Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Механизм макроэкономического регулирования
Эта глава посвящена общественному механизму, который подчиняет все субъекты хозяйства определенному порядку и определяет формы взаимодействия между ними. Макроэкономический регулятор — это общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства. Какова роль государства в регулировании рыночного хозяйства, почему государство вмешивается в хозяйственную жизнь и какими должны быть пределы этого вмешательства? Глава 1 Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне ...Экономическая свобода гораздо более иллюзорна, чем это представляется на первый взгляд. Роберт Хейлбронер 1.1. Рынок и государство. Необходимость участия государства в экономических процессах. Экономические функции государства Государство во все времена своего существования не оставалось безучастным к процессам, происходящим в обществе, но функции, которые оно выполняло, менялись. Так, в период раннего капитализма государство выполняло роль «ночного сторожа», т.е. оно защищало порядок, интересы господствующего класса. В основном это были политические функции. Роль макрорегулятора играл рынок свободной конкуренции. Механизм рыночного саморегулирования впервые открыл А. Смит и описал его в знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». «Невидимая рука рынка» поддерживала экономическое равновесие. В начале XX в., когда многие страны были участниками первой мировой войны, государство брало на себя многие функции по управлению экономикой: оно распределяло ресурсы, рабочую силу, выдавало крупным монополиям заказы на производство многих необходимых стране товаров. Особенно усилилось вмешательство государства в экономику после мирового экономического кризиса 1929—1933 гг., когда государство стало применять различные методы воздействия на экономику, осуществлять антициклическое регулирование. Современные развитые экономики — это смешанные экономики. Данный факт означает, что государство является участником хозяйственных отношений и воздействует на функционирование рыночной системы. Основные задачи государства в рыночной экономике обычно выражаются в виде его функций. Такими функциями считают: • создание и развитие правовой базы для нормального функционирования рынка; • защиту конкуренции; • разумное перераспределение дохода и богатства; • стимулирование структурного обновления экономики; • сглаживание отрицательных колебаний макроэкономических показателей (стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста); • обеспечение занятости. Значительное влияние на современные экономические системы оказывают так называемые внешние эффекты. Различают следующие виды внешних эффектов: 1) побочные эффекты; 2) эффекты государственных (социальных, общественных) благ. Побочные эффекты связаны с тем, что рыночная экономика производит блага не только с положительной, но и с отрицательной полезностью (это эффекты загрязнения среды, блага, потребление которых наносит вред здоровью и т.п.). Кто-то от этого несправедливо выигрывает, а кто-то проигрывает и недопроизводит блага с положительной полезностью. Существуют также эффекты государственных (нерыночных) благ. Они, напротив, необходимы, обладают полезностью для всех участников макроэкономики, но могут быть произведены только государством. Создание нерыночных благ рационально для всех. Государственные блага обладают специфическими свойствами: 1) они неделимы (их эффект распространяется на всех, и благодаря этому их нельзя продать индивидуальному участнику рынка). Это объекты государственной инфраструктуры, правительственные учреждения и др.; 2) люди могут пользоваться государственным благом, не неся никаких рыночных издержек на его производство. Это услуги суда, армии, органов правопорядка и др.; 3) в ряде случаев они выступают квазиобщественными (т.е. эти блага может производить и рынок, но в недостаточном для общества количестве, что значительно снижает выгоды для всех). Это услуги образования, здравоохранения, культуры и др. В задачу государства входит регулирование вышеназванных эффектов. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику, социальное страхование, организует денежное обращение, стимулирует использование имеющихся научно-технических результатов, обеспечивает решение вопросов фундаментальной науки, поддерживает достаточный уровень обороноспособности, оказывает помощь малорентабельным, но важным для хозяйства производствам и т.д. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: защита среды обитания человека, развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Вмешательство государства в экономику не является спонтанным, а базируется на ряде моделей. Обычно выделяют три модели государственного регулирования экономики: классическую, кейнсианскую, институционально-социальную. Date: 2015-07-01; view: 1163; Нарушение авторских прав |