Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Имитационная модель системы массового обслуживания
Рассмотрим имитационную модель СМО следующего вида:
СМО такого вида показана на рис. 3.29. На рис. 3.29:
Такой СМО может быть, например, сборочный цех радиоэлектронного предприятия. Из нескольких цехов ( Диспетчеризация - первая фаза обслуживания. Сборка изделий - вторая фаза обслуживания. Затем идет стендовый контроль и регулировка - это третья фаза обслуживания. Четвертая фаза - приемка готового изделия (например, военная приемка) Далее может быть упаковка изделия - пятая фаза. Упакованные изделия поступают в транспортное подразделение для отправки - это шестая фаза. На каждом из этих шести участков работают инженеры, техники, наладчики, контролеры, упаковщики. В силу различного рода случайностей на входе каждой фазы могут образовываться очереди комплектующих блоков, непроверенных изделий, готовых изделий. А также могут быть простои работников, что в терминах СМО трактуется как очереди свободных каналов. Вернемся к общей постановке задачи. Целью моделирования является определение показателей исхода операции массового обслуживания на временном интервале Проанализируем элементы СМО.
Поступление заявок на вход первой фазы - событие активное. Следовательно, в модели должны быть предусмотрены модули реакции на это событие. Каждый поток обслуживает свой модуль реакции, значит, модулей реакции этого типа должно быть столько, сколько имеется потоков заявок, то есть
Каждый канал имеет два состояния: свободен или занят. Переход в состояние "занят" - событие пассивное, так как определяется поступлением заявки. Переход в состояние "свободен" - событие активное, оно определяется внутренними свойствами канала, например, производительностью. Следовательно, в модели должны быть модули реакции на освобождение каналов. И этих модулей должно быть столько, сколько имеется в нашей СМО каналов:
Эти элементы СМО - пассивные, число состояний неограниченно.
Эти элементы СМО также пассивные, число состояний равно числу каналов в каждой фазе.
Характеризуется одним активным событием - завершение интервала исследования Изменения состояний считаем мгновенными. Общее число модулей реакции в рассматриваемой модели должно быть:
При большом числе входных потоков и каналов обслуживания количество модулей реакции будет значительным, и модель будет труднообозримой, громоздкой. Однако структуру модели можно существенно упростить, назначив однородным активным событиям по одному модулю реакции. Или: освобождение любого канала вызывает обращение к другому общему модулю реакции. Естественно, на входе таких универсальных модулей реакции должен присутствовать блок настройки на конкретное активное состояние объединенной группы. Строить же общий модуль реакции на освобождение всех каналов СМО нецелесообразно, так как освобождение каналов последней фазы СМО требует действий, заметно отличающихся от тех, которые необходимо выполнить при освобождении каналов не последней фазы. Таким образом, имитационная модель СМО будет иметь всего четыре модуля реакции:
Блок-схема имитационной модели СМО состоит из общей части и модулей реакции. Общая часть имеет стандартный вид и была рассмотрена ранее. Структура общей части определяется способом продвижения модельного времени по событиям. Она показана на рис. 3.30. Блок 1 - установка начальных условий на весь процесс моделирования. Вводятся константы Блок 2 - установка начальных условий на очередную реализацию модели. Текущее время, счетчики числа поступивших и обслуженных заявок устанавливаются в нуль. Каналы обслуживания и очереди к ним устанавливаются в исходные состояния (установки исходных состояний определяются требованиями к исследованию) и др.
Наборы исходных данных Блоки 3, 4 реализуют продвижение времени по событиям. Блок 5 - выбор модуля реакции. В зависимости от индекса В рассматриваемой модели элементы СМО имеют только два состояния, одно из которых является начальным. Поэтому индекс Рассмотрим состав и функционирование модулей реакции. Допустим, что в рассматриваемый момент времени свершилось активное событие - поступление заявки от одного из источников. Блок 5 передает управление модулю реакции А. Блок-схема алгоритма модуля реакции Блок А5 - блок настройки. Обеспечивает доступ к ДСЧ, ячейкам и т. д. модуля, предназначенным для обслуживания конкретного потока заявок, которому принадлежит поступившая заявка.
Блок А6 - проверка наличия свободных каналов первой фазы. Количество свободных каналов в очереди обозначено: Если все каналы заняты Блок А7 - размещение поступившей заявки в соответствующей очереди первой фазы Блок А8 - запоминание времени постановки заявки в очередь и передача управления блоку А13. Правая ветвь алгоритма (см. рис. 3.30) выполняет действия, связанные с постановкой заявки на обслуживание. Блок А9 - имитация загрузки одного из свободных каналов поступившей заявкой. Очередь свободных каналов уменьшается на Блок А10 - определение и запоминание длительности простоя канала. Накопление времени простоя необходимо, например, для определения коэффициента занятости канала на интервале исследования. Блок А11 -имитация времени обслуживания заявки. Случайное время обслуживания Блок А12 - прогноз времени окончания обслуживания Блок А13 - прогноз момента времени поступления очередной заявки. Соответствующий датчик случайных чисел выдает длительность случайного временного интервала между заявками данного типа. Момент поступления очередной заявки вычисляется как Управление передается в точку Е - блоку 3 для определения очередного ближайшего события. Если очередным ближайшим событием окажется освобождение канала не последней фазы, то блок 5 передает управление модулю реакции В, имитирующему действия в СМО при свершении этого активного события. Блок-схема алгоритма модуля реакции В представлена на рис. 3.32. Модуль В имеет две функции. Во-первых, попытаться загрузить освободившийся канал заявкой из очереди на входе фазы, в которой находится освободившийся канал. Во-вторых, имитировать продвижение заявки, освободившей канал, в следующую фазу обслуживания.
Блок В5 -настройка модуля на освободившийся канал конкретной фазы. Каждая фаза обслуживания имеет свою очередь заявок на входе, свою очередь свободных каналов и, возможно, свои датчики случайных чисел. Поэтому не будем вводить для них новые обозначения, оставим те, которые были использованы при описании модуля А. Блок В6. Проверка: есть ли в очереди на входе фазы заявки, ожидающие обслуживания ( канал должен быть немедленно загружен (блоки 10… 13). Если нет, то канал должен быть переведен в режим ожидания (блоки В7…В9). Блок В7. Очередь свободных каналов увеличивается на Блок В8. Запоминание момента освобождения канала. Блок В9. Перевод освободившегося канала в пассивное состояние. Для этого пространственно-временной точке превышающего интервал исследования Блоки В14…В20 моделируют размещение заявки, освободившей канал, в следующей фазе обслуживания. Функции и взаимные связи этих блоков аналогичны блокам А6 … А12, рассмотренным ранее:
Блок 20 передает управление блоку 3 для идентификации очередного активного события. Этим событием может быть поступление заявки от какого-либо источника на вход первой фазы или окончание обслуживания заявки каким-либо каналом. В этих случаях управление будет снова передано модулям реакции Если же очередным активным событием окажется освобождение канала последней фазы, то управление передается модулю реакции С (рис. 3.33). Блок С5 - настройка на соответствующий канал последней фазы. Аналогичен блоку В5. Блоки С6…С13 - загрузка освободившегося канала ожидающей заявкой, если таковая есть на входе последней фазы. Функции и взаимосвязи блоков аналогичны блокам В6…В13. Блок С6 соответствует блоку В6, блок С7 - блоку В7 и т. д. по одинаковым номерам. Блок С14 формирует числовые атрибуты заявок, покидающих СМО. Такими атрибутами могут быть: суммарное время обслуживания заявки на всех фазах, суммарное время ожидания в очередях, число обслуживаний без ожидания и др. Атрибуты запоминаются и управление передается блоку 2.
Если очередное значение
Построить имитационную модель с продвижением времени можно и по-другому. Однако рассмотренная структура модели обладает важными достоинствами:
Облегчены корректировка и развитие модели. Например, в рассмотренной модели СМО легко учесть выход из строя и восстановление каналов обслуживания. Для этого надо добавить два модуля реакции: один - на возникновение отказа, другой - на восстановление работоспособности. Оба эти события рассматриваются как активные, если неисправность возникает из-за внутренних дефектов оборудования, а восстановление является результатом усилий обслуживающего персонала, входящего в состав СМО. Вопросы для самоконтроля
Определить период повторения случайных чисел.
|
4. Лекция: Планирование экспериментов
| 4. Лекция: Планирование экспериментов: версия для печати и PDA Раскрывается сущность планирования компьютерного эксперимента, его необходимость и основные пути достижения приемлемых информативности и экономичности, точности и достоверности результатов моделирования. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создание модели - акт необходимый при анализе и синтезе сложных систем, но далеко не конечный. Модель - не цель исследователя, а только инструмент для проведения исследований, инструмент эксперимента. В первых темах мы достаточно полно раскрыли афоризм: "Модель есть объект и средство эксперимента".
Эксперимент должен быть информативен, то есть давать всю нужную информацию, которой следует быть полной, точной, достоверной. Но она должна быть получена приемлемым способом. Это означает, что способ должен удовлетворять экономическим, временным и, возможно, другим ограничениям. Такое противоречие разрешается с помощью рационального (оптимального) планирования эксперимента.
Теория планирования эксперимента сложилась в шестидесятые годы двадцатого века благодаря работам выдающегося английского математика, биолога, статистика Рональда Айлмера Фишера (1890-1962 гг.). Одно из первых отечественных изданий: Федоров В. В. Теория оптимального эксперимента. 1971 г. Несколько позже сложилась теория и практика планирования имитационных экспериментов, элементы которых рассматриваются в настоящей теме.
4.1. Сущность и цели планирования эксперимента
Итак, как мы уже знаем, модель создается для проведения на ней экспериментов. Будем считать, что эксперимент состоит из наблюдений, а каждое наблюдение - из прогонов (реализаций) модели.
Для организации экспериментов наиболее важно следующее.
Рис. 4.1. Кибернетическое представление эксперимента
На рис. 4.1:
- входные переменные, факторы;
- выходная переменная (реакция, отклик);
- ошибка, помеха, вызываемая наличием случайных факторов;
- оператор, моделирующий действие реальной системы, определяющий зависимость выходной переменной от факторов .
Иначе: - модель процесса, протекающего в системе.
Первой проблемой, решаемой при стратегическом планировании, является выбор отклика (реакции), то есть определение, какие величины нужно измерять во время эксперимента, чтобы получить искомые ответы. Естественно, выбор отклика зависит от цели исследования.
Например, при моделировании информационно-поисковой системы может интересовать исследователя время ответа системы на запрос. Но может интересовать такой показатель как максимальное число обслуженных запросов за интервал времени. А может, то и другое. Измеряемых откликов может быть много: В дальнейшем будем говорить об одном отклике .
Второй проблемой стратегического планирования является выбор (определение) существенных факторов и их сочетаний, влияющих на работу моделируемого объекта. Факторами могут быть питающие напряжения, температура, влажность, ритмичность поставок комплектующих и многое другое. Обычно число факторов велико и чем меньше мы знакомы с моделируемой системой, тем большее, нам кажется, число их влияет на работу системы. В теории систем приводится так называемый принцип Парето:
, где индекс указывает номер (тип) фактора. Встречаются и такие обозначения факторов: и т. д.
Третьей проблемой стратегического планирования является выбор значений каждого фактора, называемых уровнями фактора.
Число уровней может быть два, три и более. Например, если в качестве одного из факторов выступает температура, то уровнями могут быть: 80o С, 100o С, 120o С.
Для удобства и, следовательно, удешевления эксперимента число уровней следует выбирать поменьше, но достаточное для удовлетворения точности и достоверности эксперимента. Минимальное число уровней - два.
С точки зрения удобства планирования эксперимента целесообразно устанавливать одинаковое число уровней у всех факторов. Такое планирование называют симметричным.
Анализ данных эксперимента существенно упрощается, если назначить уровни факторов, равноотстоящие друг от друга. Такой план называется ортогональным. Ортогональность плана обычно достигают так: две крайние точки области изменения фактора выбирают как два уровня, а остальные уровни располагают так, чтобы они делили полученный отрезок на две части.
Например, диапазон питающего напряжения 30…50 В на пять уровней будет разбит так: 30 В, 35 В, 40 В, 45 В, 50 В.
Эксперимент, в котором реализуются все сочетания уровней всех факторов, называется полным факторным экспериментом (ПФЭ).
План ПФЭ предельно информативен, но он может потребовать неприемлемых затрат ресурсов.
Если отвлечься от компьютерной реализации плана эксперимента, то число измерений откликов (реакций) модели при ПФЭ равно:
где - число уровней -го фактора, ; - число факторов эксперимента.
Величина определяет структуру стратегического плана, то есть количество наблюдений (информационных точек).
При машинной реализации ПФЭ в каждом наблюдении (информационной точке) нужно выполнить определенное число прогонов (реализаций) модели, чтобы обеспечить заданную точность и достоверность значений откликов. Определение числа прогонов модели является предметом тактического планирования.
Обозначим число прогонов в каждом наблюдении . Тогда для симметричного ПФЭ общее число необходимых прогонов модели равно:
Пример 4.1. Планируется провести компьютерный эксперимент, в котором на отклик модели влияют три фактора. Для каждого фактора установлены три уровня. Требования по точности и достоверности требуют 6000 прогонов модели на каждом уровне (для каждого наблюдения). Время одного прогона модели равно 2 с.
Оценить затраты времени на проведение компьютерного эксперимента.
Решение
Исходные данные: , , , .
Число прогонов модели: .
Затраты времени: .
Ранее на рис. 4.1 был показан оператор преобразования - математическая модель процесса . В некоторых исследованиях, если - имитационная модель процесса, требуется вместо
нее получить так называемую "вторичную модель" в виде аналитической зависимости. В дальнейшем "вторичная модель" может быть использована на практике или в других исследованиях. В таких случаях математическая модель формируется по данным эксперимента методом регрессионного анализа, что будет предметом нашего рассмотрения в следующей теме.
4.3. Стандартные планы
Многие планы экспериментов в настоящее время стандартизованы. Они имеются в справочниках, математических пакетах программ и системах моделирования. Однако исследователь должен быть готов к модификации имеющихся планов и приспособлению их к специфическим условиям конкретных задач.
С полным факторным экспериментом мы уже знакомы. Это, как отмечалось ранее, самый информативный план, понятный по структуре, но и самый неэкономичный. Поэтому ПФЭ применяют, когда число факторов невелико. В приведенном примере 4.1 при , , , затраты времени на проведение компьютерного эксперимента ожидаются в 106 часов. Поэтому актуальной становится проблема более или менее обоснованного сокращения плана эксперимента (числа наблюдений). Способов сокращения плана и, следовательно, уменьшения затрат времени на проведение экспериментов, много, но все они, в конечном счете, основаны на пренебрежении эффектами парных, тройных и более взаимодействий факторов. Естественно, это снижает точность моделирования, но во многих случаях допустимо.
Рассмотрим несколько примеров.
Пример 4.2. Необходимо провести эксперимент с моделью, имеющей три двухуровневых фактора, с целью построения математической модели ("вторичной модели") процесса в виде:
Уравнение имеет восемь коэффициентов, следовательно, достаточно провести восемь наблюдений. Это уравнение соответствует
ПФЭ типа .
Полный факторный эксперимент дает возможность определить не только коэффициенты , соответствующие так называемым линейным эффектам (их также называют главными), но и коэффициенты , соответствующие всем эффектам взаимодействия факторов, а также свободный член .
Эффекты взаимодействия двух и более факторов проявляются, если влияние каждого из них на отклик зависит от уровней, на которых установлены другие факторы.
Теперь допустим, что число наблюдений в эксперименте, равное восьми, неприемлемо и план надо сократить.
Вполне естественно предположить, что эффекты взаимодействия оказывают на реакцию системы существенно меньшее влияние, чем линейные, или даже отсутствуют вовсе, если факторы обладают свойством независимости.
Исключим их и тогда модель процесса (уравнение отклика, уравнение реакции, "вторичная модель") принимает вид:
Теперь число неизвестных коэффициентов сократилось вдвое и число необходимых наблюдений для их определения стало равно четырем.
Что это за наблюдения?
Четыре наблюдения достаточны для проведения ПФЭ при двух
факторной модели . Этими факторами, например, могут быть или другая двухфакторная комбинация из трех факторов.
Уровни третьего фактора получают из первых двух с помощью, так называемого генерирующего соотношения:
Поскольку факторы двухуровневые, то в общем виде уровни принято обозначать так:
. План приведен в табл. 4.1.
Единичный столбец Таким же образом можно проводить дальнейшее сокращение планов типа Естественно, такое сокращение числа экспериментов приводит к "огрублению" коэффициентов Рассмотренное планирование является основой и составной частью для разработки более сложных - несимметричных многоуровневых планов. Не менее часто целью экспериментов является проверка разного рода гипотез о природе сравниваемых объектов. Например, однородны ли выходы двух систем в смысле законов распределения, характеристик этих законов. Поскольку обработка данных эксперимента ведется методами дисперсионного анализа, то и планы в данном случае называются планами дисперсионного анализа. Сущность дисперсионного анализа мы рассмотрим в следующей теме. Планы дисперсионного анализа могут быть полные, если используются все возможные сочетания условий (аналогично ПФЭ), и неполные, которые применяются тогда, когда полные планы оказываются громоздкими и неэкономичными. Сокращение планов происходит, как и ранее, за счет исключения некоторых сочетаний факторов (взаимодействий) и уровней случайным или традиционным образом. Наиболее популярными из неполных планов является симметричный план "латинский квадрат" или его вариации. Этот план целесообразно применять, когда из всех существенных факторов можно выделить один доминирующий (самый существенный). В планах дисперсионного анализа часто факторы обозначают латинскими буквами Пример 4.3. Построить план "латинский квадрат" симметричного трехфакторного четырехуровневого эксперимента. Доминирующий фактор Решение Исходные данные: Введем обозначения факторов и уровней:
План приведен в табл. 4.2.
В этом плане число наблюдений Заметим, что план может быть и несимметричным. В этом случае вместо квадрата будет прямоугольник. И еще: выделение доминирующего фактора не является существенным, то есть, внутри квадрата можно располагать уровни любого из действующих факторов. В практике планирования экспериментов встречаются и такие неполные планы: один из факторов меняет свои значения при фиксированных значениях других. То есть исследуется поочередно влияние каждого фактора в отдельности. Иногда применяются и так называемые рандомизированные планы. В таких планах сочетания факторов и уровней для каждого прогона модели выбираются случайно. Вид случайности и объем выборки определяется исследователем. Date: 2015-07-17; view: 1284; Нарушение авторских прав |