Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Категория общенияОбщение – одна из поздних тем и проблем психологической науки, которая стала активно разрабатываться только со 2-й половины 70-х годов. Первоначально теоретики деятельности и прежде всего Алексей Николаевич Леонтьев и его последователи пытались интерпретировать общение в терминах деятельности, как разновидность деятельности, однако позднее, благодаря исследованиям Бориса Фёдоровича Ломова и его сотрудников из нашего института стало ясно, что общение это самостоятельная форма активности. Если деятельность выражает взаимодействие человека с окружающим миром, причём в первую очередь – с миром природы, то общение – это процесс взаимодействия человека с себе подобным. Согласно определению, общение – это процесс взаимодействия людей, в ходе которого происходит обмен информацией, состояниями и действиями. Формулой деятельности является субъект – объектное взаимодействие. Субъект – это конкретный человек, наделённый потребностями и мотивами, обладающий целью, использующий средства и способы выполнения деятельности. Объект – часть действительности, какая-то часть мира, которая подлежит преобразованию. Я напоминаю, что деятельность принципиально отлична от поведения. Если поведение носит приспособительный характер, адаптивно в отношении к среде, то деятельность всегда активна. Результатом деятельности является преобразование мира или среды. В отличии от деятельности, общение выступает как субъект – субъектное взаимодействие. Есть по крайней мере два человека, каждый из которых наделён определённой потребностью и обладает мотивом. Более того, каждый из участников общения имеет соответствующую цель, то есть так или иначе представляет результат общения. В процессе общения каждый из участников использует определённый набор средств и способов выполнения действия. Уже из этой формулы становится ясно, что разделить общение на деятельности каждого из субъектов невозможно. В этом случае будет потеряна специфика субъект – субъектного взаимодействия. Особенность деятельностного подхода в вариантах Леонтьева и его последователей заключается в том, что они пытались изучать индивидуальную деятельность и ограничивались этим изучением. Начиная с середины 70-х годов вместе с общением стали изучать совместную или коллективную деятельность. Субъектом этой деятельности является социальная группа, начиная от диады (2 человека), которая имеет общий объект преобразования. Мы приходим к формуле коллективной деятельности. С этой точки зрения общение выступает как момент или необходимое условие совместной деятельности, а совместная деятельность так или иначе предполагает общение. В этой формуле заключён основной предмет современного исследования психологии.
|