Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития образа музыканта в скульптуре за рубежом





Первые проявления художественного творчества в области ваяния кроются во мраке доисторических времен; не подлежит, однако, сомнению, что они были вызваны, как вызывались и впоследствии у молодых племён, потребностью человека, ещё не вышедшего из дикого состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогих людях. В палеолитических стоянках, открытых во многих странах (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии и др.), обнаружены разнообразные скульптурные изображения животных и женщин - прародительниц рода, к которым принадлежат и т. н. палеолитические Венеры. Каковы были начальные опыты ваяния в доисторическую эпоху — о том позволяют нам судить истуканы, найденные европейскими путешественниками при посещении островов Тихого океана, например на Гавайских островах – это простые каменные глыбы с намеками на человеческие лицо. История ваяния начинается приблизительно за тридцать веков до н. э., со старейшего из культурных народов древнего мира, египтян.

Древний Египет. Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой - складываются очень рано. Немного позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела были кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Египетские художники умели передавать характерные черты лица, с которого делали портрет [7, с.18].

Древнеегипетские тексты - первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных инструментов - изображения, которыми так богаты гробницы фараонов и номархов; произведения мелкой пластики; папирусы. Из них мы получаем представление и об инструментах, и о среде, в которой был распространен тот или иной из них.

Как свидетельствует анализ барельефов гробниц, папирусов и пр., музыке отводилось значительное место в повседневной жизни как знати, так и низших слоев населения Древнего Египта [см. приложение 1, рис.1, рис. 2]. В гробницах фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, певцов, которые, по представлениям египтян, должны были развлекать и увеселять своего господина в потустороннем мире. Некоторых музыкантов мы знаем даже по именам. Так, первым известным нам музыкантом Древнего Египта был Кафу-анх - певец, флейтист и администратор музыкальной жизни при дворе фараонов (конец IV- начало V династии). Отдельные музыканты уже в тот далекий период заслужили своим искусством и мастерством большую славу и уважение. Кафу-анх был удостоен того, что фараон Усеркаф, первый представитель V династии, поставил ему памятник рядом со своей пирамидой. К более позднему периоду (правление Пиопи I или Меренра II) относятся имена флейтиста Сен-анх-вера, арфистов Кахифа и Дуатенеба. От V династии сохранились сведения о большом роде музыкантов Снефру-ноферов, четыре представителя которого несли службу при дворе фараонов [17, с. 212 – 216].

При дворе фараонов музыканты занимали высокое место: были «родственниками царя» и жрецами культа монарха и его предков. В эпоху Нового царства нам известны певцы фараона, которых звали Хат-еуи и Та, и Неферронпет, «начальник певцов фараона»; последний был в то же время «начальником певцов всех богов» и потому главой всех профессиональных музыкантов Египта [20].

Месопотамия.Раскопки, произведенные в Месопотамии, в местностях, где некогда царили Вавилон и Ниневия, познакомили ученый мир с халдейско-ассирийским ваянием. Самые ранние сохранившиеся свидетельства создания образа музыканта в изобразительном искусстве Месопотамии - это рельефные изображения, которые относятся примерно ко II тысячелетию до н. э. Древние государства Шумера, Вавилонии и Ассирии были расположены в бассейне Тигра и Евфрата. За три с лишним тысячелетия до н. э. возникла музыкальная культура Шумера. Этот народ создал высокую инструментальную культуру [15, с.103-104]. Скульптурные памятники, найденные в развалинах дворцов в Нимруде, Хорсабаде и Куюнджике, состоят в стенных рельефах, изображающих различные эпизоды из жизни царей, военные происшествия, охотничьи сцены и др.

Первыми музыкантами-профессионалами в Вавилоне были храмовые жрецы, обладавшие большой властью. Впоследствии вместе с распространением профессиональных музыкантов в светских кругах, музицирования в быту аристократов появились музыканты-рабы, призванные игрой и пением услаждать слух господ. Особенно любили украшать свою жизнь музыкой цари, жрецы и аристократия Ассирии. Сюда еще со II тысячелетия до н. э. съезжались певцы и виртуозы-инструменталисты едва ли не со всего Востока [16, с. 53] [см. приложение 1, рис. 3, рис. 4].

Древняя Индия.Богатый песенный и инструментальный фольклор Древней Индии составил плодородную почву для высокохудожественного профессионального искусства. Музыка Индии возникла в глубокой древности в органической связи с поэзией и танцем, под влиянием религии и мифологии. Особая внутренняя сосредоточенность является одной из характерных черт индийского стиля музыкальной интерпретации. Она восходит к глубокой древности, когда певцы, а иногда и инструменталисты пели или играли порою с закрытыми глазами, как бы снимая внешние впечатления, могущие возмутить и вызвать рассеяние цельного, в себе замкнутого лирического образа. Это не значит, что манера музыкальной интерпретации у индийцев лишена выразительности. Наоборот, её внутренняя динамика ярка, разнообразна и, видимо, составляет очень древнюю традицию. Религиозные воззрения древних индийцев в сильной степени отразились и в их ваянии, старейшие памятники которого относятся приблизительно к половине третьего века до н. э.

При рассмотрении древнего индийского искусства следует обратить особое внимание на две центральных темы – это каноны красоты и роль эротизма. Яркое, приближенное к натуральному выражение чувственности, как ни странно, является высшим проявлением мастерства создателя произведения искусства. Классические эстетические каноны Индии представляют такие идеи, которых, к примеру, в искусстве Древнего Востока нет вовсе. В Древней Индии, как и в Древней Греции, на протяжении длительного времени центральным объектом искусства было идеализированное человеческое тело. Фигуры впечатляют, прежде всего, своими идеальными архитектурными пропорциями. В обеих культурах изображения богов были основой для воплощения представлений о красоте, изяществе, грации и силы. Но при всем этом, если греческие боги были крайне похожи на людей, то в индийской культуре боги представляли собой обитателей разных миров, то есть могли быть одновременно и человеком, и личностью из трансцендентной реальности – как, например, многорукий Шива-Натараджа [25] [см. приложение 1, рис. 5-7].

Древняя Греция.Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность. Оно рассматривает человека как меру всех вещей и носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением чрезвычайно целостной и гармоничной модели мира древних греков.

В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем. Именно поэтому в античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись.

Музыка в Древней Греции была главным образом вокальной. Основное же назначение инструментов заключалось в сопровождении пения. Любимыми инструментами греков были струнные щипковые: форминга, лира и кифара, почитавшиеся как наилучшие для возвышенного музицирования [см. приложение 1, рис. 8]. Само слово музыка в переводе с греческого буквально означает «искусство Муз», а так же музыкальные инструменты. Звуки или внешний вид отдельных инструментов ассоциируется с определенными качествами. Звуки арфы считались божественными, поэтому инструмент служил атрибутом хора ангелов. Волынка, на которой играли пастухи, была инструментом низших слоев общества; дудки и небольшие, выпуклой формы лютни были непременными спутниками менестрелей, и их звуки сопровождали народные танцы. Свирель (состоящая из нескольких трубок разной длины) была инструментом пастушеского бога Пана, так же, как лира принадлежала Аполлону, богу музыки и лирической поэзии [см. приложение 1, рис.9].

Древнейшая эпоха музыкального развития связывалась в греческих преданиях с именем мифического силена Mарсия, который вступил в музыкальное состязание с Аполлоном, победил его, и тем самым вызвал его гнев. Фригийское происхождение Марсия указывает на влияние музыкальной культуры Малой Азии на Грецию [см. приложение 1, рис. 10].

Персонификацией музыки может так же служить фигура Орфея или образ поющей или музицирующей женщины. Орфей - сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы, игра которого на золотой арфе пленяла не только людей, но и зверей, деревья, скалы. По преданию, Орфей отправился в ад, чтобы спасти погибшую от укуса змеи жену - нимфу Эвридику. Музыка всегда была важной частью домашней жизни греков [12, с.197].

Древний Рим.Из всех цивилизаций древнего мира римская цивилизация известна нам лучше других. Римляне оставили обширное литературное наследие, позволяющее проследить историю Древнего Рима во всем изобилии подробностей, которые не перестают нас восхищать. Но, как это, ни парадоксально, труднее всего найти ответ на вопрос: «Что представляет собой искусство Древнего Рима?» Наиболее очевидное объяснение кроется в том, что римляне преклонялись перед греческим искусством всех эпох и направлений. Музыка древних римлян имела давние народные традиции, но профессиональную музыкальную культуру римляне переняли от греков. Они тысячами вывозили из Греции созданные там оригиналы скульптуры и копировали их в еще большем количестве. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Один из таких прекрасно сохранившихся копий – статуя «Терпсихорда». Терпсихора считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами" [см. приложение 1, рис. 11]. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера.

Выдающимся достижением изобразительного искусства эпохи Римской империи является скульптурный портрет. В портретных образах, созданных римскими мастерами на протяжении I—IV веков, отразились эстетические вкусы, идеалы римлян и особенности их мировоззрения. Роль римского портрета в истории мирового искусства определяется его глубокой жизненной правдой и утверждением реалистического метода в изображении неповторимой индивидуальности человека [13, с. 231-251].

Средневековье.В тёмную пору раннего средневековья скульптура находилось в полном упадке: в Византии и вообще на Востоке оно было изгнано из употребления для крупных предприятий и производило лишь мелкие вещи, каковы диптихи из слоновой кости, кресты, оклады священных книг и икон, а на Западе, где также ему приходились удовлетворять почти исключительно потребностям религиозного культа. В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. По мнению духовенства, искусство должно было служить «Библией для неграмотных» – изображать сцены, описанные в христианских книгах. Власть церкви сказывалась на творчестве средневековых художников, ограничивая их возможности в создании образов, приближенных к повседневной, реальной жизни.

Первые попытки оживить искусство непосредственным наблюдением природы и изучением антиков были сделаны в Саксонии, а ещё успешнее в Италии. Ранние рельефы Бенедетто Антелами, работавшего в конце 12—начале 13 столетия, приобретают свободу, гармоническое изящество, согласованность ритмов. Его фигуры людей становятся более стройными, складки их одежд прорисованы четкими, упругими линиями. Другие этапы творчества Антелами представляют многочисленные скульптуры, украшающие баптистерий в Парме, в частности фигура юного музыканта с фасада собора в Борго Сан Доннино [23] [см. приложение 1, рис. 12].

 

Возрождение.В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.

Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа.

Титаны Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, величайшие художники-ученые, воплотили характерные черты Ренессанса - универсальность, разносторонность, творческую одаренность. В эпоху Возрождения зарождаются и развиваются новые стили и направления, во многом определившие как расцвет современной культуры, так и дальнейшее ее развитие [32].

Новое время.Европейская культура эпохи Нового времени охватывает XVII-XVIII вв. Для этой эпохи были характерны все большее распространение капиталистических отношений при сохранении элементов феодализма, ожесточенная борьба западных государств за господство на мировом рынке и широкомасштабная колонизация ими огромных территорий на континентах Африки, Азии и Америки. Искусство отразило многие проблемы и ценности бурной эпохи. Переплетение феодальных и капиталистических отношений, многообразие форм политического правления, борьба Реформации и Контрреформации, интенсивное развитие наук, открытие новых земель привели к переменам в мировоззрении людей. Эти факторы поколебали представления об исключительности человека в мире, поставили личность перед проблемой незащищенности от природных стихий, общественных потрясений и воли рока. Ощущение изменчивости, быстротечности жизни нашло воплощение в соответствующих художественных темах и сюжетах. Таковым является образ великого музыканта Генделя, воплощенный в двух скульптурных изображениях Луи Франсуа Рубийяка [6,с.184].

 

Date: 2015-07-17; view: 1333; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию