Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы социализации личности





Механизм – это посредству чего происходит этот процесс.

Механизмы:

1. Подражание (имитация)

2. Идентификация (отождествление)

3. Руководство (сознательное руководство личности)

4. Конформизм (приспособление)

5. Общение.

ВОПРОС 9. Сущность и классификация социальных отношений. (поСоциальная психология: Учебное пособие для вузов (под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А))

Для обозначения системы отношений используют различные понятия: «социальные отно-шения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. В одном случае они упо-требляются как синонимы, в другом - резко противопоставляются друг другу. На самом деле, несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой.

Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами. Несколько иной пласт отношений характеризует понятие «общественные отношения», под которымипонимают многообразные связи, возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.Отношения классифицируют по следующим основаниям :

1. с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные);

2. по объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали);

3. по сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные);

4. с позиции регламентированности (официальные, неофициальные);

5. исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когни-тивные, конативные и пр.).

Социальные отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т. д.

 

Вопрос 10.

Сущность и классификация соц. отношений.

Сущность социальных отношений

Социальные связи человека, находящегося даже в очень небольшой, малочисленной группе, представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. Постепенно в ходе общения из всей совокупности взаимодействий выделяются устойчивые социальные связи, которые на основе рационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соответствующим поведением взаимодействующих индивидов. Такие осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением, называют социальными отношениями.



В отличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебного процесса. Постепенно через какое-то время повторяющиеся взаимодействия приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений: любовь и ненависть, равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение обязательств, презрение и т. д.

Каждый из членов социальной группы после ряда взаимодействий вступает с другими членами группы в определенные отношения, которые крайне разнообразны по форме и содержанию. Для изучения этого богатого мира социальных отношений их нужно классифицировать и определить механизм их формирования. Прежде всего социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта этой любви. В данном случае поведение участников будет соотнесено по смыслу, поскольку один действующий индивид предполагает, что чувства, присущие ему, испытывает и другой партнер или партнеры, и на это ожидание ориентирует свое поведение. Сила и характер этой ориентации имеют решающее значение для взаимоотношений с другими партнерами. Так, первоначальная симпатия, натыкаясь на неприязнь, может перерасти в ненависть, если установка на отношения симпатии слабая и неопределенная. Однако эта симпатия при сильной, точно определенной установке даже в отсутствие взаимности партнера может достаточно долгое время оставаться неизменной.

Классификация социальных отношений

1. по субъекту:

· индивидуальные

· межличностные

· внутригрупповые

· межгрупповые

· международные

2. по объекту:

· экономические

· политические

· правовые

· управленческие

· социокультурные

· семейно-бытовые

3. по модальности:

· сотрудничество

· взаимопомощь

· соперничество

· конкуренция

· конфликты

· субординация

4. по стандартизации:

· формальные и неформальные

· официальные и неофициальные

5. по времени:

· кратковременные и долговременные

· постоянные и случайные

6. по функциональности:

· отношения зависимости

· отношения власти

· отношения господства



вопрос 11.

11 вопрос
Характеристика коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов общения
1 Коммуникативная - Коммуникация – это процесс передачи сообщений от одного человека другому так, чтобы на их основе можно было действовать
В этот процесс входят след. элементы:
1) способность человека, передающего сообщение, выразить точно и ясно, что он хочет сказать;
2) выбранное для сообщения ср-во –- устное; - письменное; - визуальное;
3) способность и желание реципиента понять сообщение и действовать в соответствии с ним;
4) «шум» в системе, кот. может исказить сообщение и сделать его непонятным. Комм-ая сторона общения может проявл-ся в таких обыденных ситуациях общения как:

1.Диадное, интимно-личностное общение – взаимод-ие 2х Ч, как правило, близких или хорошо знакомых др.с др. (приятелей, мужа и жены; влюбленных и т.д.). Чаще всего выделить какую-то рациональную цель, лежащую в основе такого общения, бывает трудно. Здесь главную ценность представляет сам контакт и те эмоциональные переживания, кот. с ним связаны - сопереживание, ощущение взаимопонимания, поддержки, сходства и близости с др.
2. Межличностное общение 2х и более людей в малых группах и сообществах, где каждый знает каждого. Это могут быть, например, различные неофициальные разговоры, беседы между людьми в учебных, трудовых коллективах, в приятельской компании, в семье, со знакомыми по месту жительства и проч. Как правило, такое общение не преследует деловых, утилитарных целей. Основной его смысл состоит в установлении и поддержании контакта, чувства «мы».

3. Ситуация делового общения 2х или более людей в малых группах, где все участники в большей или меньшей степени знают друг друга. Цель делового общения - достижение какого-либо четкого решения, соглашения, договоренности. Это может быть взаимод-ие м/у коллегами по работе, м/у начальником и подчиненным, коммерсантами и т.д.
4. Общение людей в относительно больших группах и сообществах, в кот. могут входить как хорошо знакомые, так и незнакомые др. др. люди, но объединенные некой общей задачей, целью. Такое общение носит, как правило, ситуативный, оперативный хар-р. Партнеры могут быть в большей или меньшей степени лично знакомы м/у собой, но их объединяет сознание принадлежности к группе, единство целей, общая деятельность. На хар-р общения оказывают регулирующее влияние и соци. культурные нормы, и нормы, выработанные в данной конкретной общности людей.

5. Массовое общение - множественные контакты на улицах, в транспорте, предприятиях обслуживания, в учреждениях культуры и отдыха. Как правило, такие контакты м/у людьми носят кратковременный и случайный хар-р, анонимны и «обезличены».

2 Интерактивная - условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деят-ти людей. Общение всегда должно предполагать некот. Рез-т — изменение поведения и деят-ти др. людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимод-ие, т.е. совокупность связей и взаимовлиянии людей, складывающихся в их совместной деят-ти. При интерактивном общении рассматривается характеристика тех компонентов общения, кот. связаны со взаимод-ем людей, с непосредственной организацией их совместной деят-ти. В соц. психологии сложилось специальное направление, где интерактивная сторона общения взята за исходный пункт всякого соц-о-психол-го анализа.
3. Перцептивная - Процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Существенной особенностью этой стороны общения является то, что восприятие партнерами друг друга всегда носит субъективный хар-р, и потому подвергается влиянию многих факторов: сложившихся в обществе стереотипов, уровня культуры (как в социальной группе, так и индивидуального), личного опыта, направленности и других индивидуальных свойств. В последние десятилетия в обиход вошло понятие «деловой флирт», которое подразумевает под собой построение окрашенных положительными эмоциями деловых отношений с партнером, независимо от его пола. Деловой флирт между партнерами по бизнесу возможен только при достаточном развитии у них способности к сопереживанию (эмпатия) и умению анализировать впечатление, производимое на окружающих (рефлексия). Поскольку каждому человеку свойственно стремиться прогнозировать ситуацию, мы всегда имеем по поводу ситуации общения какие-либо ожидания, соответствующие нашему опыту и представлениям о людях. Такое явление носит название стереотипа ожидания.

Вопрос 12. РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности. Различают вербальныесредства общения (устная и письменная речь) и невербальные(неречевые) средства общения. В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важны жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движение всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т. п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Известны гримасы, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть, ненависть и т.п. В межличностном общении(речевом) обычно применяются письменный и устный язык. К структуре общения относятся: -коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь,в основе которого лежит психологический контакт; - познавательный аспект, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга; - интерактивная (контактная) сторона, связанная с процессом воздействия, поведения. Выделяют такие виды общения, как межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное. Преимущества письменного языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменным языком, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю. Недостатками устного языка являются речевые ошибки, многозначность. Искусство общения предполагает, во-первых, безупречное владение письменным языком, что обеспечивается образованием; во-вторых, хорошее владение устным языком (в этом больше- го успеха достигают люди, владеющие и образными и одновременно сложными народными обо- ротами речи); в-третьих, умение правильно устанавливать оптимальное соотношение устного и письменного языка для каждой ситуации.
Невербальные средства общения делятся на три группы: 1. Визуальные: - кинесика (движение рук, ног, головы, туловища); -направление взгляда и визуальный контакт; -выражение глаз; - выражение лица; - поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста); - кожные реакции (покраснение, испарина); - дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); - вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.). 2. Акустические (звуковые): - связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); - не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «хлюпанье» носом и т. п.). 3. Тактильные (связанные с прикосновением): - физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); - такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).


 

Вопрос 13. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩНОСТЕЙ
Понятие «общность» используется для обозначения сходства, единства элементов, состав- ляющих целое. Если более детально оценивать рассматриваемое социально- психологическое явление, то можно сказать, что под общностью понимается группа людей, объединенных устойчивыми социальными признаками, в качестве которых выступают общие цели, интересы, условия жизнедеятельности, возраст, пол, принадлежность группы к единой культуре, религии, образ, качество и стиль жизни, социальный статус, отношение к собственности. Таким образом, социальная общность - это совокупность людей, которая характеризуется общими для данной группы условиями жизнедеятельности; принадлежностью к исторически сложившимся территориальным, культурным, религиозным, профессиональным образованиям, к тем или иным социальным организациям и институтам. Социально-психологической основой общности являются понятия «мы» и «они». «Мы» - это универсальная психологическая форма самосознания всякой общности людей. «Мы» всегда противопоставляется понятию «они» [18]. Особенно рельефно разделение общества с позиций «мы» и «они» происходит в условиях социальной напряженности. Раскрывая социально-психологическую сущность понятия «общность», нельзя обойти проблему общины. Последняя - типичный пример общности. Признаками общины являются кровное родство, соседство и дружба. Вследствие ослабления общинных связей для современного общества характерны «более холодные» отношения между индивидами. В настоящее время дихотомия общины и обществ, воспроизводится в связи с различением традиционного и современного общества. Интерес к проблеме общины имеет исторические корни. Дело в том, что в жизни древнерусской деревни большую роль играл община - мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах). К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная (соседская). Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. После 1861 г. община стала выполнять двоякую функцию: фискально-земельную и функцию демократического само- 73 управления, регулятора специфического уклада, образа жизни, так называемой «народной педагогики». Сегодня дискуссия вокруг понятия «община» продолжается. Одни, развивая идеи П.А.Столыпина, утверждают, что община изжила себя, другие, напротив, предрекают ей большое будущее. Как бы там ни было, но в России возрождается, например, казачество. Во многих отношениях его образ жизни носит общинный * характер. Более того, в ряде современных развитых стран элементы общины на уровне самоуправления не только сохраняются, но и с успехом развиваются. Понятие «общность» неразрывно связано

Вопрос 14








Date: 2015-07-01; view: 339; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию