Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система логопедической работы по формированию словообразования
Алгоритм работы над словообразовательными аффиксами
1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).
4. Закрепление связи значения и звучания aффикса (например, -ик- вносит значение уменьштельности, -ниц — значение вместилища).
5. Анализ звукового состава выделенной морфемы,
6. Буквенное обозначение звукового состава вы деленной морфемы (если дети знают буквы).;
7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
При формировании словообразования широко используется прием сравнения.
Сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этихсловах по значению и по звучанию;
Сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
В процессе сравнения делается упор на семантику, значение морфемы.
Система логопедической работы по формированию словообразования
Разделы работы
| аффиксы
| Последовательность предъявления речевого материала
| Примерный речевой материал
| Примерные задания
| Образование уменьшительно-ласкательных сущ ествительных.
| 1 продуктивный -ик- (сущ. мужского рода)
| А) без изменения звуковой структуры корня производного слова
| Дом- домик, лист-листик
|
| Б) с чередование глухих и звонких звуков в корне
| Таз – тазик, Клюв- клювик
|
| 2.-чик- с сущ. м.р.
| А) без изменения звуковой структуры корня мотивироующего и производного слов
| диван-диванчик
блин - блинчик
| | Б) с изменением звуковой структуры производного слова
| Рукав - рукавчик
| | 3. – к-
| А) сущ. Ж.р. без изменения звуковой структуры и корня производного слова
| Лапа – лапка, яблоня - яблонька
| | Б) сущ. Ж.р. с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования
| Шуба – шубка, синица -= синичка
| | 4.- очк-, -ечк-
| А) ласкательные собственные имена м.р. и ж.р. на – а. -я
| Аня – Анечка, Дима - Димочка
| | Б) неодушевленных ж.р.
| Лента - ленточка
| | 5.- ичк-
| Ж.р.
| Вода - водичка
| |
|
|
| | 6.- оньк,
-еньк-
с сущ. Ж.р.
| А) безизменения звуковой структуры корня слова имен собственных ж.р и м.р. на – а, -я
| Маша – МАШЕНЬКА, Коля - Коленька
| | Б) нарицательных сущ. М.р. и ж.р. без изменения звуковой структуры корня слова
| Береза – березонька, тетя - тетенька
| | В) с изменением звуковой структуры корня слова
| Рука – рученька, нога - ноженька
| | 7.-ушк-,
-ышк-,
-иц-,
-ец-,
-ц-
| А) сущ. М.р., ж.р., ср.р. с – ушк-.
| Дед – дедушка, зима – зимушка, головушка
| | Б) сущ. Ср.р. с –ышк-
| Солнышко. перышко
| | В) –иц- в сущ. Ж.р.
| Лужица
| | Г) –ец- в сущ. М.р. и ср. р.
| Морозец, письмецо
| | | Д) –ц- в сущ. Ж.р. и ср.р.
| Пыль – пыльца деревцо
| | Разделы работы
| аффиксы
| Последовательность предъявления речевого материала
| Примерный речевой материал
| Примерные задания
| Образование сущ. С помощью суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды)
| А) при сохранении звуковой структуры корня слова
Б) в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня
| Суп - супница
Селедка – селедочница
Сухари – сухарница
|
| Образование существительных с помощью суффикса – инк-
| А) звуковая структура корня сохраняется
| Бусы – бусинка, росинка, мармеладинка
|
| Б)с чередованием звуков в корне слов
| Горох – горошинка, песок - песчинка
|
| Образование
названий детенышей
животных и птиц
| А) без изменения звуковой структуры корня слова
| Гусь – гусенок- гусята
|
| Б) с чередованием звуков в корне слов
| Волк-волчонок-волчата
|
| В) с заменой корня производного слова
| Овца-ягненок-ягнята
|
| Образование существительных. Обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия «совершителей действия»
| Только продуктивные суффиксы
– щик-
–чик-
-ниц-
| А) сущ. М.р. с – щик-
Б) сущ. М.р. –чик-
В) сущ., обозначающих лиц женского пола. С – ниц-,-иц-
| Барабанщик, часовщик
Летчик. грузчик
Художница, певец-певица
|
| | | | | | |
Date: 2015-07-17; view: 800; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|