Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Создание художественного образа и выполнение эскизов
(Особенности создания образа музыканта Бориса Угольникова в скульптуре) Старинный, в прошлом купеческий город Бирск занимает центральное местоположение между Уфой и севером Башкортостана и является одним из культурных центров нашей республики. Жизнь Бирска бурная и насыщенная. Бирск — город студентов и учащейся молодежи. Вокруг БФ БГУ (бывшая Бирская ГСПА) сосредоточена вся культурная жизнь города Бирска. Ежегодно проходят фестивали «Студенческая весна», «Крещенские морозы», праздничные концерты, посвященные знаменательным датам и пр. Зрители города всегда с большим нетерпением и бурными аплодисментами встречают танцевальный коллектив «Вавилон» - неоднократный победитель и лауреат всевозможных конкурсов и фестивалей. Неистощим на творческие выдумки художественный руководитель группы «Вавилон» Валерий Шапранов, поэтому коллектив с упорством, достойным восхищения, продолжает строить свою «башню», устремляясь к высотам танцевального искусства» [18]. Далеко за пределами не только нашего города, но и республики Башкортостан известен Народный ансамбль народных танцев «Биряночка». Руководитель этого замечательного коллектива - заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Виталий Сагадеевич Сагадеев. Живая музыка всегда доставляет большее эстетическое наслаждение по сравнению с композициями, созданными средствами современных компьютерных технологий. Поэтому желанный гость всех мероприятий города – духовой оркестр БФ БГУ под управлением Бориса Евгеньевича Угольникова. Духовой оркестр играет важную роль в организации культурного досуга студентов. Занятия в оркестре способствуют расширению музыкально-культурного кругозора, развитию музыкальных способностей. Коллектив оркестра состоит из студентов разных факультетов академии. В процессе занятий используется музыкально-теоретическая литература, расширяется репертуар оркестра. В репертуаре этого коллектива обработки русских, башкирских, марийских, татарских народных песен, любимые музыкальные композиции из классики советской кинематографии, знаменитые марши и вальсы советских времен, джазовые композиции и много другое. Стоит отдельно сказать о Бирском диксиленде, несменным руководителем которого так же является Борис Угольников. Бирский диксиленд был образован в 1969 году. Концертная деятельность началась в 1970 году. Первым руководителем был В. Я. Соболев. В его репертуаре - американские джазовые и популярные композиции. Наряду с этим Бирский диксиленд делает обработки русских и башкирских народных песен. В Башкирии существует около десяти диксилендов. Бирский диксиленд является одним из самых старейших. В состав диксиленда, который меняется достаточно редко, входили в разное время: Б. Угольников – труба, художественный руководитель и аранжировщик; И. Г. Галиаскаров – труба; А. Суриков – кларнет; В. А. Горожанин – тромбон; А. Чернов, П. Чудинов, А. Лепарский – басовая группа; Н. Сафронов, В. Петров, А. Кардышев – банджо; Р. Мардамшин, М. Б. Угольников – ударные. Бирский диксиленд в основном выступает в пределах республики, участвуя в джазовых фестивалях и марш-парадах, проводимых в башкирской столице. Коллектив принимал участие в мероприятиях, посвященных юбилею Уфы, которые проходили под названием “О джазе и не только” в Башгосфилармонии. Помимо концертной деятельности Бирский диксиленд выступал в учебных заведениях с концертами-лекциями. В декабре 1996 года коллективу “Бирский диксиленд” присвоено звание народного. В 2002 году он стал лауреатом республиканского фестиваля “Самоцветы Башкортостана” [1, с. 34]. Б. Угольников – талантливый музыкант, замечательный руководитель и великолепный аранжировщик. По сути своей он прирожденный джазовый музыкант. А это значит, чтобы воплотить образ музыканта в скульптуре (портрет Б. Е. Угольникова), считаем необходимым понять, что собой представляет джазовая музыка, изучить историю ее появления и как она влияет на внутренний мир человека, на мироощущение и миропонимание; подробнее рассмотреть конкретные работы скульпторов, воплотивших образ музыканта в своих произведениях. Шестого октября 1917-го года в активный словарь американцев вошло неслыханное доселе слово jazz. В газете "Литературный дайджест" существительное JAZZ объяснялось как ритмичная музыка в быстром темпе, пробуждающая у слушателей стремление скакать, трястись, и строить рожи. Джаз - это огненный коктейль ритмов различных направлений. Тут и свинг тридцатых годов, и бибоп середины 20 века, и плюс зажигательные мелодии кубинского и бразильского джаза первых послевоенных лет. Джаз на протяжении своей истории никогда не был популярной музыкой, им восхищались лишь те, кто действительно чувствовали его душой. На этот счет хорошо ответил Луи Армстронг, которого спрашивали "Что такое джаз?". Он сказал "Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять". Музыкальное искусство джаз появилось в конце 19-го века в результате слияния африканской и европейской культур. Основоположниками джазовой музыки можно считать африканские народы. Для их культуры характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием и прихлопыванием. Подобный регтайм в сочетании с блюзовыми мотивами и дали новое музыкальное направление - джаз. Появился он в США в результате завоза туда рабов из Африки, которые пытались создать свою культуру, в том числе и музыкальную. До Первой Мировой войны джаз считался народной музыкой. После он начал завоевывать новых слушателей, а в годы Второй Мировой и вовсе получил всемирную известность. Музыканты собирались в биг-бенды, где каждый играл свою партию. Таким образом получался целый оркестр, играющий громкие мотивы. В 60-х гг XX столетия его признали как отдельный музыкальный жанр и новое направление в искусстве. На сегодняшний день насчитывается порядка 30 направлений джаза, которые не похожи друг на друга. Каждый может найти себе музыку по душе и наслаждаться ею. В СССР джаз-сцена зарождается в 20-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку, считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон). В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Весёлые ребята» (1934, первоначальное название «Джаз-комедия») была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Среди различных видов музыки, а это огромные пласты так называемой классической (серьезной) и легкой (развлекательной, популярной), только джаз обладает единственным феноменом - импровизацией, свободным выражением музыкальных мыслей. А самое загадочное в джазе — это особая метрическая пульсация, обычно именуемая «свингом». Вся остальная музыка, какая бы она ни была - это изобретение композитора, воплощенное в нотах. Задача профессионального музыканта, таким образом, - правильно сыграть и выразить то, что написано, ни на ноту не отступая от заданного. Собственно, мы говорим здесь о совершенно иной музыке, о джазе - музыке свободной импровизации, которой свойственна незафиксированность, несохраняемость, она существует лишь в сознании творца и слушателя «здесь и сейчас». Импровизация спонтанна от начала до конца и происходит на подсознательном уровне. Разумеется, бывают отдельные подготовленные куски или фрагменты, которые повторяются на разных концертах. Но в целом - это всегда новые ходы, фразировки, кусочки мелодий. Музыка должна рождаться на образном уровне мышления или интуиции. Это плод вдохновения, тип музыкального мышления, а затем уже знания и техника. Многие из музыкантов джаза не знали основ гармонии, а некоторые даже и нот, но послушайте какой здесь полет фантазии, какая красота мелодий, какие интересные фразировки, какая смена тембров, причем мелодическая линия всегда имеет логичный ритм. Все другие существующие жанры, типы, виды и т.д. музыки - это задуманное, написанное на нотах замыслы композитора. И только джаз смог вернуть музыкантам свободу самовыражения, воспитал в них творческое начало [26]. Теперь же, исходя из выше описанного по истории возникновения джаза, сделаем некоторые умозаключения. Подобно характеру мазка в живописи (гладкий, слитный или пастозный, раздельный, нервозный и т. п.), способствующий созданию эмоциональной атмосферы произведения, передаче непосредственного чувства и настроения художника, его отношения к изображённому, в джазе тому же способствует умение чувствовать ритм, настоящая живая импровизация, умение привнести свое понимание произведения, содействующий раскрытию как сути самой играемой музыки, так и внутреннего мира музыканта. Наша задача – средствами скульптуры показать в портрете джазового музыканта не только внешнее сходство портретируемого, но и показать, что звучит именно джаз – музыка свободного душой человека ну и конечно же раскрыть его внутренний мир. Изложенный в главе I исторический экскурс в прошлое скульптуры нам предоставляет массу примеров по созданию художественного образа в скульптуре. Мастера прошлого отлично понимали значение музыки в жизни человека, и нередко воплощали образ музыканта в своих работах, при этом черпая вдохновение, будучи сами неплохими исполнителями на музыкальных инструментах. Велик вклад С. Т. Коненкова в галерею образов современников и исторического портрета. С большинством своих моделей он встречался, был связан дружбой и творческой близостью, с зоркостью вникал в их внутренний мир, в их жизненные стремления. Так родились портреты И. П. Павлова, А. М. Горького, В. И. Сурикова, Ф. И. Шаляпина, Л. Н. Толстого, Владимира Маяковского, Сергея Есенина, М. А. Врубеля, Альберта Эйнштейна. Коненков всегда властвует над материалом, подчиняет его себе. Он может гордиться тем, что первый вернул в русскую скульптуру исконно народный материал - дерево и довел его до высшего совершенства, открыв все его тайны. "Старичок-полевичок", "Портрет сказительницы М. Д. Кривополеновой", "Раненая", "Еруслан Лазаревич", "Девушка в венке", варианты трагического "Паганини" - как прекрасны в них та изначальная шероховатость, сучки и наросты дерева, следы удара стамеской и оставленные необработанными куски, то текучая слитность гладкой, отточенной, звонкой, певучей формы. Еще более выразителен портрет композитора И. С. Баха. Вот что писал об этой работе сам Коненков: "Я находился под впечатлением его фуг и хоралов. Я стремился передать не маску Баха, а то, что помогало ему создавать прекрасные звучания... В образе Баха мне хотелось слить воедино скульптуру и музыку". Работа отличается могучей архитектоникой. Все формы полного лица Баха и особенно медленный, плавный ритм буклей парика вызывают в памяти звуки органа, и мы слышим, как рождается в этой прекрасно изваянной голове торжественная, завораживающая музыка [см. приложение 2, рис. 2, рис. 3]. В 1925 г. С. Т. Коненков создает портрет Сергея Васильевича Рахманинова. В это же время он вылепил небольшую фигурку композитора, которую очень любил. "Именно таким Рахманиновым я привык любоваться", — писал Коненков. Этой работе свойственна некоторая камерность. Рахманинов — строгий и изящный, отрешенный от суеты мирской. Скульптор дерзнул передать сокровенный миг в жизни композитора, когда он наедине с музыкой, и сделал это очень осторожно и бережно, преклоняясь перед гением Рахманинова [29] [см. приложение 2, рис. 4]. А вот как описывает работу над портретом Федора Шаляпина сам Сергей Тимофеевич: «Этот человек создан великим русским народом. В нем так изумительно воплотился волжский простор. Он был широк во всем - и в таланте, и в характере, в своих пристрастиях, а главное, в искусстве. Такие слова, как "несравненный" и "потрясающий", будут весьма приблизительными, чтобы выразить то явление русской жизни, имя которому - Шаляпин. Искусством он приподнимал жизнь. Великий артист был весьма непокорен как натурщик. Во время сеансов ему трудно было сохранять спокойствие: он все время вертелся, разговаривал, следил за мной, то и дело брался за карандаш. Я исполнил скульптурный портрет Шаляпина в гипсе в 1930 году, а в 1952 году перевел этот портрет в мрамор. Хотя Шаляпин и позировал мне, я не так уж добивался портретного сходства. Великий артист был награжден такими природными качествами, что когда на сцене перевоплощался то в Ивана Грозного, то в Мефистофеля, при каждом своем новом движении казался изваянным таким скульптором, как Фидий. Он и в жизни был монументален. Песню и музыку нельзя вылепить в буквальном смысле этого слова. Но в белокаменной глыбе мрамора - своя музыка. Ее надо только вызвать и оживить. В своей скульптуре я изваял только голову Шаляпина, но мне бы хотелось передать зрителю и то, что отсутствует в скульптуре, - его могучую грудь, в которой клокочет огонь музыки. Шаляпин - властитель. Голос был ему послушен, как скульптору мрамор. Я изобразил Шаляпина с сомкнутыми устами, но всем его обликом хотел передать песню. Вот-вот она сорвется с этих уст. Шаляпин только приготовился петь, а вы уже загипнотизированы и покорены его могучим даром» [29] [см. приложение 2, рис. 5]. В руках этого музыканта смычок и сам инструмент. А по тому, как он держит его, как расположены кисти рук, уже слышна та колоритная народная музыка Азербайджана, хотя, возможно его мы и не слышали. Портрет музыканта Габиля Алиева выполнен лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии Азербайджана, заслуженноым деятелем искусств Азербайджана Ибрагимом Зейналовым [28] [см. приложение 2, рис. 12]. Замечательны работы и современных авторов. Особенно близка нам по теме скульптура Михаила Яковлева, воплотившая образ Луи Армстронга. В истории человечества немало великих имен, но имя Луи Армстронга затрагивает особые, сокровенные ноты. Этот удивительно талантливый и бесконечно обаятельный музыкант доказал своей жизнью, что трудолюбие и вера в успех позволяют сбыться самым заветным желаниям. Он прошел путь от нищих кварталов Нового Орлеана до известнейших концертных залов, но умел сохранить благодарность к тем, кто подал ему руку в самые сложные моменты, на самых крутых поворотах судьбы. В скульптурном портрете художник выразил саму суть музыки Армстронга, которого невозможно представить без его трубы, ставшей благодаря ему доминирующим джазовым инструментом. Его техника исполнения была виртуозна и разнообразна, он великолепно владел верхним регистром, и голос его трубы выражал самые сложные эмоциональные оттенки, возвышая слушателей над обыденностью. Джаз - это свобода и вызов, музыка улиц, ставшая элитарной, это Америка, это огни и небоскребы Нью-Йорка, это сама история ХХ века, о которой можно спорить, и портрет Армстронга - это портрет эпохи [33] [см. приложение 2, рис. 13]. В искусстве и эстетике важной задачей является изучение способов существования художественного образа. При этом рассматриваются различные его уровни и виды, включая образ-замысел, образ-восприятие и художественное произведение как таковое. В нашем ремесле выразительность образа достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объемов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое. Содержание художественного образа в скульптуре воплощается в материальных объемах и формах, которые занимают трехмерное пространство. Для того чтобы возник художественный образ, необходимо перейти, пробиться от понятийно-логического осмысления возникшего представления к его художественному осмыслению. В одних искусствах дохудожественный и художественный уровни образа (или произведения) выражены ярко, в других – они менее заметны. В восприятии живописи, скульптуры зрителю часто необходимо сделать усилие, чтобы обыденное, которое является ему в произведении в первый момент, превратилось в художественное. Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет. Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения. Предмет изображения в скульптуре – человек. Но суть ее – это не обыденность, случайность будничной жизни. Она увековечивает и запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием [см. приложение 2, рис. 10]. Соответственно идее и образу необходимо выбрать материал. Нет случайности в том, что одна работа выполняется в дереве, другая – в мраморе, третья – в бронзе. Бронза, например, дает возможность большой детализации; дерево обладает пластичностью, мрамор – теплотой, камень – образным обобщением. Однако работа не сразу появляется в материале. Вначале скульптор уточняет свой замысел на бумаге, затем лепит в глине, пластилине или гипсе. И лишь после этого переводит замысел в окончательную жесткую пластику выбранного материала. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующую на зрителей. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру [14, с. 287]. Date: 2015-07-17; view: 1222; Нарушение авторских прав |