Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На базе сводных расчетов рассеивания⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Методика предназначена для определения нормативов выбросов в атмосферу в соответствии с действующей нормативно-методической документацией, а также для использования при разработке, экспертизе и согласовании проектных решений по нормированию выбросов действующих, вновь проектируемых, расширяемых, реконструируемых промышленных предприятий и при составлении сводных томов "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ) для города (населенного пункта)".
Основой для определения нормативов выбросов являются результаты сводного расчета рассеивания выбросов.
Методика позволяет определять для :
- нормативный выброс г/сек, обеспечивающий концентрацию не выше с учетом совокупного влияния источников, эффекта суммации отдельных (эффекта потенцирования) в заданных контрольных точках на границе и селитебных территориях;
- нормативный выброс т/год для разных типов источников с учетом объемов производства на планируемый год.
I. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Для целей настоящего документа применяются следующие термины:
Источники с постоянной нагрузкой - источники выбросов (), мощность выбросов которых (г/сек) остается величиной постоянной независимо от времени работы.
Источники с переменной нагрузкой - , мощность выбросов которых (г/сек) может изменяться в зависимости от технологического процесса.
Топливные источники - , массы выбросов (г/сек, т/год) которых рассчитываются в зависимости от количества сожженного топлива по утвержденным методикам.
Контрольные точки - совокупность точек, максимальные расчетные концентрации загрязняющих веществ () в которых служат основой для определения нормативов выбросов.
Квота вклада источника - допустимая доля вклада в концентрацию в контрольной точке, обеспечивающая нормативное значение концентрации.
Равное квотирование - принцип определения нормативных выбросов, при котором вклады в контрольной точке не превышают установленной квоты; квота принимается равной для всех .
Порог значимости вклада ( ) - наибольшее значение вклада , ниже которого нормирование выброса источника по результатам расчета рассеивания в данной точке нецелесообразно.
II. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ
а) Информация о параметрах по результатам инвентаризации - проектная база данных.
Проектная база данных и планы мероприятий по снижению выбросов являются основой для нормирования выбросов. Обязательным является наличие точки привязки заводской системы координат к городской системе и угол поворота заводской системы координат.
Корректировка проектной базы данных возможна в случае наступления следующих изменений:
- ликвидации источника,
- введения нового источника,
- изменения технологии производства,
- выполнения природоохранных мероприятий.
При временном снижении нагрузки на оборудование, временной остановке оборудования, изменения времени работы источников проектная база параметров может не корректироваться.
б) Информация о параметрах на год с учетом плановых объемов производства - плановая база данных.
Плановая база данных позволяет прогнозировать расчетный уровень загрязнения на год для решения задач контроля и мониторинга, а плановые выбросы г/сек, т/год используются для получения нормативных выбросов т/год с учетом плановых объемов производства.
Информацию об рекомендуется пополнять и корректировать одновременно для всех предприятий с заданной периодичностью на основании "Карточек корректировки выбросов".
в) База данных контрольных точек. Формируется из точек, равномерно распределенных по периметру предприятий и расположенных в ближайшей жилищной застройке.
III. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ВЫБРОСОВ
Определение допустимых выбросов "г/сек" выполняется на основе анализа рассчитанных приземных концентраций в контрольных точках.
Число учитываемых вкладов в контрольных точках определяется возможностью используемой унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА).
Алгоритм нормирования:
а) Нормирование для веществ, не входящих в группы суммации:
Равное квотирование.
Рекомендуемые значения г/с выбросов рассчитываются исходя из принципа равного квотирования вкладов , обеспечивающих концентрацию в точке в пределах . Квота вклада () определяется для каждой точки с учетом числа , дающих вклады в общую концентрацию в этой точке.
Перед расчетом из процесса нормирования исключаются , дающие незначительный вклад в общую концентрацию в точке (меньше ).
Квота вклада () источника определяется поэтапно и рассчитывается по следующему алгоритму:
этап 1 - начальное значение квоты принимается равным
, (1) где ,
где - общее число вкладов в точке; - целевая концентрация в точке, равная 1 , для зон санитарной охраны курортов, домов отдыха, зон отдыха городов и других территорий с повышенными требованиями к охране атмосферного воздуха - 0,8 .
этап 2 - определяется Число нормируемых вкладов при квоте , т.е. число вкладов больше расчетной квоты:
, (2)
где: - число нормируемых вкладов (величиной ); - число ненормируемых вкладов (величиной ).
этап 3 - определяется новое значение Расчетной квоты ():
, (3)
где - сумма вкладов в долях , не превышающих текущего значения . Если число нормируемых вкладов по квоте меньше числа нормируемых вкладов по квоте , то повторяем этапы 2 и 3, приняв .
В противном случае принимаем нормативную квоту .
Нормативное значение вклада в долях принимается равным нормативной квоте :
(4)
Мощность выброса у источника в г/с снижается пропорционально требуемому снижению вклада в точке:
(5)
В качестве норматива мощности выброса у в г/с принимается наименьшее значение из рассчитанных во всех точках, где данный источник дает вклад в общую концентрацию.
Пример 1.
Пусть в контрольной точке дают вклады . Величины вкладов в долях распределены следующим образом:
; ; ; ; .
Концентрация в точке .
Равное квотирование
Начальное значение квоты
С учетом вклады источников 4 и 5 не нормируются. Сумма ненормируемых вкладов . .
Пересчитываем .
Все 3 нормируемых вклада - нормируем по квоте .
Нормативные значения вкладов:
, % снижения %
, % снижения %
, % снижения %
Концентрация в точке с учетом нормирования
.
б) Нормирование для веществ, входящих в группы суммации:
Расчет нормативного значения вклада в контрольной точке для группы суммации в целом определяется в соответствии с п.а).
Мощность выброса по каждому веществу, входящему в группу суммации, снижается пропорционально требуемому снижению вклада по группе суммации в целом.
(6)
Пример 2.
В контрольной точке по группе суммации диоксид азота (0301) и сернистого ангидрида (0330) дают вклады источников. Величины вкладов в долях распределены следующим образом:
; ; ; ; .
, из них:
по двуокиси азота
по сернистому ангидриду
По группе суммации в целом нормативные значения вкладов источников определяются аналогично примеру 1.
Нормативные значения вкладов по веществам определяем пропорционально требуемому снижению по группе суммации в целом.
При расчете нормативных выбросов (г/сек) по результатам расчетов в текущей точке за основу берутся не исходные вклады , полученные при расчете рассеивания в УПРЗА, а величины вкладов, уменьшенные пропорционально снижению выбросов, определенному при анализе результатов расчета рассеивания в ранее рассмотренных точках. Такой подход позволяет избежать лишних вычислений, а также может привести к сокращению числа нормируемых .
При анализе результатов расчета в контрольных точках в данной методике принят вариант упорядочения точек по убыванию концентрации в точке.
Пример 3.
Проведенный расчет рассеивания выявил четыре точки с концентрацией выше нормативной. В этих точках создают вклады пять . Величины вкладов и суммарные концентрации приведены в табл.1.
Таблица 1.
Вклады в суммарные концентрации
Проведем расчет нормативов, рассматривая точки в порядке убывания суммарной концентрации.
Точка 1. В точке 1 дают вклады 5 (строка 1 табл.1.).
Порог значимости вкладов
Начальное значение квоты
С учетом вклады источников 4 и 5 не нормируются. Сумма ненормируемых вкладов . .
Рассчитываем .
Все 3 нормируемых вклада - нормируем по квоте .
Нормативные значения вкладов:
, коэффициент снижения -
, коэффициент снижения -
, коэффициент снижения -
Точка 2. В точке 2 дают вклады 4 (строка 2 табл.1).
.
С учетом рассчитанного при анализе точки 1 снижения выбросов вклады источников 1-3 составят:
; ; ;
Начальное значение квоты
С учетом вклады источников 1 и 2 не нормируются. Сумма ненормируемых вкладов . .
Рассчитываем .
Все два нормируемых вклада - нормируем по квоте .
Нормативные значения вкладов:
, коэффициент снижения -
, коэффициент снижения -
С учетом ранее проведенного снижения на источнике 3 коэффициент снижения выброса составит . На источнике 4 ранее не было снижения выброса.
Точка 3. В точке 3 дают вклады 5 (строка 3 табл.1).
С учетом рассчитанного при анализе предыдущих точек снижения выбросов вклады источников составят:
; ;
; ;
Концентрация в точке при этом
Начальное значение квоты
С учетом вклады источников 1-3 не нормируются. Сумма ненормируемых вкладов . .
Рассчитываем .
Нормируемые вклады - нормируем по квоте .
Нормативные значения вкладов:
, коэффициент снижения -
, коэффициент снижения -
С учетом ранее проведенного снижения выброса на источнике 4 коэффициент снижения выброса составит . На источнике ранее снижение выброса не проводилось.
Точка 4. В точке 4 дают вклады 3 (строка 4 табл.1).
.
С учетом рассчитанного снижения выбросов источниками вклады составят:
; ;
;
Концентрация в точке при этом
С учетом рассчитанного снижения выброса концентрация в 4 точке не будет превышать нормативной величины.
Коэффициенты снижения выбросов:
; ;
; ;
Ожидаемые величины вкладов с учетом рассчитанного снижения выбросов приведены в табл.2.
Таблица 2.
Ожидаемые величины вкладов с учетом рассчитанного снижения выбросов
Цель нормирования достигнута. Количество значащих цифр при расчетах - 3. При более точном вычислении величин в точке 3 ожидаемая концентрация практически равна единице.
IV. НОРМИРОВАНИЕ МАСС ВЫБРОСОВ, т/год
Для источников с постоянной нагрузкой норматив (т/год) рассчитывается исходя из планового времени загрузки оборудования (час/год) и определенных в комплексном расчете масс допустимых выбросов от источников, г/с
(7)
Для источников с переменной нагрузкой норматив (т/год) определяется по формуле:
, (8)
где - максимальная масса выброса -го компонента (г/с), определенная инвентаризацией на проектную мощность источника; - масса выброса (т/год) -гo компонента, рассчитанная на проектную мощность производства с учетом нестационарности работы оборудования.
Для топливных источников установление нормативного выброса т/год производится на основании расчетного нормативного расхода топлива в кг/час, обеспечивающего нормативный выброс г/сек при ведении контроля за расходом топлива в кг/час, следующим образом:
рассчитывается нормативный расход топлива () г/сек, обеспечивающий норматив г/сек по стандартным расчетным методикам
(9)
(10)
где - коэффициент, учитывающий характеристики используемого топлива и условия сжигания, определяется в соответствии с эксплуатационными характеристиками.
- фактический расход топлива, осредненный за период превышения , сравнивается с нормативным и определяется сверхнормативный расход
;
определяем сверхнормативный расход топлива за период в течение периода (месяц, год), учитывая время , в течение которого наблюдается сверхнормативный расход топлива.
определяем нормативный выброс за период (т/мес, т/год) в соответствии с методиками,
(11)
где
(12)
(13)
в случае, если фактический расход топлива не превышает нормативного, нормативы выбросов (т/год) устанавливаются на уровне фактических.
В случае проведения контроля за выбросами, возможно определение нормативного выброса (т/год) путем суммирования нормативных выбросов помесячно по формуле:
(14)
где фактический выброс т/месяц, - - месяцы, в которых утвержденный норматив (г/сек) меньше (г/сек) факт.,
- месяцы, в которых (г/сек) больше (г/сек) факт.
Непременным условием возможности расчета нормативных выбросов т/год является наличие данных о ежемесячных расходах топлива и максимально возможном времени, в течение которого наблюдается сверхнормативный расход топлива в течение месяца (по данным нескольких лет).
Нормативные выбросы т/год для (кроме топливных) на планируемый год в случае, если плановые показатели по выбросам отличаются от проектных, рассчитываются следующим образом:
(15)
где - нормативный выброс (т/год) на планируемый год с учетом плановых объемов производства; - нормативный выброс по результатам сводного расчета рассеивания выбросов на основе проектной базы данных;
- планируемый выброс (т/год);
- планируемый выброс (г/сек).
Пример.
Массы выбросов по источнику по данным инвентаризации составили 10 г/сек, 100 т/год.
Сводный расчет рассеивания выбросов с учетом рассматриваемого показал, что на границе имеет место нарушение норматива качества атмосферного воздуха. При этом нормативный выброс по источнику составит 5 г/сек, 50 т/год.
Согласно карточке корректировки плановый выброс на планируемый год (г/сек, т/год) меньше масс выбросов источника по данным инвентаризации, а выброс г/сек больше нормативного:
8 г/сек, 30 т/год.
При этом нормативный выброс на плановый год определяется:
5 г/сек х 30 т/год / 8 г/сек = 18.8 т/год
Нормативный выброс источника на планируемый год составит:
5 г/сек, 18,8 т/год
В случае, если плановые показатели по выбросам (г/сек, т/год) меньше установленных нормативных выбросов по источнику, согласно карточке корректировки, представленной предприятием (например, 4 г/сек, 15 т/год) и снижение выбросов связано с временным уменьшением нагрузки на оборудование и времени работы, то планируемый нормативный выброс для источника составит
5 г/сек, 15 т/год.
Текст документа сверен по:/ Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды; Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха. - СПб., НПК "Атмосфера", 1999
Date: 2015-06-11; view: 694; Нарушение авторских прав |