Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические измерения стратификации





 

Стратификация (лат. stratum – слой, пласт, facere – делать) – процесс и результат разделения общества на различные социальные слои, отличающиеся своим общественным статусом (лат. status – состояние, положение). Это может быть неравный объем власти или богатства, неодинаковые права и обязанности и т.п.

 

Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы. Границы таких групп трудно определить, часто сами индивиды, входящие в эти группы, не представляют не только их размеров и границ, но и собственного статуса в этой сложной социальной системе. Однако без знания реальной социальной структуры, характера распределения ценностей между различными группами и степени неравенства между ними невозможно понять, как функционирует и развивается общество. Совокупность знаний, касающихся перечисленных аспектов социальной жизни, относится современными учеными к теории социальной стратификации.

 

По сравнению с простыми расслоениями социальная стратификация имеет по крайней мере два существенных отличия. Во-первых, стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегирированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои. Во-вторых, верхние слои значительно меньше по количеству входящих их членов общества. Так, элита - верхние слои - составляет, безусловно, меньшинство по сравнению с низшими слоями общества. Тоже можно сказать и об остальных слоях, если их рассматривать последовательно сверху вниз.

 

Существуют четыре главных измерения стратификации: доход, власть, образование, престиж.

 

Критерии подразделения общества на слои бывают объективные и субъективные, поэтому социальную стратификацию можно объяснить взаимодействием объективных и субъективных факторов: объективной социальной дифференциации и субъективной социальной оценки.

Социальная дифференциация – подразделение общества на элементы, разграничение и специализация составных частей социального организма, появление новых структур, статусов и ролей.

 

Горизонтальная дифференциация, или гетерогенность (греч. heteros – разнородность, неоднородность) включает в себя группирование населения по полу, возрасту, расе, вероисповеданию, национальности, месту жительства и т.п. В современных цивилизованных обществах эти параметры обычно носят номинальный (условный) характер и не сравниваются по принципу «выше-ниже».

 

Вертикальная дифференциация (социальное расслоение) описывает наличие множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В социологии обычно выделяют три базисных вида стратификации (экономическую, политическую, профессиональную), а также небазисные виды стратификации (культурно-речевая, возрастная и т.д.

По мнению Т. Парсонса, универсальными критериями социальной стратификации являются:

- качество (предписывание индивиду определенной характеристики, например компетентно-

сти);

- исполнение (оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей);

- обладание материальными ценностями, талантом, культурными ресурсами.

Сложились три различных подхода к изучению социальной стратификации:

а) самооценочный, или метод классовой идентификации;

б) с позиции оценки репутации (например, в недалеком прошлом было выгодно иметь рабоче-крестьянское происхождение, но с наступлением других времен люди стали отыскивать корни своего аристократического происхождения);

в) объективный,основанный на учете престижа профессии, уровня образования и дохода.

При этом используется следующая вертикальная стратификация:

1) высший класс профессионалов;

2) технические специалисты среднего уровня;

3) коммерческий класс;

4) мелкая буржуазия;

5) техники и рабочие,осуществляющие руководящие функции;

6) квалифицированные рабочие;

7) неквалифицированные рабочие.

Образ жизни - существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и целых поколений.

Существуют различные виды образа жизни:

- здоровый, который предполагает правильное питание, соблюдение гигиенических норм, наличие психологически комфортных условий на работе и в быту, занятие спортом, упорядоченный отдых, избежание стресса, крепкий сон,минимальное употребление алкоголя;

-нравственно здоровый, отвечающий содержанию основных ценностей жизни и культуры;

-замкнутый, аскетический, предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность;

-богемный, связанный с нестрогим соблюдением повседневных норм общения;

-«студенческий», ассоциирующийся с беззаботностью и легким отношением к жизни.

Перечень этих видов можно продолжить и по совершенно иным основаниям. Дело в том, что

сколько разновидностей общностей, столько и видов образа жизни. В соответствии с этим выделя-

ют армейский, городской, сельский, монашеский, сектантский, курортный образы жизни, а также

образ жизни бродяг, инвалидов, «золотой молодежи», номенклатуры, «белых воротничков», торго-

вых работников, преступников и т. п.

 

 

Date: 2015-07-01; view: 2104; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию