Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начало формы





ЛЛЛЛЕКЦИЯ 9. Оценивания инновационного потенциала предприятия как этап совершенствования планирования модернизации производства.


План


9.1. Мотивационный механизм развития производства. Измерение нововведений.
9.2.Генерирование внутренних и внешних мотивов нововведений.
9.3.Система факторов восприимчивости к нововведениям.
9.4.Мотивационная модель восприятия нововведений.
9.5.Влияние свойств нововведений на их распространение.
9.6. Научно - техническое развитие как само организационный процесс. Самоорганизация мотивационного и акционерного механизмов.
9.7.Формирование научно - технического развития на уровне организации.
9.8.Стратегии влияния научно - технического развития на потребность в трудовых ресурсах.
9.9. Формирование системы развития предприятия.

 

9.1. Мотивационный механизм развития производства.

Измерение нововведений.
Формирование и реализация мотивационного механизма развития производства связано с необходимостью решения проблем:

1.Генерирование мотивов нововведений в производство под влиянием внутренних и внешних факторов производственного процесса;
2.Восприятие нововведений производственной системой;

3.Дополнение к мотивационному механизму развития производства свойства самоорганизации под воздействием научно - технического развития компании.

9.2.Генерирование внутренних и внешних мотивов нововведений.
Внутренняя структура производственной системы состоит из двух подсистем:

- Технологической системы;
- Социальной организации.

Взаимодействие этих подсистем предоставляет производственной системе свойства, такие как:

1. Работоспособность человека в производственном процессе;

2. Мотивация целенаправленной деятельности, в том числе мотивация труда и научно - технического развития.

3. Способность к самоорганизации и самостоятельного развития.

В условиях рыночной экономики мотивы научно - технического развития генерируются внутренними и внешними факторами производственной системы:

1. Параметрами производственного процесса;
2. Параметрами рыночной среды;
3. Новыми достижениями научно - технического прогресса;
4. Экологическими параметрами.

Можно выделить следующие группы мотивов развития производства:

- Мотивы удовольствия и развития потребностей;
- Мотивы доходности;
- Мотивы творчества;
- Мотивы престижа

- Мотивы преодоления внутренних проблем, возникающих в деятельности предприятия;
- Мотивы удовлетворения социальных потребностей в оздоровлении экологического состояния производственного и окружающей среды.

9.3.Система факторов восприимчивости

к нововведениям.

Восприятие нововведений определяется свойствами производственной системы и новшества. Характер проявления форм восприятия дифференцируется следующим образом:

1.Общесистемная восприимчивость;
2.Восприимчивость технологической системы;

3.Восприимчивость организации;
4.Восприимчивость организации.


Наукоемкость продукции определяется степенью использования новых достижений науки и техники в формировании совокупности его свойств. Чем выше наукоемкость продукции, тем большую значимость в ее создании играет стадия НИОКР:
1.Наличие хорошо оснащенных исследовательских лабораторий и опытных производств, возможность привлечения высококвалифицированных научных и инженерных кадров;
2.Високий уровень мотивов творческого труда.
По признаку изменчивости можно выделить 3 вида технологий: стабильную, плодотворную, изменчивую.
- Стабильная технология остается неизменной в течение всего жизненного цикла спроса.
- При плодотворном технологии базовая технология сохраняется длительное время.
- При меняющейся технологии производства новых изделий в период данного жизненного цикла спроса ведет к необходимости изменения базовых технологий, то есть существующая технологическая система закрыта для радикальных нововведений.
Восприятие организации к нововведениям определяется рядом структурно - организационных, социальных и экономических параметров организации, а также параметрами ее системы управления.
9.4.Мотивационная модель восприятия нововведений.
Внутренняя мотивация восприятия нововведения заключается в том, что новая технология усиливает мотивы предрасположенности к труду, удовольствие от процесса и результатов труда.
Внешняя положительная мотивация восприятия нововведений проявляется, когда внедрение новшества усиливает побуждение к труду вследствие того, что внедрение новшества приводит к повышению доходов, к облегчению процессов труда и снижению «психологической стоимости" результатов труда.
Внешняя отрицательная мотивация восприятия нововведений может иметь место, когда внедрение новшества усиливает риск неприятностей для работников из-за того, что он опасается ухудшения своего положения.


Поддержку получат те нововведения, соответствующие мотивам, лучшим специалистам.
Если специалисты руководствуются мотивом соперничества, то они будут:

- Решительно поддерживать нововведения, обеспечивающие максимизацию относительного успеха (относительно соперника);
- Умеренно поддерживать или оставаться нейтральными, если нововведение соответствует мотиву индивидуализма;
- Оказывать умеренное сопротивление нововведениям, соответствующие мотивам равенства, и сильное сопротивление нововведениям, соответствующие мотивам кооперации.
Мотив предпочтения внутренних проектов новшества, основывается на том, что этот проект больше обеспечивают преемственность в развитии продукции и технологической системы и к ним легче адаптироваться организация и персонал.


9.5.Влияние свойств нововведений на их распространение.


Классификация свойств:
Объект нововведения. Объектом технического нововведения могут быть: новый тип продукции, новый процесс производства, новые организационные формы.
Размах (или уровень) нововведения. Нововведение может распространяться на отдельные элементы объекта, объект в целом или на промежуточные уровни объекта; быть однородным или разнородным, комплексным.
Сочетание свойств целостности и обособленности нововведения и процесса его внедрения. Нововведения и процесс его внедрения могут иметь разную степень целостности и обособленности эти свойства могут иметь рациональное сочетание или одно из свойств, может оказаться гипертрофированным.
Степень радикальности нововведения. Эта ступень представляет собой непрерывный ряд от небольших изменений объекта, развивающейся к изменю. Что. В корне преобразуют этот объект.
Степень видоизменения нововведения. Нововведение может быть базовым или отличаться от базового путем введения в нововведениях тех или иных изменений - усовершенствований, вплоть до «пере изобретения».
Форма восприятия новшества. Восприятие нововведения может осуществляться в рамках изменения стандартных видов деятельности, в рамках преодоления инерции поведения или в рамках привития нового типа поведения.


9.6. Научно - техническое развитие как самоорганизационных процесс.

Самоорганизация мотивационного и акционерного механизмов.
Научно - техническое развитие является само организованным и самоуправляемым процессом. Это происходит, прежде всего, потому, что организация и управление процессами является результат научного творчества, то есть принадлежит к самой сфере научно - технического развития.
Научно - техническое развитие коренным образом влияет на мотивацию труда личности и социальных групп, усиливая одни мотивы и ослабляя другие. Первоначально он влияет на внутренние мотивы - удовлетворенность процессом и результатами труда, в том числе творческого труда конструкторов, технологов и других специалистов, осуществляющих процессы создания новой продукции и технологий.

Механизм самоорганизации внутренней мотивации под влиянием научно - технического развития реализуется в условиях, когда работник видит, насколько интереснее и результативнее становится его труд под влиянием новшества.
К техническим новшествам можно выдвинуть определенные требования с позиций усиления мотивации труда: нововведение должно приводить к усилению внутренних и внешних положительных мотивов и ослабления внешних негативных мотивов или, по крайней мере, к усилению мотивации за счет одного из мотивов без его ослабления за счет других мотивов.


 

9.7.Формирование научно - технического развития на уровне организации.

Выбор направления конверсии деятельности предприятия осуществляется при формировании стратегии его научно - технического развития на долгосрочную перспективу, технической политики на среднесрочную перспективу и тактики развития на ближайшую перспективу.
Научно - техническое развитие является капиталоемким процессом, и сочетание его стратегии, политики должно обеспечивать эффективность использования капитала в течение длительного периода.
В условиях рыночной экономики стратегия носком - технического развития определяется на уровне компании советом директоров и правлением.

Стратегия технического развития имеет несколько разрезов, характеризующих:

А) отношения между общественными потребностями и возможностями производства - или предупреждать в техническом развитии изменение потребностей, или придерживаться принципа эквивалентности научно - технического развития и потребностей или следовать за потребностями. Эти отношения определяют стратегию развития большой системы удовлетворения потребностей.
Б) активность реакции на технологические сдвиги, происходящие;
В) направления воздействия новой технологии на потребность в трудовых ресурсов и их облик.
При формировании стратегии научно - технического развития производства следует ориентироваться на ту или иную стратегию активной реакции предприятия на технологические сдвиги отраслевого и межотраслевого плана:
1. Стратегия разработки новых технологий, способных обеспечить лидерство на широком рынке. Стратегия «широкое сканирование».
2. Разработка технологий, способных обеспечить лидерство в одном из сегментов рынка («узкое сканирование»).
3. Стратегия следование за лидером, указала магистральный путь технологического развития.
4. Стратегия технологического скачка, обеспечивающего долгосрочные преимущества в конкуренции.

9.8.Стратегии влияния научно - технического развития на потребность в трудовых ресурсах.

Пять типов стратегии:

- Облегчение и интеллектуализация труда;
- Отказ от использования живого труда;
- Упрощение работы;
- Подряд;
- Поливалентность (совмещение профессий, ротация персонала, расширение круга должностных обязанностей)
Наиболее распространенными являются стратегия отказа от живого труда и стратегия упрощения труда.

Распространение стратегии отказа от живого труда на другие сферы производства может иметь место лишь при изменении структуры занятости, когда достигнут в основных сферах общественного производства уровень технологии, делает ненужным участие в производстве большей части населения.


Стратегия упрощения работы способствует последовательному снижению интеллектуального уровня работников. Эта стратегия вполне оправдана в производствах, использующих преимущественно труд инвалидов.
Стратегия интеллектуализации и снижения веса труда коренным образом отличается от стратегии отказа от живого труда и упрощения работы. Последние порождают внешние отрицательные мотивы вследствие ухудшения положения работника на рынке рабочей силы, а также ведут к снижению внутренней мотивации труда.

Стратегия повышения работоспособности представляет собой конвейер нововведений с последовательным повышением их радикальности в мере накопления научно - технического, интеллектуального и инвестиционного потенциалов.
9.9. Формирование системы развития предприятия.

Формирование системы научно - технического развития предприятия предполагает:

- Организацию собственных подразделений технического развития;
- Привлечение внешних организаций, выполняющих во взаимодействии с внутренними подразделениями те или иные функции развития предприятия;
- Определение и организацию каналов повышение научно - технического уровня производства;
- Формирование в системе управления предприятием целевой подсистемы управления развитием производства и качеством продукции.
При продаже технологий возможны следующие стратегии:
1. Стратегия усиления своих позиций на рынке за счет продажи технологий как единственной возможности достижения успеха.
2. Стратегия продаже технологий, не усиливают конкурента.
3. Использование научно - технического потенциала внешней системы технического развития предлагает ряд моделей распространения технологических новшеств:

-Двухэтапная модель - ранние новаторы осуществляют нововведения, ориентируясь на внешние источники информации.
- Поздние новаторы ориентируются на ранних новаторов;
- «Инфекционная» модель - новшество получает распространение благодаря наличию взаимосвязей между потребителями нововведений;
- Модель «ведущего пользователя» - нововведение первым внедряет предприятие, способное более полно, чем другие, выявить возможности новой техники, что способствует ускорению его распространения.
Ведущими факторами успешности использования внешней системы научно - технического развития являются:

- Наличие высокоразвитой научно - производственной базы, способной осуществить создание перспективных технологических процессов, иначе говоря - конкурентоспособной отрасли, производящей новую технику;

- Отсутствие монополии предприятия - производителя новой техники;

- Активное воздействие предприятия - потребителя новой техники на предприятии - производителе на этапах создания и освоения новшества;

- Активное поведение предприятия - потребителя новой техники на рынке нововведений соответствии с выработанной им стратегии научно - технического развития.
При выборе и организации внешних каналов научно - технического развития можно руководствоваться несколькими взаимосвязанными стратегиями:

1.Стратегия мобилизации внешнего научно - технического потенциала в форме НИОКР и организации научно - технической кооперации.

2.Стратегия мобилизации внешних технологических ресурсов:
- Покупка лицензий и "ноу-хау»
- Покупка технологического оборудования и инженерных услуг;
- Привлечение инвестиций.

3.Стратегия межотраслевого и внутриотраслевого научно - технического обмена: заказ на разработку новых и закупку готовых технологий, оборудования и ноу-хау, а также покупка предприятий.

Конец формы

==

 

 







Date: 2015-07-17; view: 441; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию