Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






На базе сводных расчетов рассеивания





 

Методика предназначена для определения нормативов выбросов в атмосферу в соответствии с действующей нормативно-методической документацией, а также для использования при разработке, экспертизе и согласовании проектных решений по нормированию выбросов действующих, вновь проектируемых, расширяемых, реконструируемых промышленных предприятий и при составлении сводных томов "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ) для города (населенного пункта)".

 

Основой для определения нормативов выбросов являются результаты сводного расчета рассеивания выбросов.

 

Методика позволяет определять для :

 

- нормативный выброс г/сек, обеспечивающий концентрацию не выше с учетом совокупного влияния источников, эффекта суммации отдельных (эффекта потенцирования) в заданных контрольных точках на границе и селитебных территориях;

 

- нормативный выброс т/год для разных типов источников с учетом объемов производства на планируемый год.

 

I. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Для целей настоящего документа применяются следующие термины:

 

Источники с постоянной нагрузкой - источники выбросов (), мощность выбросов которых (г/сек) остается величиной постоянной независимо от времени работы.

 

Источники с переменной нагрузкой - , мощность выбросов которых (г/сек) может изменяться в зависимости от технологического процесса.

 

Топливные источники - , массы выбросов (г/сек, т/год) которых рассчитываются в зависимости от количества сожженного топлива по утвержденным методикам.

 

Контрольные точки - совокупность точек, максимальные расчетные концентрации загрязняющих веществ () в которых служат основой для определения нормативов выбросов.

 

Квота вклада источника - допустимая доля вклада в концентрацию в контрольной точке, обеспечивающая нормативное значение концентрации.

 

Равное квотирование - принцип определения нормативных выбросов, при котором вклады в контрольной точке не превышают установленной квоты; квота принимается равной для всех .

 

Порог значимости вклада ( ) - наибольшее значение вклада , ниже которого нормирование выброса источника по результатам расчета рассеивания в данной точке нецелесообразно.

 

II. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ

ВЕЩЕСТВ ОТ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ

 

а) Информация о параметрах по результатам инвентаризации - проектная база данных.

 

Проектная база данных и планы мероприятий по снижению выбросов являются основой для нормирования выбросов. Обязательным является наличие точки привязки заводской системы координат к городской системе и угол поворота заводской системы координат.

 

Корректировка проектной базы данных возможна в случае наступления следующих изменений:

 

- ликвидации источника,

 

- введения нового источника,

 

- изменения технологии производства,

 

- выполнения природоохранных мероприятий.

 

При временном снижении нагрузки на оборудование, временной остановке оборудования, изменения времени работы источников проектная база параметров может не корректироваться.

 

б) Информация о параметрах на год с учетом плановых объемов производства - плановая база данных.

 

Плановая база данных позволяет прогнозировать расчетный уровень загрязнения на год для решения задач контроля и мониторинга, а плановые выбросы г/сек, т/год используются для получения нормативных выбросов т/год с учетом плановых объемов производства.

 

Информацию об рекомендуется пополнять и корректировать одновременно для всех предприятий с заданной периодичностью на основании "Карточек корректировки выбросов".

 

в) База данных контрольных точек. Формируется из точек, равномерно распределенных по периметру предприятий и расположенных в ближайшей жилищной застройке.

 

III. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ВЫБРОСОВ

 

Определение допустимых выбросов "г/сек" выполняется на основе анализа рассчитанных приземных концентраций в контрольных точках.

 

Число учитываемых вкладов в контрольных точках определяется возможностью используемой унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА).

 

Алгоритм нормирования:

 

а) Нормирование для веществ, не входящих в группы суммации:

 

Равное квотирование.


 

Рекомендуемые значения г/с выбросов рассчитываются исходя из принципа равного квотирования вкладов , обеспечивающих концентрацию в точке в пределах . Квота вклада () определяется для каждой точки с учетом числа , дающих вклады в общую концентрацию в этой точке.

 

Перед расчетом из процесса нормирования исключаются , дающие незначительный вклад в общую концентрацию в точке (меньше ).

 

Квота вклада () источника определяется поэтапно и рассчитывается по следующему алгоритму:

 

этап 1 - начальное значение квоты принимается равным

 

, (1)

где ,

 

где - общее число вкладов в точке;

- целевая концентрация в точке, равная 1 , для зон санитарной охраны курортов, домов отдыха, зон отдыха городов и других территорий с повышенными требованиями к охране атмосферного воздуха - 0,8 .

 

этап 2 - определяется Число нормируемых вкладов при квоте , т.е. число вкладов больше расчетной квоты:

 

, (2)

 

где: - число нормируемых вкладов (величиной );

- число ненормируемых вкладов (величиной ).

 

этап 3 - определяется новое значение Расчетной квоты ():

 

, (3)

 

где - сумма вкладов в долях , не превышающих текущего значения .

Если число нормируемых вкладов по квоте меньше числа нормируемых вкладов по квоте , то повторяем этапы 2 и 3, приняв .

 

В противном случае принимаем нормативную квоту .

 

Нормативное значение вклада в долях принимается равным нормативной квоте :

 

(4)

 

Мощность выброса у источника в г/с снижается пропорционально требуемому снижению вклада в точке:

 

(5)

 

В качестве норматива мощности выброса у в г/с принимается наименьшее значение из рассчитанных во всех точках, где данный источник дает вклад в общую концентрацию.

 

Пример 1.

 

Пусть в контрольной точке дают вклады . Величины вкладов в долях распределены следующим образом:

 

; ; ; ; .

 

 

Концентрация в точке .

 

Равное квотирование

 

Начальное значение квоты

 

С учетом вклады источников 4 и 5 не нормируются. Сумма ненормируемых вкладов . .

 

Пересчитываем .

 

Все 3 нормируемых вклада - нормируем по квоте .

 

Нормативные значения вкладов:

 

, % снижения %

 

, % снижения %

 

, % снижения %

 

Концентрация в точке с учетом нормирования

 

.

 

б) Нормирование для веществ, входящих в группы суммации:

 

Расчет нормативного значения вклада в контрольной точке для группы суммации в целом определяется в соответствии с п.а).

 

Мощность выброса по каждому веществу, входящему в группу суммации, снижается пропорционально требуемому снижению вклада по группе суммации в целом.

 

 

(6)

 

Пример 2.

 

В контрольной точке по группе суммации диоксид азота (0301) и сернистого ангидрида (0330) дают вклады источников. Величины вкладов в долях распределены следующим образом:

 

; ; ; ; .

 

, из них:

 

по двуокиси азота

 

по сернистому ангидриду

 

По группе суммации в целом нормативные значения вкладов источников определяются аналогично примеру 1.


 

Нормативные значения вкладов по веществам определяем пропорционально требуемому снижению по группе суммации в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При расчете нормативных выбросов (г/сек) по результатам расчетов в текущей точке за основу берутся не исходные вклады , полученные при расчете рассеивания в УПРЗА, а величины вкладов, уменьшенные пропорционально снижению выбросов, определенному при анализе результатов расчета рассеивания в ранее рассмотренных точках. Такой подход позволяет избежать лишних вычислений, а также может привести к сокращению числа нормируемых .

 

При анализе результатов расчета в контрольных точках в данной методике принят вариант упорядочения точек по убыванию концентрации в точке.

 

Пример 3.

 

Проведенный расчет рассеивания выявил четыре точки с концентрацией выше нормативной. В этих точках создают вклады пять . Величины вкладов и суммарные концентрации приведены в табл.1.

 

 

Таблица 1.

 

Вклады в суммарные концентрации

 

             
Вклады    
Номера контрольных точек               Общая концентрация    
  2.50   0.80   0.35   0.20   0.15   4.00    
  1.00   0.50   1.00   0.50   0.00   3.00    
  0.50   0.50   0.50   0.50   0.50   2.50    
  0.50   0.00   0.00   1.00   0.50   2.00    

 

 

Проведем расчет нормативов, рассматривая точки в порядке убывания суммарной концентрации.

 

Точка 1. В точке 1 дают вклады 5 (строка 1 табл.1.).

 

Порог значимости вкладов

 

Начальное значение квоты

 

С учетом вклады источников 4 и 5 не нормируются. Сумма ненормируемых вкладов . .

 

Рассчитываем .

 

Все 3 нормируемых вклада - нормируем по квоте .

 

Нормативные значения вкладов:

 

, коэффициент снижения -

 

, коэффициент снижения -

 

, коэффициент снижения -

 

Точка 2. В точке 2 дают вклады 4 (строка 2 табл.1).

 

.

 

С учетом рассчитанного при анализе точки 1 снижения выбросов вклады источников 1-3 составят:

 

; ; ;

 

 

Начальное значение квоты

 

С учетом вклады источников 1 и 2 не нормируются. Сумма ненормируемых вкладов . .


 

Рассчитываем .

 

Все два нормируемых вклада - нормируем по квоте .

 

Нормативные значения вкладов:

 

, коэффициент снижения -

 

 

, коэффициент снижения -

 

С учетом ранее проведенного снижения на источнике 3 коэффициент снижения выброса составит . На источнике 4 ранее не было снижения выброса.

 

Точка 3. В точке 3 дают вклады 5 (строка 3 табл.1).

 

 

С учетом рассчитанного при анализе предыдущих точек снижения выбросов вклады источников составят:

 

; ;

 

 

; ;

 

Концентрация в точке при этом

 

 

Начальное значение квоты

 

С учетом вклады источников 1-3 не нормируются. Сумма ненормируемых вкладов . .

 

Рассчитываем .

 

Нормируемые вклады - нормируем по квоте .

 

Нормативные значения вкладов:

 

, коэффициент снижения -

 

 

, коэффициент снижения -

 

С учетом ранее проведенного снижения выброса на источнике 4 коэффициент снижения выброса составит . На источнике ранее снижение выброса не проводилось.

 

Точка 4. В точке 4 дают вклады 3 (строка 4 табл.1).

 

.

 

С учетом рассчитанного снижения выбросов источниками вклады составят:

 

; ;

 

 

;

 

Концентрация в точке при этом

 

 

С учетом рассчитанного снижения выброса концентрация в 4 точке не будет превышать нормативной величины.

 

Коэффициенты снижения выбросов:

 

; ;

 

 

; ;

 

Ожидаемые величины вкладов с учетом рассчитанного снижения выбросов приведены в табл.2.

 

 

Таблица 2.

 

Ожидаемые величины вкладов с учетом рассчитанного снижения выбросов

 

             
Вклады    
Номера контрольных точек               Общая концентрация    
  0.225   0.216   0.133   0.114   0.093   0.781    
  0.090   0.135   0.380   0.285   0.000   0.890    
  0.045   0.135   0.190   0.285   0.310   0.965    
  0.045   0.000   0.000   0.570   0.310   0.925    

 

 

Цель нормирования достигнута. Количество значащих цифр при расчетах - 3. При более точном вычислении величин в точке 3 ожидаемая концентрация практически равна единице.

 

IV. НОРМИРОВАНИЕ МАСС ВЫБРОСОВ, т/год

 

Для источников с постоянной нагрузкой норматив (т/год) рассчитывается исходя из планового времени загрузки оборудования (час/год) и определенных в комплексном расчете масс допустимых выбросов от источников, г/с

 

(7)

 

Для источников с переменной нагрузкой норматив (т/год) определяется по формуле:

 

, (8)

 

где - максимальная масса выброса -го компонента (г/с), определенная инвентаризацией на проектную мощность источника;

- масса выброса (т/год) -гo компонента, рассчитанная на проектную мощность производства с учетом нестационарности работы оборудования.

 

Для топливных источников установление нормативного выброса т/год производится на основании расчетного нормативного расхода топлива в кг/час, обеспечивающего нормативный выброс г/сек при ведении контроля за расходом топлива в кг/час, следующим образом:

 

рассчитывается нормативный расход топлива () г/сек, обеспечивающий норматив г/сек по стандартным расчетным методикам

 

(9)

 

(10)

 

где

- коэффициент, учитывающий характеристики используемого топлива и условия сжигания, определяется в соответствии с эксплуатационными характеристиками.

 

- фактический расход топлива, осредненный за период превышения , сравнивается с нормативным и определяется сверхнормативный расход

 

;

 

определяем сверхнормативный расход топлива за период в течение периода (месяц, год), учитывая время , в течение которого наблюдается сверхнормативный расход топлива.

 

 

определяем нормативный выброс за период (т/мес, т/год) в соответствии с методиками,

 

(11)

 

где

 

(12)

 

(13)

 

в случае, если фактический расход топлива не превышает нормативного, нормативы выбросов (т/год) устанавливаются на уровне фактических.

 

В случае проведения контроля за выбросами, возможно определение нормативного выброса (т/год) путем суммирования нормативных выбросов помесячно по формуле:

 

(14)

 

где фактический выброс т/месяц,

- - месяцы, в которых утвержденный норматив (г/сек) меньше (г/сек) факт.,

 

- месяцы, в которых (г/сек) больше (г/сек) факт.

 

Непременным условием возможности расчета нормативных выбросов т/год является наличие данных о ежемесячных расходах топлива и максимально возможном времени, в течение которого наблюдается сверхнормативный расход топлива в течение месяца (по данным нескольких лет).

 

Нормативные выбросы т/год для (кроме топливных) на планируемый год в случае, если плановые показатели по выбросам отличаются от проектных, рассчитываются следующим образом:

 

(15)

 

где - нормативный выброс (т/год) на планируемый год с учетом плановых объемов производства;

- нормативный выброс по результатам сводного расчета рассеивания выбросов на основе проектной базы данных;

 

- планируемый выброс (т/год);

 

- планируемый выброс (г/сек).

 

Пример.

 

Массы выбросов по источнику по данным инвентаризации составили 10 г/сек, 100 т/год.

 

Сводный расчет рассеивания выбросов с учетом рассматриваемого показал, что на границе имеет место нарушение норматива качества атмосферного воздуха. При этом нормативный выброс по источнику составит 5 г/сек, 50 т/год.

 

Согласно карточке корректировки плановый выброс на планируемый год (г/сек, т/год) меньше масс выбросов источника по данным инвентаризации, а выброс г/сек больше нормативного:

 

8 г/сек, 30 т/год.

 

При этом нормативный выброс на плановый год определяется:

 

5 г/сек х 30 т/год / 8 г/сек = 18.8 т/год

 

Нормативный выброс источника на планируемый год составит:

 

5 г/сек, 18,8 т/год

 

В случае, если плановые показатели по выбросам (г/сек, т/год) меньше установленных нормативных выбросов по источнику, согласно карточке корректировки, представленной предприятием (например, 4 г/сек, 15 т/год) и снижение выбросов связано с временным уменьшением нагрузки на оборудование и времени работы, то планируемый нормативный выброс для источника составит

 

5 г/сек, 15 т/год.

 

Текст документа сверен по:/ Государственный комитет Российской Федерации

по охране окружающей среды;

Научно-исследовательский институт

охраны атмосферного воздуха. -

СПб., НПК "Атмосфера", 1999

 







Date: 2015-06-11; view: 694; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.13 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию