Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вербальные виды общения





Для человека характерны две основные разновидности средств коммуникации: вербальные, т.е. с помощью языка и речи и невербальные. К вербальным относят:

- внешнюю речь,

- внутреннюю речь и

- эгоцентрическую речь.

Внешняя речь, в свою очередь, разделяется на устную и письменную речь. Другое членение речи – на монологическую и диалогическую речь. Письменная речь, как правило, развёрнута, активна, предполагает обоснование того, о чём говорится. Письменная рассматривается как разновидность монологической речи. Устная речь имеет более простое строение. В случае, если устная речь диалогична, она носит рефлекторный характер. Рефлекторный в смысле цикличности общения. Допустим, на вопрос, который задаёт S1, следует ответ S2. Диалогическая речь и особенно её устная форма предполагает различного рода сокращения и замены. Коммуниканты знают основной предмет разговора, представляют его примерно одинаково и в живой речи многие его стороны лишь упоминают.

Внутренняя речь – это речь, которая позволяет нам сформулировать идею или основную мысль. Эта внутренняя речь предельно сжата во времени, свёрнута, намечает лишь только план того, что будет развёрнуто во внешней речи. Если бы внутреннюю речь выразить во внешней форме, то она скорее всего оказалась бы непонятной для любого другого лица.

Эгоцентрическая речь располагается между внешней и внутренней речью. Это тот случай, когда человек рассуждает вслух, н его речь не обращена к другому лицу. Это речь для себя.

Природа эгоцентрической речи давно стала предметом специального анализа психологов.

Каково происхождение эгоцентрической речи, зачем она нужна и как она возникает? У ребёнка 3-х лет как правило наступает период активного освоения эгоцентрической речи, когда он разговаривает как бы сам с собой, особенно когда играет или что-то делает. К решению этой проблемы есть два основных подхода.

Первый из них связан с именем Жана Пиаже, который изучал детскую речь и написал очень хорошую книгу в 20-х годах, которая называлась «Речь и мышление ребёнка». В 1932 г. книга была переведена на русский язык и предисловие к ней написал Выготский – основной оппонент Пиаже. В своей книге Пиаже так объясняет появление эгоцентрической речи: родившись, ребёнок обладает только внутренней речью – свёрнутой, очень быстрой и непонятной. По мере своего развития внутренняя речь начинает проявляться вовне, превращается во внешнюю речь, но пока еще не полностью. Ребёнок говорит, адресуясь к самому себе. И лишь только к 5, а в некоторых случаях – к 7 годам – эгоцентрическая речь превращается в полноценную внешнюю речь. Здесь самое главное – вектор развития речи (и мышления) ребёнка: изнутри – вовне. Вот главный принцип Пиаже! Следовательно, эгоцентрическая речь – это проявление данного вектора. Кстати сказать, здесь видны уши психоанализа, психоаналитической традиции, которая в 20-е годы была очень сильна – в том числе и в Советской России.

Позиция Выготского прямо противоположна. Она заключается в том, что первоначально ребёнок вообще не обладает внутренней речью. Родившись, ребёнок вступает в почти непрерывный контакт со взрослыми. Взрослый разговаривает с ребёнком, взаимодействует с ним, причём не только посредством языка, но и посредством мимики, жестов. Двухмесячный ребёнок не умеет говорить, но он улыбается, когда мать наклоняется над кроваткой. Кстати сказать, этот феномен получил название «комплекс оживления у младенца» и является признаком нормального психического развития. Если в 3 – 4 месяца ребёнок не улыбается на лицо взрослого, значит возникла серьёзная психологическая проблема. Мимика, жесты, внешняя речь, а через речь и язык осваиваются ребёнком и одним из этапов освоения речи и является эгоцентрическая речь. По Выготскому эгоцентрическая речь – это переход от внешней речи к речи внутренней, речи про себя. Выготский говорил об интериоризации, если вы помните. По существу, процесс развития речи у ребёнка представляет собой процесс интериоризации знаковой системы, системы родного языка, в процессе которого и формируется внутренняя речь. От внешнего к внутреннему, от внешней речи к речи внутренней – вот основной вектор развития речи по Выготскому.

Так получилось, что работа Выготского, которая называется «Мышление и речь» в которой он изложил свою теорию развития речи стала доступна западному читателю только в 1956 году. Фактически до смерти Сталина работы Выготского были запрещены и ссылались на них крайне редко. Пиаже познакомился с этой работой Выготского во французском переводе и, кстати сказать, по прошествии 30 лет согласился с представлениями Выготского.

Пиаже и Выготский были ровесниками, но если Выготский умер очень рано, ему было чуть больше 40, то Пиаже, напротив, прожил очень долгую жизнь и умер в 90 лет. Но в психологической науке их считают оппонентами.

Date: 2015-07-17; view: 415; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию