Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции социального конфликта





 

1. Диструктивная (разрушительные, негативные. непонимание и отсутствие стремления понять друг друга;)

2. Созидательная (позитивная; способствует изменениям и развитию (личности или группы), позволяет сторонам лучше понять друг друга; стимулируя развитие личности, способствует росту у человека чувства ответственности, осознанию им собственной значимости)

3. Диагностическая;

 

В социальной психологии принято различать понятия "разрешение" и "урегулирование" конфликта.

 

Разрешение конфликта - ликвидация источника конфликтных отношений. Это полное удовлетворение интересов и потребностей конфликтующих сторон.

 

Урегулирование конфликта - достижение взаимоприемлемых договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтных отношений.

 

 

Вопрос 20.

Причины конфликта.

 

Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается

конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин:

1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной

группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее

значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны.

В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых

целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные

ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной

возникновения конфликтов.

Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне

разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют

различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты,

причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах

экономических, политических, социально-психологических и других ценностных

ориентаций.

2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических

разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентаций.

Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта

заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и

узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие

мировоззрения у различных групп общества.

3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и

социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в

распределении ценностей между индивидами и ли группами. Неравенство в

распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только

при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной

структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают

структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной

группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными

целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой

причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять

более высокое место в иерархической структуре.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью

конфликта только при наличии определенных внешних условий. Что же должно

случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая

причина? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее

должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для

конфликта.

 

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

 

• разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

 

• неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

 

• разлад между ожиданиями и поступками людей;

 

• недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

 

• недостаток и некачественность информации;

 

• несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

 

Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.

 

Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта.

 

Прослеживается некоторая закономерность в возникновении конфликтов: чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты.

 

Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь: в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты - явление весьма редкое.

 

Субъективные причины социальных конфликтов заключаются в определенных чертах мировоззрения, ментальности, характера (психология), уровня интеллекта социальных субъектов (рис. 8.1). Более конкретно эти субъективные характеристики субъектов проявляются в определенных чувствах, убеждениях, интересах, идеях, под влиянием которых действуют субъекты и начинается социальный конфликт.

 

Чувства, убеждения, интересы, идеи как причины социальных конфликтов

Психические побуждения субъектов к деятельности представляют собой чувства, убеждения, интересы, идеи, в которых в единстве сопряжены эмоции и цели. Цель – это представление о предполагаемом результате действия, указывающее, ради чего оно совершается. Цель всегда предполагает план (программу) ее реализации. Эмоция – это душевная (психическая) и физическая энергия, с помощью которой субъект осуществляет действия.

 

Чувства представляют собой психологические состояния субъекта, в которых целеполагающая и эмоциональная составляющие социального действия слиты воедино. Субъект осуществляет действия под влиянием эмоций зависти, страха, агрессивности, мести в какой-то степени нерационально, нерасчетливо, непродуманно. Чувственный порыв к социальному действию, вызванный обидой, страхом, завистью, местью, ненавистью, часто становится причиной социальной напряженности и социального конфликта. Южные народы в силу своей эмоциональности более конфликтогенны, чем северные народы. Субъективными причинами социальных конфликтов могут быть чувство страха, любовь, негодование, ненависть, гордость и т.п.

 

Убеждения представляют собой идейно-психологическое состояние субъекта, включающее: 1) знание о чем-то, которое субъект считает истинным (правильным); 2) знание, которое субъект может аргументировать себе и другим; 3) знание, вызывающее положительные эмоции (и тем самым превращающееся в форму веры), которым субъект руководствуется в своей деятельности.

 

Социальный конфликт часто возникает из-за столкновения разных убеждений субъектов, разных взглядов (знаний) по одной и той же проблеме: производственной, экономической, политической, территориальной, религиозной и т.п. Например, до сих пор существует конфликт между католической и православной церковью по проблеме бога, обрядов и т.п., конфликт между коммунистами и либералами по вопросу справедливости, демократии, политического устройства.

 

Интерес – это интеллектуально-психическое стремление (влечение) субъекта к предметам, являющимся для него ценностями (благами). В зависимости от этих благ выделяют интересы материальные (пища, одежда, жилье и т.п.), экономические (деньги, драгоценности, акции и т.п.), политические (власть, статус, служебное положение и т.п.), религиозные (бог, коммунистическая идея и т.п.), моральные (добро, долг, честь, справедливость и т.п.), эстетические (красота, комическое, трагическое и т.п.).

 

Интересы включают: 1) цель деятельности, т.е. представление о необходимом субъекту благе (материальном, экономическом, политическом и т.п.) в сознании субъекта; 2) план (программа) действий и операций, направленных на ее достижение (реализация цели); 3) эмоционально-волевое стремление (влечение) субъекта к предмету интереса. В целом интерес представляет собой функциональную, динамическую, организационную, психологическую систему регуляции деятельности субъекта, но не саму эту деятельность.

 

Очевидно, что материальные, эстетические и другие интересы различаются характером целей, программ деятельности, эмоционально-волевых стремлений. Но в то же время между интересами по своей психологической, организационной, динамической форме много общего, что и позволяет их выделять как специфические регулятивные механизмы деятельности субъектов (индивидов, организаций, общностей).

 

Общие для многих индивидов интересы, характеризующие социальные организации (партии, государства, союзы и т.п.), социальные институты (семейные, образовательные, хозяйственные и т.п.) и социальные общности (профессиональные, политические, территориальные), исторические общности (этносы, нации, цивилизации), выступают в форме идей: национального самоопределения, мирового господства, коммунистического равенства, бога и т.п. Эти идеи связываются с интересами индивидов, а через них – с эмоциями людей и становятся регуляторами (мотивами) их деятельности. Поэтому Маркс подчеркивал, что идея всегда теряет свою побудительную силу, когда она отделяется от интереса индивидов.

 

Субъективные причины социальных конфликтов могут заключаться в:

1) противоречия между интересами людей и нормами поведения в обществе, на что обратил внимание Парсонс.

Например, норма требует заботы о других, а экономический интерес толкает к наживе. Это всегда вызывает социальный конфликт как внутри субъекта, так и между субъектами;

2) противоречие между одинаковыми интересами разных субъектов, направленными на один и тот же предмет (власть, нефть, территорию, суверенитет и т.п.);

3) противоположные интересы разных субъектов (например, чеченские экстремисты стремятся к суверенитету, а Россия – к территориальной целостности);

4) непонимание интересов, намерений, действий субъектами, которые начинают видеть в них угрозу себе. К таковым можно отнести и экономические трудности, и национальное самоопределение, и национальную гордость, и стремление к лидерству и т.п.

 

Потребность как причина социального конфликта

Глубинной основой социального конфликта являются потребности социальных субъектов. Именно они образуют сущность эмоций, убеждений, интересов, идей и других субъективных побуждений социальных конфликтов. Социальные конфликты в конечном счете являются результатом неудовлетворения или ущемления (частичного удовлетворения) некоторых основных потребностей социальных субъектов в безопасности, благосостоянии, самоутверждении, идентичности.

 

Нужда, потребность, удовлетворение образуют цикл функционирования социального субъекта. Нужда представляет собой противоречие между необходимым и фактическим состоянием «тела» субъекта, отражающееся в виде эмоций, чувств, суждений недовольства («Я голоден», «Я бесправен» и т.п.). Удовлетворение –это единство необходимого и фактического состояния «тела» субъекта, отражающееся в эмоциях, чувствах, суждения удовлетворения («Я сыт», «Я полноправен» и т.п.). Это пассивные состояния субъекта под влиянием взаимодействия внутренней (тело) и внешней среды.

 

Потребность представляет собой побуждаемое нуждой стремление к удовлетворению, представляющее мощный сознательно – психологический механизм регуляции человеческой деятельности. Это не деятельность, а именно механизм регуляции деятельности, в которой потребность реализуется.

 

Потребность включает: 1) представление – цель о социальном благе, необходимом ему для удовлетворения; 2) совокупность интересов-целей, которые выступают средствами реализации потребности-цели; 3) программу оценочно-познавательных действий предметов среды для выбора среди них нужного блага; 4) программу потребительских действий и операций, превращающих предмет потребления в предмет удовлетворения и «тело» социального субъекта.

 

Все потребности людей можно разделить на материальные (в пище, одежде, жилье и т.п.), социальные (в безопасности, в уважении, в самоутверждении и т.п.), духовные (в добре, в справедливости, в красоте, в боге и т.п.). Они различаются своими предметами и сознательно-психологическими механизмами реализации. Потребность, реализуясь, не всегда приводит к состоянию удовлетворения субъекта. Тогда потребность либо усиливается, либо заменяется, либо исчезает. Последнее приводит к трансформации субъекта, так как потребности образуют его сущность.

 

Интеллект и социальный идеал как причины социальных конфликтов

Важнейшая субъективная причина социальных конфликтов – уровень интеллекта. Недостаток интеллекта часто становится субъективной причиной социальных конфликтов, когда организующая и агрессивная сторона не может «просчитать» соотношение своих и чужих сил, цену победы и поражения и ввязывается в конфликт в расчете на легкую победу, когда есть соответствующие потребности, интересы, убеждения и т.п. Так случилось с российским руководством во главе с Ельциным во время первой Чеченской войны. Одними из главных субъективных причин распада СССР и краха пролетарско-социалистической формации были отсутствие достаточного интеллекта и догматизм тогдашнего политического руководства страны.

 

Разумная деятельность социального субъекта представляет единство социального идеала и интеллекта. Только по отношению к имеющемуся у нас социальному идеалу мы можем оценить наши действия как правильные или неправильные. Социальный идеал различен у разных социальных субъектов, поэтому образует важнейшую субъективную причину социальных конфликтов. Большевики ради идеала социального равенства развязали кошмарный в России социальный конфликт, завершившийся гражданской войной, коллективизацией, индустриализацией, ликвидацией религии, изгнанием российской интеллигенции и единомыслием. Наличие либерального или социалистического идеала – важнейшее субъективное условие социального конфликта в современном обществе.

 

Объективные причины социальных конфликтов

Субъективные причины социальных конфликтов представляют собой выражение объективных причин и их интерпретаций субъектами. Объективными же являются причины, которые находятся вне сознания и воли людей, социальных общностей, институтов, организаций. Множество объективных причин социальных конфликтов можно сгруппировать в несколько общих рядов (рис. 8.2).

 

Дезорганизация общества как причина социального конфликта

Прежде всего, такой объективной причиной социальных конфликтов является, по мнению известного польского социолога Я. Щепаньского, дезорганизация общества, т.е. выход производственных (остановка производства и безработица), экономических (инфляция, невыплата заработной платы и т.п.), социальных (неравенство между разными социальными группами), политических (распад СССР, война в Чечне и т.п.), идеологических (борьба либерализма и коммунизма в постсоветской России) процессов за пределы существующих в обществе норм и Угрожающих интересам индивидов, социальных групп, организаций.

 

Так, например, произошло после развала СССР, когда вместо государственного распределения благ и денег было введено рыночное, вместо социального равенства людей возникло ярко выраженное деление на нищих и богатых, когда исчезла руководящая роль партии, а судебная и правовая системы еще не возникли, когда коммунистическая идеология была признана утопической, а другая, кроме идеологии обогащения, не предложена.

 

Дезорганизация общества связана с дезинтеграцией государственных и общественных (семья, школа, профсоюз и т.п.) институтов (организаций), не способных удержать экологические, производственные, экономические, политические, идеологические процессы в нормальных для данного (в нашем случае постсоветского) общества пределах. Сюда же можно отнести природные (землетрясения, наводнения, цунами), техногенные (Чернобыль), экономические (обесценение вкладов, приватизация, финансовые катаклизмы и т.п.), политические (расстрел здания российского парламента в октябре 1993 г., реформа вертикали власти, начатая президентом В. Путиным и т.п.), военные (Чеченская война) катастрофы и события.

 

Состояние дезорганизации и дезинтеграции общества вызывает множество социальных конфликтов, которые внешне проявляются в распространении алкоголизма, сексуальной распущенности, росте преступности, увеличении психических заболеваний, распространении самоубийств и т.п.

 

Неравенство возможностей социальных субъектов

В качестве объективных причин социальных конфликтов часто называют неравенство возможностей социальных субъектов в бытовой, экономической, политический, национальной, образовательной, религиозной сферах. Это неравенство относится к ресурсам, статусам, ценностям субъектов. Есть субъекты с одинаковыми интересами, которым не хватает ресурсов. Например, не хватает (дефицит) жилья, работы, обеспеченности, власти и т.п. Так, сейчас значительной части людей не хватает денег на проживание, оплату жилья, покупку медикаментов, сохранение безопасности и т.п. Важнейшей объективной причиной социальных конфликтов является столкновение разных интересов. Например, либералы ориентированы на рыночную экономику за счет интересов простого народа. А простой народ не хочет жертвовать своей жизнью, привычками, убеждениями ради либеральных идей, планов, преобразований. Очевидно, что с развитием человечества дефицит многих благ будет углубляться, становясь объективной причиной социальных конфликтов, так же, как и противоположность интересов разных социальных субъектов.

 

Стремление устранить эти причины и тем самым социальные конфликты, особенно классовые (между буржуазией и пролетариатом), вызвало к жизни социалистические прожекты устранения того или иного вида неравенства вообще, особенно классового. И это было сделано в СССР и других странах пролетарского социализма. Основы многих социальных конфликтов по сути не были ликвидированы, а загнаны вглубь, как это произошло с конфликтами между интеллигенцией и пролетариатом и межнациональными. В результате обнаружились негативные последствия: достижение социального равенства в политических, социальных, экономических сферах и привело СССР к тоталитаризму, стагнации в экономике и уровне жизни населения, потере стимулов к труду и саморазвитию, обострению межнациональных отношений. В результате СССР утратил мотивы самодвижения и оказался в брежневский период в состоянии стагнации, что и привело, в конечном итоге, страну к развалу.

 

Это еще раз свидетельствует о том, что каждое неравенство является стимулом к саморазвитию людей и общества. Неравенство нельзя полностью устранять, его нужно только смягчать до определенного предела. Социальное неравенство существует и в странах либерального (США и др.) и демократического (Германия и др.) капитализма; например, в США большей степени, а в Германии – в меньшей.

 

Ученые давно обнаружили связь между социальным неравенством (равенством) и эффективностью общественного производства: чем выше социальное неравенство, тем больше эффективность общественного производств, темпы общественного развития и социальная нестабильность. В рыночных странах существует универсальный механизм нахождения баланса (единства) этих двух сторон. Это механизм политической демократии, наличия в политической надстройке общества правых, центристских и левых партий. Когда у власти стоят правые партии, общество ориентировано преимущественно на эффективность производства. Постепенно нарушается справедливое распределение произведенных благ, возникают возмущение трудящихся и политическая нестабильность. В результате к власти приходят левые партии, ориентированные на более справедливое перераспределение произведенных благ. Происходит снижение эффективности общественного производства. Постсоветской России предстоит еще очень длительный путь в этом направлении.

 

Объективные факторы побудители субъективных причин

Объективные причины – субъективные причины – социальный конфликт – такова причинно-следственная цепочка, связывающая конфликт с его причинами.

 

А могут ли субъективные факторы без объективных предпосылок, т.е. сами по себе, вызвать социальный конфликт? Да. В этом случае внутриличностные или межличностные конфликты, которые, по нашему определению, социальными не являются, станут причинами социального конфликта, как это, возможно, имело место в отношениях Ельцина и Дудаева перед началом первой Чеченской войны.

 

Если считать, что именно ущемление (неудовлетворение или частичное удовлетворение) потребностей социального субъекта является конечной причиной социального конфликта, то меняется и подход к его урегулированию. Для этого нужно, прежде всего, устранить объективные причины ущемления потребностей социальных субъектов, смягчить социальное неравенство, навести демократический порядок в обществе, не ущемлять одному социальному субъекту другого в его потребностях.

 

Разрешение социального противоречия из-за социального блага всегда должно ориентироваться на потребности субъектов. Разделить справедливо предмет конфликта можно только тогда, когда потребности потенциальных или актуальных противоборцев будут справедливыми. Поэтому подлинное разрешение социального конфликта возможно только при глубоком анализе противоборствующими субъектами своих потребностей, интересов, притязаний. Не случайно Дж. Бартон, руководитель коллектива исследователей, занимающихся проблемой разрешения социального конфликта, считает:

 

...только организационные усилия, которые полностью удовлетворяют основные человеческие потребности, могут принести подлинное завершение конфликта, т.е. такое его разрешение, которое во всем объеме затрагивает предмет спора и устанавливает новые, самодостаточные отношения между противниками.

 

 

Вопрос 21

ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Разработано немало рекомендаций, касающихся

различных аспектов поведения людей в конфликтных

ситуациях, выбора соответствующих стратегий пове-

дения и средств разрешения конфликта.

В основу модели поведения человека в конфликт-

ной ситуации с точки зрения его соответствия психо-

логическим стандартам положены идеи Е. Мелибру-

ды, В. ЗигертанЛ. Ланге. Конструктивное разрешение

конфликта зависит от следующих факторов:

1) адекватности восприятия конфликта;

2) открытости и эффективности общения, готовности

к всестороннему обсуждению проблем;

3) создания атмосферы взаимного доверия и сотруд-

ничества.

К. У. Томасом и Р. X. Кил мен ном разработаны

наиболее приемлемые стратегии поведения в конф-

ликтной ситуации. Существуют пять стилей поведения

при конфликте: приспособление, компромисс, сотруд-

ничество, игнорирование, соперничество(конкурен-

ция).

Стиль поведения в конкретном конфликте опреде-

ляется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить

собственные интересы, действуя при этом пассивно

или активно, и интересы другой стороны, действуя

совместно или индивидуально.

Стиль соперничества, конкуренции может использо-

вать человек, обладающий сильной волей, достаточ-

ным авторитетом, властью, не очень заинтересован-

ный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся

в первую очередь удовлетворить собственные интере-

сы.

Стиль сотрудничества можно использовать, если,

отстаивая собственные интересы, вы вынуждены при-

нимать во внимание нужды и желания другой сторо-

ны. Цель его применения - разработка долгосрочно-го взаимовыгодного решения. Такой стиль требует

умения объяснять свои желания, выслушивать друг

друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного

их этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том,

что стороны стремятся урегулировать разногласия при

взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен,

обе стороны хотят одного и того же, но знают, что

одновременно это невыполнимо.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затра-

гиваемая проблема не столь важна, участник конф-

ликта не отстаивает своих прав, не сотрудничает ни

с кем для выработки решения и не хочет тратить вре-

мя и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется

в тех случаях, когда одна из сторон обладает боль-

шей властью или чувствует, что неправа, или счита-

ет, что нет серьезных оснований для продолжения кон-

тактов. Этот стиль не является бегством от проблемы О

или уклонением от ответственности. Уход или отсроч- ^

ка могут быть подходящей реакцией на конфликтную

ситуацию.

Стиль приспособления означает, что участник конф-

ликта действует совместно с другой стороной, но при

этом не пытается отстаивать собственные интересы

в целях сглаживания атмосферы и восстановления

нормальной рабочей атмосферы.

Ни один из стилей разрешения конфликта не может

быть выделен как самый лучший. Необходимо на-

учиться эффективно использовать каждый из них

и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая

конкретные обстоятельства.

