Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лучшая награда в Раю — довольство Аллаха и возможность взглянуть на Его Лик
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Са‘ида, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] إِنَّ اللَّهَ يَقُولُ لأَهْلِ الْجَنَّةِ: يَا أَهْلَ الْجَنَّةِ ، فَيَقُولُونَ: لَبَّيْكَ رَبَّنَا وَسَعْدَيْكَ وَالْخَيْرُ فِي يَدَيْكَ ، فَيَقُولُ: هَلْ رَضِيتُمْ ؟ فَيَقُولُونَ: وَمَا لَنَا لا نَرْضَى يَا رَبِّ وَقَدْ أَعْطَيْتَنَا مَا لَمْ تُعْطِ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ ؟ فَيَقُولُ: أَلا أُعْطِيكُمْ أَفْضَلَ مِنْ ذَلِكَ ؟ فَيَقُولُونَ: يَا رَبِّ وَأَيُّ شَيْءٍ أَفْضَلُ مِنْ ذَلِكَ ؟ فَيَقُولُ: أُحِلُّ عَلَيْكُمْ رِضْوَانِي فَلا أَسْخَطُ عَلَيْكُمْ بَعْدَهُ أَبَدًا [ «Поистине, Всевышний Аллах скажет обитателям Рая: “О обитатели Рая!” Они ответят: “Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе, и все благо — в Твоих Руках”. Он спросит: “Вы довольны?” Они ответят: “Отчего нам не быть довольными, Господи, ведь Ты одарил нас тем, чего не дал никому из Твоих творений?!” Он скажет: “Не одарить ли вас тем, что лучше этого?” Они спросят: “Господи, что может быть лучше этого?” Он скажет: “Отныне Я доволен вами, и никогда не разгневаюсь на вас”». Мишкат аль-масабих (3/88). Величайшим удовольствием в Раю будет наслаждение от взора на Прекрасный Лик Аллаха. Ибн аль-Асир сказал: «Лицезрение Аллаха — наивысшее из удовольствий в Последней жизни, наилучший из щедрых даров Аллаха, и пусть Аллах позволит нам насладиться им столько, сколько мы пожелаем» Джами‘ аль-усул (10/557). Всеблагой и Всевышний Аллах ясно сообщил, что рабы смогут увидеть Господа в садах блаженства: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (Аль-Кийама, 22-23). Неверующие и многобожники будут лишены этого великого блага и славной почести: «Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» (Аль-Мутаффифин, 15). روى مسلم في صحيحه والترمذي في سننه عَنْ صُهَيْبٍ الرُّومي رضي الله عنه ، عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: ] إِذَا دَخَلَ أَهْلُ الْجَنَّةِ الْجَنَّةَ ، قَالَ: يَقُولُ اللَّهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى: تُرِيدُونَ شَيْئًا أَزِيدُكُمْ ؟ فَيَقُولُونَ: أَلَمْ تُبَيِّضْ وُجُوهَنَا ؟ أَلَمْ تُدْخِلْنَا الْجَنَّةَ وَتُنَجِّنَا مِنْ النَّارِ ؟ قَال:َ فَيَكْشِفُ الْحِجَابَ ، فَمَا أُعْطُوا شَيْئًا أَحَبَّ إِلَيْهِمْ مِنْ النَّظَرِ إِلَى رَبِّهِمْ عَزَّ وَجَلَّ [. وَزَادَ في رواية: ثُمَّ تَلا هَذِهِ الآيَةَ: ﮋ لِلَّذِينَ أَحْسَنُوا الْحُسْنَى وَزِيَادَةٌ ﮊ Муслим в «Сахихе» и ат-Тирмизи в «Сунане» передали со слов Сухейба ар-Руми, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда обитатели Рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: “Не хотите ли вы добавки?” Они скажут: “Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас от Огня?” Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». В одной из версий сообщается, что после этого он прочел аят: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (т.е. Рай) и добавка» (Йунус, 26) Там же (10/560). В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится рассказ Абу Мусы аль-Аш‘ари о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] إِنَّ للمُؤمنِ فِي الْجَنَّةِ لَخَيْمَةٌ مِنْ لُؤْلُؤَةٍ واحِدَةٍ مُجَوَّفَةٍ ، عَرْضُهَا وفي رواية طولها سِتُّونَ مِيلاً ، فِي كُلِّ زَاوِيَةٍ مِنْهَا أَهْلٌ مَا يَرَوْنَ الآخَرِينَ ، يَطُوفُ عَلَيْهِمْ الْمُؤْمِنُونَ ، وَجَنَّتَانِ مِنْ فِضَّةٍ آنِيَتُهُمَا وَمَا فِيهِمَا ، وَجَنَّتَانِ مِنْ ذَهَبٍ آنِيَتُهُمَا وَمَا فِيهِمَا ، وَمَا بَيْنَ أَنْ يَنْظُرُوا إِلَى رَبِّهِمْ إِلاَّ رِدَاءُ الْكِبْرِ عَلَى وَجْهِهِ فِي جَنَّةِ عَدْنٍ [ «Поистине, у верующего в Раю будет шатер из одной полой жемчужины, ширина (в одной из версий сказано: «высота») которого равна шестидесяти милям. В каждом из его углов — жены, но они не видят друг друга, и он будет посещать их одну за другой. У него будет два сада, в которых сосуды и все остальное будет из серебра, а в двух других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его Лике» Мишкат аль-масабих (5616). Возможность взглянуть на Лик Всевышнего Аллаха — та самая добавка, которая обещана тем, кто творит добро: «Там для них уготовано все, что пожелают, а у Нас — добавка» (Каф, 35); «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (т.е. Рай) и добавка» (Йунус, 26). Комментаторы отмечали, что наилучшая награда — это Рай, а добавка — это возможность взглянуть на Лик Всевышнего Аллаха. На это указывает хадис, переданный Муслимом, который мы упомянули в начале данной главы. Верующие смогут увидеть Аллаха реально, а не так, как об этом говорят сторонники некоторых течений, отрицающие лицезрение Аллаха. Они опираются на ошибочные логические критерии и грубо искажают смысл текстов. Однажды Малика бин Анаса, имама города хиджры — Медины, спросили о словах Всевышнего «…взирать на своего Господа» (Аль-Кийама, 23). Ему сказали: «Некоторые люди говорят, что взирать будут на Его награду». Малик сказал: «Они лгут. Что же они скажут о словах Всевышнего “Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой” (Аль-Мутаффифин, 15)?» Потом он сказал: «В день воскресения люди смогут увидеть Аллаха воочию. Если бы верующие не увидели их Господа в день воскресения, то Аллах не сказал бы о неверующих, что они будут отделены от Него: “Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой” (Аль-Мутаффифин, 15)». Об этом сообщается в книге «Шарх ас-сунна» Там же (5663). Одним из тех, кто недвусмысленно говорил о лицезрении Аллаха в райских садах, был имам ат-Тахави. В своем знаменитом трактате, посвященном вероучению, он писал: Обитатели Рая получат право увидеть Аллаха, но они не смогут объять его взором, и мы не говорим о том, как это произойдет. Об этом сообщается в Писании нашего Господа: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (Аль-Кийама, 22-23). Толковать эти слова следует так, как того пожелал Всевышний Аллах, и так, как Он научил. Все достоверные хадисы, дошедшие до нас по этому поводу, следует понимать, как есть. Они имеют именно тот смысл, который в них вложен, и мы не искажаем его, руководствуясь собственными воззрениями, и не строим предположений в угоду нашим желаниям. Поистине, только тот убережет свою религию, кто предастся Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и предоставит толкование сомнительных знаний тому, кто разбирается в этом. Шарх аль-‘акида ат-тахавийя. С. 203. В комментарии к этому трактату разъясняются взгляды течений, которые уклонились от истины в данном вопросе, а также правильное суждение по этому поводу: Иной точки зрения по вопросу лицезрения Аллаха придерживаются джахмиты и мутазилиты, а также их последователи — хариджиты и имамиты. Их взгляды неверны, они опровергаются Кораном и сунной. Об истинности лицезрения Аллаха говорили сподвижники и их последователи, признанные мусульманские имамы и сторонники хадисов, а также все остальные последователи калама, причисляющие себя к сунне и единой общине. <…> Это один из самых славных вопросов мусульманского вероучения. Это цель, ради которой засучивают рукава труженики и состязаются состязающиеся. Ее не достичь тем, кто будет отделен от Господа и кому будет отказано в просьбе. Шейх разъяснил, что слова Всевышнего «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (Аль-Кийама, 22-23) относятся к ярчайшим доказательствам истинности лицезрения. Если же кто-либо непременно хочет исказить смысл этого аята, называя это толкованием, то пусть знает, что истолковать в таком духе тексты, касающиеся воскрешения, Рая, Ада и отчета, еще проще. И если какой-либо лжец попытается истолковать эти тексты, исказив их смысл, то он без труда воспользуется методами, которые используют эти интерпретаторы для истолкования данного аята. Разъясняя опасность подобных рационалистических интерпретаций, он сказал: Это вредит как мирской жизни, так и религии. Так же поступили иудеи и христиане с текстами Торы и Евангелия. Аллах предостерег нас от подобных поступков, но сторонники лжи желают непременно пойти по их стопам. Сколько же вреда нанесли ошибочные интерпретации религии и верующим? Разве не они послужили поводом для убийства ‘Усмана t? Для всего, что произошло в Верблюжьей битве и сражении при Сиффине, для убийства аль-Хусейна и сражения при Харре? Разве не ошибочные интерпретации привели к появлению хариджитов и отколу мутазилитов, уклонению рафидитов и разделению общины на семьдесят три течения?! Потом шейх разъяснил, что вышеназванный аят двояко указывает на истинность лицезрения Аллаха. Во-первых, на это указывает смысл самого текста, а во-вторых — понимание ранними богословами этого смысла. Касательно первого аспекта он сказал: В данном аяте упоминание о том, что взирать будут лица, где, собственно, и находятся глаза, и использование предлога إلى «иля» ясно указывают на лицезрение воочию. Отсутствие каких-либо намеков на то, что аят несет в себе иной смысл, недвусмысленно указывает на то, что Аллах имел в виду именно взгляд на Его Лик — да славится Его величие! Слово النظر «назар» употребляется в разных значениях — в зависимости от предлогов и переходности глагола. Если глагол نظر «назара» является переходным, то он означает «выжидать», «ожидать»: «Погодите, мы позаимствуем у вас немного света» (Аль-Хадид, 13). Если после него используется предлог في «фи», то он означает «размышлять», «извлекать урок»: «Неужели они не вглядываются в царствие небес и земли?» (Аль-А‘раф, 185). Если после него используется предлог إلى «иля», то он означает «видеть глазами»: «Взгляните на их плоды, когда они появляются» (Аль-Ан‘ам, 99). Что же говорить, если этот глагол связан со словом الوجه «ваджх» — «лицо», ведь на нем, собственно говоря, и расположены глаза? Комментируя второй аспект, шейх привел ряд высказываний ранних мусульман о том, как они понимали данный аят. Так, аль-Хасан аль-Басри сказал: «Они взглянут на своего Господа и осветятся благодаря Его свету». Абу Салих передал комментарий Ибн ‘Аббаса к аяту «…взирать на своего Господа» (Аль-Кийама, 23): «Они будут взирать на Лик Могучего и Великого Господа». ‘Икрима сказал: «Одни лица в тот день будут сиять» от удовольствия и «взирать на своего Господа», т.е. смотреть на Него. Похожее толкование передано со слов Ибн ‘Аббаса, и его придерживаются комментаторы-приверженцы сунны и единой общины. Имам ат-Табари, комментируя аят «Там для них уготовано все, что пожелают, а у Нас — добавка» (Каф, 35), передал слова ‘Али бин Абу Талиба и Анаса бин Малика: «Это — лицезрение Могучего и Великого Аллаха». Потом шейх разъяснил смысл добавки, упомянутой в аяте: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (т.е. Рай) и добавка» (Йунус, 26). Здесь тоже речь идет о возможности взглянуть на Прекрасный Лик Аллаха. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Сухейба ар-Руми о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочел аят: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (т.е. Рай) и добавка» (Йунус, 26), а потом сказал: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Огня — в Огонь, раздастся голос глашатая: “Обитатели Рая, поистине, Аллах дал вам слово и хочет исполнить его!” Они спросят: “Что же это? Разве Он не сделал наши весы тяжелыми, не обелил наши лица, не ввел нас в Рай и не защитил нас от Огня?” Тогда Он приподнимет покрывало, и они посмотрят на Него, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа. Это и есть добавка». В других сборниках этот хадис передан через другие иснады и с небольшими изменениями в тексте, но все его версии сходятся на том, что добавка — это возможность взглянуть на Лик Аллаха. Именно так истолковали его сподвижники. Ибн Джарир передал такое толкование от имени целого ряда сподвижников, в том числе — Абу Бакра ас-Сиддика, Хузейфы бин аль-Йамана, Абу Мусы аль-Аш‘ари и Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах. Одно из доказательств по данному вопросу — слова Всевышнего «Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» (Аль-Мутаффифин, 15). Аш-Шафи‘и и другие имамы говорили о лицезрении Аллаха в Раю, ссылаясь на данный аят. Ат-Табари и другие передали это через аль-Музани со слов аш-Шафи‘и. Аль-Хаким рассказывал, что аль-Асамм рассказал со слов ар-Раби‘ бин Сулеймана: «Я находился возле Мухаммада бин Идриса аш-Шафи‘и, когда к нему поступила записка из Саида. В ней спрашивалось его мнение относительно слов Великого и Могучего Аллаха “Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой” (Аль-Мутаффифин, 15). Аш-Шафи‘и сказал: “Они отделены от Него, потому что Он разгневался на них. Следовательно, Его любимцы смогут увидеть Его, ведь Он доволен ими”». Потом шейх прокомментировал аргументацию мутазилитов, опирающихся на слова Всевышнего «Ты не увидишь Меня» (Аль-А‘раф, 143); «Взоры не могут постичь Его» (Аль-Ан‘ам, 103). Он подчеркнул, что эти аяты в действительности свидетельствуют против них самих. Date: 2015-06-11; view: 503; Нарушение авторских прав |