Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четыре составляющих диагностики





 

В китайской медицине существует четыре составные части диагностики (сы чжэнь). К ним относятся осмотр (ван чжэнь), выслушивание и обоняние (вэнь чжэнь), расспрос (вэнь чжэнь) и пальпация (це чжэнь).

В связи с тем, что организм человека представляет собой органичное целое, локальные патологические изменения влияют на организм в целом, а патологические изменения во внутренних органах проявляются на поверхности тела. Известный врач Чжу Чжэньхэн (1281 — 1358 гг.) писал: «Если хотите знать, что происходит у пациента внутри, осмотрите поверхность тела, потому что все внутреннее обязательно проявляется снаружи».

Сопоставляя данные всех четырех частей диагностики, врач может установить причинные факторы и характер болезни, определить направления лечения.

Четыре части диагностики не могут быть разделены. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Только при совместном применении всех четырех составляющих можно получить полное представление о заболевании и поставить точный диагноз. Чрезмерное увлечение одними методами и недостаточное внимание к другим совершенно неприемлемы.

 

Осмотр

 

Осмотр (ван чжэнь) является диагностическим методом исследования состояния жизненного духа Шэнь, цвета лица, внешнего вида, языка пациента. Поверхность тела имеет тесную связь с внутренними органами. Любое изменение на поверхности тела может быть отражением патологических состояний во внутренних органах.

 

Исследование состояния жизненного духа Шэнь

 

Под жизненным духом Шэнь подразумеваются внешние проявления жизнедеятельности организма. Его состояние отражает силу Ци и крови внутренних органов. Исследование состояния жизненного духа Шэнь дает представление о силе жизненной Ци и степени тяжести болезни, что очень важно для дальнейшей диагностики. В каноне «Су вэнь» говорится: «Обладающие жизненным духом Шэнь процветают, потерявшие жизненный дух Шэнь умирают».

Основными проявлениями состояния жизненного духа Шэнь являются взгляд, сознание, выражение лица и внешний вид человека. Выделяется пять типов состояния жизненного духа Шэнь:

1. Обладание жизненным духом Шэнь (дэ шэнь или ю шэнь). В этом случае у человека блестящие и живые глаза, ясное сознание, внятная речь, блестящая здоровая кожа лица, ровное и спокойное дыхание, мышцы крепки и подвижны. Все это указывает на то, что жизненная Ци человека не повреждена, квинтэссенция Цзин не истощена, болезнь или отсутствует, или имеет легкую стадию с благоприятным прогнозом.

2. Нехватка жизненного духа Шэнь (шао шэнь или шэнь ци бу цзу). Наблюда

ются безразличный взгляд, тусклый цвет кожи лица, сонливость, замедленность движений, утомляемость, ощущение нехватки воздуха, нежелание разговаривать, мягкая поверхность тела. Данное состояние указывает на нехватку жизненной Ци, легкую степень повреждения квинтэссенции Цзин

Встречается при легких стадиях болезни, в фазе ремиссии при острых заболеваниях, а также при врожденной слабой комплекции пациента.

3. Утрата жизненного духа Шэнь (ши шэнь или у шэнь). В этом случае у человека потухший взгляд, поблекшее лицо, неровное дыхание, невнятная речь, депрессия, заторможенность, мышечная слабость, что указывает на истощение жизненной Ци, нарушения функциональной активности внутренних органов, тяжелую стадию болезни с неблагоприятным прогнозом.

4. Ложная активация жизненного духа Шэнь (цзя шэнь). В ходе длительной и опасной болезни может возникнуть кратковременная предсмертная активация жизненного духа Шэнь, то есть внезапный блеск в глазах, разговорчивость, покраснение лица, повышение аппетита, что свидетельствует о полном истощении квинтэссенции Цзин.

Беспорядочное состояние жизненного духа Шэнь (шэнь луань). Данное состояние наблюдается при различных психических болезнях (маниакально-депрессивном психозе, истерическом синдроме, шизофрении, эпилепсии).

 

Осмотр цвета

 

Цвет и блеск лица отражают состояние Ци и крови внутренних органов. В каноне «Лин шу» говорится: «Ци и кровь всех двенадцати каналов и трехсот шестидесяти пяти коллатералей поднимаются к лицу». Изменения цвета лица часто предполагают различные патологические состояния, следовательно, исследование этих изменений имеет очень важное значение в диагностике.

Выделяется пять аномальных цветов кожи лица: синий, желтый, красный, белый, черный, которые, согласно теории Пяти элементов, связаны с соответствующими цзан-органами, а также отражают принадлежность болезни к холоду или жару, недостатку или избытку, наружному или внутреннему.


Следует отличать нормальный и аномальный цвет лица а также помнить о том, что

внешние природные факторы в определенные времена года могут повлиять на цвет лица человека. Кроме того, цвет кожи у представителей разных рас различен. Нормальной считается блестящая упругая кожа естественного цвета.

Ниже приводятся описания различных типов аномального цвета лица:

Красный цвет лица отражает заболевания сердца, а также соотносится с синдромами жара типа избытка или типа недостатка. Если все лицо красное, это свидетельствует о жаре типа избытка, возникающем при восприятии внешних патогенных факторов или при активации Ян внутренних органов. Покраснение щек с приливами жара и ночными потами свидетельствует о внутреннем жаре из-за недостатка Инь.

Белый (бледный) цвет лица отражает заболевания легких, соотносится с синдромами холода типа недостатка, потерей крови, а также с избытком Инь или недостатком Ян. Бледное отекшее лицо свидетельствует о недостатке Ян-Ци, а бледное исхудавшее — о недостатке крови.

Желтый (желтушный) цвет лица отражает заболевания селезенки, соотносится с синдромами недостатка и сырости. Когда кожа всего тела, включая лицо, имеет желтый оттенок, это свидетельствует о желтухе. При Ян-желтухе, вызванной сыростью-жаром, желтизна имеет ярко-оранжевый оттенок. При Инь-желтухе из-за холода-сырости или длительного застоя крови кожа темно-желтая. Бледно-желтая кожа встречается при недостатке Ци и крови.

Синий (синюшный) цвет лица отражает заболевания печени, соотносится с синдромами холода, болью, застоем крови и судорогами. Бледность с синюшным оттенком наблюдается при внутреннем скоплении Инь и холода, сопровождается резкой болью в животе. Темно-синие лицо и губы с болями в области сердца или за грудиной свидетельствуют о застое крови сердца. Темно-синие губы у детей с высокой лихорадкой часто наблюдаются при судорогах.

Черный (темный) цвет лица отражает заболевания почек, соотносится с синдромами недостатка Ци почек и застоем крови.

При недостатке Ян почек с ломотой в пояснице и похолоданием конечностей лицо приобретает бледно-темный цвет. Темный тусклый цвет лица с шелушащейся кожей свидетельствует о длительном застое крови.

Если кожа лица пациента имеет свежий и влажный блеск, это говорит о том, что болезнь носит легкий характер с благоприятным прогнозом, Ци и кровь не истощены. Тусклое и изможденное лицо указывает на тяжелую стадию болезни с неблагоприятным прогнозом, повреждение квинтэссенции Цзин.

В главе «Пять цветов» канона «Лин шу» различные части лица соотнесены с определенными цзан-фу-органами и тканями: «Лоб — это „голова и лицо ", выше места между бровями — это „горло ", между бровями — это „легкие", между глазами — это „сердце", прямо вниз — это „печень", влево от „печени" это „желчный пузырь", ниже — это „селезенка", вверху крыльев носа — это „желудок", в середине [щеки] — это „толстый кишечник", сжимают „толстый кишечник" — это „почки", в месте „почек" это „пупок", [с двух сторон выше кончика носа — это „тонкий кишечник", ниже кончика носа — это „мочевой пузырь и матка", возвышение скуловой кости — это „надплечье", сзади возвышения скуловой кости — это „рука ", ниже „руки" — это „кисть руки", у внутреннего угла глаза — это „грудная клетка и сосок", выше линии, огибающей [ухо — это „спина ", вдоль по углу нижней челюсти — это „бедро ", в середине [нижней челюсти] — это „колено", ниже „колена" — это „голень", прямо вниз от „голени" — это „ступня", возле угла рта — это „внутренняя поверхность бедра", вместе изгиба нижней челюсти это „надколенник". Это места, соответствующие пяти цзан-органам, шести фу-органам и суставам» (рис. 21). Изменения цвета в этих частях лица могут указывать на состояние соответствующих органов и тканей. Кроме того, можно производить их осмотр и пальпацию[1].


Также необходимо исследовать цвет секретов и экскретов, таких как выделения из носа, мокрота, моча, бели. В общем, прозрачный и светлый цвет соотносится с недостатком и холодом, а мутный и желтый — с избытком и жаром.

 

Осмотр внешнего вида и поведения

 

Имеется ввиду исследование физической силы, упитанности пациента, его движений и особенностей поведения.

Если человек физически силен, это свидетельствует о нормальном функционировании внутренних органов, достатке Ци и крови, в то время как физическая слабость говорит о недостатке Ци и крови, ослаблении внутренних органов.

Избыточный вес указывает на скопление флегмы и сырости, образование преград циркуляции Ци. худоба — на недостаток Ци и крови, сильное похудание в ходе длительной болезни — на истощение квинтэссенции Цзин.

Движения тела и позы пациента также являются отражением патологических изменений в организме. Различные заболевания часто сопровождаются определенными движениями тела и позами, однако в целом высокая активность пациента свидетельствует о синдроме типа Ян, а низкая активность — о синдроме типа Инь. Например, при заболеваниях легких типа избытка со скоплением патогенной флегмы пациент обычно сидит, подняв голову, а при недостатке Ци с одышкой и нежеланием разговаривать голова, как правило, опущена. Дрожь конечностей обычно связана с ослаблением первичной Ци или внутренней активацией ветра печени.

В каноне «Лин шу» выделено пять типов характера человека (у тай). Классификация основана на теории Инь и Ян, тесно связана с поведением человека, имеет определенное значение в диагностике.

1.Тип человека тай-инь (великой силы Инь). Люди этого типа скупы и бесчеловечны, любят брать, но не любят отдавать, хладнокровны, оторваны от жизни, часто лавируют.

2.Тип человека шао-инь (меньшей силы Инь). Люди этого типа коварны, радуются неудачам других, в то время как успехи других людей вызывают у них чувство гнева.

3.Тип человека тай-ян (великой силы Ян). Люди этого типа в делах неосмотрительны, любят вести громкие и пустые разговоры, не имеют истинных способностей, склонны к преувеличениям, часто имеют грандиозные, но нереальные планы.


4.Тип человека шао-ян (меньшей силы Ян). Люди этого типа в делах тщательны и осмотрительны, высоко ценят себя, самонадеянны, общительны, стремятся к славе, стоят с высоко поднятой головой, ходят враскачку.

5.Тип человека с гармонией Инь и Ян. Люди этого типа в любых условиях сохраняют спокойствие, не стремятся к славе и богатству, не имеют страха, не бывают чрезмерно возбужденными.

 

Осмотр пяти органов чувств

 

Осмотр глаз. В каноне «Су вэнь» говорится: «Квинтэссенция Цзин пяти цзан-органов и шести фу-органов поднимается и вливается в глаза, делая их зоркими». Таким образом, состояние глаз отражает патологические изменения во внутренних органах.

В каноне «Лин шу» также говорится: «Если глаза красные, болезнь в сердце, белые — в легких, синие — в печени, желтые — в селезенке, черные — в почках».

Разным частям глаз соответствуют определенные цзанфу-органы и ткани.

Выделяются «пять окружностей», последовательно окружающих глаза снаружи внутрь и отражающих состояние соответствующих цзан-органов и тканей. Данное соотнесение основано на теории Пяти элементов, в частности, на соответствии цзан-органов и цветов.

К «пяти окружностям» относятся:

1.окружность мышц, отражает состояние селезенки и мышц (Земля, желтый);

2.окружность крови, отражает состояние сердца и крови (Огонь, красный);

3.окружность Ци, отражает состояние легких и Ци (Металл, белый);

4.окружность ветра, отражает состояние печени и сухожилий (Дерево, зеленый);

5.окружность воды, отражает состояние почек и костей (Вода, черный) (рис. 22).

Также выделяются «восемь укреплений». напоминающих оборонительные сооружения

для защиты города и отражающих состояние соответствующих фу-органов, «врат жизни»[2] и «сосудов матки»[3]. Это соотнесение основано на теории восьми триграмм канона «И цзин» (Канон еремен). К «восьми укреплениям» относятся:

1.водное укрепление, отражает состояние мочевого пузыря (триграмма Кань — Вода);

2.ветряное укрепление, отражает состояние желчного пузыря (триграмма Сюнь — Ветер);

3.небесное укрепление, отражает состояние толстого кишечника (триграмма Цянь - Небо);

4.земляное укрепление, отражает состояние желудка (триграмма Кунь — Земля);

5.огненное укрепление, отражает состояние тонкого кишечника (триграмма Ли — Огонь);

6.громовое укрепление, отражает состояние «врат жизни» (триграмма Чжэнь — Гром);

7.озерное укрепление, отражает состояние Сань-цзяо (триграмма Дуй — Озеро)

8.горное укрепление, отражает состояние «сосудов матки» (триграмма Гэнь — Гора) (рис. 23).

Оживленные глаза с четкой границей между склерой и радужкой свидетельствуют о достатке квинтэссенции Цзин, мутные и неблестящие — о ее нехватке.

Отечные выпученные глаза говорят о скоплении патогенной жидкости, ввалившиеся глаза — с повреждении жидкостей тела или недостатке квинтэссенции Цзин. Покраснение глаз и отечность век обычно возникают при ветре-жаре или активации огня печени, желтушность склер говорит о желтухе, гноящиеся глаза свидетельствуют о сырости-жаре. Закатывание глаз, фиксирование глаз в стороны или прямо вперед в основном указывает на ветер в печени.

Осмотр носа. При осмотре носа следует обратить внимание на его внешний вид и выделения. Раздувание крыльев носа наблюдается при одышке, вызванной жаром в легких или недостатком Ци легких и почек. Прозрачные выделения из носа связаны с восприятием внешнего патогенного ветра-холода, желтые мутные выделения со зловонным запахом — с трансформацией ветра-холода в жар. Мутные выделения из носа также часто наблюдаются при активации огня печени.

Осмотр ушей. Следует обратить внимание на цвет ушей и состояние внутреннего уха. Сухие уши обгорелого черного цвета наблюдаются при затяжной болезни с истощением квинтэссенции Цзин почек. Гнойные желтые выделения из ушей связаны с сыростью-жаром в печени и желчном пузыре.

Осмотр десен. Светлые десны наблюдаются при недостатке крови, красные припухшие — при возгорании огня желудка. Если покраснение и припухлость десен сопровождается кровотечением, это говорит о повреждении коллатералей огнем желудка.

Осмотр губ. Производится исследование цвета, влажности и вида губ. Бледность губ свидетельствует о недостатке крови, фиолетовый цвет — о сгущении холода или застое крови, сухие красные губы — об избытке жара.

Осмотр полости рта. Покраснение и припухлость мягкого неба и миндалин с болью свидетельствует о скоплении жара в легких или желудке, образование белых или желтых язвочек говорит о скоплении жара-токсина в легких или желудке, светло-красное небо с умеренной болезненностью — о недостатке Инь и активации огня.

Если при внезапном обмороке рот больного открыт, это говорит о недостатке, если же челюсти плотно сжаты, — об избытке.

 

Осмотр волос

 

Китайская медицина считает, что волосы — это «излишек крови» и в то же время — «цветы почек». Таким образом, состояние волос тесно связано с состоянием квинтэссенции Цзин почек и кровью. Тонкие, редкие, неблестящие и легко выпадающие волосы, как правило, указывают на недостаток квинтэссенции Цзин почек и крови или на жар в крови.

 

Осмотр языка

 

Осмотр языка, или диагностика по языку — важная составная часть диагностики в китайской медицине. Через каналы и коллатерали язык прямо или косвенно связан со многими внутренними органами, поэтому патологические изменения в них отражаются на состоянии языка.

В ходе осмотра исследуются внешний вид языка и налет на нем, образующийся из Ци желудка.

Язык делится на четыре области (рис. 24):

1.кончик (отражает состояние сердца и легких);

2.середина (отражает состояние селезенки и желудка);

3.корень (отражает состояние почек);

4.боковые части (отражают состояние печени и желчного пузыря).

Исследование этих областей языка применяется при диагностике нарушений в цзанфу-органах.

 

1. Цвет языка. Нормальным считается язык слегка красноватого цвета.

Светлый язык светлее нормального, указывает на синдромы недостатка и холода, встречается при недостатке и слабости Ян-Ци или недостатке Ци и крови.

Красный язык темнее нормального, указывает на синдромы жара. Встречается при внутреннем жаре типа избытка, а также при внутреннем жаре из-за недостатка Инь.

Темно-красный язык указывает на активацию жара, встречается при болезнях из-за восприятия внешнего жара, когда патогенный жар проникает в питательную Ци и кровь, при различных внутренних нарушениях, в основном — при недостатке Инь и возгорании огня.

Фиолетовый язык указывает на застой крови, который может быть связан как с холодом, так и с жаром. Светло-фиолетовый влажный язык связан с холодом, а темно-фиолетовый сухой — с жаром. Язык с темно-фиолетовыми пятнами также свидетельствует о застое крови.

 







Date: 2015-07-01; view: 1084; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию