Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прагматическая философия. Религиозная философия
Литература Богомолов А.С. Буржуазная философия США XX в. М., 1974. Быховский Б.Э. Эрозия «вековечной» философии. Критика неотомизма. М.,1973. Мельвиль Ю.К. Ч. Пирс и прагматизм. М., 1968. Минкявичус Я. Современный католицизм и его философия. Вильнюс. 1965. Хилл Т. Современные теории познания. М., 1965. Современная западная философия. Словарь. М., 1991. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Основные идеи прагматизма были выдвинуты еще в 70-х гг. XIX в. Чарльзом Пирсом. Как философское направление прагматизм оформился к 40-м гг. XX в. Философы прагматического направления выдвинули программу реконструкции философии: философия должна исходить из жизненного опыта и вырабатывать способы и методы его преобразования в интересах человека. Опыт в прагматизме понимается как все, что воспринимается и переживается человеком. Объективные обстоятельства и их переживание при таком подходе сливаются в едином «потоке сознания». Опыт осознается как определенная «жизненная ситуация». Главное, что необходимо человеку в «жизненной ситуации» - это умение действовать в целях установления оптимальных отношений со средой. Инструментом ориентации человека является интеллект, который вырабатывает привычки действовать определенным образом. Мышление отождествляется с исследованием, понимаемым как преодоление состояния сомнения и достижения устойчивого верования. Знание в прагматизме трактуется как верование, готовность действовать. Истинность, надежность, ценность идеи определяется в выполнении действий, предписываемых данной идеей. Успех действий определяет полезность или истинность идеи. Это положение является основным смысловым ядром прагматической философии - философии действия. Неотомизм - одно из наиболее влиятельных течений современной признанная Ватиканом философская доктрина католической церкви. Теоретическим основанием неотомизма является философия св. Фомы (Томмазо) Аквинского (XIII в). Постулат превосходства веры над разумом определяет в неотомизме соотношение философии и богословия. Истины веры, хранимые католической церковью, имеют безусловный источник - божественное откровение, Философия есть усилие человеческого разума познать истину, соответственно, выразить в системе понятий основы христианского мировоззрения, утвердив тем самым единство веры и разума. В онтологии неотомизма различается «сущее-само-по-себе», т.е. Бог и «существующее», то, что бытием наделено, тварный мир. Двум родам бытия соответствуют и два рода познания - познание как откровение и рациональное познание. Откровенные истины даруются благой волей Бога, однако они нуждаются в рациональной интерпретации - богословии. Иной род познания отличается по своему объекту - миру сотворенных вещей и по источнику - человеческому разуму; это научное познание, устанавливающее формы и закономерности существующего. Основу натурфилософии неотомизма составляет догмат о творении мира из ничего и преобразованное в соответствии с этим догматом аристотелевское учение о форме и материи. Согласно этому учению материя является чисто пассивным началом и приобретает определенное бытие благодаря нематериальной форме. Высшей формой, формой форм является Бог, не связанный никакой определенностью, сотворивший как первичную материю, так и все многообразие форм. Неотомистская философия традиционна как в постановке философских проблем, так и в самом стремлении создать единую систему мировоззрения. Однако современный мир, многообразный и динамичный, побуждает философов неотомистов модернизировать философскую систему, используя опыт других философских течений - феноменологии, экзистенциализма, персонализма.
3. Онтология: бытие, пространство, время Литература Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник '88. М., 1988. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. М., 1986. На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990. Хайдеггер М. Что такое метафизика? Время и бытие // Время и бытие. М., 1993. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Онтология - раздел философии, учение о бытии, о его наиболее общих принципах и категориях. В истории философии и мировоззрения онтологические принципы - идея разумного, законосообразного порядка мироздания являлась основанием любых форм деятельности познания. В классической новоевропейской философии онтология - это фундаментальная наука об основах мироздания, включая его природные и духовные феномены. Критическая философия Канта радикально изменила принципы построения учения о бытии. «Вещь-в-себе» недоступна непосредственно, она воспринимается в формах чувственного созерцания, каковыми являются пространство и время, и познается в формах рассудка, каковыми являются категории и понятия. После Канта учение о бытии оказалось возможным как феноменология сознания - учение о формах трансцендентального сознания, поскольку предполагалось, что реальность сознания доступна для философской рефлексии. Однако бытие человека - не только бытие рефлексирующего сознания, но, прежде всего, бытие-в-мире. В философии одного из крупнейших представителей новой онтологии XX в. Мартина Хайдеггера основными элементами учения о бытии выступают не физические, а жизненно-практические «сущности» или модусы бытия-в-мире. Программа устранения метафизики (прежде всего онтологии) в позитивизме к середине XX в. оказалась исчерпанной. В позитивизме и аналитической философии языка обосновывается необходимость выявления онтологических предпосылок любой формы знания. Таким образом, в современной философии проявляется тенденция к новому онтологическому синтезу. И это не случайно, успехи науки и техники XX в., динамика социальных и культурных процессов ставят перед философией задачу формирования современной картины мира, осознания места и предназначения человека. В целях конкретизации онтологической проблематики следует рассмотреть категориальный строй классической новоевропейской онтологии, выписав из учебной и справочной литературы основные понятия: субстанция, материя, пространство, время, движение.
Date: 2015-07-01; view: 405; Нарушение авторских прав |