Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения и пропорциональные закономерности в организации костюма





 

Рассматривая одежду, мы видим, что она не монолитна. Линии, проходящие по ее поверхности, расчленяют ее на отдельные части, причем членение это как реально, так и визуально. Расчлененность формы одежды и ее поверхности вызываются следующими обстоятельствами:

· зависимостью формы одежды от формы тела человека и ее конструкции;

· зависимостью формы одежды от технологического процесса ее изготовления и характеристик материала, из которого она изготовляется;

· зависимостью формы одежды от ее назначения и требований художественной выразительности.

Форма тела человека, технологический процесс изготовления одежды, материал и назначение одежды требуют реального членения формы на отдельные составные части. А вот требования художественной выразительности допускают наравне с реальным членением визуальное.

В современных условиях типовой, наиболее часто встречающейся формой членения поверхности плечевой одежды на части является форма, состоящая из нескольких основных деталей: спинки, полочек, рукавов, воротника.

Вследствие симметричности фигуры одежду обычно изготовляют из двух симметричных частей: на спинке часто выполняют средний шов, перед средней линией делят на две части (полочки).

Основы конструкции различной одежды определяются ее ассортиментом, принадлежностью к той или другой группе наименований.

Результат сравнения двух величин одного свойства в моделировании называют отношением, Помимо соразмерности частей одежды отношения возникают и по другим ее основным составным элементам: цвету, фактуре, массе, линии и др. Положительное восприятие отношения двух сравниваемых величин свидетельствует об их согласованности, соразмерности.

Простейшим видом согласованности является тождество, то есть полное сходство или равенство, повторение линий, площадей, массы, фактур, цвета. Однако согласованность, основанная на многократном повторении отдельных элементов, быстро вызывает утомление, притупляет восприятие.

Небольшие различия в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете – это нюансные отношения. Композиция, построенная на одних нюансных отношениях, может оказаться невыразительной. Чем больше различий, тем активнее, динамичнее воздействует на восприятие человека композиция.

Ярко выраженное различие в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете, то есть контрастное отношение, требует строгой выверенности сопоставляемых частей, учета определенных закономерностей, чтобы восприятие целостности формы не разрушалось различиями.

Чаще всего композицию строят на сочетании контрастных и нюансных отношений. В этом случае одни свойства формы противопоставляются своими контрастными отношениями, другие развивают это начало, но с меньшей степенью выразительности, а следующие уже подчиняются первым своей уравновешенностью, и фоном становятся нюансные отношения тех свойств, которые играют подчиненную роль в данной композиции. Только умелая согласованность приводит к гармоничной стройности в звучании различных свойств формы.

Гармоничность в соотношении частей возникает лишь при учете определенных закономерностей в их соединении. Размерные соотношения элементов формы отражаются в пропорциях. Пропорциональные соотношения –это соразмерность элементов, единство частей и целого. В моделировании одежды пропорция является одним из главных средств композиции, так как с ее помощью достигается гармоничность вещи и организуется ее форма.

Пропорция – это рассчитанная размерная система, в которой отношения элементов формы организуют объемно- пространственную структуру. Только при наличии пропорциональной продуманности есть целостность формы. По существу, пропорция – это основное средство организации формы. В этом качестве она используется с глубокой древности (об этом мы уже говорили) и достаточно глубоко исследована.

В организации костюма используют пропорции простые арифметические (основанные на рациональных числах) и сложные геометрические (основанные на иррациональных числах, производных геометрических построений).

Простые арифметические пропорции строятся на отношении целых чисел. Они основаны на модульности – повторении – одной и той же величины. Наиболее ясно зрительно соразмерность выражается в отношении 1:1, но такая соразмерность инертна, маловыразительна, так как сравниваемые величины равноценны, тождественны. Более выразительны соотношения 1:2, 1:3 и т. д. Как видим, простые пропорциональные отношения выражаются дробным числом, где числитель и знаменатель – целые числа. Однако следует избегать увеличения чисел, сопоставляющих отношение соразмерности. В костюме пределом простых отношений являются числа до 8. Их практически можно определить как предел ясного восприятия соразмерности величин, воспринимаемых человеком, ибо пропорционирование определяется сущностью вещи, а в костюме такой сущностью является тело человека, его фигура. Если принять за эталон условно-нормальную фигуру высокого человека (170-180 см), а за единицу измерения – высоту головы человека, то между отдельными частями тела прослеживается определенная пропорциональная зависимость. Высота головы составляет 1/8 высоты всей фигуры. Линия бедер делит фигуру пополам. Линия коленей, проходящая по нижнему краю коленных чашечек, делит пополам ноги. Рука в опущенном положении концом среднего пальца немного не доходит до середины бедра, локоть расположен на линии талии. Линия плеч находится ниже уровня подбородка на 1/3 единицы измерения, то есть высоты головы. Между концами плеч укладываются две единицы измерения. Ширина шеи равна 1/2 этой же единицы. Ширина талии составляет единицу измерения, то есть равна высоте головы.

Поиски модельерами гармоничных пропорций в костюме привели к тому, что нам известны рукав длиной 3/4, пальто длиной 7/8, юбки минимальной длины, составляющие 1/3 всей длины одежды (2/3 длины составлял и свитер и блузка). А в 30-40-х годах XX века существовала верхняя одежда типа пыльника, которая называлась труакар (видоизменение от французского trois quarts) – 3/4 всей длины костюма (на 1/4 была видна юбка).

Простые отношения соразмерности частей одежды можно строить как по отношению ко всей форме костюма и другим частям самой формы, так и по отношению к фигуре человека. В том и другом случае получают гармонические связи соизмеримых величин.

К простым пропорциональным отношениям относится так называемый египетский треугольник с соотношением сторон 3:4:5.

Сложные пропорциональные отношения основаны на иррациональных числах, которые выводятся геометрическими построениями. Их находили, ведя поиски гармоничных пропорций, начиная с глубокой древности. Вот некоторые из них:

· «треугольник Пифагора» – прямоугольный треугольник с углами в 30, 60 и 90 градусов и гармоничным соотношением сторон;

· «золотое сечение», получаемое при делении целого на две неравные части, где целое так относится к большей части, как большая часть – к меньшей;

· «квадраты Фибоначчи» с резким убыванием отношения стороны к диагонали;

· «динамические» прямоугольники с отношением сторон 1/2,1/3,1/5, 1/8 и т.д., которые дают иллюзию постепенного, едва заметного убывания.

В основе строения человеческой фигуры лежит принцип «золотого сечения», так как соотношением золотого сечения выражается естественное членение пропорционально сложенной фигуры линией талии на две части. Приблизительно такая же пропорциональность и в членении платья, где линия талии совпадает с естественным расположением ее на фигуре, а длина – до колен.

Классическим типом современной одежды считается тот, членение которого наиболее точно соответствует конструкции человеческого тела: вырез горловины расположен по основанию шеи, рукав втачан на месте сочленения руки с плечом, а его длина доходит до кисти или до локтя, пояс расположен на естественной линии талии, низ жакета – на уровне линии бедер, а длина всего костюма – до колен или полностью скрывает ноги (вечернее платье, брюки); объем одежды обеспечивает свободу движения.

Однако сводить все случаи проектирования одежды к принципу «золотого сечения» было бы неверно. Да и история костюма свидетельствует о зависимости пропорций конкретных форм костюма от того, что входит в понятие красоты в то или иное время, в ту или иную эпоху. Кроме того, каждая мода в какой-то мере изменяет пропорции форм костюма; тем самым силуэт одежды способствует новому восприятию фигуры человека.

Это можно продемонстрировать на простом примере. Если при одной и той же длине платья перемещать линию талии вверх или вниз (рис. 3.4.12), то можно заметить, как изменяется зрительно восприятие одного и того же платья. Платье с завышенной талией создает впечатление контрастности (рис. 3.4.12, а). Переместив линию талии на бедра, мы разделим платье на две одинаковые части, образовав отношение подобия (рис. 3.4.12, в). А вот естественное расположение талии делит платье на меньшую и большую части в гармоничном отношении, так как это членение приближается к «золотому сечению».

Там, где отношение больших и малых частей платья выражено четко, ощущается динамика и ясность членения, платье в этом случае более выразительное (рис. 3.4.12, а, б). Если же мы имеем дело с подобным отношением частей платья (рис. 3.4.12, в), то создается впечатление однообразия, статичности. Здесь длина лифа, юбки и открытой части ног равны между собой. Более того, из сравнения фигур видно, что левая фигура производит впечатление более высокой, чем две другие, а правая кажется более приземистой.

Рис. 3.4.12. Пропорциональное членение костюма

 

 

Гармонизация формы костюма происходит на основе как простых арифметических пропорциональных отношений, так и сложных геометрических. И те и другие пропорции могут проявляться и в форме, и в ее детализации. Например, арифметическая пропорция используется в организации одинаковых фрагментов формы или ее деталей. Гармонизация формы в целом, ее «расстановка» на фигуре человека происходит на основе геометрической пропорции в соответствии с тем, что иррациональность отношений частей и целого заложена в основе ее строения.

В моделировании костюма пропорциональные отношения, с одной стороны, определяются интуитивно или задаются тенденциями моды. Каждое модное направление предлагает свои пропорциональные членения костюма и тем самым человека в костюме. С другой стороны, пропорциональность конкретной формы складывается объективно, ибо связано с тем фактом, что проектирование новых форм одежды происходит применительно к одной, разной объемной пространственной структуре – человеческой фигуре.

Пропорционирование костюма происходит в основном в двух направлениях: или художник-модельер занимается пропорционированием, исходя из свойств материала, и создает как форму костюма, так и его функцию (назначение); или функциональное назначение костюма определяет форму и, следовательно, пропорции костюма.

В первом случае материал диктует форму, форма – конструкцию. Соотношение фрагментов в формы и площадей, расчлененных линиями конструкции, происходит в соответствии с логикой поведения ткани и с учетом движения фигуры.

Во втором случае пропорционирование костюма происходит, когда его форма и границы силуэта определены строгим функциональным назначением костюма, своего рода правилами его поведения. Такое происходит подчас при проектировании изделия массового производства, с учетом жесткой нормы расхода ткани, что ограничивает художника в выборе формы, не позволяет допускать излишне обширной формы, сложного силуэтного рисунка вещи. Пропорционирование осуществ-ляется путем «внутреннего наполнения» по сути дела лишь одного силуэта – прямоугольника, например, или трапеции.

Рис. 3.4.13. Членение формы костюма: а- вертикальное; б- горизонтальное; в- диагональное
Различают скульптурное пропор-ционирование и плоскостное, хотя и в том и другом пропорционировании оперируют плоскостями. В первом случае силуэт формы костюма пропорционируется со всех сторон, вкруговую, причем главными, контрольными плоскостями являются фасовые (спереди и сзади) и профильные (боковые) силуэты.

Плоскостное пропорционирование основывается на визуальном представлении о плоскостях, так как глаз, несмотря на его стереоскопическую приспособленность, воспринимает прежде всего профили, то есть плоскостное представление о поверхности.

И в том и другом методе улавливаются, оцениваются и уточняются отношения между площадями с целью получения гармонической целостности.

Следующим приемом пропорционирования формы является организация ее с помощью горизонтальных, вертикальных или наклонных (диагональных) линий (рис. 3.4.13). Нанесение таких линий на форму костюма в наброске, макете костюма из ткани определяет ее членение, которое делит форму на сопоставимые по размерам части. Эти линии могут даже обозначать характер композиционного решения изделия – горизонтальный, вертикальный или диагональный.

Большую роль в пропорционировании играют горизонтали, соответствующие линиям естественных членений фигуры и известные под названием конструктивных поясов. Эти горизонтали обусловливают также места расположения деталей (карманов, пояса и т. д.). Если в основу композиции кладутся ясно выраженные горизонтальные членения, композиция горизонтальна.

Композиция костюма будет иметь четкий вертикальный характер, если отношение частей определяется, отталкиваясь от средней вертикальной линии. Как видим, членение формы вертикалями и горизонталями происходит в полном соответствии с горизонтальными конструктивными поясами и центральной вертикалью, которые объективно присутствуют в форме и являются контролирующими линиями в процессе пропорционирования.

При членении формы костюма наклонными линиями ориентирами являются симметричные части человеческого тела и части получаются разные по площади и конфигурации.

Пропорционирование форм костюма происходит главным образом в пределах симметричной схемы (структуры) строения. При асимметричности композиции пропорционирование осуществляется внутри силуэта и относится к членениям и деталям. С помощью пропорционирования достигается выразительность формы и усиливаются эффекты статичности или динамичности, нюанса или контраста в костюме. Вследствие установления пропорциональных отношений между частями формы, формой и конструкцией, между формой в целом и ее деталями возникает соподчиненность целого и фрагментов. Следовательно, пропорции являются главным, определяющим все остальное средством композиции.

 

Вопросы и задания

1. Раскройте понятия «пропорции», «отношение».

2. Что такое тождество?

3. Раскройте сущность «золотого сечения».

4. Какие рекомендации можно дать по выбору пропорциональных отношений?

5. Каким образом получают иррациональные и рациональные, но гармоничные пропорциональные отношения (площадей или отрезков линий) в костюме?

Date: 2015-07-17; view: 5333; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию