Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гармонические сочетания хроматических цветов





Для составления гармонических сочетаний хроматических цветов можно использовать цветовой круг как рабочую схему. Опорными точками цветового круга являются четыре главных цвета: красный, зеленый, желтый и синий. Их выделяет как главные каждый человек, не страдающий дефектами зрения. Четыре главных, чистых цвета образуют две пары взаимно дополнительных цветов, что доказуемо логически и подтверждается опытом оптического смешения.

Чистый желтый и чистый синий взаимно дополнительны именно потому, что ни тот, ни другой не имеют оттенков ни красного, ни зеленого, которые могли бы изменить ахроматический цвет, получаемый оптическим смешением чистого желтого и чистого синего. Взаимно дополнительны и цвета другой пары – чистого красного и чистого зеленого также вследствие того, что они не имеют оттенков желтого и синего, которые могли бы повлиять на ахроматическую смесь чистого красного с чистым зеленым.

Четыре главных цвета лежат на концах перпендикулярных друг к другу диаметров цветового круга и обозначают границы четвертей цветового круга, по которому между ними располагаются все промежуточные цветовые тона. Все противолежащие цвета круга дают возможность образовывать контрастные сочетания, причем наибольшей силой контраста будут обладать сочетания основных и дополнительных цветов. Среди множества контрастных сочетаний выделяются два типа цветовых контрастностей: желто-синий и красно-зеленый.

Наибольший контраст, как уже упоминалось, образуют дополнительные цвета. Помимо четырех уже названных цветов дополнительными будут также промежуточные желто-красные, сине-зеленые, желто-зеленые и сине-красные, когда они образуют соответственные пары расположенных в противоположных основных четвертях круга. Сочетания всех дополнительных цветов, создающие наибольший контраст, можно разделить на четыре эмоционально различных вида: 1) чистый желтый и чистый синий; 2) чистый красный и чистый зеленый; 3) дополнительные промежуточные желто-красные и сине-зеленые; 4) дополнительные промежуточные желто-зеленые и сине-красные.

Контрастные и особенно дополнительные цвета позволяют получать наиболее яркие, эмоциональные, активные сочетания. Однако согласованность цветов не следует отождествлять с гармонией цветов в точном значении этого слова, то есть с цветовой уравновешенностью.

Впечатление покоя, удовлетворения создают родственные цвета. Они дают возможность получения большого количества оттенков бесконечной нюансировки за счет разнообразных сочетаний.

Родственными цветами считаются те, которые в своем цветовом тоне содержат один общий основной цвет. Например, красновато-оранжевый цвет состоит из чистого красного и чистого желтого; сиреневый – из красного и синего цветов. Общим объединяющим для того и другого будет красный цвет. Особенно популярны гармоничные пары: желто-красные и желто-зеленые цвета (например, народные костюмы и вышивки, керамические изделия), а также сочетание красного цвета с золотом (например, древние русские иконы, полотна Тициана, Рубенса, Рембрандта).

Итак, родственными цветами будут два любых цвета, расположенные в цветовом круге недалеко друг от друга (1/4 круга). При этом существенным признаком родственности цветов будет то, что, во-первых, их связывает один из главных цветов, и, во-вторых, они не содержат оттенков дополнительных цветов. Следовательно, родственными являются лишь цвета, лежащие в пределах основных четвертей цветового круга. Всего имеется четыре вида сочетаний родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные и сине-зеленые. Цвета, взятые из различных основных четвертей круга, ощущения родственности не вызывают.

Кроме контрастных и родственных сочетаний цветов различают еще родственно-контрастные сочетания. Они образуются от сочетания цветов, расположенных в соседних основных четвертях цветового круга, то есть от соседних промежуточных цветовых тонов. Такие сочетания родственны, потому что их связывает один из главных цветов, и одновременно контрастны, так как содержат примеси дополнительных. Различных видов родственно-контрастных сочетаний четыре: 1) сочетания желто-красных с желто-зелеными; 2) сочетания сине-красных с сине-зелеными; 3) сочетания желто-красных с сине-красными; 4) сочетания желто-зеленых с сине-зелеными.

Каждый вид этих сочетаний эмоционально звучит по-своему Родственно-контрастные сочетания активнее, наряднее родственных, но мягче, «деликатнее» контрастных.

Гармоничные пары теплых родственно-контрастных цветов типичны для классической живописи. Спокойные гаммы родственных цветов использовали художники XVIII и XIX веков. В цветовом круге родственные цвета расположены на параллелях.

Вся палитра цветового строя основывается на этих двадцати сочетаниях пар цветов.

Гармоничные парные отношения, базирующиеся на принципах контраста или родства, называются устойчивыми, а входящие в них цвета – сопряженными. Наиболее устойчивые соотношения возникают на расстоянии шести цветов в цветовом круге; неустойчивые соотношения образуются на расстоянии пяти и менее цветов. Если обозначить цвета в цветовом круге цифрами, то получаются следующие соотношения: 1-5; 2-6; 3-8 и т. д., то есть (2) красно-оранжевый (6) темно-синий = неустойчивое соотношение.

Необходимо иметь в виду, что образуемое сочетание всегда тяготеет к устойчивости, переходу в цвет более сопряженный, как бы уравновешивающийся. В нашем случае из ближайшего сектора цветового круга можно добавить цвет, допустим, желтоватый (1), в результате образуется количественный перевес теплых цветов, который уравновешивает всю гамму.

Таким образом, получается сочетание не двух, а трех хроматических цветов. То есть при неустойчивости сочетания двух цветов, не удовлетворяющего и даже раздражающего, требующего перехода в устойчивое состояние, следует подобрать «компаньона» – третий цвет, который создал бы условно количественное равновесие.

Правда, понятие неустойчивости относительно, так как каждый цвет может быть устойчивым и неустойчивым в зависимости от его тяготения к определенности или чистоте.

Конечно, эти правила относительны и вытекают из изучения физиологии человеческого восприятия, однако в художественной практике знание их необходимо, чтобы меньше делать ошибок. В процессе моделирования художник ищет на листах бумаги или в материале цветовые сочетания, отбрасывая не удовлетворяющие его.

Сочетание трех хроматических цветов – триада – очень распространено в одежде. Триады особенно хороши в спортивной, детской, юношеской, курортной одежде и для всевозможных отделок. В практике очень часто триады распределяются следующим образом: цвет, занимающий наибольшую площадь одежды, берется спокойный, ненасыщенный, второй, более насыщенный цвет занимает примерно половину площади и третий, имеющий самую малую площадь, очень насыщен.

Контрастные цвета сильно отличаются по теплоте и насыщенности. В спектре желтый цвет – самый светлый, фиолетовый – самый темный, то есть насыщенность их разная, а по теплоте они различаются меньше, так как в фиолетовом цвете имеется теплый красный тон. Такие контрастные цвета, как оранжевый и синий, резко отличаются по теплоте, в то время как по насыщенности они более близки, чем вышеуказанная пара цветов. Цвета зеленый и красный одинаковы по светлоте, но зато отличаются по теплоте и насыщенности.

Интенсивность цвета, как холодного, так и теплого, усиливает контраст, который становится ощутимым, когда один цвет выступает как пятно на фоне другого. Изменение зрительного восприятия цвета в зависимости от цветового окружения бывает очень сильным, и его необходимо учитывать.

Изменение цветов от непосредственного соседства одного с другим называется одновременным контрастом цветов. О нем мы говорили, рассматривая монохромные сочетания цветов.

На темном фоне или рядом с ним все цвета светлеют, а на светлом или рядом с ним – темнеют. В этом легко убедиться, положив кусок гладкокрашеной серой ткани одним краем на белый фон, другим – на черный. Это так называемое явление Контраста по светлоте.

Хроматический контраст также имеет свои особенности. Цвета, находясь на хроматическом фоне или рядом с ним, изменяются в сторону цвета, дополнительного к цвету фона. Так, желтая деталь на зеленом платье будет казаться оранжевой, на красном – желто-зеленой.

Дополнительные цвета от соседства одного с другим усиливают насыщенность цвета, выявляют и взаимно подчеркивают друг друга. Например, довольно спокойному красному цвету можно придать более сильное звучание, если дать его в окружении зеленого цвета.

Родственные, близкие между собой цвета в окружении более насыщенного цвета того же тона теряют в насыщенности, как бы обесцвечиваются. Если два синих цвета разной насыщенности расположить рядом, то один из них – менее насыщенный – как бы посереет.

Белый цвет в соседстве с красным, желтым, оранжевым приобретает теплый оттенок.

Хроматический контраст тем сильнее, чем меньше разница цветов по светлоте, то есть наблюдается явление, обратное светлотному контрасту. Поэтому, когда в одежде нужно использовать эффект хроматического контраста, необходимо брать цвет, возможно более близкий тону кожи, волос или лица, в зависимости от того, какой контраст требуется подчеркнуть. Кроме того, следует помнить, что холодные цвета более контрастны, чем теплые.

Контраст, как хроматический, так и светлотный, действует тем сильнее, чем ближе расположены друг к другу цветовые поверхности. На границе их соприкосновений контраст усиливается. Это явление известно под названием краевого контраста. Свойство краевого контраста используют, чтобы сделать цвет одежды более выразительным, обогатить его. Для этого вводят дополнительные элементы другого цвета – пояс, шарф, воротник.

Кроме одновременного контраста встречается явление последовательного контраста, когда разные цвета воспринимаются последовательно. Если, например, смотреть в течение 20 секунд на ярко-синюю ткань, лежащую на белой, затем убрать синюю ткань и посмотреть на то место, где лежала синяя ткань, то можно увидеть желтое пятно, которое постепенно будет бледнеть и, наконец, исчезнет. Возникший в данном случае цветовой мираж аналогичен свойству цвета при одновременном контрасте. Его часто используют для того, чтобы определить, пойдет ли к лицу цвет покупаемой ткани или нет – образец прикладывают перед зеркалом к лицу.

В направлении, обратном контрасту, действуют такие явления, как рефлекс и уравнивающая индукция.

Иногда цвет платья сливается с цветом лица: появляются так называемые рефлексы отражения, цветные отсветы. При большой насыщенности и яркости цвета поверхности отражаемый ею свет может восприниматься как окрашенный. Например, если свернуть конусом ярко окрашенный кусок ткани и приложить его широкой частью к белой бумаге, то она окажется слабо окрашенной в цвет ткани. Именно так может действовать цвет головного убора на цвет лица. Кроме того, цветовой рефлекс соединяется с цветом предмета по закону вычитательного смешения, поэтому, например, синий цвет одежды подчеркивает желтизну лица, а ярко- оранжевый делает желтоватое лицо более бледным.

Сущность уравновешивающей индукции заключается в том, что если долго смотреть на контрастирующие цвета, то они начинают как бы налагаться друг на друга и в результате оба несколько сереют.

В практической работе необходимо учитывать любые варианты действия указанных выше закономерностей и правильно определять возможные результаты в каждом конкретном случае. Знание законов колорита оказывает большую помощь при составлении гармонии цветов.

Date: 2015-07-17; view: 1348; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию