Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды действий и их психологическая структура





В психологии выделяют четыре разновидности действия. Действия - это единицы деятельности, своеобразные шаги деятельности.

1. Рефлекторное действие.

Рефлекторное действие - это движение, которое совершается в ответ на изменение внешней среды. Есть некоторое внешнее воздействие, на которое индивид отвечает изменением состояния мышц. Например, если перед лицом человека случайно взмахнуть рукой, он моргнёт. Это - рефлекторное действие, здесь нет цели, нет программы. Процесс осуществляется автоматически, машинообразно. По этому же принципу строятся и инстинктивные действия. Фактически, это один вид действия.

2. Аффективное действие.

Аффективное действие - от слова аффект, под которым в данном случае понимается высшая степень эмоционального проявления. Аффективное действие возникает в результате изменения внутренней среды организма в результате нужды в каких-то условиях жизни. Это внутреннее состояние разряжается во внешних движениях, которые ни на что не направлены. Значительная часть двигательной активности младенца до года соответствует именно этой категории действий. В период переживания острых эмоциональных переживаний также имеют место аффективные действия, которые не осознаются и не имеют цели. Они совершаются автоматически, машинообразно. Строго говоря ни рефлекторное, ни аффективное действие действиями, как таковыми не являются. Поэтому в психологии часто используют другие понятия: понятие рефлекс и аффект. Условно говоря, настоящее действие называется в психологии произвольным.

3. Произвольное действие.

Произвольное действие начинается с потребности в каких-то условиях жизни, которая выступает как разность потенциалов или внутреннее напряжение. Они выражают нужду человека в каких-то условиях жизни, как физических или биологических, так и социальных. Потребности определяются в конкретных ситуациях. Этот процесс называется опредмечивание потребности. Нужда находит свой предмет и преобразуется в новое образование, которое в психологии называют мотив. Согласно определению, мотив - это причина действия, это то, ради чего действие совершается.

Мотив в свою очередь приводит к постановке цели, под которой понимают ожидаемый и прогнозируемый результат действия. Его пока ещё нет, но он виртуально присутствует и не только присутствует, но и направляет взаимодействие человека с окружающей действительностью. Вектор мотив - цель является центральным образованием произвольного действия. Это как бы ядро действия. Цель в свою очередь актуализирует программу выполнения действия. В этой программе зафиксированы конкретные шаги: что необходимо сделать, чтобы достичь цели. Реализация же программы осуществляется с помощью средств и способов выполнения действия. Средства - это инструменты действия или орудия действия. Способы - это конкретные операции или процедуры изменения наличной ситуации. Обратите внимание, что и средства и способы выполнения действия могут быть как внешними, так и внутренними. В качестве средства может выступить топор или молоток, а может и таблица умножения или правило грамматики. То же самое относится к способам. Способы могут быть внешними, требующими мышечных усилий, но могут быть ми внутренними: манипулирование с образами, виртуальное изменение ситуации и многое другое. Применение средств и способов приводит к результату действия. Результат действия - это всегда реальные преобразования самой ситуации. В психологии различают основной и побочный результат действия. Основной результат - это тот, который так или иначе представлен в цели человека. Побочный результат в цели не представлен и не осознаётся. Он возникает в силу того, что всё в окружающей нас действительности тесно связано друг с другом. Благодаря этой взаимосвязи достаточно что-то поменять в действительности, чтобы вызвать целую цепочку изменений: R1, R2, R3 и т.д. Эти изменения, как правило, не осознаются. Известный вам знаток русской словесности Виктор Степанович Черномырдин сказал в своё время гениальную фразу: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Хотели - достигнуть поставленной цели, которая соотносилась с основным результатом, но последствия основного результата не просчитываются, поэтому и получается "как всегда". Получается хуже, чем хотелось первоначально.

В психологии соотношение основного и побочных результатов играет очень большую роль. то, что называют творческим процессом или открытием оказывается обнаружением человеком побочных продуктов своей деятельности. То, что раньше не осознавалось, в какой-то момент становится осознаваемым и знаемым.

В процессе реализации действия человек получает информацию о самом процессе реализации. Эта информация называется обычно обратной связью. Благодаря этой информации человек имеет возможность корректировать средства и способы своего действия, а также программу выполнения действия. Если в силу каких-то обстоятельств основной результат не достигается или достигается не полностью, человек меняет средства и способы достижения цели. Если это не помогает, он изменяет программу достижения цели. Если при изменении программы цель всё равно не достигается, то возможно изменение самой цели. В крайнем случае может измениться мотив, но потребность изменить невозможно. Потребность всё равно заставит вас так или иначе выстраивать соответствующее действие. Обратите внимание на оборот речи, который я использовал: выстроить действие. Человек действительно выстраивает и каждый раз по-новому соответствующие цепочки процессов. Действие строится.

Произвольное действие считается осознанным и критерий здесь один: осознание цели. Достаточно осознать цель, чтобы признать всё действие осознаваемым, хотя в действительности многие компоненты действия могут не осознаваться. Потребность, как правило, не осознаётся, мотивы - 50 на 50, не всегда осознаётся программа, часто не осознаются средства и способы выполнения действия.

4. Волевое действие.

Волевое действие по своей структуре напоминает произвольное, но имеет ещё более сложный вид. Также как и произвольное действие, оно начинается с потребности, которая развёртывается в определённой ситуации. Потребность как бы встречается с ситуацией, опредмечивается, а вот здесь самое существенное: в результате этой встречи возникает не один мотив, а по крайней мере два. Они носят альтернативный или конкурентный характер: M1 и M2.

Вам необходимо сохранить деньги от инфляции. Вы можете понести эти деньги в Сбербанк и получить маленький процент, но высокую надёжность. Вы можете отнести деньги в незнакомый коммерческий банк, получить высокий процент и небольшую уверенность, что деньги свои вы вернёте. Это - альтернативные мотивы. Куда вложить деньги, как сохранить? Как правило, совершается либо выбор одного из мотивов, либо мотивы объединяются в некоторое более сложное целое и управляют развёртыванием действия. Выбор мотива получил название: процесс принятия решения. Выбрав мотив, мы получаем вектор в виде цели и здесь соотношение мотива и цели оказывается главным, определяющим в структуре действия, т.е. приводят к формированию программы, а программа актуализирует средства и способы выполнения действия.

Здесь мы встречаемся с ещё одним новым элементом. Это препятствие на пути к достижению цели. Преодоление или попытка преодоления препятствия является второй характерной особенностью совершения волевого действия. Очевидно, что наряду с основным результатом здесь также имеют место побочные результаты R1, R2, R3. Также, как и в случае с произвольным действием существует обратная связь, которая позволяет контролировать процесс осуществления действия.

Ещё раз: в волевом действии появляются два новых принципиальных момента:

Во-первых - борьба мотивов, которая заканчивается принятием решения.

Во-вторых - преодоление препятствия или тенденция к преодолению препятствия. Препятствие может быть физическим, внешним. Например, кто-то закроет дверь аудитории и мы не сможем выйти отсюда. Попытка выйти будет расцениваться, как проявление волевого действия. Препятствие может быть и внутренним или идеальным. Это, например, нравственные нормы, через которые мы не можем переступить.

Волевое действие осознаётся, для этого достаточно осознания цели, однако в целом уровень осознания волевого действия выше, чем произвольного. Во всяком случае, в волевом действии, как правило, осознаются мотивы, процесс принятия решения, средства и способы достижения цели. Исходя из такого понимания волевого действия строится и само определение воли. Волю определяют как состояние человека, которое позволяет ему выполнить намеченное действие вопреки мешающим обстоятельствам. Обратите внимание, что здесь воля попадает в разряд состояний, но воля очень часто оказывается личностной характеристикой, образует стержень характера человека. Если состояния связаны с ситуацией, то личностные характеристики всегда надситуативны, т.е. они проявляются в самых различных ситуациях. С волевым действием связаны известные черты характера: решительность, упрямство, целенаправленность и др.

Выготский, описывая борьбу мотивов, показывал, что животные при альтернативных мотивах не могут принять решения (притча о буридановом осле). Осёл не может выполнить волевой акт. Волевой акт - прерогатива только человека. Выготский показывает, что в тех случаях, когда человек оказывается в затруднении и самостоятельно не может выбрать мотив, он либо обращается к другим людям, либо - и это в духе Выготского - бросает монетку: орёл или решка? - и в зависимости от расклада монеты строит волевое действие.

Как вы думаете, что случится, если человек в силу каких-то обстоятельств не может принять решение? Или опять же в силу каких-то обстоятельств не может преодолеть препятствие? В этом случае волевое действие, начавшись как волевое, превращается в аффективное действие. Человек начинает материться, напряжение-то есть! Ситуации его удовлетворения нет, мотив не сформирован, напряжение мощнейшее, всё готово для того, чтобы запустить, выстроить действие - и вот из него выливается всё, что он знает! Либо он начинает крушить всё вокруг, бить посуду, совершать неосознаваемые аффективные действия. Аффективные действия ни на что не направлены. Это, в вульгарной форме, размахивание руками или шевеление воздуха - больше ничего!

Date: 2015-07-17; view: 2464; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию