Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональное сопротивление





Уровень самоконтроля определяет величину эмоционального сопротивления. Данное качество, как уже упоминалось, возникает, если два или три вектора, одновременно оказываются в плоскости падения.

Состояния, в которых воля человека противостоит эмоциональной активности, связаны с увеличением мышечного тонуса. В отличие от кинестетической чувствительности напряжения в реакциях тремора, сопротивление выражается в скованности тела или отдельных мышц.

Это происходит потому, что субъект пытается подавить в себе отдельные оттенки эмоции, которые ему мешают в выполнении той или иной деятельности. Чтобы сопротивляться нежелательной мотивации, ему приходится усиливать тонус мышц в областях тела, где возникает деконцентрация его ощущений. Иначе говоря, волевое управление эмоциями осуществляется путем подмены динамических сокращений тоническими.

Когда, допустим, нужно сдержать агрессию, подавляется напряжение в животе. При этом усиливается тонус брюшного пресса. В случае сопротивления страху или радости приостанавливается двигательная активность всего тела, конечности становятся непослушными, нарушается их координация. Противостояние грусти сковывает диафрагму, усложняет процесс дыхания, особенно у мужчин. Человек, в этот момент, чувствует неприятный «ком» в области солнечного сплетения.

Если активность падает только на одной позиции, сопротивление слишком слабое, чтобы субъект мог его почувствовать. Обычно мышечный тонус хорошо ощущается, когда усиленно подавляется сразу несколько оттенков.

Так молниеносно нарастающая активность третьей позиции (см. рис. 97) указывает на максимальную подвижность сдерживающего оттенка (раздраженности), которая противостоит первому (молниеносно падающему слабому страху). Сопротивление, в этом случае, создается первым и вторым оттенками эмоции (молниеносно падающими слабым страхом и сильной неудовлетворенностью).

(модальное сопротивление с максимальным напряжением)

рис. 97.

Виды сопротивления имеют аналогию с эмоциональным напряжением. Однако в напряженном состоянии динамические сокращения одних мышц преобладают над тонусом других. Человек как бы вовлекается в происходящее, он всем своим телом пытается принять участие во внешних событиях. Поэтому его мышечные сокращения имеют динамический характер. Если напряжение усилится, возникнет тремор.

При сопротивлении, наоборот, субъект «замыкается в себе», стараясь противиться внешним обстоятельствам. В этот момент динамика его движений прекращается, но мышцы не расслабляются. Энергия действий переходит в тонические сокращения. Длительное сопротивление, таким образом, может привести к спазмам мускулатуры тела и внутренних органов.

Поскольку мышечные реакции указывают на направление деконцентрации ощущений то, соответственно этому мы можем чувствовать тремор или скованность, как во всем своем теле, так и в определенной его части, в груди, животе или конечностях.

Объем ощущений, на которые способен обратить внимание человек, как уже упоминалось, зависит от того, какой именно вектор, второй или третьей позиции его эмоции, находится в плоскости первого, а также от модальностей, с которыми связаны волевые усилия. В связи с этим, так же как для напряжения, можно выделить несколько типов сопротивления:

1. Два вектора ближайших друг к другу позиций (первый и второй или второй и третий) в плоскости падения создают как бы общую модальность сопротивления - модальное сопротивление эмоции (см. рис 97 – 106).

рис. 98.

рис. 99.

рис. 100.

рис. 101.

рис. 102.

рис. 103.

рис. 104.

рис. 105.

При модальном сопротивлении, как и при аналогичном напряжении, объем ощущений, в восприятии небольшой. Человек, в этот момент, сосредоточен на чем-то одном, второстепенные нюансы его также не интересуют. Однако внимание субъекта при модальном сопротивлении направлено на внутреннее противостояние внешнему стрессовому влиянию, а не на сам воздействующий фактор, как это происходит в состоянии напряжения. Но независимо от того, как сокращаются мышцы тела, модальные реакции проявляются в каком-то одном общем состоянии человека.

Так молниеносно падающие оттенки слабого страха и сильной неудовлетворенности (рис. 97, 102, 105) вызывают ощущения спазматического характера в горизонтальном направлении тела и, одновременно скованность в конечностях.

Такой дискомфорт носит единый непротиворечивый характер. Внимание субъекта, при этом, не рассеивается. Некоторый, противопоставленный состоянию скованности тремор, вызванный молниеносно или постепенно нарастающим вектором третьего оттенка (рис. 97 – 102), практически не ощущается, хотя и может быть заметен взглядам окружающих.


Такое происходит и в проявлениях модального напряжения этих же оттенков эмоции, с той только разницей, что вместо скованности в данных участках тела ощущается тремор. Отсутствовать, при этом, будет чувствительность к тоническим сокращениям мышц.

Если слабый страх постепенно падает, а сильная неудовлетворенность молниеносно нарастает (рис. 99, 101, 104), скованность субъект переживает больше в центральной части своего тела. На руки и ноги он внимания почти не обращает.

Молниеносно падающий слабый страх, на фоне такого же волнения (см. рис. 106) в значительно большей степени сковывает движения в конечностях. Этому способствует максимальное подавление активности радостного состояния и двигательной тенденции, направленной на избегание неприятности.

рис. 106.

1. Если третий вектор в одной плоскости падения активности с первым - эмоция обретает характер бимодального сопротивления (см. рис. 107 – 115).

рис. 107.

рис. 108.

рис. 109.

рис. 110.

рис. 111.

рис. 112.

рис. 113.

рис. 114.

рис. 115.

Бимодальное сопротивление несколько расширяет объем внимания людей и их чувствительность к двигательным ощущениям. В этом случае внутреннее противостояние обстоятельствам становиться двухкомпонентным.

С одной стороны человек пытается скрыть от окружающих внешнее проявление своего состояния, связанное с модальностью первого оттенка, с другой стороны он хочет подавить в себе и внутреннее желание, вызванное активностью третьей позиции его эмоции. Это проявляется в характерных признаках мышечной скованности в двух основных участках тела субъекта.

Так при молниеносно падающей активности слабого страха и раздраженности руки и ноги скованы (см. рис. 109), ощущается ком в животе и тело слегка дрожит. Состояние страха в этом случае усиливает сопротивление в вертикальной плоскости, провоцируя скованность в движениях. Раздраженность, в свою очередь, создает ощущение кома в животе, а молниеносно нарастающая сильная неудовлетворенность, незаметно для субъекта вызывает небольшой тремор в его теле, на который он мало обращает внимание. Подобная эмоция может возникать довольно часто и совершенно внезапно, когда любые действия оказываются бесполезными для человека.

3. И, наконец, переход всех трех векторов в плоскость падения приведет к самому сильному сопротивлению, которое называется триомодальным (см. рис. 116 – 121).

 

рис. 116.

рис. 117.

рис. 118.

рис. 119.

рис. 120.

рис. 121.

Ощущения повышенного мышечного тонуса, здесь, будут практически во всем теле. При этом человек полностью уходит в самого себя. Он как «натянутая струна».

Эта его своеобразная защита от внешних стрессов оказывается в немалой степени полезной. Субъект, таким образом, способен отвлечься от проблемы и взять себя в руки. Но чрезмерная скованность мешает ему приступить к ответным действиям, во всяком случае, быстро.

Триомодальное сопротивление делает человека крайне неловким в глазах других. Ему трудно предпринимать что-либо, брать на себя ответственность за кого-нибудь еще из числа рядом стоящих. Такое сопротивление возникает на фоне высокой стрессовой нагрузки на психику, требующей от субъекта полного отвлечения внимания от всего, что происходит вне его собственного «Я».


При сопротивлении, аналогично напряжению, степень приближения положений векторов друг к другу, тоже имеет значение. Она указывает на уровень контроля волевого процесса. Так же как при напряжении мы можем говорить здесь о контролируемом, слабо контролируемом и неосознанном бесконтрольном сопротивлении.

Если одна из позиций содержит вектор, находящийся в противоположной плоскости к первому эмоциональному оттенку, то присутствует, напряжение, которое мешает сопротивлению. Поскольку модальное сопротивление, как и напряжение, создается двумя векторами подвижности, то вектор третьего оттенка может осуществлять как максимальное напряжение (см. рис. 97 - 99), так и минимальное, если вектор третьей позиции находится в положении постепенного нарастания (см. рис. 100 - 102).

Когда вектор третьего оттенка в нулевом положении, напряжение отсутствует (см. рис. 103 - 106).

Модальное сопротивление, в свою очередь, является контролируемым, если первый и второй векторы в плоскости падения, а третий нет (см. рис. 97 – 106). В этом случае человек сознательно противится нарастанию своей эмоциональной активности. Состояние скованности у него, при этом, связано с модальностями первого и второго оттенков.

Если вектор основной позиции в молниеносном падении (рис. 97 - 98, 100, 102 - 103, 105 - 106), то наибольшая скованность будет ощущаться субъектом в участке его тела, связанного с модальностью первого оттенка. В случае, когда активность основной позиции эмоции снижается постепенно (рис. 99, 101, 104) внимание в большей степени направлено на увеличение тонуса в мышцах, спровоцированного второй модальностью.

Здесь, как и в случае контролируемого модального напряжения, значение обретает зависимость между причиной и следствием происходящего. Акцент внимания человека всегда больше ориентирован на позицию с вектором, вертикально направленным вниз.

Например, на слабый страх (рис. 103) или на сильную неудовлетворенность (рис. 104). В первом случае большее значение для субъекта обретает следствие происходящего (рис. 103). Он не хочет обнаружить страх. Во втором примере – важнее причина проблемы (рис. 107). Субъект старается не думать о том, что проблему нельзя избежать.

В целом контролируемое модальное сопротивление не вызывает в восприятии людей заметных отличий между ощущениями вызванными первым и вторым оттенками эмоции. Скованность в теле, вызванная падением активности на этих позициях, создает общее состояние, которое отражается в определенном настроении субъекта и его самочувствии.

Слабо контролируемое модальное сопротивление эмоции возникает, когда вектор основной позиции нулевой, а два других в падении (см. рис. 122 -124).


рис. 122.

рис. 123.

рис. 124.

Это сопротивление возникает для субъекта неосознанно. Он чувствует скованность, но специально ее в себе не провоцирует. Именно увеличение мышечного тонуса, связанное со второй и третьей модальностями эмоции, являются причиной внутреннего сопротивления, а не сознательные усилия воли.

Такая модальная скованность, как правило, имеет однотипный характер и возникает в какой-то обширной области тела человека (рис. 121).

Иногда она может несколько различаться в локализации ощущений, и быть где-то ярче выраженной из-за вертикального, направленного вниз, вектора второй или третьей позиции (рис. 122, 123). При этом в первом случае (рис. 124) тонус мышц ощущается сильнее, чем в двух других примерах (рис. 122, 123).

В целом, осознание слабо контролируемого модального сопротивления происходит рефлекторно, как автоматически возникшее на стрессор кинестетическое ощущение скованности. Разницу в неодинаковой локализации этих реакций (рис. 125, 126), человек может определить только, если специально прислушается к своему состоянию и поставит перед собой соответствующую задачу.

Бесконтрольное модальное сопротивление возникает, когда первый вектор становится нарастающим (рис. 125 – 130). В этот момент сознание человека, напротив, старается преодолеть инстинктивную скованность в теле, которая мешает ему в осуществлении действий.

рис. 125.

рис. 126.

рис. 127.

рис. 128.

рис. 129.

рис. 130

В данных примерах скованность человека может определяться только посторонним наблюдателем. И, хотя, она локальна в восприятии субъекта, сам он не обращает внимания на свое тело. Он, конечно, противится нарастающему в нем мышечному тонусу, но это выражается в каких-то внешних действиях, а не в его внутренней работой над собой.

При бимодальных сопротивлениях эмоций, как и при соответствующих напряжениях, тоже существуют три уровня контроля волевых процессов.

Так во время контролируемого бимодального сопротивления, аналогично напряжению, второй вектор максимально противопоставлен первому и третьему. Однако в данном случае он молниеносно нарастающий (см. рис. 107 – 109), в то время как при контролируемом бимодальном напряжении он, наоборот, направлен вертикально вниз.

Бимодальная реакция, характерна тем, что активность фонового оттенка противопоставлена основной (сознательной) и сдерживающей (рефлекторной) позициям одновременно. Она как бы эмоционально разделяет друг от друга однотипные кинестетические ощущения, указывая на их разную локализацию в теле.

При контролируемом бимодальном сопротивлении второй вектор имеет максимальную величину в плоскости нарастания. Благодаря этому разность между ощущениями в двух областях тела, очень четко обозначена.

Субъект, например, достаточно ясно для себя отличает одновременно возникающую скованность в конечностях и ком в желудке (см. рис. 109). Это типичное эмоциональное состояние внезапного осознания бесполезности своих усилий что-либо предпринять.

Иногда, как и в аналогичном напряжении, контролируемое бимодальное сопротивление больше акцентировано на одном из двух ощущений. Этому способствует вертикально направленный вниз вектор первой или третьей позиции, при условии, что другой из них постепенно падающий (рис. 107, 108).

В таком случае внимание человека становится более сосредоточенным. При постепенно падающей раздраженности на третьей позиции (рис. 107) воля субъекта полностью ориентирована на подавление слабого страха. Ему кажется важнее скрыть свои опасения от окружающих, нежели сдерживать свою инстинктивную раздраженность.

Если первая позиция эмоции содержит в себе постепенно падающий вектор, а последней вектор направлен вертикально вниз, то все усилия данного индивидуума прилагаются к подавлению внутреннего импульса агрессии (рис. 108). Внешнее позиционирование перед окружающими оттесняется его сознанием на второй план.

Слабо контролируемое бимодальное сопротивление возникает, когда вектор фоновой позиции нарастает постепенно (см. рис. 110 – 112). В этот момент, хотя человек и способен отразить в восприятии два ощущения скованности в разных участках своего тела, но управлять ими ему трудно. Данное состояние имеет рефлекторную природу. Люди не вызывают его в себе искусственно.

Во всем остальном слабо контролируемое сопротивление, а также связанные с ним ощущения и мотивы, не отличаются от контролируемых сознанием состояний.

Последующее нарастание сопротивления вызовет почти неуправляемую эмоцию. Если все три вектора окажутся в падении, тело человека станет как дерево. Триомодальность векторных отношений приближает состояние аффекта. Такой стресс может быть опасен для нашего здоровья.

При триомодальном сопротивлении, как и при триомодальном напряжении, объем ощущений настолько велик, что человек не может сосредоточиться на чем-либо конкретном (рис. 116 - 121). Здесь сопротивление провоцирует в теле сильный дискомфорт. В мышцах возникают спазмы, в некоторых из них возможны даже судороги. Хотя условно, и в триомодальном сопротивлении, будут преобладать в восприятии ощущения, связанные с модальностями вертикальных векторов.

При молниеносном падении активности грусти и злости спазм, например, может возникать в животе. В момент векторного перехода страха или радости в вертикально вниз направленное положение мышечный тонус увеличится до своего максимума в верхней и нижней части тела. Это эмоциональное сопротивление самое высокое из тех, что мы уже описывали. Его сложнее всего контролировать сознательно. Стресс, способный вызвать триомодальное сопротивление эмоции, как уже упоминалось, возникает в наиболее сложных и неожиданных ситуациях.

Тем не менее, как и при триомодальном напряжении, здесь тоже есть условное разделение на контролируемые, слабо контролируемые и бесконтрольные состояния.

Контролируемое триомодальное сопротивление эмоции (рис. 118, 120) возникает, когда первый вектор по своему положению отличается от векторов второй и третьей позиций. В этот момент сознание человека, как бы противится рефлекторно вызванной стрессом скованности в теле.

Слабо контролируемое триомодальное сопротивление (рис. 117, 119) указывает на некий неосознанный механизм противостояния скованности. В этом случае третий вектор по своему положению отличается от первого и второго.

И, наконец, бесконтрольное триомодальное сопротивление эмоции (рис. 116, 121) говорит о невозможности противостоянию нарастающей скованности в теле. Здесь вектор фоновой позиции, связанной с причиной стресса, отличается по положению от первого (сознательного волевого проявления) и третьего (рефлекторного усилия).

Перепады сопротивления, вызванные изменениями эмоций, будут указывать на те или иные факторы и антифакторы, создающие мышечную скованность в теле человека. Они в свою очередь измеряются условными единицами валентности стресса сопротивления.







Date: 2015-07-01; view: 720; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию