Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ставшим
Во-вторых, Блох переходит на новую ступень анализа и говорит о Не как о «Яе-Имении». Переформулирование проблемы голода в проблему Не- Имения позволяет Блоху перейти к обсуждению онтологических аспектов своей теории. Из //^-Имения как беспокойства выводятся все характеристики Бытия. Яе-Имение не есть статичный феномен, это непрерывное движение. Таким образом. Не вводится как атрибут нетождественности предмета и ситуации самим себе. [ Идеал – это предел мечтаний. Этот предел субъективен (переживается человеком), но и объективен (дл известной степени социально и историчеки обусловлен). «Идеал успеха». Но тогда проблема, в чем новизна моего «проекта»? ] [Идеал – это ценность, но особая, недостижимая, и приближаться к ней можно с трудом, поэтому хотя деятельность и сообразуется с идеалом, велик соблазн разрешить противоречие в иллюзорно-компенсаторном ключе: для психического комформа, гармонизации внутреннего разлада, коллизии идеального и действительного сделать образ более зримым, развернутым, написать утопию, или, в случае личностного идеала, изобрести себе идеализированную идентичность (быть и казаться, бухгалтер Промокашкин). Идеал можно и «променять на чечевичную похлебку». Можно существовать и без идеала (прагматизм). Идел – ценность, поскольку он «значит», т.е. существует как ценность. Он является телеологическим регулятором деятельности, а не формальным («как»). Но он существует по особому. Идеал – это ценность, которая существует как образ желаемого совершенства. Это не просто мечта. Идеал так или иначе проявляет себя в деятельности, но эта деятельность может ограничиваться созданием утопий, т.е. компенсаторикой. Так происходит тогда, когда человек либо не располагает средствами (хочется, да колется) достижения идеала, либо испытывает пессимизм по поводу средств. Религиозно-мизантропическая критика, в той мере в какой она отчуждает от человека его сущность, неизбежно испытывает пессимизм средств (антропологический пессимизм: человек неспособен быть субъектом воплощения идеала)] Б) Категории Ничто и Всё. Поскольку Не — это начало любого движения к чему-либо, то может ли оно взорвать или уничтожить предмет? Не, по Блоху, связано как со Всем (Alles), так и с Ничто (Nichts). В любом процессе есть возможность как срыва, ведущего к Ничто, так и «удавшести», ведущей к Все. Соответственно по-разному должны формулироваться и связи Не с Ничто и Все. Соединение Не с Все есть цель, которая заставляет сказать: люди, как и весь мир, находятся еще в предыстории, в эмиграции. Такая цель еще должна быть достигнута. Напротив, соединение Не и Еще-Не с Ничто не является целью, это одна из целей использования в процессе диалектического отрицания. Поэтому можно говорить и о диалектическом использовании Ничто в смысле уничтожения неадекватного наличного бытия посредством его имманентного взрывания. Блох прямо повторяет Маркса, когда, пытаясь охарактеризовать диалектику Ничто, говорит о том, что все еще неудавшееся существующее несет в себе зародыш своего исчезновения. Однако факт диалектического использования не должен заслонять принципиальную разницу между Не и Ничто. Согласно Блоху, хотя Ничто и может быть союзником в преодолении бытийной статики, все же Не и Ничто должны быть разведены как можно дальше друг от друга. Когда речь идет о противопоставлении Все и Ничто, то Блох говорит об абсолютном Ничто, подразумевая под этим срыв, уничтожение утопии. Однако, в конечном счете, речь идет о моменте любого процесса как возможном срыве, уничтожении. Но это лишь момент в процессе реализации, выявления утопического содержания мира"*. Согласно Блоху, мир в целом есть эксперимент («Experimentum mundi»). В нем постоянно присутствует риск, неизвестность, и любой исторический процесс, любая попытка осуществления тех или иных мечтаний, надежд, утопий ведет или к Ничто или к Все. Исход такой борьбы предсказать трудно. Но что же представляет собой это Beel. Все — это абсолютное Все, полное осуществление утопии, совпадение Бытия и Утопии. Традиционно триумф Ничто мыслился мифологически как ад, а триумф «Всего» — как небо. Однако, по мнению Блоха, в действительности Все является ничем иным, как «тождеством пришедших к самим себе людей с удавшимся для них миром»^. В истории же философии — от Парменида до Спинозы — Все подменялось Вселенной или Универсумом. Вселенная выступала сначала как астрально- мифический, затем как пантеистический, затем как механистический заменитель «Всего». Оно выглядело как Целое движения, которое не движется, как гармония ставшести, где уже нет становления. Все, выступая как онтологическая противоположность Ничто, вместе с тем последнее включает в себя. Новая земля, новое небо, даже логика апокалипсиса предполагают диалектическое переворачивание Ничто: «...каждый адвент содержит в себе нигилизм как использованно-побежденный»^. Уничтожение, срыв — это постоянные спутники процесса-эксперимента, «постоянный гроб рядом с каждой надеждой»^, но в то же время и средство сокрушения статики. Что же касается позитивных характеристик Всего, то у него много различных сторон. Эта «радикально-утопическая категория спасения » характеризуется как удавшееся тождество субъекта с самим собой и сприродой, Высшее Благо, Гуманное (Ншпапит), простота, ядро, окончательный Новум, «конечное единство самого позднего Что-содержания с самой изначальной Чтобь/-интенсивностью мирового Бытия», оп1о8 оп - полнота бытия, Бытие-с-Основой и т.д.^ Еще одно определение — Все как Родина, как место возможной встречи индивида и общества с самим собой, ответ на гештальт неконструируемого вопроса (речь о котором шла выше), это Дом, это тождество с самим собой. Но такое отождествление не является покоящимся, чем-то таким, что может быть достигнуто раз и навсегда. Оно постоянно находится в движении. Тождество индивида и мира должно быть достигнуто в некоем стремлении. В) Категория Еще-Не. Не, которое находится в процессе, — это всегда Еще-Не: «Еще-Не — это действительно вспыхнувшее, открытое миру начало всего, что образуется и образовано»^. Еще-Не — это универсальная характеристика мира, действующая применительно и к человеку, и к материи, это категория и гносеологии, и онтологии. Тогда становится ясно, что понятие «нехватки»(Мап§е1), «не-достатка», о котором шла речь выше, относится не только к сфере человеческой экзистенции, но и ко всему бытию. «Нехватка» как Еще-Не переносится и на материю, вследствие чего становится универсальной антропологической и онтологической категорией. [идеалы Свободы, Равенства, Справедливости и проч. – их содержание исторически изменчиво, но формы – постоянны, т.к. они являются наиболее общими] Вышесказанное изложено традиционным философским языком, но если излагать собственные характеристики Еще-Не в текстах Блоха, то следует указать на два определения. Если мир — это процесс, то Еще-Не является в нем движущим, побуждающим началом. Утопией, «Истоком», «Основой», «Чтобы». «Чтобы»-фактор у Блоха — это то, благодаря чему появляется некое нечто, появляется мир. Это толчок, загадка. Побуждающее, это интенсивный Исток, это Поднимающееся. «Чтобы» мира и истории должно найти свое воплощение в утопическом «Что». Это совпадение «Чтобы» существования и «Что» сущности и есть искомое «Всё», о котором шла речь. Однако в истории нет такого совпадения и отождествления. Существующую и существовавшую ситуацию Блох обозначает краткой, но очень емкой формулой: 5 еще не Р, субъект еще не предикат. Субъект еще не нашел, не соз-дал своих предикатов или, другими словами, существз^щ^ие предикаты еще не являются адекватными для данного субъекта. Но если субъект все еще не стал предикатом и это только некая возможность, которая может осуществиться, а может, и не осуществиться; то смысл деятельности субъекта изменяется. Он оказывается возможен как некая конечная цель {Все, удавшееся бытие и т.д.), по отношению к которой получают интерпретацию все происходящие события. Блох говорит о необходимости полагания и сознавания Целостности, Всеохватывающего, то есть, по сути, о целостности мира и о целостном смысле мира. Так понятие смысла связывается с понятием тотальности. Конечная цель включает в себя направление движения («Куда», «Wohin») и «сверлящий» вопрос «Для чего?» («Wozu?»). Смысл получает как бы два измерения. С одной стороны, он уже постулирован морально- антропологически: «...Смыслом человеческой истории, заложенным уже в самом начале, является создание царства свободы» Подчеркнем при этом, что понятие смысла не ограничивается только историей, а распространяется и на природу, на космос. С другой стороны, смысл появляется и развивается в деятельности индивидов, он должен расширяться, углубляться, конкретизироваться, обогащаться и потому становится антистатичным, не жестко определенным изначально феноменом. 3.2. Характеристики Еще-Не-Бытия как новой онтологической модели Однако все-таки главное не в этом. Блох полагает, что утопическое предвосхищение в любых формах, даже в виде воздушных замков, в рамках такого подхода нигде не является Яе-Бытием: «Мечта, устремленная вперед, настолько часто встречается на каждом шагу, в юности, поворотах времени, продуктивности, что представляет собой их Впереди-Себя-Бытие. Это не образование облаков на небе, куда переносит и затуманивает себя земное сущее, а земная Латенция, в которой бродит Еще-Не-Сущее»^°. Можно говорить о своего рода «утопической реальности», которая отличается по своему качеству от других видов реальности. Она не больше и не меньше действительности, но по своему качеству она является открытой, бродящей, незаконченной и — еще не реальна для самой себя. Блох приходит к парадоксу описания: если бы эта утопическая реальность была реализована, она была бы максимумом действительности. Однако она, в силу своего особого качества, не является даже минимумом. Выход Блох видит в том, чтобы ввести специальные понятие для обозначения этого качества: субсистенция (8иЬ8181еп2, самостоятельное бытие), в отличие от экзистенции, — это материя, открытая вперед, в-возможности-сущее. В более практическом плане можно говорить о так называемых «индексах уровня бытия»^'. Однако, в конечном счете. Блох снова подчеркивает: утопическая реальность, Еще-Не-Быше «включает более сильную реальность, чем большинство до сих пор имевшихся»^^. [оптимизм в случае чисто литературных утопий тоже есть в том смысле, что там хотя бы гармоничное, непротиворечивое описывается как в принципе возможное, лежащего в сфере возможного, хоть у нас и нет средств достижения идеала. Таким образом, даже оптимизма средств может не быть? Оптимизм средств есть в утопических проектах] Б) Еще-Не-Бытие как мечта, или Миф о троянской и египетской Елене. Если бытие всегда является бытием в возможности, тогда меняется как понимание самой реальности, так и тех феноменов сознания, которые связаны с воплош;ением этой возможности — мечты, идеала, надежды. Для Блоха интересной и эвристически перспективной является следующая проблема: идеал (или идол) может оказаться и часто является для мечтающего и надеющегося индивида более живым и реальным, чем его осуществление, которое, в свою очередь, может казаться неким фантомом. Согласно Блоху, египетская Елена осталась чистой, верной, не знающей ничего о Парисе. Это Елена без Троянской войны, не кокетка и не идол всех битв, не цена победы. Столь быстрая смена образа супруги действует на Ме- нелая угнетающе, он не может поверить в это. Блох цитирует Еврипида, в пьесе которого Менелай восклицает: «Тяжести перенесенных страданий я доверяю больше, чем тебе!». Менелай поворачивается и собирается уйти, но в это время с корабля приходит гонец, который сообщает, что на корабле та, кто называл себя Еленой, исчезла в столбе огня. После этого уже нельзя сомневаться в иллюзорности существования греческой Елены и подлинности существования египетской. Согласно Еврипиду, Менелай может быть доволен, он возвращается домой с настоящей, а не с иллюзорной Еленой. В Спарте воцаряется спокойствие. Здесь кончается пересказ классического сюжета и начинается собственная интерпретация Блоха. На самом деле, считает он, троянская Елена или Елена-мечта имеет преимущество перед египетской Еленой. Десять лет она воплощала мечту и сама была таким образом мечты, пусть и иллюзорным. Но как раз поэтому более позднее исполнение желания — нахождение реальной жены — выглядит несколько тяжеловатым и несовершенным. Египетская Елена не участвовала в походах и приключениях — Ibid. См. также: Елена // Мифы народов мира. Энциклопедия. М.; Минск; Смоленск, 1994. С. 431-432. В отличие от троянской. Именно троянская, а не египетская Елена шла со знаменем, вобрала в себя тоску десяти утопических лет, ожесточение, многие ночи вдали от родины, суровые условия жизни в военном лагере, предвкушение победы. Поэтому они и меняются местами: эта троянская сирена, с которой связывают мир вины, страдания, но, прежде всего надежды, остается в данной истории почти реальной, а подлинная Елена почти фантом. У египетской Елены нет утопического блеска, она не увлекает со страстью в походы, военные приключения, ее не надо завоевывать^^. Вывод, который делает Блох: египетская реальность оказывается не столь реальной. В каждом свершении все равно содержится элемент надежды или объективно возможного. Бытие никогда не является только данной здесь-теперь действительностью. Оно всегда выходит за свои пределы. В этом смысле, по мнению Блоха, и в египетской Елене должно было быть что-то троянское, иначе эта история была бы невозможной и Елена не была бы целью борьбы.__ В) Еще-Не-Бытие как Возможность. Применительно к бытию Еще-Не проявляется как Еще-Не-Ставшие реальные возможности. Можно сказать и по-другому: это конкретизация тезиса о темноте как атрибуте развивающегося мира-процесса, о чем говорилось выше. Если бытие неясно, темно для самого себя, то оно является Еще-Не-Бытием, развивающимся в разных направлениях и видах, которые и конкретизируются через понятие «возможности ». Поэтому следующий важный момент, которому Блох уделяет внимание, — это характеристика Еще-Не-Бытия с точки зрения возможностей, заключенных в нем. Он говорит о четырех видах возможности. Д) Фронт, Новум. Именно человек раскрывает содержащиеся в мире (природе и обществе) скрытые объективно-реальные возможности (латен- ции). Соответственно, Блох применяет категории, относящиеся в равной мере и к субъекту, и к объекту. Таковыми выступают у Блоха «Фронт» и «Ло- вуму>. Фронт — это наиболее передовой отрезок настоящего времени бытия и истории, где в одинаковой степени находятся и субъект, и объект, это первое из развертываемых определений Не, временная география Не. Не — это и есть фронт, и как фронт оно всегда находится в непосредственно проживаемом мгновении. Таким образом, категория Фронта соответствует и дополняет тезис о «темноте проживаемого мгновения», о которой говорилось выше. Новум (Коуит)^^. Рассуждения, как всегда, начинаются с афоризма: «Не все ТО ново, что начинается». Будильник возвещает о начале обычного дня, Date: 2015-07-01; view: 333; Нарушение авторских прав |