Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-психологические измерения стратификации
Стратификация (лат. stratum – слой, пласт, facere – делать) – процесс и результат разделения общества на различные социальные слои, отличающиеся своим общественным статусом (лат. status – состояние, положение). Это может быть неравный объем власти или богатства, неодинаковые права и обязанности и т.п.
Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы. Границы таких групп трудно определить, часто сами индивиды, входящие в эти группы, не представляют не только их размеров и границ, но и собственного статуса в этой сложной социальной системе. Однако без знания реальной социальной структуры, характера распределения ценностей между различными группами и степени неравенства между ними невозможно понять, как функционирует и развивается общество. Совокупность знаний, касающихся перечисленных аспектов социальной жизни, относится современными учеными к теории социальной стратификации.
По сравнению с простыми расслоениями социальная стратификация имеет по крайней мере два существенных отличия. Во-первых, стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегирированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои. Во-вторых, верхние слои значительно меньше по количеству входящих их членов общества. Так, элита - верхние слои - составляет, безусловно, меньшинство по сравнению с низшими слоями общества. Тоже можно сказать и об остальных слоях, если их рассматривать последовательно сверху вниз.
Существуют четыре главных измерения стратификации: доход, власть, образование, престиж.
Критерии подразделения общества на слои бывают объективные и субъективные, поэтому социальную стратификацию можно объяснить взаимодействием объективных и субъективных факторов: объективной социальной дифференциации и субъективной социальной оценки. Социальная дифференциация – подразделение общества на элементы, разграничение и специализация составных частей социального организма, появление новых структур, статусов и ролей.
Горизонтальная дифференциация, или гетерогенность (греч. heteros – разнородность, неоднородность) включает в себя группирование населения по полу, возрасту, расе, вероисповеданию, национальности, месту жительства и т.п. В современных цивилизованных обществах эти параметры обычно носят номинальный (условный) характер и не сравниваются по принципу «выше-ниже».
Вертикальная дифференциация (социальное расслоение) описывает наличие множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В социологии обычно выделяют три базисных вида стратификации (экономическую, политическую, профессиональную), а также небазисные виды стратификации (культурно-речевая, возрастная и т.д. По мнению Т. Парсонса, универсальными критериями социальной стратификации являются: - качество (предписывание индивиду определенной характеристики, например компетентно- сти); - исполнение (оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей); - обладание материальными ценностями, талантом, культурными ресурсами. Сложились три различных подхода к изучению социальной стратификации: а) самооценочный, или метод классовой идентификации; б) с позиции оценки репутации (например, в недалеком прошлом было выгодно иметь рабоче-крестьянское происхождение, но с наступлением других времен люди стали отыскивать корни своего аристократического происхождения); в) объективный,основанный на учете престижа профессии, уровня образования и дохода. При этом используется следующая вертикальная стратификация: 1) высший класс профессионалов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие,осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие. Образ жизни - существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и целых поколений. Существуют различные виды образа жизни: - здоровый, который предполагает правильное питание, соблюдение гигиенических норм, наличие психологически комфортных условий на работе и в быту, занятие спортом, упорядоченный отдых, избежание стресса, крепкий сон,минимальное употребление алкоголя; -нравственно здоровый, отвечающий содержанию основных ценностей жизни и культуры; -замкнутый, аскетический, предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность; -богемный, связанный с нестрогим соблюдением повседневных норм общения; -«студенческий», ассоциирующийся с беззаботностью и легким отношением к жизни. Перечень этих видов можно продолжить и по совершенно иным основаниям. Дело в том, что сколько разновидностей общностей, столько и видов образа жизни. В соответствии с этим выделя- ют армейский, городской, сельский, монашеский, сектантский, курортный образы жизни, а также образ жизни бродяг, инвалидов, «золотой молодежи», номенклатуры, «белых воротничков», торго- вых работников, преступников и т. п.
|