Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Материалы, применяемые в скульптуре
Скульптурные глины Для скульптурных работ в Академии художеств в 30-е годы XIX века применялись глины зеленоватого цвета. Они добывались на Пулковской горе, затем их стали привозить из поместья графини Кутайсовой, что на Шлиссельбургской дороге*. *("Художественная газета", 1841, № 5.) Глины, применяющиеся для скульптурных работ в настоящее время, по цвету разнообразны: желто-зеленые, серо-зеленые, серые, синеватые, желтые, серо-желтые, серо-белые серебристые. В скульптурной практике наиболее распространены три основных вида глин: серо-зеленая, серо-желтая и серо-белая серебристая. Излюбленными у скульпторов считаются серо-зеленая и серо-белая серебристая глины, обладающие высокой пластичностью. Многие скульпторы, работающие в Москве, предпочитают зеленые пулковские глины. Хорошие сорта глин находятся под Москвой в районах Гжели и Кудинова, а также в Ленинграде на Пулковских высотах. Скульптор же А. С. Голубкина считала серо-белую серебристую глину самой лучшей. Она писала: "Серо-белая серебристая глина - самая лучшая из всех как по своему благородному серебристому цвету, так и по изящной, тонкой и благородной консистенции. Недостатки желтой и зеленой глины у нее совершенно отсутствуют... Найти и оценить ее - большое приобретение для художника*". *(Голубкина А. С. Несколько слов о ремесле скульптора. M., 1960)
Цвет глины, применяющейся для лепки, имеет немаловажное значение. Задумав произведение из конечных светлых материалов, следует лепить модель в глине серо-белых, серебристых или других светлых тонов, а для произведения из темных материалов более пригодны глины темных тонов. Иначе светотеневые соотношения, найденные скульптором в глине, утратят свой смысл и скульптура потеряет в своей выразительности. Качество скульптурных глин определяется не только пластичностью, но и способностью длительное время не высыхать и незначительно усаживаться при потере влаги. Лучшей глиной, обладающей незначительной усадкой, является зеленая. По своему механическому составу глины разделяются на жирные, отличающиеся связанностью, и тощие - с низкой связанностью. Тощие глины непригодны для лепки, они непластичны, грубы и плотны. Жирные глины лежат на поверхности пласта, нижние же слои глины обычно отличаются твердостью и смешаны с песком. Жирные глины требуют большего количества воды, чем тощие, и медленно отдают ее, то есть медленнее высыхают и при высыхании обладают меньшей усадкой*. Органические примеси, присутствующие в жирных глинах, могут быть продуктом одного из двух процессов: в первом случае - инфильтрации вод, содержащих в растворе вещества, находящиеся в почве, во втором - одновременно отложения глины и остатков растений и животных организмов на дне рек, озер, в болотах. *(Масса одного кубометра неслежавшейся глины составляет 300-500 кг.) Некоторые илистые глины, засоренные органическими включениями, в условиях теплого влажного воздуха при наличии грибковых спор покрываются плесенью, а при длительном пребывании в таких условиях могут давать "всходы" так называемых скульптурных шампиньонов. Глины, загрязненные органическими включениями, при небрежном мытье рук иногда могут вызвать болезни кожи. Глины, применяющиеся в настоящее время, по цвету разнообразны: желто-зеленые, серо-зеленые, серые, синеватые, желтые, серо-желтые, серо-белые серебристые. В практике наиболее распространены три основных вида глин: серо-зеленая, серо-желтая и серо-белая серебристая. Скульптор Анна Семеновна Голубкина писала: «Серо-белая серебристая глина – самая лучшая из всех как по своему благородному серебристому цвету, так и по изящной, тонкой и благородной консистенции. Недостатки желтой и зеленой глины у нее совершенно отсутствуют... Найти и оценить ее – большое приобретение для художника». Цвет глины имеет немаловажное значение. Задумав произведение из конечных светлых материалов, следует лепить модель в глине серо-белых серебристых или других светлых тонов, а для произведения из темных материалов более пригодны глины темных тонов. Иначе светотеневые соотношения, найденные автором в глине, утратят смысл и работа потеряет в своей выразительности. Качество скульптурных глин определяется не только пластичностью, но и способностью длительное время не высыхать. Лучшей глиной, обладающей незначительной усадкой, является зеленая. Существует несколько способов приготовления глины. Некоторые скульпторы предварительно крошат глину на мелкие кусочки и неоднократно поливают водой. Замоченную глину в течение первых двух-трех дней несколько раз тщательно перемешивают, чтобы она равномерно намокла. После этого ее отбивают на деревянной доске железным прутом для достижения однородности и пластичности. В XVIII веке в Академии художеств скульптурную глину перед употреблением промывали и перемешивали лопатами, затем сушили, толкли и просеивали через тонкие сита, замешивали на сутки с водой и только после этого применяли для лепки. В XIX веке некоторые скульпторы также стремились к получению однородной глины, протирая ее через тряпку для того, чтобы не оставалось никаких посторонних частиц. Голубкина рекомендовала приготовлять глину следующим способом: «Сухая глина насыпается в ящик или кадку, заливается водой настолько, чтобы отдельные куски выступали островками. Дня через три глина готова для работы. Вначале она еще не очень послушна, но зато дает очень интересные капризные образцы материала (следует оставить в ящике неприкосновенный уголок необработанной глины – на случай). В дальнейшем она делается самым послушным материалом на свете, только держать ее нужно в ящике так, чтобы она не лежала ровно, а по мере того, как ее извлекают для работы, образовывались бы неровные массы и колодцы. Тогда в ящике будет лежать глина всякой твердости – от самой мягкой до самой твердой. Количество заготовленной глины должно быть в несколько раз больше, чем ее требуется для данной работы, чтобы был большой выбор... При настоящем углубленном отношении к работе ваша рука сама берет ту или иную глину в зависимости от той формы, над которой вы работаете». Глина для скульптора – это его палитра, в которой должна быть некоторая «гамма» плотности и пластичности. Вначале, например, нужна мягкая глина, а к концу работы глина постепенно становится более плотной – твердой, что позволяет отрабатывать мелкие детали. Пластилин обычно состоит из пчелиного или минерального воска и наполнителей. Он служит для выполнения небольшой по размерам скульптуры, эскизов и незаменим при создании миниатюр и медальерных работ, где часто находит применение и воск. Пластилин, как и глина, – отправной материал скульптора. От глины отличается тем, что не сохнет. Поэтому он находит применение главным образом в произведениях, где требуется тонкая и четкая проработка форм. Крупные вещи нельзя лепить из пластилина. Это объясняется тем, что в поисках композиционного решения скульптору приходится иметь дело с большими массами материала, использование же пластилина чрезвычайно затруднительно из-за его неподатливости. Кроме того, в процессе лепки он не изменяет плотности и пластичности. Это осложняет работу скульптора, особенно когда требуется детализация формы. Пластилин не может, например, стать вдруг более твердым, в то время как глину легко в случае надобности подсушить до требуемой твердости. И только в отдельных случаях крупные работы целиком лепят из этого материала. Так, скульптором П. П. Трубецким при лепке памятника Александру III использовался пластилин особого состава. Он был приобретен в Италии и обладал высокой пластичностью. Бронза является самым популярным материалом при создании скульптурных групп. По мере определённого времени на поверхности бронзы появляется патина. Патина это очень тонкая плёнка, которая обеспечивает защиту поверхности от загрязнений и разрушающих факторов. Бронзовые скульптуры являются наиболее прочными, вандалам будет весьма непросто навредить им. Потребуются большие усилия, чтобы сломать бронзу. Пластик Пластик – пожалуй, самый лёгкий из материалов, из которых изготавливают наружные скульптуры, в этом ему будет трудно составить конкуренцию. Пластик имеет два основных преимущества перед мрамором и бронзой: сильная устойчивость к нападкам окружающей среды и, конечно же, малый собственный вес. Использовать пластик для создания скульптурных композиций просто необходимо, если требуется подъём на значительную высоту. Есть всё же и одно “но”, пластик является пока ещё относительно новым материалом, все егоположительные свойства на данный момент известны нам лишь в теории. На практике он прошёл испытания в течение 15 лет и сохранил всё свои свойства, а будет ли это также через 50 лет, покажет только время. В отличие от скульптур из бронзы и камня, они сохранились до наших дней в хорошем состоянии и зарекомендовали себя как отличный материал. Потому, свойства пластика также нужно проверить временем. Бесспорно, пластик удобный материал и скульпторы повсеместно и более активно работают с ним. Ещё одно его преимущество помимо устойчивости и веса – его стоимость, она на порядок меньше, чем, например, у бронзы. В отличие от последней, его целостность легко повредить, легко распилить, даже хватит и веса взрослого человека, если вдруг он задумает залезть на скульптуру. Однако, это же навредить и большинству других материалов. Мрамор Это благородный камень, его предпочитали многие великие ваятели прошлого. Вопреки техническому прогрессу, который взял под свою опеку практически всё, в работе с мрамором до сих пор самыми лучшими инструментами остаются набор киянок, молоток, троянки, скарпели и конечно же, руки скульптора. Совершенно понятно, что мрамор не прост в обращении, он капризен, требует к себе особого подхода. Работа по его обработке весьма трудоёмкий и сложный процесс, но всё же, мастера любят работать с ним. Помимо своей неповторимой привлекательности, у мрамора есть и своё слабое место – у него плохая устойчивость к осадкам, в городской среде он будет постоянно притягивать к себе всю пыль и смог. Потому хорошо подумайте, где бы Вы предпочли любоваться красотой этого камня и где ему будет самое место – снаружи, где через время он потеряет всю свою красоту, или внутри помещения? Бетон Хотите привлечь внимание, а соответственно и большее количество, посетителей в Ваш офис? Проявите немного фантазии и превратите унылую клумбу возле Вашего офиса в музей под открытым небом, абстрактные формы или композиции из маленьких фигурок, умело расставленных возле входа в офис. Будьте уверены, такая мелочь привлечет многие взгляды, а бетон подойдет как нельзя кстати для изготовления этих скульптур. На сегодняшний день практически половину малых архитектурных форм изготавливают из бетона. Он уже давно занимает почётное место среди других материалов скульптурного мира. Главными плюсами бетона являются: его низкая цена и технологичность. Хороший пример внешней красоты бетона – жилые комплексы. Нужно помнить о том, что при создании скульптур стоит использовать марку бетона не ниже B250. Также будет полезным знать о том, что скульптуры из бетона могут быть изготовлены двумя способами: высечением из сплошного монолитного куска или заливкой, для неё будет необходима форма. Дерево Это самый древнейший из всех перечисленных материалов в скульптурном ремесле, а ещё и самый недолговечныйя и неустойчивый к атакам окружающей среды.Деревянные изделия подвержены множеству опасностей – это и гниение, огонь, оно высыхает, его запросто можно сломать и испортить. По этим причинам будет нецелесообразно использовать его на фасадах, ему самое место среди интерьерной скульптуры. За счёт своей доступности и несложной обработки, скульптуры из дерева встречаются практически повсюду. Для скульптур из дерева сейчас используют дорогие породы – чёрное и красное дерево, они имеют очень красивые текстуры и большую прочность. Гипс Сей материал в скульптуре уже очень давний гость. Он любим и к нему привыкли все мастера. Ранее практически вся лепнина была лишь из гипса. Для того чтобы изготовить скульптуру из гипса необходимо механически перевести скульптурy, выполненую в пластилине или в глине в твердые гипсовые отливы. Иногда применяется способ «прямого моделирования», который требует наивысшего мастерства, потому что стадия мягкой лепки пропускается и скульптор работает с гипсом, шаг за шагом нанося гиповый раствор на каркас и моделируя его инструментом. Этот метод ручной лепки известен с античных времен, и был очень популянер в ХХ веке. Гипс не так долговечен, нежели бронза и, тем не менее, множество фасадов украшены различными скульптурными изделиями именно из него. Гипсовые фигуры легко можно повредить, отколоть кусочки, но его же плюс в том, что это всё можно исправить. Ещё он более удобен для работы на фасадах, в отличие от бетона – гипс гораздо быстрее бетона схватывается, а за счёт более мелкой структуры из него можно делать самые тонкие детали. Date: 2015-07-17; view: 2808; Нарушение авторских прав |