Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выводы по третьему разделу
Функционально знание может быть определено как осмысление действительности путем субъективного внесения в нее социальной, человеческой размерности. Как таковое, оно предполагает две диалектически связанные стороны: отражение объективно существующей реальности и выстраивание («социальное конструирование») субъект-объективной «модели» этой реальности. Термин «социальное конструирование», введенный в оборот П. Бергером и Т. Лукманом, представляется нам не совсем точным, так как соответствующий процесс относительно слабо контролируется реализующим его социальным субъектом и поэтому осуществляется не столько проективно и целерационально, сколько спонтанно и стохастично. В силу данного обстоятельства, на наш взгляд, корректнее говорить не столько о социальном конструировании, сколько о социальной самоорганизации реальности, в основе которой лежит процесс самоорганизации знания. Здание, таким образом, имеет смысловую природу. В качестве его основного структурного элемента выступает значение – смысловой коррелят конкретного момента объективной реальности, актуального для объекта. Отдельные значения объединяются в логические структуры, служащие для субъекта идеальным планом, с помощью которого он ориентируется в объективном мире. Тонкость дифференциации значений и, соответственно, сложность образуемых ими структур определяется степенью релевантности соответствующей сферы реальности для социального субъекта – его рефлективного внимания к данной сфере. Это внимание определяется актуальностью данной сферы реальности для жизнедеятельности субъекта, его «практическим интересом» к ней. В соответствии с данным критерием основоположник социологии знания А. Шютц выделяет несколько зон, или доменов, релевантности. Первичная релевантность – сектор мира, в котором могут быть реализованы жизненные проекты; вторая зона – сфера «инструментов» для реализации проектов и планов; третий – зона момент не связанная с интересами, но могущая воздействовать на первую и вторую неожиданными изменениями и рисками; четвертая – зона абсолютной иррелевантности, никак не затрагивающая наших интересов. Чем выше степень релевантности, тем сложнее и логически согласованнее, упорядоченнее соответствующая ей «сетка значений». Эксплицированные логические связки между различными значениями можно обозначить как концептуализации. Все концептуализации, объединяющие значения в когнитивные структуры, можно условно поделить на две категории: «горизонтальные» и «вертикальные». Первые обеспечивают логическую связь между иерархически однопорядковыми значениями и вытекают из «естественного», объективного, обусловленного предметной практикой соотношения вещей. Вторые связывают иерархически разнопорядковые уровни значений и проистекают в значительной мере из ценностных, «идеологических» установок субъекта. Концептуализации второго типа, которые П. Бергер и Т. Лукман именуют легитимациями, играют исключительную роль в процессах системной самоорганизации социального знания. Согласно Бергеру и Лукману, возникающая с развитием общества «сегментация институционального порядка и сопутствующее ей распределение знания ведут к проблеме обеспечения интегративных значений», которые придают всеохватывающий контекст объективного смысла фрагментарному социальному опыту и знанию индивида и взаимно легитимизируют институциональную деятельность разных типов деятелей. Это создание всеохватывающего контекста означает не что иное, как упорядочение всего массива социального знания в масштабах общества, придание ему системного характера, который вовсе не предполагается изначально. Как отмечают те же исследователи, интеграция социальных институтов не есть функциональный императив для самих социальных процессов, в ходе которых они создаются, а имеет вторичный характер, определяясь интеграцией значений
Date: 2015-07-17; view: 686; Нарушение авторских прав |