Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование средств народной педагогики в учебной деятельности





Устное народное творчество, народное искусство слова называется фольклором, за рубежом (в переводе) его называют ещё - народные знания, то есть народная педагогика. Народной педагогикой называют словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания и прочее.

Основная масса произведений народного устного творчества возникли в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их, зачастую даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты и байки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, говорим заклинания и еще многое другое..[15. С. 267]

Народные сказки тоже пустили свои корни в глубокой древности. В них ярко отразились мечты человека о победе над силами природы, наблюдения людей за жизнедеятельностью животных и других организмов, их представления об окружающем мире - о мире наполненном неведомыми опасностями и невероятными чудесами, о непонятном и от этого ещё более страшном и ужасном неведомом мироздании и его неизведанных закономерностях. Велись рьяные попытки объяснить явления природы: это сказки о Морозе, Ветре, Солнце, hyaenidae.narod.ru/story5/308.html Хозяйке леса, о бессмертных духах - помощниках и врагах человека, о нечистых чертях и т.д. Всегда, из спокон веков люди видя летающих насекомых и с завистью наблюдая за парящими в высоте птицами мечтали самостоятельно летать по воздуху, эти желания отразились в легенде о Фаэтоне, Дедале и его покойном сыне Икаре, в сказках о «ковре-самолёте», в русской народной сказке «Летучий корабль» и т.д.

Созданный народом фольклор раскрывает философию народа, его неугасающую со временем веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом и надеждой на радостную жизнь. Извечны идеи фольклора для творчества всех без исключения народов, в то же время каждый народ выражает общие идеи в своих национальных формах, складывавшиеся веками и отражающие особенности быта, его истории и родной земли. Например, герои русских народных сказок Иванушка-дурачок, Емеля или персонажи русского народного театра - Петрушка, а итальянского - Пульчинелло всегда одерживают победу над своими врагами, важными чинами и званиями, зачастую побеждают даже саму, казалось бы, непобедимую смерть.

Огромное богатство представляемых образов, сюжетов, разнообразие изобразительных средств, выразительность языка, лаконизм - вот отличительные качества народного творчества. Даже сильно одаренный писатель не в состоянии поравняться с многообразной и разносторонне развитой народной фантазией, количеством разнообразных чудных слов и их удачными хитросплетениями шлифовавшиеся веками. Шибко велико художественное и эстетическое значение фольклора.[20, с. 267]

Значительность содержательных форм, художественное совершенство фольклора, как медом привлекает к себе многочисленных художников, писателей и композиторов. Многим удалось вписать себя в историю, своевременно и грамотно используя фольклор в своих произведениях, бесплатно заимствуя и учась у народа художественному мастерству, необъятному опыту, количеству и качеству фантазии. Многим известны имена мастеров пера выросшие на подготовлявшейся веками почве фольклора. Немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете на основе легенд создал своего бессмертного «Фауста», а датский сказочник Ганс Христиан Андерсен пересказал взрослым и детям много народных сказок. Любили обращаться к бескорыстной помощи фольклора и русские писатели А.С. Пушкин, В.В. Маяковский, Максим Горький, Н.А. Некрасов… и другие (очень многие).

В наши дни представлены отдельными книгами (за деньги), и сайтами (бесплатно), сборники сказок, сборники пословиц, поговорок, загадок, сказок разных народов мира. Появляются и живут разные фольклорные сборники произведений как печатные, так и цифровые: книжки для малышей, интересные сборники сказок, которые с удовольствие читают и взрослые и дети, песенники, коллекции анекдотов, былин, а бывает так, что выходят и научные издания.

Русский педагог К.Д.Ушинский считал, что первый воспитатель - это народ, поэтому актуальность вопроса, связанного с изучением малых фольклорных жанров в начальной школе. особенно очевидна в наше время, когда утрачиваются веками сложившиеся нравственные ценности, исчезает интерес к учебе и живому слову. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений.


«А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - писал А.С.Пушкин. Это золото является ключом для построения учебного процесса.[23, с. 198]

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.

Для создания педагогических условий нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

Нравственная культура проявляется в способности личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим соответствием личных и общественных интересов.

В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: "ситуативного" познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой.

Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию - природе.

В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.[40, с. 238]

Важное значение для духовно-нравственного формирования школьников имеет организация коллективной и групповой форм учебной деятельности на уроках по всем предметам. Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.


Необходимым условием построения современной системы воспитания и развития культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть мировой культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который по образному выражению К.Д. Ушинского мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.[34, с. 144]

Программа начальной школы предусматривает изучение УНТ на уроках.

В 1 классе дети знакомятся с песенками, загадками, потешками, небылицами, сказкам. Во втором классе работа усложняется, добавляются к ранее изученным жанрам, прибаутки, перевертыши, считалки, пословицы, сказки.

Темой «Отечество» открывается курс в 1-ом классе на уроках обучения грамоте, а далее учитель лишь углубляет свои акценты, использует в соответствии с возрастом иные литературные произведения, иллюстрации, карты. Усложняются и задания.

Продолжается работа по изучению средств народной педагогики и в 3, а в 4 классах ведущей темой становятся былины, на изучение которых отводится лишь 9 часов.

Этого, согласитесь, мало, но ведь это основной материал, на котором и. строилась народная педагогика, которая гарантировала создание семьи и воспитание полноценных членов крестьянской общины. Сегодня мы возвращаемся к. народной педагогике, целенаправленно пропагандирующей освоение культурных ценностей. Какие же это ценности? Что было важно для крестьянина?

Прежде всего, это — дом, большая, крепкая, дружная семья, которая совместными усилиями вырастит хлеб и обеспечит благополучие роду. Это рождает почтительное отношение к старшим, заботливое — к подрастающему поколению.

Что сегодня является реальным ориентиром человеческого поведения? Что применимо к начальной школе? Какие ценности наиболее актуальны сегодня?

Выделим самые важные:

- ценностное отношение к матери как к одной из главных святынь и к материнству как единству природного (биологического) и духовно – нравственного начала,

- ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании,

- ценность родной земли, Родины,

- ценность производительного труда на родной земле как основа формирования трудолюбия,

- ценность здорового образа жизни.

Учителя стараются свою педагогическую деятельность, выстраивать так, чтобы основной запас ценностей к окончанию детьми начальной школы, был сформирован, в том числе и средствами фольклора.[35, с. 37-38]

Предлагаем познакомиться использованием элементов средств народной педагогики на разных уроках.







Date: 2015-07-17; view: 2131; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию