Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Французское просвещение





Просвещение – синоним «света» (веры, разума, блеск ума). Просветители взяли это из катол./масонской терминологии, заменив веру на разум. В XVIIIв. теоцентризм замен.антропоцентризмом. Иммануил Кант в своей статье «Что такое просвещение» (1784) определил смысл просвещения как свержение авторитетов, использование собственного разума как главного ин-та достиж. Истины. Концом этого будет учреждение высокой нравственности (а не счастья!).

Гегель рассм. Просвещение как восход солнца, царство разума. А Энгельс сказал, что царство разума оказалось царством буржуазии, а равенство оказалось равенством перед законом. Это опр. и советскую историографию.

Виноградов сказал, что просветители отстаивали свободу для всех людей. Карсавин, напротив, говорил, что Просвещение еще с Возрождения – отпадение чела от Божества.

Нем. философ порицает его за односторонность, рационализм на фоне поклонения образованию.

С Просвещением связано новое ис-во жить. Стали попул. слова «просвещ. чел», «просвещ. об-во» и пр. Родилось понятие «Республика ученых». И французский язык приобрел статус просвещенного языка. Латынь вытесняется. Поэтому Франция превратилась в культ.центр. происх. ее культ. экспансия.

В ответ нем. гуманитарии начали подъем нац. к-ры (нас французики будут учить?).

Создается новаяконц. чела – со стремлением к счастью. Создана была наука о счастье. Оно искалось везде – в обладании истиной, физической красоте, славе, богатстве и пр. Счастье это носит земнойхар-р. С этим связано понятия «бурж. счастье» - быть старательным, достойным дельцом, получать удовольствие от труда. Вокруг коммерсанта созд. ореол более соверш. чела по сравн. с сеньорами и народом.

Сами просветители идеалом считала не буржуа, а философа. Он не просто мыслитель, но и общ.деятель, работ. на созд. соотв. общ. мнения, приближ. царство разума. Человек с факелом.

В об-вепоявл. феномен салонов. Они образ.вокруг женщины и неск. философов. Там рожд. ис-во бесед, где можно блестнуть высоким стилем, показать себя. Была создана трад. интел. общения. Говорили не о моде, погоде, еде, а о высоких идеях. Она культ.и в виде мощной эпистолярной традиции.

Просвещение было космополитично. Т.к. просветители хотели преобразовать все чел-во. На практике хотели принятия разумных законов. Поэтому мб советниками при монархах.

Помимо салонов были провинц. академии, там были сильны выходцы из третьего сосл. И масонские ложи (мистич. оттенок). В каждом городе имелись. Говорили о стр-ве нового храма на основе свободы, равенства, братства.

Революция раздвинули возможности просвещения. Об-во было приобщено к их идеям через армию. Тогда на первый план выходят литераторы. Оттуда пошла просвещенческая ф. литературы. Они писали то, что нб об-ву. Писали доступно, пробуждая интерес в людях к идеям.

ПЕРСОНАЛИИ:

Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Род.в шикарном замке близ Бордо, из аристокр. рода дворянства мантии, где всегда был силен антиабс. дух. Стал советником в парламенте Бордо, потом даже президентом. Потом все бросил, чтобы заняться усв. знаний. Ездит по салонам, Европе. В Англию заехал в 1730, познак. с местными просветителями. Еще до этого прославился «Персидскими письмами» (1721), где содерж. критика абсолютизма в виде сатиры. Тогда мода на Восток, и поэтому персы сравнивают свою деспотию с продвинутой Францией (вельможа Узбек).

20 лет он работал над своим глубочайшим трудом – «О духе законов». В ней раскрывается теория трех правлений – республики, монархии, деспотии. Взял от Аристотеля. Сравнивает по разным критериям – в респе равенство граждан, в монархии равенство перед законом, в деспотии – все нули. Свобода – в респепревращ. в анархию, а вот монархия больше всего для этого подходит, т.к. свобода связана с соблюд. закона.

Принцип респы – полит.добродетель, любовь к респе. Принцип респы – честь. Поэтому монархия невозможна без дворян. Принцип деспотии – страх. Если принцип нарушен – все рушится.

При его монарх.направленности амер. и фр. конституции писались под влиянием Монтескье. Т.к. он разраб. идею раздел.властей, системы балансов. Т.к. он уважал свободу. Поэтому – создатель конституционализма.

Вообще он детерминист. Шел от конкретных фактов, пытаясь вывести закономерности во всем. Исп. открытия Ньютона для поиска законом.в общ. науках. Поэтому – отец социологии. Отец историзма, т.к. развитие искал в эволюции законодательства, неформ. права и пр. При этом разв. для него было цикличным, а не прогрессивным.

Вольтер (1694-1778). XVIIIв. назвали в его честь.Считал, что все великое делается меньшинством, действ.против большинства.

Был против всего старого, что неудивительно, т.к. разночинец, поэтому в итоге выступил за бессословное об-во. Учился в иезуитском колледже «латыни и всяким глупостям». Потом стал поэтом-нахлебником при дворянах. За сатирические стишки против регента и его дочери попал в Бастилию, потом продолжил – в итоге пришлось уехать в Англию.

Вернулся с «Философическими письмами». В итоге письма были конфискованы, а он попал в Бастилию. Потом бежал в Лотарингию и наконец в Нидерланды (за издевательство над религией в поэме «Светский человек»).

В целом его антиклерикализм был связан с критикой всего сверхестественного (метафизика, бессмертие души). Поклонник Ньютона, его пропагандист. Стал материалистом. Выступил против Блеза Паскаля. Сказал, что смысл жизни в земном счастье. Надо любить не Бога, а себя, служить об-ву, правам чела.

Признавал только соц. ф. религию. Атеизм возможен лишь для философов, а для масс и правителей он невозможен, иначе все будут красть, убивать и пр.

Самое его осн. истор. произведение - «Опыт о нравах и духе народов» (1756). Выступал за отбор фактов, уничтожающих предрассудки и открывающих дорогу просвещению. Впервые выступил здесь с всемирным подходом к истории, отказ.от европоцентризма.

Вольтер воспр. как беспощадного обличителя общ.пороков и предрассудков. Он был образцовым философов для XVIIIв.

Ж-Ж. Руссо (1712-1778). Противоположен Вольтеру. Руссо был в общем-то одинок. Из семьи женевских протестантов-ремесленников. Республиканец. До 37 лет был заурядным челом и вдруг к нему пришла слава. 15 лет наход. на подъеме. Потом резкий поворот («Исповедь»). Его взлет начался в конкурсах академии, за что получил золотую медаль.

Рассуждал плох ли прогресс или нет (нет), откуда неравенство между людьми (от ч.с., которая есть величайшее зло).

Он признавал знание высшей ценностью, поэтому сожалел о темном народе. ЕГо индивидуализм = преклонение перед собственной личностью («Исповедь»).

Его идеал – плебейский демократизм. За равенство в правах и матер.жизни. Выделял также отнош. чела и природы (т.е. прогресс портит чела), отсюда лозунг «назад к природе – к естественному человеку». Дикарь не отчужден от себя.

Он антиисторичен. Т.е. чел определяет все – в том числе добро и зло. Т.к. в челе есть неистребимое нравственное начало (то ли Божественный инстинкт, то ли природный). Т.о. Руссо ставит чувство выше разума.

Его трактат «Об общественном договоре» понимает общую волю как совокупность индивидуальных, соед. общим желанием. Народ здесь изображен как единый гос. организм. В общем опять республиканизм.

Смена полит.форм в Революции + Проблема якобинской диктатуры + Наполеон + еще не пойми что…

По поводу конца революции спорят – советские с концом связывают падение якобинской диктатуры (1794), потом довели до 1799.Ришэ вообще говорит, что революция как процесс начались с реформ Тюрго и до 3-ей Респы (т.е. 100 лет).

Фюрэ, Ришэ выдел.три русла в Революции – одну в просвещении и деят. Собрания, другую - революция низов в городах; революция деревни. Последние две – стихийные, искажающие первую, создающие ей угрозы. Считали, что Людовик XVIсам загородил дорогу просвещенной революции, остался лишь радикальный выход.

Началась Революция с созыва Генштатов в мае 1789. Из сословного собрания оно превращ. в учредительное собрание. Сначала у каждого сословия был один голос, а еще на собрании нотаблей 1788 решили увел. число представ. от третьего сосл. Вышло 300-300-600. Именно третье сословие стало инициатором введения поголовного голосования. В итоге сосл. собрание рухнуло.

Жирондистская республика. Её называют народной. Конвент проходит через три стадии – либерально-жирондистскую, якобинскую и термидорианскую (июль 1794).

Якобинцы считаются творцами полит.централизации, но Фюре и Рише выдел. и парламентаризм в их политике, даже в 1793, когда развернулся террор. Хотя в секциях они отходили от него. Важным следствием Революции стало измен.соотнош. сил м/у Конвентом и Ком. Общ. Спасения. Сущ. Конвента позвол. опр. это как парламентаризм.

Конституция была принята поспешно, без обсуждений. Радикальна. Законы утверждаются первичными собраниями избирателей, т.е. всеобщее голосование. Её принципы определили направления политики якобинцев (создание всеобщего вооруж. народа, например).

Якобинский период – концентрация власти. Роль Комитета к концу периода возросла настолько, что Конвент просто принимал выдвинутые им решения. Комитет регул.другие комитеты. Мобилизовал армию, орган.пр-ва вооруж.

Робеспьер знач. должностей не занимал. Он был избран в Конвент в конце июня в 1893 г против своей воли. И он сумел манипулировать им. Быстро избавился от крайней оппозиции и левых (либертинцев).

Во фр. и маркс. историографии Робеспьер – центр революции, её антиаристокр. существо (Матьес). Он понял, что революция закл. в союзе буржуазии и народа. Поэтому и стал лидером. Фюре и Ришэ отмечали, что он был деформирован ненавистью, поэтому занимался демагогией и стан.диктатором.

В кач. умеренного реалиста отмечают Дантона. Для него хар-но стремление цементировать нацию перед угрозой иностранного нашествия. Был против крайностей, поэтому разошелся с центром якобинцев. Его считают продажным. А Робеспьер – неподкупный как настоящий руссоист.

Террор в XIX в. «классической» историографией (Минье, А.Тьера, А.Олара), делался вынужденным средством защиты от внешних и внутренних врагов. На современном этапе он осужден с точки зрения нравственности. Фюрэ и Рише говорят, что лето 1793 – защита. Париж в опасности – поэтому орг. револ. армию и пр. Т.е. санкюлотские низы давят. Именно народное давление по Фюре – гл. псих.причина.

В народе гильотину воспр. как «косу равенства», «народную косу». Тут еще и прод. кризис сыграл свою роль.

Террор закл. и в созд. в об-ве психологии страха.

Большой террор весны 1894 был абсурден с т.з. спасения нации. Т.к. тогда на фронтах успехи, а тут своих былых соратников стали валить.

Террор – способ принуждения к осущ. чрезвычайных мер (в усл. войны). Его начала улица, а якобинцы организовали.

Генифе считал, что террор – тип револ. политики. Направлен он был против конкретных лиц, т.е. это произвол власти. Происходил в обстановке психоза разоблачений (врагов народа). В общем террор – это неизбежное последствие развития революции.

Маркс считал, что террор – средство сохранения власти для Робеспьера, выродившийся в бесполезную жестокость.

В пост-советской лит-ре отречение от позит. оценки якобинской диктатуры. Проблема Робеспьера – то, что он возвел террор в главное ср-во борьбы. Причем сделал врагами всех, кто не служит революции (а таковыми можно сделать кого угодно).

Чудинов считает, что в ходе диктатуры деспотизм усиливался спонтанно, превращ. в осн. средство. Связано это с триумвиратом в КОС.

Члены КОСа были преданы революции, работали по 18 часов (если бы их не казнили, умерли бы от напряжения).

Де Местр. Якобинцы изгнали интервентов из страна. Но эта патриот.ф. далась дорогой ценой, навредив демократии. Но со временем зловещие краски ушли, сделав их олицетворением революции.

Термидорианский переворот. В советской их опр. как контрреволюцию.Фюрэ называет её «республикой революционеров-консерваторов». Это антиклерикалы-юристы-вольтерьянцы. Они демонтировалисист. террора. Кто-то говорит, что это бурж. респа. Их считают пристроившимися революционерами. Сам переворот – дело ненавистников Робеспьера.

Сегодня кто-то называет Термидор как попытку завершить революцию, перейдя к конституц. строю. В экономике – разрыв с якобинцами (введение максимума, разреш. свободной торговли и пр.). А конституция 1795 – либерально-буржуано-республиканская, отгородившаяся от 1 статьи Декларации о правах, провозглашавшей свободу и равенство всех в правах. Отныне равенство перед законом, право собственности и эк. свобода. По особой статье имущ. иммигрантов явл. достоянием респы, т.е. хотя бы тут продолжили революционную политику.

Они хотели искл. из электората аристократов и народ. Поэтому он у них ничтожен = 2%=30 тыс.В это время возникла охота на санкюлотов.

 

Усил. законод. власть, ослаблена исполнительная. Директория получила репутацию неслыханной продажности. Она не могла править, жила ненавистью к знати, христианству, народу. Поэтому в это время усил. монархич. опппозиция.

Шел процесс дехристианизации – храмы закрывали, службы отменяли, введение револ. календаря. Это разъединяло народ, т.к. крестьяне часто оказ. верны католицизму, особ.вусл. необычайного падения нравов (разврат, культ роскоши, особ. в Директории). Это вызвало наст.ренессанс католицизма.

Директория начала требовать всеобщего воинского набора, принудительного займа, еще кучу идиотских требований. И начал зреть заговор. Во главе его встал один из директоров – аббат Сийес. Выступал за умер.респу, и 18 брюмера 1799 осущ. переворот. В итоге там лидером стал Бонапарт, вернувшийся с позором из Египетского похода. Дб перед судом предстать, а он власть получил.

Было объявлено о переходе власти к консульству. Наполеон стал консулом. Сразу создали новую конституцию – Бонапарт подчинил себе комиссию, давил на всех. В итоге он получил полноту власти в лице первого консула, два другие – совещатели. Т.е. эта была диктатура. Он утверждал префектов, субпрефектов, мэров и т.д.

Законод. власть была расчленена на 4 стру-ры – Гос. Совет, Законодательный корпус, трибунат и сенат. Большинство в этих стр-рах – представители собраний перед революцией. Т.е. те кто прошел школу парламентаризма. Сенат со временем выделился.

Но сама власть эвол. в сторону диктатуры, сначала пожизненный консулом стал, потом вообще императором себя объявил.

Он хотел найти способ сплотить нацию, расколотую революцией. Поэтому он постеп. восстан. титулы аристократов, дает разреш. вернуться иммигрантам (кроме Бурбонов). Созд. новый патрициат – Орден Почетного легиона (за заслуги перед респой). Прежде всего это военные.

Фюрэ считает Наполеона гением действия, неутомимой энергии. Находясь на пирамиде новых нотаблей (когда богатство, а не знатность стан.показ. соц. статуса) он при этом почему-то умудрялся сохранять статус «крестьянского королевства» в отнош. страны.

Его девиз «Ни красных колпаков, ни красных каблуков» носит как антиреволюционный, так и антиреакционныйхар-р. Он просто хотел консолидировать всех собственников, при этом создав для себя шир. опору – снизу и сверху.

В 1804 он был утвержден императором. Опубликован его «Кодекс» - плод деят. огр. числа людей. Его основой стали принципы 1789 (равенство перед законом и пр.). Но была добавлена оговорка – «Сначала собственность, потом люди», т.е. люди не рождаются равными, их собственность опр. их статус.

Бонапартизм – военная диктатура? Ряд историков так не считает, т.к. сущ. примат гражд. власти над военной. В офиц. состав было трудно пробиться. Но эта гражд. стр-ра была авторитарной, держалась на нотаблях, где руководили 600 сост. граждан (по закону 1800). Различались средние чинуши, высокооплачиваемые.

С церковью Наполеон быстро разделался. Он выторговал за тело Пия VIправо зазначать епископов, вынудил признать секуляризацию земель. В итоге наступил религ. мир. Церковь вывели из врагов народа. Это имело полож. последствия для религ. мира – кальвинизм здесь не утвердился.

С одной стороны в его политике были династические интересы (родственников назначал на высшие посты, войны его напоминали династические), с другой стороны – стимулировал новое, напр. в эк. Но эк. развитие быстро обернулось депрессиями, особ.в 1810.Т.н.м. он создал гос-во, в котором нуждалась буржуазия. С сильной централизацией, бюрократическое, налоговое. Все это было нужно ей. Поэтому бонапартизм и продержался 14 лет. Потому что он защищал интересы собственников, а особенно – богатых.

Континентальная блокада ставила своей целью сокрушение Франции эк. средствами. А Франция пыталась свое эк. отставание компенсировать военными средствами. Отсюда бесконечные войны. При этом его победы спос. укреплению револ. изменений, что сделало невозможным реставрацию Старого Порядка.

В общем его режим был авторитарным, но не контрреволюционным. Он утверждал примат гос-ва над об-вом, все его войны преследовали цель утверждения великой империи с сильной персонифицированной властью. Он похож на абсолютизм тем, что пытался найти компромисс между разл. группами, и поэтому не смог создать единую нацию.

Поражение Наполеона привело к реставрации Бурбонов. Но соц. порядок не изменили – сеньориальный строй был уничтожен, введены новые законы (кодекс), что обеспечило восшествие к власти буржуазии. Пусть усил. аристократия, пусть король приобрет. частичныезаконод. ф. – но это уже не абсол. монархия, а представительная.

 

Date: 2015-07-17; view: 248; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию