессиональной подготовки и трудоустройства незанятых. Эти программы могут предусматривать со- здание рабочих мест отдельно для безработных старше 30 и старше 45 лет; молодежи; женщин. В ряде стран функционируют специальные клубы для безработных. В них оказывают различные услуги, дают рекомендации безработным (например, как проходить собеседование при приеме на работу, как изучать информацию о свободных рабочих местах, что надо знать для Открытия собственного дела и т.п.), помогают в поиске вакантных мест. В ряде стран широко используются различные виды социальной помощи безработным. Наиболее распространенным видом помощи является пособие по безработице, которое строго ограниченно сроками его выплаты. Максимальный срок его получения, например, в США составляет 26—30 недель, в Японии - 40, в Германии — 104 недели. В некоторых странах наряду с пособием по безработице выплачивается еще и дополнительное пособие, которое предоставляется только после проверки «на нуждаемость». В Англии такое пособие даже значительно выше пособия по безработице, и его получают более половины всех безработных. В заключение следует отметить, что рыночной системе в равной мере противопоказана и арифметически полная занятость, и слишком высокий уровень безработицы. Общество должно стремиться не к полной занятости, когда абсолютно все имеют работу, а к рациональной, эффективной занятости. Контрольные вопросы и задания 1. Почему проблема занятости — одна из центральных в экономической теории? 2. Как рассчитывается уровень безработицы? 3. Уровень безработицы при полной занятости (естественный уровень безработицы): A) учитывает циклическую безработицу; Б) учитывает фрикционную и структурную безработицу; B) равен нулю. 4. Используйте следующие данные, чтобы рассчитать: Б) официальный уровень безработицы. Все население страны 500 человек. Из них 120 человек — дети до 16 лет и люди, находящиеся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях; 150 человек выбыли из состава рабочей силы; 23 человека — безработные; 10 человек — рабочие, занятые неполный рабочий день и ищущие работу. 5. Предположим, что принята программа компенсаций по безработице. Почему безработица продолжает вызывать беспокойство? 6. Каковы неэкономические последствия безработицы? 7. Почему безработица представляет собой экономическую проблему? 8. Предположим, что в данном году естественный уровень безработицы составлял 5%, а фактический уровень - 9%. Пользуясь законом Оукена, определите величину отставания ВНП в процентах. Если номинальный ВНП в том же году равнялся 500 усл. ден. ед., какой объем продукции был потерян из-за безработицы? 9. Почему политика, предназначенная сократить уровень ин 10. В некоторых странах число безработных определяется с помощью интервью с произвольно выбранными семьями, чтобы выяснить количество людей без работы, но желающих найти ее. Объясните, почему этот метод дает более высокую цифру безработицы, чем метод расчета, используемый в настоящее время? Блицопрос (да/нет) 1. Полная занятость означает полное отсутствие безработных. 2. Циклическая безработица связана со снижением уровня экономической активности. 3. Естественная норма безработицы постоянна. 4. Фрикционная безработица рассматривается экономистами как совершенно недопустимое явление. 5. Теряющие работу шахтеры из-за вытеснения угля газом и атомной энергией составят циклическую безработицу. 6. По Закону РФ «О занятости населения в РФ» безработными являются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. 7. Превышение фактического уровня безработицы сверх естественного уровня на 1% означает отставание ВНП фактического от ВНП потенциального на 2,5%. 8. Согласно классической теории, безработица есть результат несовершенства рыночного механизма.: 9. Экономисты полагают, что циклическая безработица не представляет собой серьезной проблемы. w c - Число безработных Все население Литература 1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2002. - Гл. 16. 2. Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица. - М.: Высшая школа, 1994. - Гл. 14. 3. Макконнем К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2004. - Гл. 8. 4. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. - М.: МГУ, 1994. - Гл. 5. 5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. ->■ Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Норма, 2005. - Гл. 16. § 1-3, 8. 6. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело ЛТД, 1993. - Гл. 31. 7. Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Дело при участии изд-ва «Gatallaxy», 1991. - Гл. 20. 8. Экономика: Учебник/АИ. Архипов [и др.]/Под ред. А.И. Ар-хипова, А.К. Большакова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - Гл. 13. §5. Примерные темы рефератов и докладов 1. Безработица в России. 2. Государственное регулирование занятости. 3. Классический и кейнсианский подходы к проблеме занятости.
11 Экономическая теория 321 Глава 7 Date: 2015-07-01; view: 2580; Нарушение авторских прав |