Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критические и стабильные периоды развития. Проблема возрастных кризисов
Периодизация Эльконина
Эпохи / Возраст
| Раннее детство
| Детство
| Отрочество
| Периодизация
| Младенческий (0-12 мес)
2-6 7-12
| Ранний возраст
1-3 лет
| Дошкольный
3-7 лет
| Младший школьный
7-12 лет
| Младший подростковый
12-15 лет
| Старший подростковый
15-18 лет
| Линия развития
| Мотивационно-потребностная сфера
- ситуативно-личностное
- ситуативно-деловое общения
| Операционально-техническая
-предметно-орудийная
| Мотивационно-потребностная
| Операционально- техническая
| Мотивационно-потребностная
| Операционально- техническая
| Социальня ситуация развития
| Противоречие: беспомощность-зависимость
| Взрослый является образцом, практическое сотрудничество с взрослым, взрослый как носитель культурно-исторического опыта
| Взрослый как носитель социальных и личностных отношений
| Взрослый как носитель обобщенных способов деятельности в системе научных понятий
| Сверстник как объект и субъект отношений
| Взрослый как старший соратник
| Ведущая деятельность
| Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым
| Предметно-орудийная деятельность
| Игровая деятельность
| Учебная деятельность (познавательная, мышление, интеллектуально-когнитивная сфера)
| Интимно-личностное общение со сверстниками
| Учебно-профессиональная деятельность
| Проблема возраста, решаемая через ССР
| Разрешить задачу как общаться с взрослым, развить способы общения
| Раскрытие социальных функций предметов; осознание того, что можно сделать с предметами
| Соподчинение мотивов и проявление личностной характеристики ребенка
| Овладение системой научных понятий
| Самоопределение себя в системе отношений со сверстниками
| Профессиональный выбор; автономность
| Психическое новообразование
| - индивидуальная психическая жизнь
- комплекс оживления
| - речь
- восприятие
- самосознание
| - формирование внутренних позиций
- произвольность мышления (логический тип обобщения)
| - внутренний план действий
- рефлексия
-внутренняя опосредованность всех психических процессов
- самооценка
| - чувство взрослости
- рефлексия
| - система ценностей
- формирование логического интеллекта
- гипотеко-дедуктивное мышление
- стиль мышления
| Результат
| Разрушение симбиотической ситуации
| Я сам
- самосознание
- перем. Гордост.
- самостоятельность
| Собственная позиция к системе социальных отношений (зачатки мировозренческих социальных отношений)
| - собственная познавательная активность
- кооперация со сверстниками
- самоконтроль
| - формирование системы «я» развитие самосознания
- развитие мировозрения и философского мышления
- формирование системы теоретических знаний
| Самостоятельность, вступление во взрослую жизнь
| Термин «кризисы возрастные» был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. Кризис – переломный этап онтогенетического развития.
Кризис случается на стыке двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста.
Особенности кризиса (по Выготскому):
А) временные границы кризиса неотчетливы. В середине кризиса есть резкое обострение – кульминационная точка.
Б) во время кризисов – трудновоспитуемость (не желание учиться, конфликты с окружающими, острые переживания. Но у некоторых детей этого не наблюдается.)
В) негативный характер развития – ребенок теряет интересы, направляющие всю его деятельность, прежние формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают.
Кризисы бывают:
- Кризис новорожденности
- Кризис 1 года
- Кризис 3-х лет – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания (если ты скажешь «да», ребенок скажет «нет»)
- Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) – неустойчивость воли, настроений, псих. равновесия. Стремление занять взрослое положение в обществе. Новообразование: самооценка.
- Кризис 13 лет
- Кризис 17 лет
- И другие: середины жизни, см. взрослую периодизация
Динамика изменений:
1)стабильные возраста (микроизменения накапливаются до известного предела, а затем обнаруживаются)
2) кризисы (бурно происходят резкие изменения ребенка; в отличии от стабильных возрастов носят переходный характер)
Сущностью всякого кризиса является перестройка внутренних переживаний, перестройка, которая отношения ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка.
Особенности:
Кризис имеет совершенно разное течение в зависимости от среды.
Кризис представляет собой цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних.
Date: 2015-07-01; view: 580; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|