Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История развития образа музыканта в скульптуре в России
В допетровское время искусство в России имело своим призванием служить исключительно религиозным целям, а так как православная церковь гнушается изваяниями человеческих фигур, то скульптура, в настоящем смысле слова, не могла в древней Руси не только развиваться, но и существовать. С принятием христианства православная церковь на Руси стремилась уничтожить все, что напоминало языческую веру и идолопоклонство. Правда, в некоторых местах, в особенности в бывших новгородских областях, пользовались уважением резные и раскрашенные изображения святых, но они были чужды всякого художественного значения и составляли изделия, возникшие под влиянием Запада. Собственно же на Руси проявления пластики ограничивались литьем небольших крестов, образов-складней, выбиванием окладов на образа и резьбою фигурных иконостасов. В период монгольского нашествия погибло много памятников русского искусства, в том числе и скульптуры. Однако вслед за полосой застоя с середины XIV века началось возрождение художественного литья из металла и мелкой пластики, тесно связанной с ювелирным делом [5, с.169]. Собственно русское ваяние завелось только при Екатерине II, после основания Академии, где первым профессором этого искусства явился Н. Ф. Жилле, приглашенный в 1757 году из Парижа. Он образовал нескольких учеников, в числе которых самым даровитым был Ф. И. Шубин. Уставом Академии предоставлялось лучшим из её питомцев, по окончании в ней курса, ехать, с содержанием от правительства, на несколько лет в чужие края, для дальнейшего своего совершенствования, и этим правом впервые воспользовался из молодых скульпторов Шубин. Особенное оживление получила русская скульптура во второй половине царствования императора Николая I благодаря любви этого государя к искусству и покровительству, которое он оказывал отечественным художникам. Все русские ваятели и старейшего и юного поколения получали тогда значительные правительственные заказы и, будучи поощряемы вниманием монарха к их трудам, старались в них превзойти один другого. Главными деятелями в рассматриваемой нами области были в эту пору: С. И. Гальберг (статуя «Изобретение музыки» в Эрмитаже), Б. И. Орловский («Сатир, играющий на скрипке» в Эрмитаже) и др. Творчество скульптора Бориса Ивановича Орловского (1792—1837) сыграло заметную роль в русской скульптуре первой половины 19 в. Он родился в семье крепостного крестьянина Орловской губернии (отсюда и позднейшая фамилия — Орловский); в 1822 г. ему удается попасть в Академию художеств, вскоре же он был отправлен в Италию на правах пенсионера, закончившего Академию. Орловский стремился придать своим работам романтико-лирический характер, что свидетельствовало уже о новых веяниях в русской скульптуре — стремлении смягчить несколько суровую героику классицизма и достигнуть непосредственной передачи человеческих чувств. Как портретист в те годы больше всего работал скульптор Самуил Иванович Гальберг (1787—1839), ученик Мартоса. В своих образах Гальберг подчеркивает классически строгую, величавую простоту. Используя в качестве прообразов античные портреты, Гальберг, подобно ряду других русских и зарубежных скульпторов периода классицизма, композиционно строит портретный бюст по типу гермы, с прямой посадкой головы, обнаженной грудью и срезанными плечами. Необходимо, однако, заметить, что, вследствие самого рода поручений, возлагавшихся на этих даровитых художников, они бывали, в большинстве случаев, связаны в своем творчестве и не могли давать полного простора фантазии и уже пробудившемуся в их среде стремлению к реализму и национальности. Простор этот открылся с наступлением эпохи великих реформ Александра II — эпохи, в которую начертательные искусства России, вслед за её литературой, сделались выразителями самосознания, пробудившегося в русском обществе, стали невольно отзывчивы на его сомнения, желания и надежды (М. П. Попов статуя «Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине»). Во 2-й половине 19 в. в русской и западно-европейской скульптуре находит отражение общий процесс демократизации искусства. Классицизму, который теперь перерождается в салонное искусство, противостоит реалистическое движение с его открыто выраженной социальной направленностью, признанием повседневной жизни, достойной внимания художника, обращением к теме труда, к проблемам общественной морали. В поисках устойчивых духовных и эстетических жизненных ценностей русская скульптура развивалась разнообразными путями (импрессионизм, неоклассицизм, экспрессионизм и т. д.). Мощное воздействие на все национальные школы оказывает глубоко проникающее в жизнь и в законы реалистической пластики творчество О. Родена, А. Майоля, Э. А. Бурделя во Франции, Э. Барлаха в Германии, И. Мештровича в Хорватии. Выражением прогрессивных тенденций русской скульптуры этого периода становится искусство С. М. Волнухина, П. П. Трубецкого, А. С. Голубкиной, А. Т. Матвеева, Н. А. Андреева, С. Т. Коненкова, И. Я. Гинцбурга. Вместе с обновлением содержания меняется и художественный язык скульптуры, повышается значение пластически-выразительной формы. "Богатырь русской скульптуры", как сказал И. Э. Грабарь, - Сергей Тимофеевич Коненков. Искусство Коненкова многолико, полнокровно и дерзко. Тайна неубывающей силы его творений - в единой и главной теме - о человеке, в его подвигах, труде, его неукротимой жажде свободы, красоте и гармонии, смятении и протесте. Коненков знает и верит, что человек прекрасен. Мир, события, люди неодолимо вторгаются в его сознание, требуя своего воплощения в форме трепетно-живой, каждый раз открываемой заново. Дни, годы, десятилетия кажутся Коненкову недостаточно емкими, чтобы вместить все желаемое. Никогда рука его не остается праздной в этой титанической борьбе за претворение замыслов, за одухотворение материалов - мрамора, дерева, изначальной глины. Каждое произведение обретает необходимую ему форму, зависимую от пронизывающей его идеи, от судеб и характеров изображенных людей, от событий своего века, от законов красоты человеческого тела и взлета человеческой мечты, от монументального эпоса народных сказаний. Все, чем живет художник в окружающей его действительности - в увлечении людьми, явлениями, фактами, - волнует его и вдохновляет, тревожит и мучает, радует, делает его счастливым, или трагически-грозным [29]. Сергей Тимофеевич любил и понимал музыку, был хорошо знаком с Ф. И. Шаляпиным и С. В. Рахманиновым. Он сам играл на гармони, свирели и скрипке. В своих произведениях, посвященных великим композиторам прошлого, скульптор старался передать сложный внутренний мир и даже характер музыки. Особенно волновал его мятежный дух знаменитого итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини. Скульптор неоднократно возвращался к этому образу. Работа 1908 г. — одно из ранних произведений мастера. В портрете выражена стихия звуков, захватившая виртуозного исполнителя. Внешне некрасивое лицо Паганини полно духовной красоты и экспрессии. Обращает на себя внимание тонкая нервная рука скрипача. Это одна из первых работ Коненкова, где большое значение в создании образа скульптор придает пластике рук [см. приложение 2, рис 1]. Сын писателя, будущий скульптор И. Я. Гинцбург еще в детстве, живя в Вильно, увлекся вырезанием из точильного камня различных предметов и фигурок. Первые работы мальчика увидел и по достоинству оценил М. М. Антокольский, приехавший в Вильно в 1870 г. С тех пор началась учеба Гинцбурга у известного скульптора, переросшая затем в творческое сотрудничество и дружбу. Работал скульптор в основном в пластике малых форм. Специфической формой малой пластики стал разработанный Гинцбургом особый вид портретных статуэток, изображающих деятелей культуры и искусства и передающих их образы в состоянии повседневной творческой деятельности. Таковы гипсовые и бронзовые статуэтки художников И. И. Шишкина (1892), В. В. Верещагина (1892), И. Е. Репина (1897), В. И. Сурикова (1914), писателей Л. Н. Толстого (1891), М. Горького (1894), композитора и пианиста А. Г. Рубинштейна (1898) и др. [см. приложение 2, рис. 6] Центральными в скульптуре 20-30-х гг. становятся тема революции, образ участника революционных событий, строителя социализма. В станковой скульптуре большое место занимают портрет. В соответствии с планом монументальной пропаганды в период 1918 – 1922 годов были воздвигнуты и спроектированы 183 памятника борцам революции, выдающимся деятелям науки, культуры и искусства, монументы в честь отдельных революционных событий, мемориальные доски и надгробные памятники павшим в борьбе за свободу. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступает тема Родины, советского патриотизма, воплотившаяся в портретах героев и истинных патриотов своей страны (В. И. Мухина, С. Д. Лебедева, Н. В. Томский), в напряженно-драматичных жанровых фигурах и группах. В послевоенном 47-м создаёт свой знаменитый портрет П. И. Чайковского Виленский Зиновий Моисеевич, хранящийся ныне в Третьяковской галерее в Москве. Так же известен памятник Чайковскому П. И., который был поставлен перед зданием консерватории в Москве, созданный автором монумента «Рабочий и колхозница» - В.И. Мухиной [см. приложение 2, рис. 7]. Личность великого музыканта не перестает вдохновлять скульпторов и по сей день. В разные годы его портреты в камне и бронзе воплощались многими скульпторами [27]. Трагические события и героические свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений 40-70-х гг. В 40-70-х гг. скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и комплексов, используется при создании градостроительных композиций, в которых наряду с многочисленными новыми памятниками (М. К. Аникушин, В. З. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, Н. Никогосян, В. Е. Цигаль и др.) важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, статуям на автострадах и подъездных путях к городу, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Для скульптуры малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать современный интерьер. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для станковой скульптуры 2-й половины 50-70-х гг. Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека - строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. Сейчас скульптура передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события, в то время как представители различных модернистических течений порывают живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизненных проблем в мир субъективной фантастики и формалистических экспериментов [22]. В Петродворце в сквере на углу Санкт-Петербургского проспекта и Правленской улицы 17 сентября 2005 года в 15:00 состоялась торжественная церемония открытия скульптуры Антона Григорьевича Рубинштейна - великого русского композитора и пианиста, основателя Русского музыкального общества и первой в России консерватории, первого Почетного гражданина Петергофа. История русской и мировой музыкальной культуры неразрывно связана с именем Антона Рубинштейна. При его содействии была создана русская музыкальная школа, воспитавшая целую плеяду блестящих музыкантов и педагогов, среди которых П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и многие другие. Многие годы Рубинштейн проживал в Петергофе. Здесь он давал благотворительные концерты и жертвовал крупные суммы денег в пользу города. Памятник Антону Рубинштейну, был создан скульптором Григорием Ястребенецки [см. приложение 2, рис. 8]. Памятник великому музыканту Мстиславу Ростроповичу работы скульптора Александра Рукавишникова открылся в центре Москвы в марте 2012 года через день после 85-летия со дня рождения маэстро. "Воспоминания у меня о нем остались как об интеллигентнейшем, очень приятном человеке. Для работы очень важно, когда было личное знакомство с человеком, которого ты увековечиваешь. Тогда ты понимаешь, насколько он выглядит у тебя органичным и похожим. Работа шла очень легко", — рассказал скульптор и добавил, что, например, образ Никулина, которого он видел только на сцене, дался ему сложнее. Рукавишников решил увековечить Ростроповича в привычном амплуа — с виолончелью в руках, и в традиционных материалах — бронзе и граните. По его словам, когда были получены все необходимые согласования, в творческую часть работы никто не вмешивался, поэтому памятник максимально соответствует авторскому замыслу. Вместе с тем, члены семьи Ростроповича внесли некоторые коррективы, отчего образ стал более правдоподобным. "Галина Павловна Вишневская с одной из дочерей несколько раз приезжали ко мне за город, смотрели, как идет работа. Они делали по ходу кое-какие замечания, и мне это очень помогло, мы внесли новые нюансы. Например, его дочь понимает в игре на виолончели, поэтому она подсказала, что правая рука должна выглядеть так, будто в ней лежит теннисный мячик, чтобы там был воздух", — рассказал скульптор [см. приложение 2, рис. 9]. Народный артист СССР Мстислав Ростропович (1927-2007) был не только выдающимся музыкантом, членом американской Академии наук и искусств, римской Академии Санта-Чечилия, британской Королевской Академии музыки, Королевской Академии Швеции и Академии изящных искусств Баварии, но и общественным деятелем. Монумент установлен на пересечении Елисеевского и Брюсова переулков недалеко от дома композиторов, где жили музыкант с супругой, оперной певицей Галиной Вишневской [35]. Современная скульптура России добреет с каждым днём. В бронзе застывают Остап Бендер, другие литературные персонажи. Так хорошо и свободно мы ещё не жили. У людей пожилых, старых мастеров, не укладывается эта концепция в голове, они чувствуют предательство и подвох. Вспоминают художественные советы, принимавшие памятники, судили строго, композиция действительно должна была соответствовать многим параметрам. Скульптуры Вучетича, полные героизма, славы, достоинства, монументальны, как высокая скала, на которых мы воспитывались. И пьяненький мужичёк присевший отдохнуть на скамейку, который по сегодняшним реалиям потерял работу, тут же, становится героем памятника. Где проходит эта черта, за которую заходить нежелательно? Главный цензор для художника, это его репутация, а граница, водораздел у него в душе. Все художники разные, и это разнообразие вкусов, жанров, и стилей формирует наше жизненное пространство. И пусть расцветают все цветы, в нашем благоухающем парке, и пусть они радуют нас, своим многообразием красок. Невозможно не заметить вновь построенные фонтаны. Это целый мир со своими сюжетами, по лабиринтам которых путешествие продолжается вечно. Современный фонтан становится настоящим шоу, световые эффекты, музыкальное сопровождение, сказочный каскад водопада, заставляют человека переживать неповторимые эмоции. Это можно сравнить с театральным представлением, планетарного масштаба! Поистине народные памятники Владимиру Высоцкому, появляются в разных городах России. Масштаб личности поэта, и народная любовь, привели на самую вершину олимпа славы, и современная скульптура оказалась замечательным средством выражения любви к поэту [см. приложение 2, рис. 10]. И в этом читается сущность русских людей, мы умеем любить, и пока это чувство живёт в нас, нам не страшны никакие невзгоды. Работа над новыми композициями продолжается в творческих мастерских, и увидят свет новые творения авторов, и снова открытия прекрасных шедевров, подарят нам свежие эмоции и радость.
Date: 2015-07-17; view: 1350; Нарушение авторских прав |