Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек во Вселенной, философская, религиозная и научная картины мира
Литература Астрономия и современная картина мира. М., 1996. Задорожнюк И. Е. Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе. М., 1988. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // Соч. в 2 т. Т.2. М., 1989. Степин В.С., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации М., 1994. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюция, космос, человек. Кишинев, 1986. Хайдеггер М. Время картины мира //Время и бытие. М., 1994.
Место человека в мире традиционно определялось исходя из его сущности-разумности, способности к познанию мира и самопознанию. В XX в. традиционное понимание человека как существа разумного было поставлено под сомнение. Кошмары мировых войн, антигуманные социально-политические эксперименты, обострение экологических проблем трудно назвать результатами разумной деятельности. Человек - существо разумное, рациональное, но в не меньшей степени ему присуща и иррациональность. Открытие фрейдизмом бессознательной сферы, во многом определяющей человеческое поведение, приводит к выводу, что сознательная мотивация действий отнюдь не доминирующая форма поведения. Большинство философов XX в. отмечают кризис человеческого самопознания. Современная философия стремится преодолеть абстрактное представление о человеке как о существе разумном и ввести в понимание природы человека иные антропологические константы. Идеи истины и правды, социальной и нравственной солидарности, способность любить и верить не могут быть сведены к принципу разумности. Однако преодолеть "гносеологическое" понимание человека как существа только разумного и познающего в рамках философии крайне трудно. Причина этого - в самой природе философского знания как рефлексивного акта самопознания. В погоне за полнотой и целостностью определения человека у философии есть граница, полагаемая ее собственной природой. Один из основоположников философской антропологии (учения о человеке) XX в. Макс Шелер остается верен представлению о человеке как о существе, способном к усмотрению сущности как своей собственной, так и сущности мира. Другой ведущий представитель философии XX в. Эрнст Кассирер усматривает сущность человека в символической деятельности. Человек - не только субъект познания, но субъект самого бытия, ибо создавая многообразные формы культуры (символические формы) - религию, науку, искусство, он создает собственное бытие, мир человека. Место человека в религиозной картине мира европейской культуры определяется христианским мировоззрением. Для христианского мировоззрения неприемлем прежде всего принцип антропоцентризма, как бы высоко ни оценивался человек - как образ и подобие Божие. Бытие Бога - необходимый онтологический постулат христианской философии. Мир есть творение Бога, поэтому он законосообразен и человеческий разум может его постигнуть. Смысл человеческой жизни и само существование человека имеет в бытии Бога онтологическую основу. В философии Владимира Сергеевича Соловьева место человека в мироздании определяется его отношением к Богу-творцу. Мудрость Творца заключается в том, что, создав мир и человека, Бог ожидает ответного творческого акта. Постигая сущность мира как всеединства, гармонии, человек призван воплотить свое видение в действительный мир, приведя его таким образом в лоно сотворившего Отца. Идея завершения времен (эсхатологическая идея) — путеводная звезда истории человеческой культуры. Понятие "научная картина мира" предполагает, что мир в целом, сущее представляется в виде "картины". Картина мира предполагает субъекта этой "картины", создателя и наблюдателя. Понятие "научная картина мира", таким образом, предполагает мир в целом в качестве представленного субъектом, т.е. субъект является необходимой предпосылкой "картины мира". Эти рассуждения раскрывают сущность научного видения мира. Альберт Эйнштейн в теории относительности столкнулся с фундаментальной предпосылкой физической картины мира - неразрывной связью объекта с наблюдателем (субъектом). Философское значение этого открытия заключается в том, что естествознание в лице своих гениальных представителей открывает собственную сущность, собственные предпосылки. Современная наука ставит перед философией и новые задачи. Известный физик, один из основоположников квантовой теории Вернер Гейзенберг приходит к следующему выводу: теория элементарных частиц, описывая основополагающие структуры материи, с необходимостью затрагивает фундаментальные онтологические предпосылки, о которых трудно даже решить, содержат они высказывания об эмпирических свойствах мира, о формах нашего мышления или о языке, на котором мы пытаемся познать мир. Вывод ученого для философии есть еще только задача. Предполагает ли квантовая теория видение мира в качестве "картины" и, соответственно, наблюдателя, субъекта, или мы имеем дело с принципиально новым пониманием мира? Ответ на эти вопросы - актуальная задача современной философии.
Date: 2015-07-01; view: 504; Нарушение авторских прав |