Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интенсивность – степень приближения активности позиций в эмоции к амбивалентному (равнозначному) состоянию





 

Если с какой-либо ситуацией мы сталкиваемся впервые, и готового решения нет, не только подвижность эмоциональных оттенков, но и их интенсивность неизбежно нарастает. Человек, в этот момент, не может найти выход из сложного положения. Поэтому он пытается хотя бы интуитивно почувствовать истину. Все эмоциональные оттенки, тогда, начинают активизироваться в равной степени. Расчет прост. Какая-то из модальностей эмоции укажет сознанию правильный путь решения.

Но если подсказка не принимается, интенсивность может дорасти до амбивалентного состояния. В этом случае активность оттенков станет одинаковой. В такой эмоции окончательное решение не может быть принято.

Более того, возможно нарушение процесса мышления и «Я» - концепции, которые в интенсивной амбивалентности будут выражаться «двойственностью» сознания. Возникают сложности в самооценке, оценке собственных действий и поступков окружающих, в определении своего значения в происходящих событиях.

Однако в норме с нарастанием качества интенсивности количество возможных решений увеличивается, что помогает субъекту выбрать подходящий вариант. Внешне это выражается в избыточной суетливости человека. Он становится подвижным и невнимательным, но скорость его мышления заметно возрастает.

Иногда люди специально увеличивают интенсивность своих эмоций. Это происходит во время коллективных обсуждений тех или иных проблем. Т.н. «мозговой штурм». Чтобы создать подобное состояние у субъекта нужно внушить ему нервозность, акцентируя его внимание на недостатке времени для принятия решения.

Примером может служить популярная телепередача «Клуб знатоков», в которой за одну минуту команде в студии необходимо найти ответ на довольно сложный вопрос телезрителя. В этот момент эмоции «знатоков» становятся высоко интенсивными. Масса вариантов возникает в их головах. Ни одна идея, предлагаемая в процессе обсуждения, не подлежит критике. Но и выбор ответа в данный период времени не происходит.

В последнее мгновение, после сигнала «крупье», решение принимает капитан команды или назначенный им игрок. Интенсивность его эмоции, при этом резко снижается. Это позволяет игроку сосредоточиться на чем-то одном и выбрать из обсуждаемых ранее вариантов наиболее подходящий ответ.

Такой способ мышления достигается специальными тренировками. Но и в обычных условиях, в быту, подобный алгоритм эмоционального управления довольно часто бывает полезен.

В жизни каждого из нас случаются моменты, когда от быстрого, но верного решения многое зависит. Именно тогда и возрастает интенсивность эмоции.

Нарастание силы данного качества или его валентности определяется тремя ступенями (см. рис. 152 – 154):

1. Контролируемая интенсивность эмоции (рис. 152).

рис. 152.

Здесь мы видим, что все три позиции в эмоции имеют активность первого уровня, но неодинаковую. Каждый оттенок отличается в своей активности от предыдущего на одну только степень.

Иначе говоря, при контролируемой интенсивности модальности в эмоции хотя и различимы между собой, но с большим трудом. Эта самая низкая по силе ступень интенсивности. Она заставляет сознание человека путаться в поиске ориентира действий, но, при этом, пробуждает в памяти массу вариантов возможных решений проблемы.

В данном случае, у субъекта возникло паническое состояние (рис. 152). Он напуган (сильный страх), по причине безвыходного положения (грусть), но при этом, он всячески противится возникшим обстоятельствам (слабая злость). Такая эмоция является следствием внезапной опасности, независимо от положения векторов подвижности.

1. Слабо контролируемая интенсивность эмоции (рис. 153).

рис. 153.

Здесь показана средняя по силе интенсивность. Она возникает в том случае, когда активность третьего оттенка увеличивается до величины второго. После чего второй и третий оттенки становятся амбивалентными (равнозначными по активности).

В этом состоянии человеку сложно понять значение происходящего. Сильная неудовлетворенность на второй позиции смешалась с такой же сильной раздраженностью на третьем месте (рис. 153). Субъект явно чего-то боится, но что именно его пугает больше: безвыходность ситуации или собственное неправильное поведение, он не знает.

1. Бесконтрольная интенсивность эмоции (рис. 154).

рис. 154.

Самая высокая ступень интенсивности. Она связана с нарастанием активности второй позиции до амбивалентности с первой. Такая последовательность оттенков полностью ликвидирует причинно-следственную зависимость в воспринимаемых стрессах.

Это состояние сознательно контролировать практически невозможно, но все-таки из него можно выйти и самостоятельно, без помощи посторонних стрессов или медикаментозного вмешательства.

Здесь паническая реакция у субъекта характеризуется его одновременным страхом на первой позиции и грустью на второй (рис. 153). Однако эта паника, в отличие от первого примера (рис. 152) – совершенно бесконтрольна.

Человек не может взять себя в руки, он даже не пытается это сделать. Ему присуща безудержная суетливость, которая не связана, в данном примере, с положением векторов на различных позициях его эмоции. От них разве, что зависят только дополнительные кинестетические ощущения, которые создают некоторую специфическую окраску экзистенциальному переживанию субъекта.

Интенсивность увеличивается при переходе из контролируемой реакции в слабо контролируемое состояние, а затем в бесконтрольное. При этом увеличивается фактор интенсивности эмоции.

Иначе говоря, его усиливает нарастание противоречия между эмоциональными оттенками (см. рис. 155). При переходе из контролируемой эмоции в слабо контролируемую интенсивность, фактор ее возрастает на одну условную единицу стресса.

рис. 155.

Где фактор интенсивности.

Во время последующего изменения состояния и его перехода в область потери контроля, фактор увеличится еще на одну единицу (см. рис. 156).

рис. 156.

Где фактор интенсивности.

 

В обратном направлении изменения интенсивности будет увеличиваться антифактор интенсивности (см. рис. 157).

рис. 157.

Где антифактор интенсивности.

Т.о. максимальное колебание интенсивности между ее фактором и антифактором может составлять четыре условные единицы стресса (см. рис. 158).

рис. 158.

Если интенсивность эмоции будет продолжать нарастать и дальше, возникнет интенсивная амбивалентность, при которой активность всех оттенков станет одинаковой. Это состояние у человека, как уже упоминалось, свидетельствует о психическом расстройстве, временном, под влиянием обстоятельств или, стойком, причиной которого может быть серьезное заболевание.

Ниже мы остановимся подробнее на формах и причинах возникновения интенсивной амбивалентности.

Date: 2015-07-01; view: 495; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию