Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Формирование нравственных качеств младших школьников посредством народной педагогики





Формирование нравственных качеств младших школьников посредством народной педагогики

 

 

Выполнила: студентка 2 Б курса

ОЗО Файрушина А.М.

Руководитель: к.п.н., доцент

Шайдуллина Г.Ф..

 

Бирск - 2012


Содержание

Введение…...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты проблем формирования нравственных качеств младших школьников посредством народной педагогики

1.1. Нравственное воспитание. Мораль и нравственность......................................9

1.2. Народная педагогика как часть народной культуры. Средства народной педагогики..................................................................................................................17

Выводы по первой главе...........................................................................................31

Глава 2. Организация практического исследования по изучению формирования нравственных качеств младших школьников посредством народной педагогики

2.1. Использование средств народной педагогики в учебной деятельности.......32

2.2. Использование средств народной педагогики внеучебной деятельности....44

2.3. Результаты эксперимента..................................................................................50

Выводы по второй главе...........................................................................................53

Заключение................................................................................................................54

Библиография....…...…….……...……………….…………………….………..….56

Приложение…..…...………...…………………….……………….……………….60

 

 

Введение

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинекий писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [5, с. 479]

Вооружения нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно – деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определённых умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально – возрастными особенностями

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах В.П. Аникина[2], Н.М.Болдырева[9], И.С.Марьенко[29],,И.Ф.Харламова[34] и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.


Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)

Такие педагоги как Н.М.Болдырев[9], И.С.Марьенко[29], Л.И.Божович[8] и многие другие исследователи, нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах.

В процессе учебной деятельности у детей формируется различные нравственные качества. Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств и в связи с этим их следует считать фактором нравственного развития личности.

Эффективность учебной деятельности школьников будет заключаться в том, что, если педагогические условия будут способствовать раскрытию и развитию духовно – нравственных качеств школьников, а именно ответственности, доброжелательности, самостоятельности.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

В школах разработаны программы по приобщению детей к народной культуре, как своего народа, так и России. Благодаря этому у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками.

В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.


Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной работы: «Формирование нравственных качеств младших школьников посредством народной педагогики».

Объект исследования: влияние средств народной педагогики на нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования: раскрыть педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников средствами народной педагогики.

Цель исследования: формирование нравственного поведения у младших школьников, включая в учебно-воспитательный процесс средства народной педагогики.

Задачи:

- рассмотреть теоретические вопросы формирования нравственных качеств посредством народной педагогики;

- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу и систематизировать материал по проблеме исследования;

- выяснить влияние средств народной педагогики на формирование нравственных качеств у младших школьников;

- обосновать необходимость использования средств народной педагогики в начальных классах.

Гипотеза: если педагог включает в учебно-воспитательный процесс средства народной педагогики, то это способствует всестороннему развитию, формированию нравственных качеств детей младшего школьного возраста и обогащает их внутренний мир, дает знания в области народного искусства.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись:

- тестирование

- наблюдение за выполением практических заданий (учащиеся 3 «Б» класса МОБУ СОШ с. Янгантау);

- беседа;

- анкетирование;

- анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; материалов научно-практических конференций, семинаров, материалов, представленных в сети Интернет; анализ педагогического опыта применения наглядных средств обучения в учебном процессе в школах;

- моделирование педагогического эксперимента и математической и статистической обработки полученных результатов.

Этапы исследования:

1. обоснование проведения исследования;

2. определение экспериментального класса; проведение классных часов и мероприятия;

3. отбор результатов эксперимента, создание базы данных; анализ результатов эксперимента.

Теоретическая значимость исследования:

- расширено представление о нравственном воспитании в процессе учебной деятельности с учетом особенностей восприятия учебного материала обучающимися начальных классов;

- уточнены понятия «мораль», «нравственность»;

- обоснована целесообразность и необходимость применения в образовательном процессе школы средств народной педагогики как средства формирования нравственных качеств, получения новых знаний обучающимися.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

данная курсовая работа может быть использована педагогами вузов, студентами педагогических учебных заведений, учителями СОШ в системе дополнительного образования для общего развития обучающихся, а также в системе повышения квалификации работников образования.

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка библиографических источников, приложения.

 

 







Date: 2015-07-17; view: 1942; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию