Начало формы
ЛЛЛЛЕКЦИЯ 9. Оценивания инновационного потенциала предприятия как этап совершенствования планирования модернизации производства.
План
9.1. Мотивационный механизм развития производства. Измерение нововведений. 9.2.Генерирование внутренних и внешних мотивов нововведений. 9.3.Система факторов восприимчивости к нововведениям. 9.4.Мотивационная модель восприятия нововведений. 9.5.Влияние свойств нововведений на их распространение. 9.6. Научно - техническое развитие как само организационный процесс. Самоорганизация мотивационного и акционерного механизмов. 9.7.Формирование научно - технического развития на уровне организации. 9.8.Стратегии влияния научно - технического развития на потребность в трудовых ресурсах. 9.9. Формирование системы развития предприятия.
9.1. Мотивационный механизм развития производства.
Измерение нововведений. Формирование и реализация мотивационного механизма развития производства связано с необходимостью решения проблем:
1.Генерирование мотивов нововведений в производство под влиянием внутренних и внешних факторов производственного процесса; 2.Восприятие нововведений производственной системой;
3.Дополнение к мотивационному механизму развития производства свойства самоорганизации под воздействием научно - технического развития компании.
9.2.Генерирование внутренних и внешних мотивов нововведений. Внутренняя структура производственной системы состоит из двух подсистем:
- Технологической системы; - Социальной организации.
Взаимодействие этих подсистем предоставляет производственной системе свойства, такие как:
1. Работоспособность человека в производственном процессе;
2. Мотивация целенаправленной деятельности, в том числе мотивация труда и научно - технического развития.
3. Способность к самоорганизации и самостоятельного развития.
В условиях рыночной экономики мотивы научно - технического развития генерируются внутренними и внешними факторами производственной системы:
1. Параметрами производственного процесса; 2. Параметрами рыночной среды; 3. Новыми достижениями научно - технического прогресса; 4. Экологическими параметрами.
Можно выделить следующие группы мотивов развития производства:
- Мотивы удовольствия и развития потребностей; - Мотивы доходности; - Мотивы творчества; - Мотивы престижа
- Мотивы преодоления внутренних проблем, возникающих в деятельности предприятия; - Мотивы удовлетворения социальных потребностей в оздоровлении экологического состояния производственного и окружающей среды.
9.3.Система факторов восприимчивости
к нововведениям.
Восприятие нововведений определяется свойствами производственной системы и новшества. Характер проявления форм восприятия дифференцируется следующим образом:
1.Общесистемная восприимчивость; 2.Восприимчивость технологической системы;
3.Восприимчивость организации; 4.Восприимчивость организации.
Наукоемкость продукции определяется степенью использования новых достижений науки и техники в формировании совокупности его свойств. Чем выше наукоемкость продукции, тем большую значимость в ее создании играет стадия НИОКР: 1.Наличие хорошо оснащенных исследовательских лабораторий и опытных производств, возможность привлечения высококвалифицированных научных и инженерных кадров; 2.Високий уровень мотивов творческого труда. По признаку изменчивости можно выделить 3 вида технологий: стабильную, плодотворную, изменчивую. - Стабильная технология остается неизменной в течение всего жизненного цикла спроса. - При плодотворном технологии базовая технология сохраняется длительное время. - При меняющейся технологии производства новых изделий в период данного жизненного цикла спроса ведет к необходимости изменения базовых технологий, то есть существующая технологическая система закрыта для радикальных нововведений. Восприятие организации к нововведениям определяется рядом структурно - организационных, социальных и экономических параметров организации, а также параметрами ее системы управления. 9.4.Мотивационная модель восприятия нововведений. Внутренняя мотивация восприятия нововведения заключается в том, что новая технология усиливает мотивы предрасположенности к труду, удовольствие от процесса и результатов труда. Внешняя положительная мотивация восприятия нововведений проявляется, когда внедрение новшества усиливает побуждение к труду вследствие того, что внедрение новшества приводит к повышению доходов, к облегчению процессов труда и снижению «психологической стоимости" результатов труда. Внешняя отрицательная мотивация восприятия нововведений может иметь место, когда внедрение новшества усиливает риск неприятностей для работников из-за того, что он опасается ухудшения своего положения.
Поддержку получат те нововведения, соответствующие мотивам, лучшим специалистам. Если специалисты руководствуются мотивом соперничества, то они будут:
- Решительно поддерживать нововведения, обеспечивающие максимизацию относительного успеха (относительно соперника); - Умеренно поддерживать или оставаться нейтральными, если нововведение соответствует мотиву индивидуализма; - Оказывать умеренное сопротивление нововведениям, соответствующие мотивам равенства, и сильное сопротивление нововведениям, соответствующие мотивам кооперации. Мотив предпочтения внутренних проектов новшества, основывается на том, что этот проект больше обеспечивают преемственность в развитии продукции и технологической системы и к ним легче адаптироваться организация и персонал.
9.5.Влияние свойств нововведений на их распространение.
Классификация свойств: Объект нововведения. Объектом технического нововведения могут быть: новый тип продукции, новый процесс производства, новые организационные формы. Размах (или уровень) нововведения. Нововведение может распространяться на отдельные элементы объекта, объект в целом или на промежуточные уровни объекта; быть однородным или разнородным, комплексным. Сочетание свойств целостности и обособленности нововведения и процесса его внедрения. Нововведения и процесс его внедрения могут иметь разную степень целостности и обособленности эти свойства могут иметь рациональное сочетание или одно из свойств, может оказаться гипертрофированным. Степень радикальности нововведения. Эта ступень представляет собой непрерывный ряд от небольших изменений объекта, развивающейся к изменю. Что. В корне преобразуют этот объект. Степень видоизменения нововведения. Нововведение может быть базовым или отличаться от базового путем введения в нововведениях тех или иных изменений - усовершенствований, вплоть до «пере изобретения». Форма восприятия новшества. Восприятие нововведения может осуществляться в рамках изменения стандартных видов деятельности, в рамках преодоления инерции поведения или в рамках привития нового типа поведения.
9.6. Научно - техническое развитие как самоорганизационных процесс.
Самоорганизация мотивационного и акционерного механизмов. Научно - техническое развитие является само организованным и самоуправляемым процессом. Это происходит, прежде всего, потому, что организация и управление процессами является результат научного творчества, то есть принадлежит к самой сфере научно - технического развития. Научно - техническое развитие коренным образом влияет на мотивацию труда личности и социальных групп, усиливая одни мотивы и ослабляя другие. Первоначально он влияет на внутренние мотивы - удовлетворенность процессом и результатами труда, в том числе творческого труда конструкторов, технологов и других специалистов, осуществляющих процессы создания новой продукции и технологий.
Механизм самоорганизации внутренней мотивации под влиянием научно - технического развития реализуется в условиях, когда работник видит, насколько интереснее и результативнее становится его труд под влиянием новшества. К техническим новшествам можно выдвинуть определенные требования с позиций усиления мотивации труда: нововведение должно приводить к усилению внутренних и внешних положительных мотивов и ослабления внешних негативных мотивов или, по крайней мере, к усилению мотивации за счет одного из мотивов без его ослабления за счет других мотивов.
9.7.Формирование научно - технического развития на уровне организации.
Выбор направления конверсии деятельности предприятия осуществляется при формировании стратегии его научно - технического развития на долгосрочную перспективу, технической политики на среднесрочную перспективу и тактики развития на ближайшую перспективу. Научно - техническое развитие является капиталоемким процессом, и сочетание его стратегии, политики должно обеспечивать эффективность использования капитала в течение длительного периода. В условиях рыночной экономики стратегия носком - технического развития определяется на уровне компании советом директоров и правлением.
Стратегия технического развития имеет несколько разрезов, характеризующих:
А) отношения между общественными потребностями и возможностями производства - или предупреждать в техническом развитии изменение потребностей, или придерживаться принципа эквивалентности научно - технического развития и потребностей или следовать за потребностями. Эти отношения определяют стратегию развития большой системы удовлетворения потребностей. Б) активность реакции на технологические сдвиги, происходящие; В) направления воздействия новой технологии на потребность в трудовых ресурсов и их облик. При формировании стратегии научно - технического развития производства следует ориентироваться на ту или иную стратегию активной реакции предприятия на технологические сдвиги отраслевого и межотраслевого плана: 1. Стратегия разработки новых технологий, способных обеспечить лидерство на широком рынке. Стратегия «широкое сканирование». 2. Разработка технологий, способных обеспечить лидерство в одном из сегментов рынка («узкое сканирование»). 3. Стратегия следование за лидером, указала магистральный путь технологического развития. 4. Стратегия технологического скачка, обеспечивающего долгосрочные преимущества в конкуренции.
9.8.Стратегии влияния научно - технического развития на потребность в трудовых ресурсах.
Пять типов стратегии:
- Облегчение и интеллектуализация труда; - Отказ от использования живого труда; - Упрощение работы; - Подряд; - Поливалентность (совмещение профессий, ротация персонала, расширение круга должностных обязанностей) Наиболее распространенными являются стратегия отказа от живого труда и стратегия упрощения труда.
Распространение стратегии отказа от живого труда на другие сферы производства может иметь место лишь при изменении структуры занятости, когда достигнут в основных сферах общественного производства уровень технологии, делает ненужным участие в производстве большей части населения.
Стратегия упрощения работы способствует последовательному снижению интеллектуального уровня работников. Эта стратегия вполне оправдана в производствах, использующих преимущественно труд инвалидов. Стратегия интеллектуализации и снижения веса труда коренным образом отличается от стратегии отказа от живого труда и упрощения работы. Последние порождают внешние отрицательные мотивы вследствие ухудшения положения работника на рынке рабочей силы, а также ведут к снижению внутренней мотивации труда.
Стратегия повышения работоспособности представляет собой конвейер нововведений с последовательным повышением их радикальности в мере накопления научно - технического, интеллектуального и инвестиционного потенциалов. 9.9. Формирование системы развития предприятия.
Формирование системы научно - технического развития предприятия предполагает:
- Организацию собственных подразделений технического развития; - Привлечение внешних организаций, выполняющих во взаимодействии с внутренними подразделениями те или иные функции развития предприятия; - Определение и организацию каналов повышение научно - технического уровня производства; - Формирование в системе управления предприятием целевой подсистемы управления развитием производства и качеством продукции. При продаже технологий возможны следующие стратегии: 1. Стратегия усиления своих позиций на рынке за счет продажи технологий как единственной возможности достижения успеха. 2. Стратегия продаже технологий, не усиливают конкурента. 3. Использование научно - технического потенциала внешней системы технического развития предлагает ряд моделей распространения технологических новшеств:
-Двухэтапная модель - ранние новаторы осуществляют нововведения, ориентируясь на внешние источники информации. - Поздние новаторы ориентируются на ранних новаторов; - «Инфекционная» модель - новшество получает распространение благодаря наличию взаимосвязей между потребителями нововведений; - Модель «ведущего пользователя» - нововведение первым внедряет предприятие, способное более полно, чем другие, выявить возможности новой техники, что способствует ускорению его распространения. Ведущими факторами успешности использования внешней системы научно - технического развития являются:
- Наличие высокоразвитой научно - производственной базы, способной осуществить создание перспективных технологических процессов, иначе говоря - конкурентоспособной отрасли, производящей новую технику;
- Отсутствие монополии предприятия - производителя новой техники;
- Активное воздействие предприятия - потребителя новой техники на предприятии - производителе на этапах создания и освоения новшества;
- Активное поведение предприятия - потребителя новой техники на рынке нововведений соответствии с выработанной им стратегии научно - технического развития. При выборе и организации внешних каналов научно - технического развития можно руководствоваться несколькими взаимосвязанными стратегиями:
1.Стратегия мобилизации внешнего научно - технического потенциала в форме НИОКР и организации научно - технической кооперации.
2.Стратегия мобилизации внешних технологических ресурсов: - Покупка лицензий и "ноу-хау» - Покупка технологического оборудования и инженерных услуг; - Привлечение инвестиций.
3.Стратегия межотраслевого и внутриотраслевого научно - технического обмена: заказ на разработку новых и закупку готовых технологий, оборудования и ноу-хау, а также покупка предприятий.
Конец формы
==
Date: 2015-07-17; view: 441; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|