 

§ 2. Урегулирование конфликтов

Урегулирование и разрешение конфликтов - это система мер, направленная на их предот-

вращение, а также поиск путей выхода из конфликта. Данной проблеме не уделялось должного

внимания ни теорией социальной психологии, ни социальной практикой. Лишь в последнее вре-

мя стали появляться ассоциации конфликтологов, центры по прикладной конфликтологии, пере-

водная литература. Тем не менее говорить о какой-либо сложившейся системе в области урегу-

лирования конфликтов не приходится. Напротив, анализ практики их разрешения показывает об-

ратное. Можно выделить типичные ошибки в области урегулирования конфликтов: 1) запазды-

вание в принятии необходимых мер; 2) попытка разрешить конфликт без выяснения его истин-

ных причин;.3) использование только силы, карательных мер по урегулированию конфликта

или, наоборот, только дипломатических переговоров; 4) шаблонное применение схем урегулиро-

вания конфликта без учета его типа, особенностей.

Профилактика конфликтов предполагает их прогнозирование, например, время наступле-

ния, тяжесть последствий и т.д. Это возможно с помощью экспертного опроса, методов экст-

раполяции, математического и экспериментального моделирования. Профилактика конфликтов

должна осуществляться на всех уровнях: макро-, среднем, микро- и личностном.

Непосредственная профилактика связана с устранением условий возникновения конфлик-

тов. В ее основе лежит устранение деформации социальных отношений, стратификации общест-

ва, а также социальная психогигиена, психопрофилактика, массовая, групповая и индивидуаль-

ная психотерапия, социальная защита населения, просвещение, обучение, тренинг общения.

Термин «разрешение конфликтов» обычно употребляется в двух значениях: во-первых, при

разрешении конфликта самими его участниками; во-вторых, при объективном разрешении кон-

фликта, основанном на установлении и нейтрализации его причин и недопущении открытых

столкновений сторон. Деятельность по разрешению конфликтов включает в себя: 1) ана-лиз и

выявление причин конфликта и его участников (X. Корнеулис, Ш.Фейр называют этот процесс

картографией конфликта [2]); 2) принятие решения о вмешательстве в конфликт с учетом егоис-

хода; 3) реализацию принятого решения. Все зависит от того, какая позиция у лиц, разрешающих

конфликт: пассивно-выжидательная; авторитарная; негативно-некомпетентная, приводящая к эс-

калации конфликта; рациональная, основанная на глубоком понимании причин конфликта. Суть

разрешения конфликта состоит в воздействии на его причины и участников.

Методы, используемые для разрешения конфликтов, различны: устранение причин; сдер-

живание; переориентирование, направленное на формирование убежденности в необходимости

отказа от деструктивного участия в конфликте. Эти методы могут быть административными, со-

циально-психологическими или смешанными.

С точки зрения разрешенности конфликты могут быть кажущимися разрешенными; час-

тично разрешенными; полностью разрешенными.

Как нет абстрактных конфликтов, так нет и универсальных способов разрешения и урегу-

лирования конфликтов. Одно дело урегулировать военный конфликт, другое - семейный, третье

межличностный.

Как правило, в зависимости от теоретического понимания конфликта предлагаются соот-

ветствующие подходы к его разрешению или урегулированию. Тем не менее можно выделить

более или менее общие схемы, хотя в принципе каждый тип конфликта требует своего подхода к

разрешению или урегулированию.

Во многих странах мира проблеме урегулирования конфликтов уделялось и уделяется

большое внимание. Особо стоит вопрос о роли и месте государственных служб, в частности пра-

вопорядка и армии, в улаживании национальных конфликтов, ситуаций, связанных с угонами

самолетов, захватом заложников, или крупных забастовочных движений, грозящих проявления-

ми насильственных действий. В этой связи разрабатывается специальная технология проведения

операций и поведения в подобных ситуациях. В США имеется даже такая специальность, как

менеджер по конфликтам.

Принято различать понятия «урегулирование» и «разрешение конфликтов». Разрешение

конфликтов подразумевает сложную работу, направленную на ликвидацию источника кон-

фликтных отношений, полное удовлетворение интересов и потребностей конфликтующих сто-

рон. В социальной сфере этот процесс занимает, как правило, многие годы. Урегулирование оз-

начает недопущение насильственных действий, достижение взаимоприемлемых договоренно-

стей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтных отношений.

Урегулирование конфликтных ситуаций путем переговоров, посредничества, арбитража исполь-

зуется чаще, чем их разрешение. Одним из наиболее примитивных и непродуктивных является-

метод подавления конфликта, применения силы. Метод заключения перемирия перспективен как

тактический прием или как элемент стратегии в разрешении конфликта. В арсенале наработоки-

меются такие формы перемирия, как временное прекращения огня, отказ от действий по разжи-

ганию вражды через средства массовой информации, отвод от линии соприкосновения участни-

ков конфликтующих сторон и др. Недостатком перемирия являются его непрочность, временный

характер, отсутствие гарантий обязательств и санкций за их неисполнение. Подобное нередко

наблюдалось при урегулировании карабахского конфликта.

Наиболее предпочтительным в ликвидации конфликта является заключение договора о со-

гласии. Достижение согласия является довольно трудной задачей, требующей помимо доброй

воли достаточной степени политической, экономической, культурной подготовленности сто-

рон. Вместе с тем есть весьма универсальный и достаточно эффективный способ найти путь к

согласию.

В ходе разрешения конфликта анализируются:

1. Источники конфликта - его исторические, экономические, социальные, национальные,

конфессиональные предпосылки; субъективные или объективные переживания сторон, нравст-

венные, гуманные аспекты; глубина конфликта: противоречие мнений, позиций или полная кон-

фронтация.

2. «Биография» конфликта, т.е. его история и фон, на котором он прогрессировал; нараста-

ние конфликта, избранные способы «борьбы», кризисы и поворотные точки в его развитии;

жертвы и иные последствия конфликта.

3. Стороны конфликта - личности, группы или большие сообщества. В зависимости от фак-

тического вычленения реальных сил и участников определяется уровень социальной сложности

конфликта.

4. Позиции и отношения сторон - формальные и неформальные, общие и частные (локаль-

ные); взаимозависимости позиций разных уровней и масштабов отношений; роли в конфликте

различных группировок и личностей; характер личных отношений друг к другу - от лидеров пар-

тий, движений, групп, вооруженных формирований до рядовых участников конфликта.

5. Отношение к конфликту - стремятся ли стороны разрешить конфликт; хотят решить его

самостоятельно или рассчитывают на внешние факторы воздействия? Каковы их надежды, ожи-

дания, условия?

Согласие редко достигается без участия посредников, которые, как правило, выполняют

роль арбитров, уравнителей баланса интересов, миротворцев.

Мировая практика наработала конкретные методы сдерживания конфликтующих сторон.

Эту функцию чаще всего выполняют либо полицейские, либо армейские силы. Для этого суще-

ствует воинский контингент сил ООН по поддержанию мира и безопасности.

Последовательное совершенствование практики разрешения конфликтов дало толчок появ-

лению новых методов, основанных на резком изменении качественного состояния ситуации, ча-

ще всего с использованием третьей стороны или каких-либо иных форм внешнего воздействия. В

их числе такой метод, как альтернатива. Его суть в применении нестандартного, неоднородного-

выбора из предлагаемых вариантов решения. Например, «обмен территории на мир» или эконо-

мическая, территориальная уступка в обмен на получение льгот, восстановление прав опреде-

ленной этнической группы. Этот механизм помог разрешить многолетний палестино-

израильский конфликт.

Решающую роль в переговорном процессе, актах примирения всегда играла фигура арбит-

ра, третейского судьи – своеобразный «суперавторитет». В последнее время этот институт ис-

пользуется достаточно часто и активно.

Вся деятельность по разрешению конфликтов должна быть пронизана идеями гуманистиче-

ской психологии. Наиболее важным в данном случае является то, что к разрешению конфликтов

следует подходить не с позиции «выиграть-проиграть», а с точки зрения менталитета, в основе

которого лежат ненасильственные картины мира, парадигма «выиграть-выиграть» в конфликте,

достижение согласия, содействие личностному росту. Этому нужно учиться, и прежде всего

представителям властных структур.

Главная задача урегулирования конфликтов – установление мира, прекращение военных

действий, открытых столкновений, применения силы.

С момента создания Организации Объединенных Наций в 1945 г. в мире произошло более

100 крупных конфликтов, в которых погибло около 20 млн человек. Во многих из этих кризис-

ных ситуаций из-за использования Советом Безопасности (в общей сложности 279 раз) права ве-

то, что являлось наглядным отражением противоречий того периода. По окончании «холодной

войны» число обращений к ООН резко возросло. Механизм обеспечения безопасности силами

ООН стал одним из основных средств предупреждения и урегулирования конфликтов и сохране-

ния мира.

Вооруженные силы ООН по поддержанию мира состоят из контингентов войск, предостав-

ляемых государствами-членами. Эти вооруженные силы призваны содействовать предотвраще-

нию военных действий, восстановлению и поддержанию законности и порядка, воссозданию

нормальной обстановки.

По уполномочию в случае необходимости они могут вести переговоры, убеждать стороны,

проводить наблюдения и расследования. Они осуществляют патрулирование и размещаются ме-

жду враждующими сторонами. В буферной зоне (шириной от 15 до 35 км в зависимости от тер-

ритории) силами ООН оборудуются позиции, посты наблюдения и контрольно-пропускные по-

сты.

Открытые межнациональные конфликты в Южной Осетии, Приднестровье, между Грузией

и Абхазией, в Таджикистане явились тяжким последствием распада СССР. Особенностью южно-

осетинской, грузино-абхазской и приднестровской моделей миротворческого процесса стало

участие в качестве нейтральной силы российского воинского контингента.

Обязательными элементами осуществляемого таким образом урегулирования конфликтов

являются: образование совместных наблюдательных комиссий, постов наблюдения, отвод участ-

вующих в конфликте вооруженных формирований, создание зоны разделения и зон ответствен-

ности миротворческих сил, организация работы совместного пресс-центра для объективного ин-

формирования общественности о происходящих событиях. Важнейшее условие поступательно-

сти и необратимости процесса урегулирования - интенсивно проводимая, постоянная переговор-

ная работа по дипломатическим и иным государственным каналам.

Крайне важное значение имеет урегулирование конфликтов, приведших к забастовкам. В

России по этому вопросу накоплен определенный опыт. В частности, правительство часто ис-

пользует практику социального партнерства, направленную на заключение приемлемых согла-

шений.

Во время урегулирования как межнациональных, так и производственных конфликтов гро-

мадное значение имеет организация переговоров.

Механизм рассмотрения коллективных трудовых споров предусмотрен Конвенцией Меж-

дународной организации труда (МОТ). Работает он в развитых и развивающихся странах. В ча-

стности, Конвенция МОТ 1981 г. № 154 «Коллективные переговоры» распространяется на все

отрасли экономической деятельности и провозглашает принципы, нормы ведения свободных и

добровольных переговоров в рамках примирительного или арбитражного механизма или орга-

нов, в которых стороны, ведущие коллективные переговоры, добровольно принимают участие.

Процесс по урегулированию конфликтных отношений предполагает определенную подго-

товительную работу для того, чтобы конфликт улаживался мирными, а не насильственными спо-

собами. Первое, что надо делать в этом направлении, - погасить накалэмоциональных страстей.

Бесполезно, например, при разгоревшемся национальном конфликте, перешедшем в стадию воо-

руженного столкновения, пытаться усадить стороны за стол переговоров. Сначала должна быть

достигнута договоренность (как правило, с помощью посредника) о прекращении огня, возмож-

но, на первых порах лишь временном. Прямой обмен мнениями, точками зрения помогает только

в том случае, когда интенсивность конфликта не слишком велика и есть общие моменты в пози-

циях. Поэтому в ситуации эскалации конфликтных отношений задача заключается в том, чтобы

на певых порах избежать прямых контактов между участниками конфликта и в то же время с по-

мощью посредников (или любой третьей стороны, не обязательно имеющей официальный статус

посредника) начать налаживать обмен информацией, точками зрения, взглядами. Аналогичная

процедура может быть применена и при урегулировании национальных конфликтов.

Однако, вводя «охладительный период» при урегулировании того или иного конфликта,

следует иметь в виду, что он не может быть слишком длительным. В противном случае он может

рассматриваться участниками конфликта (или одним из них) как стремление вообще уйти от ре-

шения проблемы. Ситуация может выйти из-под контроля, что приведет к прямым столкновени-

ям сторон.

В принципе все авторы, занимающиеся проблемой анализа и организацией переговоров,

сходятся в одном: переговоры включают в себя подготовку, процесс их ведения, анализ резуль-

татов и выполнение достигнутых договоренностей [5].

Процесс поиска решений предполагает прохождение ряда этапов:

-взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций и позиций участников;

- их обсуждение;

- согласование позиций и выработка договоренностей.Прежде чем стороны приступят к

выработке договоренностей, им необходимо выяснить обоюдные точки зрения и обсудить их.

Ученые рассматривают переговоры как процесс снятия информационной неопределенности за

счет постепенного уяснения партнерами позиций друг друга. Особенно интенсивно этот процесс

идет в начале переговоров, поэтому данный этап можно условно назвать исследовательским.

Большое значение на первом этапе имеет нахождение «общего языка» с партнером по пере-

говорам. Необходимо убедиться, что под одними и теми же терминами и формулировками сто-

роны понимают одинаковые, а не разные вещи. В противном случае участникам грозит срыв вы-

полнения достигнутых соглашений с возможным переходом к жестким конфронтационным от-

ношениям.

Начинаются переговоры вступительными пояснениями, которые должен сделать посред-

ник. В частности, он объявляет цель встречи. Следующий (обязательный!) шаг - введение правил

переговоров.

В начале основной части переговоров посредник (после его вводного слова) предоставляет

слово участникам и просит их поочередно кратко изложить свои позиции по проблеме.

Дальнейший ход переговорного процесса, в сущности, сводится к поэтапному обсуждению

проблемы, принятию конкретных соглашений по отдельным вопросам, переходу от этих частных

договоренностей к соглашениям более обширного порядка.

Успешность переговорного процесса зависит от соблюдения ряда правил:

-избегать обсуждений проблемы в целом, не приносящих конкретных результатов. Разби-

вать проблемы на составные части или подпроблемы и обсуждать их раздельно;

- следовать порядку обсуждения, оставаться в рамках предмета обсуждения;

-двигаться от мелких, частных соглашений к более общим, резюмировать, подводить итоги

сделанному;

-реагировать на любые позитивные шаги, действия, предложения участников;

- привлекать внимание сторон к моментам единства и согласия между ними;

- ссылаться на достигнутые договоренности;

- устанавливать соглашения об общих принципах взаимодействия.

Этап обсуждения (аргументации) направлен, как правило, на то, чтобы в наиболее полном

объеме реализовать собственную позицию. Он приобретает особое значение, если какая-либо

сторона (или все стороны) ориентируется на решение проблемы, обеспечивающее получение

собственной выгоды. При этом разгораются бурные и долгие дебаты, которые вдруг сменяются

«глухой порой», характеризующейся тем, что естественное течение переговоров приостанавли-

вается. «Партнеры демонстрируют незаинтересованность в деловых встречах, протокольных

контактах, расползаются тревожные слухи о возможности откладывания или разрыве перегово-

ров» [3].Иногда в таких случаях полезным является перерыв в работе, чтобы у участников пере-

говоров была возможность поискать альтернативные решения, посовещаться в своих «коман-

дах», а порой и просто отдохнуть. Продуктивными могут оказаться и неофициальные встречи

или консультации.

При успешном преодолении «глухой поры» (если с ней столкнулись участники) переговор-

ный процесс вновь возвращается в нормальное русло. Стороны обычно переходят к очередному

этапу переговоров - согласованию позиций. Причем в зависимости от обсуждаемых проблем под

этим могут пониматься и какая-то компромиссная концепция (вариант решения проблемы), и

просто круг вопросов из числа поднимавшихся в ходе переговоров, которые могут войти в пред-

полагаемый итоговый документ. Согласование позиций - это еще не соглашение, а только его об-

щие контуры. Есть две фазы согласования позиций: сначала нахождение общей формулы, затем

обсуждение деталей. Обычно под выработкой общей формулы имеется в виду определение ра-

мок соглашения, а под детализацией - редактирование текста, которое связано с выработкой

окончательного варианта итогового документа. Такой подход целесообразен в большинстве слу-

чаев, особенно при достаточно сложных, многоплановых переговорах. Он сокращает общее вре-

мя, необходимое для достижения договоренностей, позволяет четче спланировать обсуждение.

При выработке общей формулы соглашения, а затем при ее детализации стороны проходят все

три этапа: уточнение позиций, их обсуждение и согласование.

Разумеется, выделенные этапы не следуют строго друг за другом. Уточняя позиции, сторо-

ны могут сразу согласовывать ряд вопросов или отстаивать свои точки зрения (возможно, об-

разовав для этого специальные рабочие органы - экспертные группы), а в конце переговоров

вновь перейти к уточнению отдельных элементов своих позиций. Однако в целом при решении

названных задач должна сохраняться названная последовательность. Несоблюдение этого может

привести к значительному затягиванию переговоров, а то и к их срыву. В зависимости от специ-

фики конкретных переговоров тот или иной этап может быть практически свернут, а другой - на-

против, занимать центральное место.

Собственно подготовка к переговорам включает в себя картографию конфликта, сбор фак-

тов, ответы на вопросы, в частности:

а) чего я хочу;

б) кого я спрашиваю;

в) какую пользу получит этот человек от переговоров;

г) чем мы можем обменяться; д) к каким доводам прибегнет другая сторона для оправдания

своей позиции;

е) какие трудности испытывает она в данный момент;

ж) какие последствия вытекают для другой стороны в случае ее согласия;

з) приемлемы ли они для нее?

Эффективность переговоров зависит от глубины доверия между партнерами. В этих целях

полезно соблюдать ряд рекомендаций:

- вспомните фразы, способствующие эмпатии;

- будьте терпеливы, применяйте активное восприятие;

- придерживайтесь принципов оптимального самоутверждения;

-создайте условия и климат для подхода «выиграть-выиграть»;

- излагайте свои мысли четко и кратко;

- не бойтесь твердого выдвижения своих взглядов;-задавайте вопросы для под-

держания переговоров в нужном русле;

- специфические вопросы типа «как?» или «что?» помогают осютить ситуацию более эф-

фективно, чем расплывчатые предположения;

-сформулируйте ваш вопрос так, чтобы он наводил на размышления о новых возможностях;

- в ответ на нежелание вести переговоры или тенденцию оправдывать свои действия спро-

сите у ваших партнеров о том, что может придать им большую готовность (усилить у них инте-

рес, придать им большую уверенность);

-вместо того чтобы оправдываться, активно воспринимайте нападки на вас;

-не прибегайте к формулировкам, способным вызвать раздражение;

- нападайте на проблему, а не на человека;

- включайте их точку зрения в ваши аргументы;

- задайте тон, способствующий согласию;

- помогите вашим партнерам пересмотреть их нереалистичные ожидания или планы;

- будьте гибкими, обдумайте заранее диапазон ваших возможных уступок;

- учитывайте местные обычаи при переговорах;

-держитесь своей цели, но не намеченного маршрута. Не упускайте из виду ваших долго-

срочных планов, но будьте гибкими в отношении того, как вы к ним придете;

- прибегайте к «и», а не к «но»;

- ведите запись. Многие переговоры требуют нескольких встреч;

- знайте, где остановиться:

а) если дискуссия принимает чересчур эмоциональный характер, попросите сделать пере-

рыв;

б) если переговоры зашли в тупик, отложите их на пару дней;

в) смените тему, если вопрос начинает разжигать страсти;

- при деловых переговорах целесообразно восстановить письменную копию соглашения и

дать каждой стороне по экземпляру. Это может быть в форме меморандума, счета, обмена пись-

мами, формального контракта.

При урегулировании конфликтов через посредничество используются следующие процеду-

ры:

1. Постановление: третья сторона заслушивает дело и выносит обязывающее стороны

постановление (система судов и арбитража).

2. Рекомендации: третья сторона собирает факты и аргументы и выносит рекомендации,

необязательные к исполнению, но достаточно веские и склоняющие к компромиссу (согласи-

тельная процедура).

3. «Челнок»: третья сторона служит передатчиком предложения и альтернатив.

4. Контролер процесса: третья сторона имеет жесткий контроль над процессом перегово-

ров, но не над их содержанием.

5. Провайзер процесса: третья сторона создает условия для встречи сторон, обычно пре-

доставляя им помещение и услуги.

6. Советник по содержанию: одна из сторон запрашивает совет эксперта по определенным

вопросам.

7. Советник по процессу: один из участников запрашивает мнение консультанта в области

урегулирования конфликтов для получения помощи при подготовке аргументов.

Участвуя в выработке решений (в качестве одной из сторон, посредника или консультанта),

важно иметь в виду, что не следует пытаться найти «единственно правильное решение», подобно

ответу в школьном задачнике.

Требования к поведению посредника:

- утверждение нейтральной сбалансированной позиции по отношению к обеим переговари-

вающимся сторонам;

- создание паритета участников переговорного процесса (они должны занимать за столом

переговоров абсолютно равные относительно посредника позиции);

-поочередное обращение к обеим переговаривающимся сторонам;

- корректные формулировки задаваемых вопросов;

-выравнивание объема времени работы с обеими переговаривающимися сторонами;

-работа на организацию переговорного процесса и недопустимость оказывания влияния на

содержательную сторону переговоров, характер принимаемых участниками обсуждения реше-

ний.

Суть заключительного этапа сводится к оформлению соответствующих документов. Если

же участники переговоров представляют себя лично, то достаточно устной договоренности. В

целом же необходимо иметь в виду, что процесс урегулирвания конфликтов почти никогда не

идет гладко: периоды успешного продвижения к согласию могут сменяться этапами застоя, а то

и регресса. Успешное завершение этого процесса во многом зависит от знаний, умений, квали-

фикации как непосредственных участников конфликта, так и представителей государственных структур, в обязанности которых входит предотвращение насильственных действий в кон-

фликтных ситуациях.

Вопрос 22. Социальная напряжённость: понятие, сущность, причины возникновения.

Социальная напряженность - это массовый адаптационный синдром, который отражает степень физиологической, психофизиологической и социально-психологической адаптации, а во многих случаях - дезадаптацию различных категорий населения к хронической фрустрации, трудностям (понижению уровня жизни и социальным изменениям), что проявляется в резком росте недовольства, недоверия к властям, конфликтности в обществе, тревожности, преступности, как экономической, так и психической депрессии, ухудшении демографической ситуации, компенсаторных реакциях (агрессии, поиске врагов, надежде на чудо), стрессогенности отношений и определяется стоянием экономики, эффективностью власти, влиянием средств массовой информации, оппозиции и криминальных структур. Как правило, социальная напряженность - атрибут системного кризиса в сфере политики, экономики и общества, а также переходного периода от одного вида режима к другому, который сопровождается социальными изменениями. На это время падает пик преступности.

Причины:

· Социальная некомпетентность власти

· Кризис в области экономики

· Влияние средств СМИ

· Характер взаимосвязи между властью и оппозицией

· Криминализация общества и др.

Вопрос 23. Уровни, формы и сферы проявления социальной напряжённости.

Социальная напряженность - явление многоуровневое. Выделяют три уровня ее развития:

· низкий, практически не влияющий на общественную стабильность;

· средний, заметно влияющий на жизнедеятельность общности;

· высокий, дезорганизующий функционирование социальных институтов и общностей.

Критериями каждого уровня социальной напряженности выступают следующие характеристики:

1. степень недовольства населения, его направленность и форма проявления (в эмоциональных оценках, экономических и политических требованиях);

2. эффективность власти, ее авторитетность, лояльность силовых структур к ней;

3. влияние средств массовой информации, криминальных структур на состояние социальной напряженности;

4. степень консолидации оппозиции (общая программа действий, объединение партий и движений, наличие единого лидера).

Сложение «векторов» поведения населения, власти, оппозиции, средств массовой информации, криминальных структур определяет состояние социальной безопасности, напряженности, ее уровень.

Для количественного измерения степени социальной напряженности разработан ряд индексов, характеризующих в числовом выражении ее отдельные стороны, что позволяет свести их в интегральный показатель социальной напряженности. Интегральный индекс социальной напряженности меняется от о до 100%. В этом диапазоне можно выделить три уровня: 0-33% -относительно стабильная зона; 34-67% - зона значительных осложнений; 68-100% - кризисная зона.

Форма проявления социальной напряженности неразрывно связана с ее последствиями. С этой точки зрения можно выделить внутренние (скрытые) и внешние (открытые) последствия, а также масштаб их распространения. Формы проявления социальной напряженности и типы реагирования на ее возникновение взаимосвязаны. По существу, форма - это способ реагирования. Можно выделить следующие формы проявления социальной напряженности:

· снижение рождаемости и продолжительности жизни, рост смертности;

· криминализация общества

· определенные психологические настроения, а именно: тревога, массовое недовольство или депрессия, агрессия или надежда на чудо, увлечение мистикой, паника и т.д

· недоверие к власти, предъявление к ней требований

· экономическая и политическая активность (имеется в виду гражданское неповиновение, голодовки, самосожжение, забастовки, митинги, демонстрации и пикетирования и т. д.).

Как уже отмечалось, в основе социальной напряженности лежит неадаптированность основной массы населения к трудностям. Она возникает прежде всего на физиологическом уровне в силу дезадаптации определенных слоев населения, которые находятся за чертой «физиологического минимума». В свою очередь, дезадаптация связана с низким уровнем жизни населения, деформированной структурой потребления. Адаптация, т.е. выход из критической ситуации в условиях экономического кризиса, недопущение низкого уровня жизни, происходит путем включения таких регуляторов, как снижение рождаемости, уменьшение продолжительности жизни, увеличение смертности, рост преступности и самоубийств. Такой ценой приходится расплачиваться обществу за выживание. Рост преступности, в особенности в сфере экономики, говорит о попытке приспособиться к трудностям противоправным путем.

социальная напряженность имеет внешний и внутренний контуры. Внешний контур связан с влиянием внешних условий: состоянием мировой экономики, экологии, международной безопасности; внутренний сопряжен с ситуацией, которая сложилась в сфере национальной экономики, власти и общества. Следует также различать фоновые причины социальной напряженности и локальные, обусловливающие ее очаги. Фоновые причины образуются за счет типичных условий, сложившихся в масштабе страны или каких-либо ее регионов. Локальные ситуациипли точечные условия создают очаги на производственном объекте, в жилом квартале, в доме, например при отключении отопительной системы и т. п.

Выделены следующие виды очагов высокой социальной напряженности:

· предприятия, на которых ожидается значительное сокращение рабочей силы (данную группу в основном образуют конвертируемые и убыточные предприятия);

· организации, где несвоевременно производится выплата зарплаты;

· организации, на которых происходит приватизация вразрез с мнением и интересами коллектива;

· различного рода очереди (на остановках общественного транспорта, неудовлетворенные «очередники» на получение жилья, приобретение садовых участков и т.д.);

· социально уязвимые категории населения (инвалиды, пенсионеры, студенты, работники госбюджетных организаций и учебных введений);

· жители домов, улиц, районов, где складывается аварийная обстановка;

· криминогенные зоны (улицы, районы); - экологически неблагополучные зоны.

Следует подчеркнуть, что социальная напряженность имеет во многом очаговую природу. Напряженность, возникнув на одном из предприятий, легко распространяется на всю отрасль (забастовка на предприятии может привести к напряженности во всем юроде, а с одной шахты перекинуться на все остальные). В связи с этим надо иметь в виду, что очаги социальной напряженности имеют динамичный характер. Они возникают и исчезают. Продолжительность существования очагов социальной напряженности зависит от причин, их породивших, от стихийного или преднамеренного характера возникновения, от позиции и эффективности действия властей и других обстоятельств. Социальная напряженность носит не только очаговый, но и стратификационный характер. Социальную напряженность различных категорий населения вызывают два основных фактора: высокие цены и социальные изменения.

 

Вопрос 24 Техника снятия социальной напряжённости

Социальную напряженность можно снять только с помощью комплекса мер. При этом данная деятельность должна проводиться на разных уровнях: макро-, среднем, микро- и личностном. Исходной точкой снятия социальной напряженности является ее прогнозирование. Прогноз социальной напряженности, как и всякий другой, бывает краткосрочным, среднесрочным и дальносрочным. Прогнозируя социальную напряженность, нужно иметь в виду не только уровень в целом, но и отдельные составляющие. Компонентами социальной напряженности являются:

· тревожность и недовольство населения, его напряженность;

· недоверие (доверие) к власти;

· консолидация оппозиции;

· криминализация государства, экономики и общества;

· конфликтность между основными слоями общества;

· лояльность силовых структур; экономический кризис;

· влияние средств массовой информации.

Однако следует также учитывать, что незначительную социальную напряженность можно довести до критического состояния, если заниматься этим умышленно. Снятие социальной напряженности означает выявление и устранение причин системного кризиса, т.е. кризиса в сфере власти, экономики и общества. На макроуровне это анализ причин кризиса и разработка программ по выходу из него. Данный момент является наиболее ответственным и сложным. Он предполагает постоянное отслеживание уровня социальной напряженности. Нередко представители власти силу своей несостоятельности начинают перекладывать ответственность с одной ветви власти на другую. В связи с этим разыгрываются искусственные конфликты, обвинения, - словом, «политическое шоу». Вместе с тем довольно часто наблюдаются попытки переключить общественное мнение с истинных причин кризиса на псевдопричины, направить недовольство в нужное русло. Для этого специально создаются очаги социальной напряженности, вплоть до развязывания военных действий. Главным условием выхода из кризиса на макроуровне является сильная, авторитетная власть. Причем сила власти заключается не в «мускулах и танках» и введении чрезвычайного или военного положения, а в социальной компетентности. Ярким примером социальной компетентности, позволившей США выйти из кризиса, является деятельность Ф. Рузвельта в период «великой депрессии».

Как правило, в период кризиса на общественно-политической сцене возникает тип людей, называющий себя радикалами, революционерами и пр. Ф.Достоевский это явление запечатлел в «Бесах». Снять неопределенность, лежащую в основе социальной напряженности, может только идея. В такое время наибольшую популярность приобретают идеи анархизма, разгула свободы и т. п. Конструктивной является идея национальной безопасности, сильной государственности, реальной демократии. Выдвинуть такую идею и объединить вокруг нее нацию - значит много сделать для снятия социальной напряженности. Как правило, большую роль здесь играет церковь. По мере решения вопросов, связанных с государственным устройством, экономикой, обществом, происходит снижение социальной напряженности. Важное значение для снятия напряженности имеют социальная защита населения, повышение уровня жизни, нормализация структуры потребления, подготовка социальных работников. Социальная защита проводится на уровне государства. Она оказывается пенсионерам, инвалидам, больным, многодетным семьям, студентам, безработным и т.п. Формы оказания такой помощи различны. Широко известна гуманитарная помощь, оказываемая иностранными государствами и внеправительственными организациями. Однако нередко она не доходит до адресата из-за ее расхищения. Поэтому, как правило, в этот процесс подключаются церковь, различные благотворительные общества, фонды. Здесь важен опыт оказания социальной помощи, накопленный как за рубежом, так и у нас, в частности опыт оказания «точечной», «адресной» помощи. Социальную напряженность не снять без решения вопроса о массовой безработице. Принято считать, что безработица в определенных размерах является необходимым атрибутом рыночной экономики. Она является, по мнению специалистов, средством ускорения реформ, повышения производительности труда, производственной дисциплины. Однако безработица - это и социальные конфликты, и снижение жизненного уровня, и моральные потери, не говоря уже о том, что безработные не создают прибавочной стоимости, а живут или на свои сбережения, или на отчисления из бюджета государства. Нормальная стабильная экономика стремится свести безработицу к минимуму и максимально занять всю имеющуюся рабочую силу в тех отраслях, где это требуется. Практика функционирования механизма обеспечения трудовой занятости населения в зарубежных странах позволяет увидет

Date: 2015-07-01; view: 1155; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию