Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русская религиозная философия конца XIX - начала XX вв
Литература Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.,1996. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1-2. СПб., 1991. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. Соловьев В.С. Сочинения. Т. 1,2. М., 1990. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1,2. М., 1990.
К общей характеристике русской религиозной философии относится её онтологизм, т.е. стремление утвердить общие принципы сущего, и исходя из этих онтологических предпосылок сформулировать и принципы познания (гносеологию), и принципы жизни и деятельности человека (этику). Русская философия также антропологична, т.е. ориентируется на выяснение места и предназначения человека в мироздании. Антропологизм русской философии выражается, во-первых, в ее моральной установке. По словам известного русского философа Владимира Сергеевича Соловьева, человек принимает необходимость только тогда, когда она ценностно окрашена. В этом смысле истина выступает как должное, как правда. Во-вторых, антропологизм русской философии выражается в ее социальной ориентации. Само рождение русской философии было связано с поисками русской национальной самобытности, с попыткой найти онтологические основания для преодоления социальных проблем. В-третьих, русская религиозная философия историософична. Интерес к реальной истории был обусловлен стремлением ответить на вопрос о ее смысле, о предназначении и будущности России. Трагизм русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв. обусловлен противоречием между идеалами правды, добра и справедливости и суровой реальностью тех лет. Надеждам русских философов на осуществление социальной справедливости ("подлинного, коренного и всестороннего народовластия", - Б.В. Яковенко), на будущий расцвет русской философии как нового синтеза системы свободы не суждено было сбыться. Для большинства русских философов характерен идеал "цельного знания" (В.С. Соловьев), объединяющего все духовные силы человека - чувственные, рациональные, нравственные, религиозные. Исключительное положение человека в мироздании определяет ответственность человека в его творческой деятельности. Одним из ярких воплощений этих принципов явился русский космизм. Русские космисты видят основную задачу человечества в "распространении совершенства" (К.Э. Циолковский). Идеал "цельного знания" объединил русских ученых и религиозных философов в их стремлении осознать положение человечества в Космосе.
6. Философия XX века: основные направления и тенденции развития Общая характеристика современной философии. Экзистенциалистская философия и философская герменевтика Литература Бессонов Б.И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. Кн. 1-2. М., 1997. Гадамер Х.-Г. Философские основания XX в // Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. Сартр Ж.-П. Стена. М., 1992. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Буржуазная философская антропология XX в. /Отв. ред. Григорьян Б.Т. М., 1986. Великовский СИ. В поисках утраченного смысла. М., 1979. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972. Современная западная философия. Словарь. М., 1991. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Современная философия определяется не только хронологически, но и содержательно: для нее характерно неклассическое понимание рациональности. Главным образом, это связано с пониманием интеллектуальной деятельности человека и ее отношением к реальности. Логика мысли и порядок реальности «самой-по-себе» не тождественны, изменяется само понимание рациональности: рационально не значит однозначно и общезначимо, существуют различные типы духовного освоения действительности. Логика религиозного сознания отлична от логики научного сознания и это различие располагается не по шкале истинно/неистинно, но согласно разности формообразующих принципов. При всем многообразии современной философии условно можно выделить две мировоззренческие установки, к которым можно отнести различные философские концепции. 1. Антропоцентрическая мировоззренческая установка характерна для экзистенциально-феноменологического направления современной философии с его ориентацией на проблемы человеческого бытия - проблемы смысла жизни, свободы, творчества. 2. Установка на позитивное знание, выражающая согласие с существующей ситуацией человека в мире, с которой можно соотнести позитивистски-прагматическое направление современной философии, в центре внимания которого - проблемы науки и практического успеха человеческой деятельности. Экзистенциализм как философское направление сформировался в Европе в первой трети XX в., его ведущие представители - Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер (раннего периода его философской эволюции). Центральным понятием экзистенциалистского типа философствования является понятие экзистенции - непосредственного переживания человеком собственного бытия. Экзистенциализм прежде всего онтологическое учение, в котором бытие представляется не отвлеченным понятием, но конкретно личным бытием человека. Бытие человека отличается от бытия вещей тем, что оно не есть нечто определенное, но постоянно становящееся. Такое бытие, по мысли философов-экзистенцилистов, неуловимо для классического философского дискурса, поэтому экзистенциализм вырабатывает новую терминологию. Укорененность в бытии, временность, историчность - вот те понятия-экзистенциалы, в которых улавливаются феномены человеческого бытия-в-мире. Человек зависим от «положения вещей» в мире хотя бы потому, что его рождение и смерть определяется не им самим. Однако именно свобода определяет его бытие: человек проектирует себя согласно своим ценностям и желаниям и этот фундаментальный проект, цель и есть руководящий принцип его бытия. Внимание к уникальному бытию личности сближает экзистенциалистскую философию с искусством, поэтому для этого философского направления характерна литературная форма выражения. Герменевтика как определенное направление современной философии утвердилась во второй половине XX в. Центральный вопрос герменевтической философии, по мысли одного из ее ведущих представителей Ханса-Георга Гадамера, это вопрос о том, как возможно понимание окружающего нас мира, как в этом понимании воплощается истина бытия. Предметом герменевтической философии является «мир человека», который имеет языковую природу. В языке открывается человеку истина бытия, задается его способ бытия-в-мире. Язык есть постоянное движение смыслов или игра. Прошлое и настоящее человеческой культуры - это процесс взаимного проникновения «жизненных миров» разных эпох, объективное творчество языковой стихии. Герменевтический метод есть метод понимания или участия в игре смыслов, являющийся универсальным методом гуманитарного познания.
Date: 2015-07-01; view: 744; Нарушение авторских прав |