Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Иные меры
1. В соответствии с п. «б» ст. 7 Конвенции ООН против коррупции государства–участники создают такие системы приема на работу служащих, которые включают «надлежащие процедуры отбора и подготовки кадров для занятия публичных должностей, которые считаются особенно уязвимыми с точки зрения коррупции». В этой связи, на наш взгляд, требуется корректировка положений трудового законодательства Российской Федерации в части регулирования вопроса допуска к педагогической деятельности определенных категорий граждан. Так, ч. 2 ст. 331 Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусматривает недопущение к педагогической деятельности лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость только за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. В то же время многие разновидности преступлений коррупционной направленности, включая такие наиболее распространенные в образовательной системе деяния, как злоупотребление должностными полномочиями, получение и дача взятки без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 290, ч. 1 ст. 291 УК РФ, незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), служебный подлог (ч. 1 и 2 ст. 292 УК РФ), халатность (ч. 1,2 ст. 293 УК РФ) и другие нарушающие права несовершеннолетних общественно опасные деяния, к указанным категориям преступлений не относятся. 2. Статья 20 Конвенции ООН против коррупции предлагает странам, ее ратифицировавшим, в качестве одной из мер по предупреждению коррупции возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которые оно не может разумным образом обосновать. Реализация данной нормы видится в развитии института обязательств вследствие неосновательного обогащения (ст. 1102 – 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), который может быть задействован в интересах лишения коррупционеров незаконно нажитых материальных благ (движимое и недвижимого имущество, денежные средства, ценные бумаги). В этих целях необходимо законодательно отнести материальные блага, нажитые от коррупционной деятельности, к категории неосновательно приобретенных, так как лишь в этом случае возникают правовые основания для их судебного истребования и принудительного изъятия в гражданско-процессуальном или арбитражном порядке. Кроме того, следует решить вопрос о признании государства потерпевшей стороной (могущей выступать истцом) от неосновательного обогащения коррупционеров. Прокуратура в силу своего государственно-правового статуса наделена правом обращения с исками в защиту интересов государства независимо от сферы общественных отношений, в которой допущено нарушение. В связи с этим ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) нуждается в дополнении в части предоставления прокурорам права на предъявление иска об изъятии неосновательно приобретенного имущества коррупционного происхождения. В качестве материальной основы исков подобного рода, целесообразно дополнить статью 1102 ГК РФ «Обязанность возвратить неосновательное обогащение» частью 3 следующего содержания: «Правила настоящей статьи распространяются на имущество, денежные средства и ценные бумаги должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, не подтверждаемые сведениями об их официальных доходах или иными документами о законном происхождении. Потерпевшим от неосновательного обогащения такого рода признается государство». Для реализации указанных предложений требуется создание действенной системы финансового контроля и проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц, так как в своем сегодняшнем состоянии она не позволяет надежно отграничивать незаконные доходы и имущество. Необходимым элементом такого контроля должно стать законодательное решение вопроса о контроле за расходами, так как декларирование доходов государственными служащими, это лишь одна составляющая, способствующая выявлению разницы между израсходованными и реально полученными средствами. Критерием неосновательного обогащения коррупционеров должно стать явное несоответствие реальной стоимости имеющегося имущества и денежных средств уровню легальных доходов при отсутствии документов, подтверждающих законность их приобретения (наследование, дарение и т.п.).
[1] Белая книга о борьбе с коррупцией / под ред. В.Б. Исакова. М., 2007 С. 4. [2] См., например, определение, данное в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». [3] См. Конвенцию ООН против коррупции, принятую Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Россия подписала Конвенцию ООН в 2003 г. (распоряжение Президента Российской Федерации от 06.12.2003 № 581-рп), в 2006 г. ратифицировала с заявлениями (Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ). [4] Кушниренко С.П. Понятие и основы профилактики коррупции // Противодействие коррупции на муниципальном уровне: сборник. – М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 5. [5] Рейсмен В.М. Скрытая ложь: Взятки. М., 1988. С. 288. [6] См. подробнее: Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности / под ред.С.М. Иншакова. М., 2011. 839 с. [7] Егоршин В.М. Экономическая преступность и безопасность современной России (теоретико-криминологический анализ). Автореферат дис. на соискание уч. ст. докт. юр. наук. СПб., 2000. С. 32. [8] Криминология / Под общ. ред. А.И. Долговой – М.: Норма: Инфра-М, 2010. С. 816. [9] См. например: Фролова Л.И. Социально – политические последствия коррупции в России // Коррупция и борьба с ней. М., 2000. С. 46 – 50; Васильев В.Л. Психологический анализ генезиса коррупции // Там же, с. 51-52. [10] См.: Мельник Н.И. Понятие коррупции // Коррупция и борьба с ней. М., 2000. С. 221. [11] Там же, с. 221. [12] Платон. Законы // Платон. Сочинения в трех томах. Т. 3. Ч. 2. М., 1972. С. 219. [13] Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 10. [14] Сахаров А.Б. Социальные условия и преступность // Методологические вопросы изучения социальных условий преступности. – М., 1979. С. 29 – 30. [15] При этом следует отметить, что квалификация подарка в качестве взятки может быть осуществлена только при определенных условиях (см, например: Кудашкин А.В., Дмитриев Д.А. Конфликт интересов начинается с …. подарка!? // Гражданин и право. 2010. № 7). [16] См., например, Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: автореф. дис. … докт. психол. наук. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД, 2006.; Ванновская О.В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена; Закиров Л.М. Проблема изучения феномена коррупции в отечественной психологии //Актуальный проблемы экономики и права. № 4 (16); Халитов Р.Г., Юсупов И.М. Нелинейная модель психосоциального диссонанса // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. № 3; Хусаинова Н.Ю., Гиниятуллина А.Р. К вопросу об архетипе коррупции // Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. № 14; Решетников М.М. Психология коррупции. Утопия и антиутопия. СПб. 2008; Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник / 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. [17] См, например, Акимова Н.В. Коррупция в России: история и современность // Юридический мир. – 2008., № 12. [18] Опубликовано на сайте "Российской Газеты" 9 декабря 2010 г. http://www.rg.ru/2010/12/09/markin-anons.html [19] Российская газета - Федеральный выпуск №5355 (276) от 7 декабря 2010 г. [20] Российская газета - Центральный выпуск № 5357 (278) от 9 декабря 2010 г. [21] Зорькин В.Д. Конституция против криминала // Российская газета - Федеральный выпуск № 5359 (280) от 10 декабря 2010 г. [22] Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2009 год: инф.-аналит. доклад: В 3 ч. / под общ. ред. И.Э. Звечаровского. – М., 2010. [23] По данным сайта Фонда общественного мнения – http://fom.ru/ [24] По данным сайта Всероссийского центра изучения общественного мнения – http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13914. [25] По данным официального сайта Генеральной прокуратуры РФ http://www.genproc.gov.ru/news/news-12722/. [26] См.: Ванюхина Н.В., Григорьева О.В., Шевцов А.М. Психологические предпосылки коррупции //Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 4 (16).С. 18. [27] См., например, Коммерсантъ - № 231 (4048) от 18 декабря 2008. [28] Российская газета. - федеральный выпуск, № 5360 от 13 декабря 2010 г. [29] Корсантия А.А. Коррупционная преступность в Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. № 3 (17). 2010. [30] В науке нет единого мнения, что понимать под бытовой коррупцией. На наш взгляд, наиболее приемлемо определение, которое характеризует ее как коррупцию, в которую вынуждено вовлекаются обычные граждане, и при которой речь идет о неких относительно крупных «взносах» самих граждан. См.: Решетников М.М. Психология коррупции. Утопия и антиутопия. СПб. 2008. С. 11. [31] http://bd.fom.ru/report/map/d104114 [32] Официальный сайт Президента Российской Федерации http://www.kremlin.ru/ [33] По данным сайта Аналитического Центра Юрия Левады - http://www.levada.ru/ [34] Российская газета - Центральный выпуск №5311 (232) от 14 октября 2010 г.; Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ http://www.genproc.gov.ru/news/news-13150/ [35] По вопросам коррупции в сфере образования см.: Фролова И.И. Коррупция в учреждениях высшего профессионального образования: результаты конкретного социологического исследования //Актуальный проблемы экономики и права № 4 (16). С. 147. [36] Илий С.К. Тезисы выступления. Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации. Материалы международной научно-практической конференции. – М.: ВНИИ МВД России, 2006. [37] http://bd.fom.ru/pdf/d26pkvr10.pdf [38] Криминология / Под общ. ред. А.Н. Долговой. М., 2010. С. 816. [39] См. http://www.transparency.org.ru/ [40] См., например, Сайгитов У.Т. Специфика причин коррупции в Республике Дагестан // Коррупция и борьба с ней. М., 2000. С. 42.; Рамазанов Т.Б. Коррупция в сфере избирательных правоотношений в полиэтнических регионах России (на примере Республики Дагестан) / Специализированный курс. – Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции, Сателлит. 2007. [41] См., например, Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М., 1996. [42] См. Сатаров Г.А. Коррупция на выборах. Избирательное законодательство. Источник – http://www.democracy.ru/library/practice/media/rfelec_gor/page41.html [43] См. Афанасьев В.С., Гойман В.И., Лазарев В.В. и др. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. М. Юрист, 1994. С. 197-201. Кудрявцев В.Н., Марченко М.Н. и др. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах / отв. ред. М.Н. Марченко. М. Норма, 2007. Т. 3. С. 640-643. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. М. Эксмо, 2007. С.360-362. [44] Афанасьев В.С., Гойман В.И., Лазарев В.В. и др. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. М. Юрист, 1994. С. 197. [45] Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. М.: Эксмо, 2007. С. 364. [46] Орлова Ю.Р. Коррупция как социально-правовая проблема российской действительности / Преодоление коррупции – главное условие утверждения правового государства. Межведомственный научный сборник // под ред. А.И. Комаровой. – М., 2009. Т. 1 (39). С. 113. [47] Илий С.К., Коваленко В.И. Криминологический анализ коррупционной преступности в Российской Федерации: научно-практическое пособие. Ростов-на Дону: Ростиздат, 2009. С.8. [48] Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. М., Российская криминологическая ассоциация, 2011. С. 430. [49] Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы». Российская газета, № 79, 15.04.2010. [50] Электр. ресурс: сайт: www/metronews.ru. Дата обращения 18.11.2009. [51] В этимологическом смысле термин «коррупция» понимается не только как продажность, но и как развращенность, упадок, порча. См.: Толковый словарь иностранных слов / сост. Н.Л. Шестернина. М., 1998. С. 157. [52] Талапина Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 4. [53] Талапина Э.В. Указ. соч. С. 4. [54] См. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) // под ред. С.Ю. Наумова, С.Е. Чаннова. Юстицинформ, 2009. [55] Ст. 5.16. КоАП. [56] Талапина Э.В. Указ. соч. С. 4. [57] Хотя в арбитражном и гражданском процессуальном законодательстве применяется оборот «публичные правоотношения», подразумевающий отношения с участием государственных структур. См.: подраздел III (Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений) раздела II ГПК РФ, раздел III (Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений) АПК РФ. [58] См. примечание 1 к ст. 285 УК РФ. [59] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (ред. от 23.12.2010). Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, 2000. [60] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2010. С.503. [61] См. Астанин В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря.2008 года № 273-ФЗ.(постатейный). – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. С. 24. [62] Криминология: учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. С. 802. [63] В их числе: Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Ленинградская обл., Архангельская обл., Новгородская обл., Псковская обл., Новосибирская обл., Самарская обл. и Чукотский автономный округ. [64] См. п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». [65] См. стенографический отчет http://www.news.kremlin.ru/transcripts/10067. [66] Использовались статистические данные ГИАЦ МВД России: Форма «494», Раздел 2 – «Сведения о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях за январь – декабрь 2010 г.»; Форма «590» – «Сводный отчет по России о результатах работы правоохранительных (правоприменительных) органов по борьбе с преступлениями, совершенными с использованием служебного положения должностными лицами, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, а также лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации за январь – декабрь 2010 г.», а также статистический отчет Генеральной прокуратуры РФ: Форма «К» – «Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности за январь-декабрь 2010 г.» и аналогичные формы предыдущих лет. [67] Необходимо иметь в виду, что на уровне отдельного субъекта страны регистрируется незначительное число фактов дачи взятки (в некоторых субъектах менее 10 преступлений), поэтому изменение этого показателя даже на 2-3 единицы, в процентном выражении дает существенный рост или уменьшение. [68] Для выявления потенциальных взяткодателей нередко заранее готовится помещение (машина), снабженное средствами видеофиксации, в котором и происходит контакт представителей правоохранительных органов с лицами предположительно готовыми дать взятку, чтобы избежать наказания за совершенное правонарушение (например, нарушение правил дорожного движения). [69] См.: Форма 1-АП, «Сведения об административной практике органов внутренних дел», утверждена приказом МВД России от 18.12.07 № 1187. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры за 2009 год: информационно-аналитический доклад. В 3 ч. / под общ. ред. И.Э. Звечаровского. М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2010. [70] См.: ст. 14. ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. [71] См.: Указание Генпрокуратуры РФ и МВД России от 28.12.2010 № 450/85/3. «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [72] См.: С.В. Максимов. Мониторинг уголовной политики: глоссарий и инструментарий. М.: Институт «ЮрИнфоР-МГУ», 2009. С. 17. [73] В Республике Казахстан внесены соответствующие изменения в КоАП (глава 30); в Украине принят закон, который внес изменения в КоАП (глава 15-Б); в Республике Беларусь подготовлен аналогичный законопроект, который на момент подготовки настоящего труда (май 2011 г.) не вступил в силу. [74] См.: Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах / Адвокат.2007. № 10. Кругликов А.А. О дифференциации ответственности за коррупционные правонарушения // Актуальные проблемы реализации национальной антикоррупционной политики. Вторые Кудрявцевские чтения (10 апреля 2009 г.): Сборник научных трудов / отв. ред. С.В. Максимов. - М.: Институт государства и права РАН, 2010. С. 143. [75] См.: Ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». [76] См. подробнее: Евдокимов В.Б., Козлов Т.Л. и др. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы: Пособие. М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2010. Козлов Т.Л. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы // Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции: Сборник методических материалов. М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2011. [77] См.: Дисциплинарный устав военизированных горноспасательных подразделений в транспортном строительстве, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 879; Дисциплинарный устав военизированных горноспасательных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.1995 № 47 и др. [78] См.: http://www.mvd.ru/about/10000482. [79] О подходе к коррупции как отношению обмена говорится, например, в статье специалистов из Социологического института РАН (см.: Быстрова А. С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы// Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 2000. Т. III, № 1. С. 93—96). [80] Понятия «институциональные» и «неинституциональные» заимствованы из социологии, в которой они обычно применяются для характеристики действующих в обществе социальных норм. Подобное деление, как отмечает Дж. Тёрнер, имеет в социологии особое значение, поскольку «социологическую теорию можно определить как попытку объяснить процессы институализации и деинституализации» (см.: Тёрнер Дж. Структура социологической теории. М., 1985. С. 28). [81] Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.). Ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ и вступила в силу для Российской Федерации 08.06.2006. [82] Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.) Ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 N 125-ФЗ и вступила в силу для Российской Федерации 01.02.2007. [83] Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Согласно Сводному перечню государственных должностей РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 32, к ним относятся: Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации и его заместители; федеральные министры, члены Совета Федерации, руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, судьи и др. [84] См. комментарий к ст.575 ГК РФ (Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса РФ. - Система ГАРАНТ, 2009 г.). Date: 2015-07-17; view: 793; Нарушение авторских прав |