Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объекты природы как средство обучения





Педагоги, психологи, методисты убедительно доказали, что процесс формирования и развития личности младших школьников должен тесно связан с природой, что создаёт благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей ребёнка. Выявлению и раскрытию этих возможностей способствует проведение экскурсий, где применяются объекты природы как средство обучения.

Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. [16 c.34]

Экскурсия - непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. К объектам природы не относится лишь то, что сделано руками человека

Цель экскурсий является ознакомление учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы.

Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления об объектах природы, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.

Поэтому во внеурочное время необходимо проводить экскурсии в природу. На первых этапах, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, можно заметить, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. “А что я такого сделал?” – думают они. “Так делают все и ничего страшного здесь не произойдет”. Да, конечно, от одного брошенного фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы, мы потеряем главные богатства планеты – воздух, воду, землю. А тогда уже встанет вопрос и о выживании самого человека. Поэтому в своей работе приоритетным направлением ставится воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе.

Наблюдение объектов живой и неживой природы - является основной формой работы с учащимися начальных классов.

Задача учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

«Природа - великая воспитательница, - говорил К.Д.Ушинский, - она помогает воспитанию высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности».[14,с.12]

Изучение многообразия объектов и явлений природы проходит через весь курс. В 1-м классе это природа неживая и живая; разнообразие погоды; растения дикорастущие, культурные, деревья, кустарники, травы; мир животных – разнообразные насекомые, рыбы, птицы, звери. Основу содержания 2-го класса составляет многообразие сезонных явлений, 3-го класса – многообразие природных объектов в рамках сообществ, 4-го класса – природных зон. При этом текстовая информация сочетается с изобразительной, что позволяет ученику усваивать многообразие не только количеств, но и форм, красок, в ряде случаев – движений, повадок и др. При изучении каждой группы объектов разбирается вопрос, как нужно к ним относиться и почему именно так.

Ценность объектов и явлений природы – в том, что они и составляют саму природу. Для человека природа важна по нескольким направлениям. Прежде всего, она обеспечивает нашу физическую и физиологическую жизнь. Действительно, природа нас кормит, поит, мы дышим воздухом, берем материалы для строительства, для изготовления одежды, обуви и др. При изучении любого природного объекта обязательно разбирается вопрос о его значении. Природа является важнейшим средством сохранения и укрепления нашего здоровья. Мы рассматриваем это значение природы в 1-м классе в теме «Будь здоров!». Во 2-м классе изучается влияние сезонных изменений в каждом времени года на здоровье человека, в связи с чем дети знакомятся с сезонными мерами по охране и укреплению здоровья. В 3-м классе в теме «Человек и природа. Здоровье человека» по каждой системе органов рассматривается материал о влиянии природы на здоровье данной системы.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Например, программа предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растений и условиями их существования, овладение детьми элементарными понятиями, такими, как: «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и т. д. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с природой. [12, с.9]

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных n- сторон объекта и отвлечься от несущественных.

Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, их форма, характер поверхности. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем при ознакомлении школьников с природой наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.[3,c.54]

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных.

Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, их форма, характер поверхности. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Учитель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств признаков.

Обучение моделированию осуществляется в следующей последовательности:

1. Учитель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства. Одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.

3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.

4. Осуществляет обучение моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы).

5. Осуществляет руководство созданием моделей элементарных понятий, таких, как: «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

 

 

Date: 2015-07-17; view: 1127; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию