Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вместо предисловия 11 page
Может быть • Москва • Концепция «несерьезно о серьезном» стала основой для этого московского проекта. На этот раз речь идет о женском хард-роковом дуэте, в который входят Светлана Грановская и Татьяна Блинова. История проекта такова: клавишник группы «Мастер» Кирилл Покровский в силу специфики трэшевой музыки часто оставался без работы. Однако постепенно у него возникло достаточно музыкальных идей и он стал их воплощать. К работе подключился и басист «Мастера» Алик Грановский. Так возник материал первой демо-ленты. Запись шла по ночам, в то время когда «Мастер» не находился на гастролях. Партию гитары на остальные трэки наложил также музыкант «Мастера» — Андрей Большаков. Надо сказать, что «мастера» постарались — получился солидный хард-роковой альбом. Проект стал буксовать при попытке вывести его на сцену. В начале 1990 г. группа приступила к записи второго альбома, но тут проект покинула Татьяна Блинова. Судя по всему, Светлана Грановская впредь будет единственной вокалисткой «Может быть». ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «У русских нет проблем» (1988). -162- Мозаика • Москва • Группа — ветеран московской рок-сцены — «Мозаика» была создана в декабре 1969 г. студентами МГУ. В ее первый состав вошли Вячеслав Малежик (гитара, вокал), успевший до этого попробовать силы в «Веселых ребятах», Ярослав Кестлер (бас), Валерий Хабазин (лидер-гитара), Юрий Чепыжев (клавишные) и Александр Жесты-рев (ударные). После трех лет относительной устойчивости и интенсивной работы по разным клубам и танцплощадкам в группе начинается разлад. В начале 1973 г. Малежик и Чепыжев уходят на профессиональную сцену. Я. Кестлер приглашает на их место Ованеса Мелик-Пашаева (тогда еще не менеджера и не деятеля шоу-бизнеса, а просто клавишника), а также гитариста Михаила Калашникова и вокалиста Владимира Бахмутова. Состав обещал стать удачным, но распался год спустя. Начались неизбежные перестановки, бесчисленные приходы-уходы, завершившиеся распадом «М.» в конце 70-х. Только в 1980 г. на волне потепления в культуре, связанного с шумихой предолимпийской подготовки, Я. Кестлер решился вновь собрать «Мозаику». На этот раз в группу вошли новые музыканты: Валерий Шморгунов (гитара), Юрий Малистов (вокал), Валерий Ажажа (клавишные) и барабанщик первого состава Александр Жестырев. Два года спустя они записали первый магнитофонный альбом, позволивший «М.» включиться в бурно развивающееся альтернативное музыкальное движение. В 1983 г. А. Жестырева сменил ударник Сергей Востоков. С тех пор особых событий в жизни группы, пожалуй, и не было: она регулярно записывает Магнитоальбомы, а с 1986 г. и пластинки, которые пользуются устойчивым, хотя и не слишком сильным интересом у аудитории, снимаются на телевидении, дают концерты. Определенный всплеск интереса к «М.» вызвала исполненная Малежиком и ставшая хитом песня «Мозаика», за восемь лет до этого давшая имя группе. ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Маскарад» (1982), «Кольцевая дорога» (1983), «Букашки» (1985), «Мазаика» (1986), Пластинки: «Рубикон» (1986), «Нет голоса» (1987), «Пару поддай!» (1937, «Чур, меня!» (1990) — все пластинки ВФГ «Мелодия». -163- Мономах • Симферополь • История этого коллектива началась в 1982 г. в городе Симферополе, где была создана группа «Интервью». Инициаторами стали трое опытных музыкантов: гитарист Арсен Захаров, который долгое время аккомпанировал танцору Махмуду Эсамбаеву; басист Юрий Гаврилов и ударник Владимир Козинанко. Двое последних работали в свое время в группе «Вторая половина» и принимали участие в фестивале «Весенние ритмы. Тбилиси-80». Группа была доукомплектована клавишниками Михаилом Львовским, Сергеем Гладуном и Николаем Шевченко. Вновь созданный коллектив стал работать от Тульской филармонии. Группа играла арт-рок, фьюжн, джаз-рок. В 1982 г. Шевченко ушел в «Диалог» и наступил период перемен. За пять лет клавишники и вокалисты менялись беспрестанно. В 1985 г. группа начинает склоняться к мелодичному, ориентированному на клавишные хард-року. До 1986 г. в группе пел Виктор Сорокин, впоследствии работавший с «Джокером». Вместе с ним был записан первый магнитоальбом «Интервью I» в 1986 г. К 1988 г. группа окончательно перешла на хард-роковые позиции. Она ушла из Тульской филармонии и стала работать от центра «Гамма» (Москва). Состав дополнили кла-вишник Сергей Тушин и ударник Николай Руденко. В 1987 г. вышел второй магнитоальбом «Ты разделен». В 1989 г. «Интервью» приступила к работе над диском для «Мелодии» в духе «христианского» металла и тогда же изменила название на «Мономах». Состав стабилизировался с приходом вокалиста Василия Акимова и ударника Владимира Роздина. ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Интервью I» (1986), «Ты разделен» (1987), Пластинки: «Мономах» (ВФГ «Мелодия», 1990).
Монте-Кристо • Москва • Бывшие музыканты «Круиза» создали немало неплохих проектов — и группа «Монте-Кристо» одна из них. Она была образована в 1987 г. басистом Олегом Кузьмичевым и Николаем Чунусовым, который стал работать звукоопе- -164- ратором. В оригинальный состав «Монте-Кристо» также вошли: гитаристы Александр Скрипников и Сергей Щетинин, бывший ударник «Галактики» Игорь Дроздов и вокалист Вадим Маликов, который пробовался в «Круиз» в 1985 г., но не прошел. С самого начала группа стала ориентироваться на мелодичный хард-рок. В том же, 1987 г. записала магнитофонный альбом «Золотой факел». ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Золотой факел» (1987).
Москва • Москва • Группа «Москва» была образована в январе 1981 г. композитором Давидом Тухмановым, который тогда работал над своим авторским альбомом «НЛО». Ядро группы составили гитарист Алексей Белов и ударник Дмитрий Серебряков, до этого выступавшие с ВИА «Надежда» (между прочим, одновременно с будущим основателем «ДК» Евгением Морозовым), а также гитарист и певец из Череповца Николай Носков. Окопавшись на даче у Д. Тухманова, где находилась довольно приличная по тем временам студия, будущая «М.» несколько месяцев интенсивно репетировала, пытаясь найти оптимальное аранжировочное решение. Название «М.» впервые прозвучало в октябре 1981 г., когда на прилавках магазинов появился «сигнальный» миньон с двумя песнями будущей пластинки (хотя имя «Москва» носила и существовавшая несколькими годами раньше чисто студийная группа, работавшая с Тухмановым над его пластинками). Сам диск «НЛО» появился годом позже и сразу же собрал урожай восторженных рецензий в прессе, хотя по большому счету настоящих удач среди вошедших в него песен не было. Видимо, это чувствовал и сам Тухманов, ибо обещанного продолжения — в виде новых пластинок, концертов и гастролей (он сам играл в группе на всех клавишных) так и не последовало. Д. Серебряков тут же ушел в организованную Ю. Антоновым группу «Аэробус», а двое оставшихся, пригласив в «М.» басиста Анатолия Лембер-ского (экс-«Карнавал»), клавишника Игоря Бушока и удар- -165- ника Андрея Шатуновского, начали выступать, рекламируя свое участи в популярной пластинке. Долго это, однако, продолжаться не могло. Лишенные поддержки своего «крестного отца» и страдающие от дефицита собственных песен, участники «М.» вскоре перешли на англоязычный репертуар и осели в одном из ресторанов Черноморского побережья. Весной 1984 г. Носков ушел в ВИА «Поющие сердца», Шатунозский — несколько позже — начал работать с «Зигзагом», а Белов еще пару лет продолжал выступать под вывеской «М.» со случайными партнерами. В 1987 г. Носков и Белов встретились вновь — в «Группе Стаса Намина», а затем продолжили работу в «экспертной» группе «Парк Горького», созданной в Центре Стаса Намина. ДИСКОГРАФИЯ. Пластинки: «Москва» (миньон) (ВФГ «Мелодия», 1981), «НЛО» (ВФГ «Мелодия», 1982).
Морозов Юрий •Ленинград• Юрий Морозов — автор песен, музыкант-мультиинструменталист и звукорежиссер — известен прежде всего своими многочисленными студийными работами, которые охватывают едва ли не весь спектр направлений и стилей советского рока. Одним из первых Ю. М. подошел к звукозаписи не как к механической фиксации песни или концерта, а как к особому искусству, самоценному творческому процессу, результатом, которого является появление принципиально нового произведения. Ю. М. начал заниматься музыкой в 1968 г. в Орджоникидзе, выступая с местной группой «Босяки», исполнявшей помимо западных стандартов ряд его песен. В 1982 г. Ю. М. переехал в Ленинград и создал домашнюю студию, в которой, пользуясь самодельными приспособлениями, начал экспериментировать с записью наложением, а позже и многоканальной техникой, самостоятельно играя на всех инструментах и делая по нескольку вариантов каждого номера. С 1973 г. (альбом «Вишневый сад Джими Хендрикса») его работы стали известны в -166- музыкальной среде, Ю. М. начал сотрудничать с другими музыкантами и давать концерты. В 1975—1976 гг. он играл в группе «Ну, погоди», а в 1977 г. собрал собственное трио, однако низкое качество концертной аппаратуры и нежелание ориентироваться на стилевую конъюнктуру тогдашней рок-сцены принудили его надолго уйти в самоизоляцию, время от времени удивляя слушателей своими новыми работами и неожиданным интересом то к поэзии средневекового Китая, то к индийским философским учениям, то к русскому фольклору — последнее явилось причиной его продолжающегося и поныне сотрудничества с группой «Яблоко». В конце 70-х — начале 80-х Ю. М. был одним из наиболее влиятельных представителей ленинградского рока, а его творчество предвосхитило бум «магнитофонного рока» середины 80-х. В 1987 г. Ю. М. вернулся на рок-сцену: сначала выступал в сопровождении группы «Почта», затем — почти полтора года — с ритм-секцией «ДДТ» (В. Курылев — бас, И. Доценко — барабаны), г в сентябре 1989 организовал собственную группу в составе: Александр Бровко (гитара), Виктор Михеев (ак. гитара, бас), Дмитрий Ермаков (клавишные) и Сергей Агапов (барабаны). Он участвовал в фестивале «Видео-Рок 87», VI Ленинградском, «Рок-Аврора-89», «Рок-акустика-90» и многих других. Помимо собственных работ (дискография Ю. М. насчитывает около 60 альбомов), он записывал также «ДДТ», «Почту», «Тамбурин», «Дельта-оператор», «Оперативное Вмешательство», «Облачный Край», «Яблоко» и других исполнителей. ИЗБРАННАЯ ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Вишневый сад Джими Хендрикса» (1973), «Сон в Красном Тереме» (1975), «Магнифико» (1976), «Свадьба кретинов» (1976), «Там, где дали темны» (1978), «Тупик Человечества» (1978), «Женщина 22» (1978), «Евангелие от Матфея» (1980), «Песни о жизни и смерти» (1981), «Легенда о Майе» (1981), «Антилюбовь» (1986), «Темные аллеи» (1987), «Золотой век» (1987), «Смутные дни» (1988), «Красная тревога» (1989). Пластинки: «Представление» (ВФГ «Мелодия», 1988), «Смутные дни» (ВФГ «Мелодия, 1990), «Красная тревога» (ВФГ «Мелодия, 1991). -167- Н Народное ополчение • Ленинград • Хотя название группы «Народное ополчение» мелькает на страницах независимой рок-прессы, начиная с первой половины 80-х, воочию большинство слушателей увидело ее впервые только в 1988 г. Причин тому несколько, но глазные из них — ориентация на ортодоксальный панк-рок и нежелание идти на малейшие компромиссы с истеблишментом — исключали всякую возможность выступлений для группы в доперестроечную эпоху. В свою очередь, наличие нереализованного творческого потенциала побуждало «Н. О.» искать иные способы самовыражения, в частности, заставило обратиться к студийной работе. Лидер и основной автор «Н. О.» — Александр Строга-чев, более известный под псевдонимом Алекс Оголтелый — заинтересовался роком в конце 70-х, с приходом панк-рока безоговорочно принял новый стиль, и — после непродолжительного участия в «АУ» — в 1982 г. собрал первый состав «Народного ополчения». На следующий год к нему присоединились Федор Лавров — гитара, бас, клавишные и Дмитрий Шишляк — гитара, бас, которые и стали основной силой группы в последующие три года. «Н. О.» быстро попали в поле зрения правоохранительных органов и, учитывая господствующие в те годы идеологические веяния, оказались в ситуации, когда каждое их действие вызывало ответную реакцию и ужесточение контроля. Группа фактически распалась. Лишь в декабре 1987 г. был сформирован новый состав «Н. О»: Алекс — вокал; Вадим Снегирев — бас; Игорь («Мотя») Мотовилов — гитара и Алексей («Микшер») -168- Калинин — ударные, который не плохо дебютировал на VI Ленинградском рок-фестивале, затем повторил свой успех на региональных фестивалях в Бердянске, Череповце и т. д., а летом 1989 г. совершил 40-дневное турне по Швеции с программой-предупреждением «Брежнев жив!». В 1990 г. в группу пришел новый барабанщик Михаил Лысенко (экс-«Нате!», «Беглец», «600»). ДИСКОГРАФИЯ М агнитоальбомы: «Эх, злоба, эх» (1983), «Лозунги манифестаций» (1583), «Бит заел» (1984), «Новогодие» (опера) (1985), «Война» (1986), «Игрушечный мир и его кремация» (1937)
Настя • Свердловск • «Первая леди» уральского рока, Настя Полева впервые обратила на себя внимание в 1981 г., выступая с наиболее известной в тот момент свердловской группой «Трек». Концерты дома и отчаянно-рискованный вояж в Москву, разошедшиеся по всей стране магнитоальбомы и критическое выступление «Комсомольской правды», усмотревшей в творчестве группы «криминал» — все это способствовало тому, что на определенном этапе «Трек» стал как бы символом свердловского рока. Впрочем, ненадолго. Уже в 1983 г. группа распалась, и каждый из ее участников пошел своим путем. Вновь Настя Полева напомнила о себе в июне 1986 г., когда вышла на сцену I Свердловского рок-фестиваля с собственной программой, написанной преимущественно на стихи Ильи Кормильцева («Урфин Джюс», «Наутилус») и близкой к позднему арт-року: барочная изощренность мелодического языка, глянец точных аранжировок, чуть отстраненный чарующий голос, калейдоскоп романтически-возвышенных образов. Ее бэкинг-группа — как-то сразу к ней приклеилось лаконичное имя «Настя» — состояла почти исключительно из звезд местной сцены: Егор Белкин («УД») — гитара; Дмитрий Умецкий («НП») — бас; Алексей Могилевский («НП») — саксофон; Виктор Комаров («НП») — клавишные: Александр Пантыкин («УД») — перкуссия и Владимир Назимов («УД») — барабаны. Это, конечно, гарантировало высокий класс звучания, но в то же время делало группу практически неде- -169- еспособной, ибо все ее участники были с головой погружены в собственные проекты. Следующее выступление «Н». состоялось на И Фестивале, т. е. ровно через год. К прежним участникам (Полева, Белкин, Могилевский, Пантыкин, Назимов) добавился басист Вадим Шавкунов и клавишник «Наутилуса» Алексей Хоменко. Тем же составом «Н.» записала свой первый альбом «Тацу», восторженно принятый местной аудиторией, а в столицах принесший Насте эпитет «советская Кейт Буш». Впрочем, столичная рок-пресса всегда была скора на эпитеты. Выступление «Н.» на Подольском Рок-фестивале — в неполном составе и вместо разрекламированного организаторами «Урфин Джюса» — оказалось неудачным, и группа снова исчезла почти на год. Лишь осенью 1988 г. Полева вывела на сцену по-настоящему собственную группу, в которой помимо верного Егора и сохранившегося от предыдущей формации Шавку-нова играли Глеб Вильнянский (клавишные) и Андрей Коломеец (барабаны). В январе 1989 г. они начали гастролировать по стране, промелькнули на экране ТВ, а песни из первого альбома неоднократно звучали в программах радио. В марте 1989 г. вышел второй, записанный на «Студии «НП» альбом «Ноа-Ноа», тексты к которому написали главным образом Е. Кормильцев и А. Застырец. Летом «Н.» записала цикл своих песен на ЦТ, для чего многие из них были существенно переработаны, а в составе появился второй гитарист Андрей Васильев. Позже Шав-кунова сменил Вячеслав Двинин из «Ассоциации». В сентябре 1989 г «Н.» участвовала в московском десанте экологического движения «Рок Чистой Воды» — вместе с «Чайфом» и «Апрельским Маршем», а также стала одним из героев фильма «Сон в красном тереме», в 1990 г. гастролировала в Голландии и ФРГ. ДИСКОГРАФИЯ Магнитоальбомы: «Тацу» (1987), «Ноа-Ноа» (1989)
Нате! • Ленинград • Ленинградская группа «Нате»! — это, прежде всего, певец и автор песен Святослав Задерни, с деятельностью -170- которого связаны многие страницы в истории ленинградского рока. Начав в школьных ансамблях второй половины семидесятых, он летом 1980 г. организовал свою первую группу «Хрустальный шар», которая играла ортодоксальный хард-рок, но уже тогда пыталась использовать в своих программах элементы театрализации и концептуальный подход. В марте 1983 г. из обломков своей группы и близкого по духу состава «Демокритов колодец», Задерий организовал новую команду, год спустя принявшую название «Алиса». В 1985 г. он пригласил в состав «Алисы» автора-исполнителя из Москвы К. Кинчева, тем самым радикально изменив творческое лицо группы. К сожалению, союз Кинчев — Задерий оказался непрочен: на протяжении 1985-1986 гг. группа то распадалась, то собиралась вновь, пока в июне 1986 г. Задерий не расстался с «Алисой» окончательно. Через полгода он уже начал репетировать со своим новым, инспирированным поэзией Маяковского проектом «Нате!». В первый состав группы вошли участники экспериментального студийного трио «Цивилизация Зет» Михаил Малин — бас, Игорь Борисов — гитара, а также клавиш-ник Алексей Пейн и барабанщик Дмитрий Еучин (экс-«Народное ополчение»). Дебют «Н.» состоялся в марте 1987 г., после чего последовали успешные гастроли в Москве и менее удачное выступление на V Ленинградском рок-фестивале. Следствием неудачи стала радикальная смена состава: на место Малина был приглашен Михаил («Дубов») Виноградов, а Бучина заменил Сергей Навет-ный. Оба новобранца ранее играли в группе «Невеста» (она же «КСК»). «Н.» блестяще отыграли на фестивале «Черноголовка-87», много гастролировали, участвовали в ряде региональных рок-фестивалей. На ряде концертов с «Н.» сотрудничал клавишник «Алисы» Павел Кондратенко. Весной 1988 г. состав «Н.» вновь изменился: к оставшимся Задерию и Наветному один за другим примкнули гитарист Александр Ошибченко (экс-«Джонатан Ливинг-стон»), клавишник Андрей Селюнин (экс-«Время любить») и басист Олег Малый (экс-«Жаворонки»). М. Виноградов позже успешно выступал с группами «600», «ДПШ», «Трик- -171- стер» и «Духи». И. Борисов недолго играл с «Кино» и «Поп-Механикой», после чего переквалифицировался в диск-жокеи. Премьера нового состава состоялась на V! Рок-фестивале и стала одной из его кульминацией. Узнаваемый мелодический язык, нешаблонные аранжировки, настоящий рок-н-ролльный драйв, остроумные тексты, направленные против многочисленных табу ханжеской морали (участники группы не без вызова окрестили свой стиль «секс-энд-роллом»), принесли группе популярность. В репертуаре «Н.» появились песни А. и С. Селюниных, С. Наветного, возрос вклад всех участников группы в ее музыкальную палитру. Вместе с тем к осени 1989 г. прежний состав «Н.» достиг пика формы и уже после фестиваля «Рок-Аврора» начал «расползаться по швам». Начало 1990 г. «Н.» встретили в растерянности: в рядах группы ненадолго возникали гитарист Игорь Ганькевич (из одесской группы «Бастион»), барабанщик Михаил Лысенко (зкс-«600»), снова Павел Кондратенко; затянулась работа над новым альбомом. Как выйдет группа из затянувшегося кризиса — покажет время. ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Не бойся» (1989), «Этология» (1989).
Наумов Юрий и «Проходной двор» • Новосибирск, Ленинград • Один из наиболее интересных гитаристов страны, Юрий Наумов относятся к числу музыкантов, чье творчество с трудом поддается классификационной оценке и лежит вне традиционных рамок. Его песни несут отпечаток блюзовой эстетики и в то же время близки к городскому романсу, бардовской песне, фолк-барочному мелодизму. Юрий Наумов начал заниматься музыкой в конце 70-х, играл в различных студенческих группах, одна из которых свела его с будущим основателем «Калинова Моста» Дмитрием Селивановым, а потом организовал собственный «Проходной двор». Антироковая кампания середины 80-х привела к почти полному прекращению рок-движения в -172- Новосибирске, и Наумов, отчаявшись добиться признания дома, переехал в Ленинград. Серия сольных выступлений в 1986—1987 гг. сделала его песни широко известными, а интересные магнитоальбомы, выходившие под чисто символическим названием «П. Д.», упрочили успех. В 1987 г. он стал лауреатом V Ленинградского рок-фестиваля, а на следующим год организовал уже не фиктивную, а вполне реальную группу в составе: Олег Дегтярев — бас (экс-«Рок-штат») Борис Шавейников — ударные (экс-«Рок-штат», позже — «Аукцыон») и Впадимир Михайлов — клавишные. Позже Шавейникова заменил барабанщик «Аквариума» Петр Трощенков, однако группа выступала все реже и реже, пока в начале 1989 г. не прекратила выступления совсем. В этот период Наумов перенес центр своей деятельности в Москву. В январе 1990 г. он удачно выступил в Череповце на фестивале «Рок-акустика», а осенью того же года уехал из СССР. ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Депрессия» (1982), «Блюз в 1000 дней» (1986), «Не поддающийся проверке» (1987), «Перекати-поле» (1989).
Наутилус Помпилиус • Свердловск, Ленинград • Когда-нибудь при составлении хронологических таблиц истории советского рока рок-критики, возможно, отметят 1988 г. как «год «Наутилуса». И действительно, в течение двенадцати месяцев эта прежде известная лишь знатокам магнитофонного рока группа из Свердловска впэрвые приехала в Москву, моментально смешав и перепугав все столичные табели о рангах, потрясла журналистов как официальных, так и независимых журналов, записала альбом в одной из наиболее респектабельных студий столицы, объехала страну, сопровождаемая шлейфом восторгов, скандалов и истерик, прошла через мучительные и подвергавшиеся детальному обсуждению всюду изменения в составе и, наконец, распалась ровно через год после своего триумфа на декабрьской «Рок-панораме-87». -173- Однако история «Н. П.» не начинается и не кончается его московской эпопеей. В 1978 г. студенты-архитекторы Слава Бутусов и Дима Умецкий организовали свою первую группу и записали на магнитофон свой первый «альбом». Шли годы, менялись имена участников и названия их проектов, стиль и темы песен, но тандем Бутусов—Умецкий сохранял стабиль-месть. В 1982 г. они стали «Наутилусом», год спустя под руководством многоопытного Александра Пантыкина из «Урфина Джюса» записали альбом «Переезд». В 1985 г. к названию добавилось слово «Помпилиус» (чтобы избежать путаницы с московскими тезками, которые по иронии судьбы вскоре сменили имя на «Шанхай»), а к дискогра-фии — альбом «Невидимка», который многие ценители считают их лучшей работой и по сей день. Успех начал подбираться к «Н. П.» исподволь: бурный прием на I фестивале Свердловского Рок-клуба, альбом «Разлука», совершивший переворот в умах молодых людей, впечатляющее выступление на академически респектабельной «Ленинградской Музыкальной Весне» рядом с уже тогда легендарным «Аквариумом», аплодисменты на фестивалях в Черноголовке и Подольске, наконец, «Рок-Панорама»... К этому моменту состав группы значительно расширился: к первоначальному дуэту Вячеслав Бутусов (гитара, вокал) и Дмитрий Умецкий (бас) в 1986 г. добавился клавишник Виктор Комаров, а затем — один за другим — Алексей Могилевский (сакс, клавишные, вокал), Алексей Хоменко (клавишные), Альберт Потапкин (ударные). В сентябре 1987 г. ушедшего в армию Потапкина сменил Владимир («Зяма») Назимов. В январе следующего года во время работы в студии «Синтез» с «Н. П.» расстался Умецкий, которого заменил Виктор Алавацкий. Сначала на записях, а потом и на сцене основные гитарные партии за Бутусова начал исполнять звукооператор «Н. П.» Владимир Елизаров, однако в августе «на помощь» ему пришел экс-гитарист «Урфина Джюса» Игорь («Егор») Белкин. Значительную роль в определении художественной концепции «Н. П.» сыграл автор текстов Илья Кормильцев, чей своеобразный поэтический мир оказался необычайно созвучен нервной, хрупкой мелодике Бутусова. -174- Еще в самодеятельную эпоху «Н. П.» стали героями нескольких короткометражных лент свердловского режиссера А. Балабанова. В 1988 г. другой свердловчанин, В. Хотиненко включил фрагмент выступления группы в свою ленту «Зеркало для героя» — по его воле именно на концерте «Н. П.» должны были познакомиться главные герои. Примерно в то же время финская киножурналистка М. Мюккенен сняла документальный фильм «Серп и гитара» («Из России с любовью»), центральное место в котором отвела именно «Н. П.». В августе 1988 г. Бутусов посетил премьеру фильма в Хельсинки, а месяцем позже вся группа совершила двухнедельное турне по Финляндии. И все же группа распалась. Изнурительные гастроли, закулисные махинации околоэстрадных дельцов и персональные проблемы превратили «Н. П.» в недееспособный организм, и 22 ноября 1988 г. Бутусов объявил, что увольняет всех музыкантов. Белкин вернулся к работе с Настей Полевой, Могилезский создал собственную «Ассоциацию», а Хоменко и Елизаров организовали «Студию НП», в которой не только реализовали собственные сольные проекты (в них, кстати, задействованы почти все экс-члены «Н. П.»), но и занялись продюсированием других свердловских групп («Чаиф», «Настя», «Агата Кристи», «Сама по себе»). В то же время Бутусов восстановил партнерство с Умецким и, укрывшись от назойливого внимания прессы на даче приятеля под Москвой, готовил новую профайлу, премьера которой была намечена на сентябрь. Летом они перебрались в Ленинград, где получили несколько заказов на музыку для театра и кино. В записи демонстрационной ленты им помогали гитарист «Телевизора» Александр Беляев и барабанщик «ДДТ» Игорь Доценко. В октябре 1989 г. ЦК ВЛКСМ объявил о присуждении «Н. П.» премии Ленинского комсомола, но Кормильцев, официальный «спикер» группы, сообщил, что они отказываются принять ее. Последовали новые пертурбации, и вот, в ноябре 1989 г., Бутусов наконец сформировал новый «ленинградский» состав «Н. П.», в который помимо него и Кормильцева вошли А. Беляев (гитара), Игорь («Гога») Копылов (бас, «Петля Нестерова») и Игорь Джавад-заде (барабаны, экс-«Арсенал»). -175- В 1990 г. «Н. П.» несколько раз выезжали в Западную Европу, выступали в США, записали концертный и приступили к работе над студийным альбомом. ДИСКОГРАФИЯ Магнитоальбомы: «Али-Баба и 40 разбойников» (1978), «Переезд» (1983), «Невидимка» (1985), «Разлука» (1986), «Наусибирск» (1987), «NP» (1988), «Человек без имени» (1989), «Наугад» 1990. Пластинки: «Бригада С» и «Наутилус Помпилиус» («ВФГ «Мелодия», 1988), «Князь тишины» (ВФГ «Мелодия», 1989)
Наутилус/Шанхай •Москва• Впервые бас-гитарист Евгений Маргулис и барабанщик Сергей Кавагоэ вместе вышли на сцену в 1975 г. в составе набиравшей уже скорость «Машины Времени». Четыре года, наполненные репетициями, записями, концертами, сделали их идеальной ритм-секцией, а невзгоды, сопровождавшие неустроенную жизнь самодеятельных музыкантов, сплотили и сдружили, поэтому, когда Андрей Макаревич в июне 1979 г. распустил группу, Маргулис и Кавагоэ решили продолжать работу вместе. Пригласив певца-гитариста Алексея Романова и клавишника Алексея Макаре-вича из распавшейся незадолго до этого группы «Кузнецкий Мост», они создали легендарное «Воскресение», с которым играли до осени 1980 г. После распада оригинального состава группы пути друзей разошлись: Кавагоэ оставил музыку, а Маргулис играл в «Араксе», а затем «Аэробусе», сопровождая Ю. Антонова. Осенью 1983 г. они решили предпринять еще одну попытку и собрали «Наутилус»: Юрий Шахназаров (в прошлом участник ленкомовского состава «Аракса» и музыкальный руководитель «Рецитала») — гитара; Евгений Маргулис — бас, вокал; Дмитрий Рыбаков (работавший в тех. персонале «Машины») — гитара, вокал; Кирилл Покровский — клавишные, сакс; Сергей Кавагоэ — барабаны. Группа дала несколько концертов, записала (в феврале 1984) получасовой магнитоальбом, попыталась пристроиться в какую-нибудь филармонию, но везде наталкивалась на решительное «нет», вследствие чего в августе __________ * Пластинка выпущена пиратским способом — без ведома и согласия «Н. П.» -176- группа фактически прекратила существование. Шахназаров вообще ушел из рок-н-ролла, Маргулис вернулся к Антонову, Покровский исчез, а через какое-то время объявился в «Арии». Неопределенность продолжалась два с половиной года: группа числилась «в живых», но не собиралась и не выступала. Лишь в ноябре 1988 г. Маргулис и Кавагоэ реставрировали свой проект и старую программу. Из ветеранов «Н.» им удалось вернуть только Рыбакова. Четвертым участником группы стал опытный музыкант Сергей Гусев (гитарный синтезатор). В январе они записали новый магнитофонный альбом, продюсером которого стал экс-звукорежиссер «Воскресения» и «Аракса» Игорь Новиков, а в апреле подписали контракт с филармонией и перешли на легальное положение. За первый же год работы они накатали несколько тысяч километров гастрольных трасс, выступили на фестивале «Шахтерские Зори» в Кемерове и расширили состав: с переходом Кавагоэ на ритм-компьютер, а затем на гитару (напомним, что в «Машине» он поочередно был то гитаристом, то клавишником, то барабанщиком) его место за ударными занял Александр Белоусов (экс-«Феникс»); одновременно в «Н.» появился и саксофонист Михаил Рыбников. Date: 2015-06-11; view: 418; Нарушение авторских прав |