Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задачи стоящие перед современной СПЗадачи социальной психологии: 1. Изучение и всестороннее осмысление сущности, содержания, форм проявления и закономерностей функционирования СПЯ и процессов. 2. Теоретический и практический анализ условий возникновения и развития, а так же исторического и социального фона функционирования СПЯ. 3. Совместно с представителями других наук исследование СПЯ и процессов. 4. Прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов развитие об-ва на основе учета с-п закономерностей и механизмов.
Специфика социальной психологии, сложившейся в нашей стране в конкретных исторических условиях, а именно в период существования социалистического строя, естественно, породила и новую проблематику. Конечно, многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность – все это явления, присущие любому типу общественной организации. Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, даже и эти, описанные в традиционной социальной психологии, явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание. Формально процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т.д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям – все это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех традиционных проблем приобретает новые грани. Методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем продиктован в том числе и общественными потребностями. Во-вторых, новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др. Идея о том, что общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога – уметь выявить эти проблемы.
Вопрос 3. Таким образом, сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Это, однако, не прибавляет аргументации в пользу более точного выявления статуса социальной психологии между двумя указанными дисциплинами, хотя и дает основания для определения областей исследования. Что же касается статуса, то споры о нем идут до сих пор и в западной социальной психологии. Французские исследователи Пэнто и Гравитц так объясняют основную линию этой полемики... До возникновения социальной психологии были две линии развития проблематики личности и общества: психология анализировала природу человека, социология анализировала природу общества. Затем возникла самостоятельная наука -- социальная психология, которая анализирует отношение человека к обществу (Пэнто, Гравитц, 1972. С. 163}. Эта схема возможна лишь относительно такой психологии, которая анализирует природу человека в отрыве от природы общества. Но теперь уже трудно отыскать такого рода психологические теории, хотя многие из них, признавая факт «влияния» общества на человека, не находят корректного решения проблемы о способах этого влияния. Понимание предмета социальной психологии и ее статуса в системе наук зависит от понимания предметов как психологии, так и социологии.
Вопрос 4. Сущность, классификация и основные механизмы возникновения социально - психологических явлений. Социально-психологические явления - это феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также способствующие организации как социально полезной, так и преступной деятельности. К числу основных социально-психологических явлений относятся: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и пр. Социально- психологические явления находят свое отражение в соответствующем понятийном аппарате, тезаурусе. Они классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости и т.д. Так, по содержанию они делятся на нормальные и деформированные. Критериями нормальных социально-психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей. Что же касается деформации социально-психологических явлений, то их отличия состоят в негативных, дестабилизирующих, дезорганизующих влияниях. Это обстоятельство создает предпосылки для создания экстремальной социальной психологии. В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально-психологические явления: · межличностные · групповые; · межгрупповые; · массовидные. Выделяются осознаваемые и неосознаваемые социально- психологические явления. По степени устойчивости социально-психологические явления подразделяются на динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и на- строения) и статичные (например, традиции, обычаи). Обычно в динамике и статике рассматривались только групповые явления. Эта традиция восходит к школе «групповой динамики» К.Левина. В качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые (слухи, различные группировки и т.д.), а также стихийно возникающие и распространяющиеся (мода и пр.). К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят: подражание - следование какому-либо примеру, образу; внушение - процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания; заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому; убеждение - метод воздействия на сознание личности; идентификацию - процесс объединения или, точнее, отождествления. Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения. Яркое описание одного из механизмов социально-психологических явлений содержится в знаменитой сказке Х.Андерсена о голом короле. Эта сказка - пример конформизма, с помощью которого совершается массовый обман. Боязнь быть не «как все», получить наказание за несогласие с общим мнением сохраняет ложь и заставляет воспринимать ее как правду.
Вопрос 5. Отечественные социально-психологические теории личности. (Мясищев, Парыгин, Ядов): 1. теория Мясищева «Психологические отношения личности»: отношение – целостная, активная, избирательная, основанная на опыте связь индивида с различными сторонами социальной действительности. Связь и оценка: Отношения личности образуют систему с 3 подсистемами: 1. отношение к другим людям (группам); 2. отношение к себе; 3. отношение к внешнему миру (природа, предметы и т.д.). Личность – это ансамбль отношений, её главная роль отношение к другому человеку, которая формируется в деятельности, общении. Параметры отношений: модальность (+, -, нейтрально), дифференцированность, избирательность, осознанность, устойчивость, стереотипность (изменение одной подсистемы приводит к изменению всей системы). 2. Ядов «Диспозиционная концепция»: диспозиция – продукт столкновения потребности и ситуации, который фиксируется в личностной структуре. Диспозиционные образования формируются в структуру: 1. низший уровень – простые установки на основе витальных потребностей и низкой осознаваемостью. 2. социально-фиксированные установки – аттетюды. 3. высший уровень диспозиционной иерархии образует систему ценностных ориентаций на достижение цели. (Фанзетивность – перенос знания или основанного на знании отношения с одного объекта на другой). Эмоциональные аспекты диспозиционной организации характеризуются свойствами напряжённости или центрированности в отношении ведущих потребностей личности. Важнейшая функция диспозиций – психическая регуляция поведения субъекта в данной сфере. 3. Парыгин «Представления о структуре личности»: личность – интегральное понятие, которое характеризует человека в качестве объекта социальных отношений и объединяет в нём общечеловеческие, социально-специфические, индивидуально-психические особенности. 1. модель - статической структуры личности: Личность как набор образований – общечеловеческие качества, соц.-специфические, индивидуально-неповторимые. Это предельно отвлечённая от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные аспекты, пласты психики индивида. 2. модель – динамической структуры личности модель психического состояния и поведения человека: внутренний и поведенческий аспекты. Особую роль, Парыгин отводит эмоциональному фактору – психическому настрою.
|