Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физические основы цвета





Загадка воздействия цвета на человека волновала ученые умы на протяжении многих веков. Начиная с XVII века, после открытия Ньютоном спектра солнечного цвета, свет и цвет становятся предметом научного изучения, в результате которого оказалась более понятным физическая и физиологическая природа цвета.

Цвет – это физиологическое ощущение человека, воспринимаемое непосредственно сетчаткой глаза. Вместе с тем зрительное восприятие является сложным процессом. Научными экспериментами доказано, что глаз может воспринимать сразу ограниченное количество основных цветов и только после более длительного рассмотрения различает отдельные тонкие цветовые нюансы, которые в первый момент могли быть незамеченными. Установлено, что человеческий глаз способен различать от 100 до 300 цветовых тонов и 5-10 миллионов смешанных. Избирательное свойство глаза позволяет достаточно хорошо ориентироваться в бесконечном множестве цветовых оттенков, систематизировать и классифицировать их. К настоящему моменту создано несколько атласов цветов. Хотя, если учитывать все оттенки каждого цвета, количество цветов в природе практически неисчерпаемо.

Многоцветие окружающих нас предметов, да и сами предметы мы видим только в том случае, если на эти предметы падает свет от солнца или каких-либо других источников света. Свет представляет собой излучение электромагнитных волн разной длины. Самые длинные волны имеют длину около 760 нм, а самые короткие – 400 нм, между этими крайними пределами световая волна может иметь любую длину.

Излучения с длинами волн от 600 до 760 нм воспринимаются как красный цвет. При уменьшении длины световой волны постепенно меняется цветовой тон. Излучения с самыми короткими длинами волн (от 370 до 470 нм) имеют фиолетовый и синий цвет.

Явление разложения солнечного света на его составные части мы можем наблюдать, например, в радуге, похожей на цветную полосу. Последовательность цветов в радуге такая же, как в солнечном спектре: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Причем цвета солнечного спектра постепенно и непрерывно переходят один в другой. Деление солнечного спектра на семь основных цветов было принято Ньютоном по аналогии с семью тонами музыкальной гаммы.

Что же происходит, когда сложный световой поток попадает на предметы? Попадая на прозрачный предмет, свет частично отражается от его поверхности, остальная его часть проходит через более или менее толстый слой вещества предмета, другими словами, прозрачные тела пропускают свет. Поверхность непрозрачных предметов, наоборот, поглощает некоторую часть светового потока. Ту же часть света, которая осталась не поглощенной, данная поверхность отбрасывает назад или отражает. Причем чем более гладкая поверхность, на которую падает свет, тем больше световых лучей она отражает. Можно сказать, что блеск поверхности тем сильнее, чем больше она отражает световых лучей. Такие поверхности называют зеркальными, от них лучи отражаются в одном направлении.

Шероховатые, неровные поверхности тоже отражают световые лучи, но при этом свет рассеивается в разные стороны. Такие поверхности бывают у тканей.

Как видим, каждый предмет отражает определенную часть падающего на него света. Прозрачный предмет неотраженную часть света пропускает через себя, не поглощая ее. Непрозрачные предметы неотраженную часть светового потока поглощают. Предмет, поверхность которого поглощает весь' световой поток, дает ощущение черного цвета. Предмет, который отражает все падающие на него лучи и при этом их рассеивает, дает ощущение белого цвета. Предмет, поверхность которого отражает только лучи определенной длины волн, а все остальные поглощает, дает ощущение определенного цвета. Итак, цвет предмета зависит от того, какие лучи его поверхность отражает. Например, предмет, отражающий только красные лучи, имеет красный цвет.

Цветовые характеристики

Нетрудно заметить, что ни белый цвет, полученный в результате отражения всех лучей от поверхности предмета, ни черный цвет, образующийся при поглощении всех лучей света поверхностью, не входят в. спектр солнечного света, так как первый является отраженной совокупностью всех цветов спектра, а второй – полное отсутствие каких-либо цветов спектра. Белые и черные цвета называют нейтральными, или ахроматическими (неокрашенными). К ним следует добавить еще серые цвета, но только такие, в которых совершенно отсутствует какой-либо цветной оттенок: всякий желтовато-, синевато- или зеленовато-серый цвет уже не будет ахроматическим в строгом смысле слова. Строго ахроматический серый цвет можно увидеть там, где на чистую белую поверхность падает более или менее густая тень, Таким образом, нейтрально-серый цвет – это затененный белый или белый малой яркости.

В науке о цвете, цветоведении, белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (в переводе на русский язык с греческого – бесцветные, то есть неокрашенные), все же остальные цвета – цвета спектра – хроматическими (в переводе– цветные, «хромос» означает цвет).

Ахроматические цвета отличаются друг от друга лишь по светлоте, то есть степени отличия каждого от чисто белого, так как за единицу светлоты принят чисто белый цвет. Светлоту выражают коэффициентом отражения, который для белого полотна равен 0,85, а для черного бархата – 0,02. Чисто черный цвет, поглощающий весь падающий свет и ничего не отражающий, имеет ноль светлоты.

Хроматические цвета, так же как ахроматические, отличаются друг от друга по светлоте, или яркости. Кроме того, их отличает друг от друга признак цвета, который мы имеем в виду, называя цвет красным, либо зеленым, либо синим и т. п. В цветоведении этот признак цвета называют термином «цветовой тон». Цветовой тон – это разница в окраске, определяемая спектральной характеристикой цвета, или длиной волны. Цветовых тонов существует в природе гораздо больше, чем названий для них.

Цвета с сильно выраженным цветовым тоном называются насыщенными. Так, например, мы наблюдаем разницу в насыщенности цвета неба, который в хорошие летние солнечные дни в средней своей части будет ярко-голубым, то есть более насыщенным, а в зимние дни – белесоватым, то есть менее насыщенным.

Насыщенность является показателем силы цвета и чистоты цветового тона. Насыщенность любого хроматического цвета уменьшается от присоединения к нему любого ахроматического цвета. Причем цвета, насыщенность которых уменьшена путем добавления белого цвета, называются разбеленными (например, кремовый, розовый или сиреневый цвета), а путем добавления черного цвета – затемненными. Термин «насыщенность» художники очень часто заменяют термином «интенсивность». Этот последний термин употребляется и в науке о цвете, только в ином значении. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивными оказываются более светлые цвета, а при равной светлоте более интенсивными оказываются более насыщенные.

Итак, насыщенность определяется наличием основного цветового тона и степенью разбеленности, а светлота определяется наличием в цвете черного цвета: черный цвет весьма активно воздействует на изменение цветового тона. Добавление черного к желтому дает различные вариации коричневых цветов, а к красному – делает его более мрачным и тоже с оттенком коричневого.

Характеризуя осветленные тона, художники-модельеры часто употребляют такие определения цветов, как пастельные и акварельные. Пастельными называют цвета малой насыщенности, разбеленные, нежных оттенков. Это определение заимствовано из живописи, выполняемой пастелью, то есть прессованными цветными карандашами – мелками. Светлые, легкие тона, называемые акварельными, ассоциируются с прозрачностью, воздушностью тончайшего красочного слоя и мягкой расплывчатостью акварельной живописи.

Самыми насыщенными являются спектральные цвета. Их называют чистыми, открытыми, интенсивными. Сюда же относятся невидимые в спектре пурпурные цвета, образуемые наложением друг на друга крайних, красных и фиолетовых, цветов видимой части спектра.

При наложении друг на друга крайних, красных и фиолетовых, цветов получаемый темно-пурпурный цвет замыкает круг. Такой цветовой круг очень удобен в практической работе, он позволяет более наглядно представить свойства цветов спектра.

В цветовом круге выделяются четыре цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Эти цвета не содержат оттенков или примесей соседних с ними в цветовом круге цветов. Эти «чистые» цвета называются главными цветами. Все остальные цвета представляются нам смешанными из четырех главных цветов. В них можно обнаружить наличие какого-либо из главных цветов. Так, в цветовом круге между чистым желтым и чистым красным лежат желто-красные цвета; между чистым желтым и чистым зеленым лежат желто-зеленые цвета; между чистым красным и чистым синим расположены сине-красные цвета; а между чистым синим и чистым зеленым находятся сине-зеленые цвета.

Все эти цвета в отличие от четырех главных называют промежуточными, а также сложными, спокойными, сдержанными.

Если разделить цветовой круг пополам по признаку цветового тона, то в верхней половине расположатся красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые, а в нижней части – голубо-зеленые, голубые, синие и сине-фиолетовые, и мы получим две части круга с цветами, которые в нашем ощущении кажутся «теплыми» или «холодными». Их так и называют. Это связано с тем, что теплые цвета напоминают нам цвет накаленных тел, а холодные – воду, лед, металл, даль. Зеленые цвета, если в них есть желтоватый оттенок, называются теплыми; если в них голубоватый оттенок, называются холодными. Фиолетовый цвет, так же как и зеленый, бывает теплый и холодный. Если в нем больше красного – он теплый, если больше синего – он холодный.

Теплые тона зрительно увеличивают поверхность предмета, холодные уменьшают.

Цвет может производить впечатление тяжести, броскости, плотности, мягкости, а также иллюзорного приближения или удаления от зрителя.

В большинстве случаев темные цвета кажутся тяжелее светлых. Некоторые цвета обладают особым свойством привлекать внимание, то есть броскостью. Наиболее броским цветом является красный. Броски вообще все насыщенные тона. Броскость цвета зависит как от его насыщенности, так и от цвета фона. Чем больше отличается данный цвет от своего фона, тем он становится более контрастным, и наоборот. Так, белый цвет на белом совершенно пропадает (например, белый заяц на снегу). Кроме того, разные цвета, находящиеся на одном и том же фоне и в одной плоскости, производят впечатление одни более приближенных, другие – более удаленных. Так, теплые и насыщенные цвета выступают вперед, а цвета холодные, малонасыщенные и ахроматические отступают назад. Однако теплые тона, если они очень темные, будут казаться отступающими по сравнению с холодными, очень светлыми и интенсивными.

Интересно взаимодействие цвета с фактурой ткани. Светлые цвета помогают выявлять фактуру, а темные ее скрадывают. Так, в зависимости от того, что является желательным – выявить природу материала или, наоборот, скрыть ее, целесообразно применять те или иные цвета.

Ряд цветов, имеющих общие внешние цветовые особенности, называют цветовой гаммой, или тональностью. Тональная соподчиненность характеризует всю цветовую гамму. Тональных переходов, определяемых степенью светлоты каждого из цветов, очень много. Например, максимальное число оттенков серого цвета, которое может различить человек, достигает 200. Яркость и насыщенность цвета также образует гаммы, которые постепенно изменяются от самой низкой степени этих качеств до самой высокой.

Если все части костюма светлых, малонасыщенных цветов, говорят, что костюм решен в светлой гамме или светлых тонах. Если весь костюм одного цвета, но нескольких оттенков, то решение этого костюма называют тональным. Например, костюм из тканей нескольких оттенков зеленого цвета называют выдержанным в зеленых тонах или в зеленой гамме.

Эмоционально-психологические и символические свойства цветов

Световые лучи волн разной длины, то есть разных цветов, оказывают разное физиологическое действие на живые организмы. Так, по утверждению русского ученого К. А. Тимирязева, изо всех волн лучистой энергии солнца наибольшей энергией, наибольшей работоспособностью обладают красные волны: именно они и производят ту химическую работу в растении, благодаря которой возникает возможность жизни на Земле.

Цвет окружает и сопровождает человека повсюду. Его эмоциональное воздействие на человека велико и многообразно: различные цвета и их сочетания вызывают различные чувства и ощущения, меняют настроение, навевают определенные образы..

Установлено, что преобладание в цветовой гамме насыщенных красных, оранжевых и желтых тонов обостряет эмоциональные реакции, возбуждающе действует на психику человека, повышает подвижность и даже увеличивает кровяное давление и ритм дыхания. Зеленый, синий и серебристые цвета успокаивают, нормализуют пульс. Цвета первой группы (теплые) как возбуждающие жизнедеятельность организма ученые называют активными, цвета второй группы (холодные), ослабляющие и замедляющие жизненные процессы, – пассивными.

Чем насыщеннее цвет, тем сильнее его психофизиологическое воздействие на человека. Темные, мрачные и тусклые тона удручают, действуют на нас подавляюще, светлые, наоборот, радуют, создают приподнятое настроение. Существуют даже выражения, связанные с цветовой характеристикой: «темные силы», «черный день», «серая жизнь», «розовые мечты», «светлый разум».

Итак, воздействуя на физиологию и психику человека, цвет вызывает у него различные чувства: сильное возбуждение, спокойствие, равнодушие, ощущение холода и тепла, тяжести и легкости, удаленности или приближенности и т. д.

Возбуждающее действие красного цвета иногда проявляется в головной боли и усталости, чувстве тепла и учащении пульса, повышении артериального давления. А вот фиолетовый цвет благотворно действует на легкие и сердце, повышает их выносливость.

Желтый, золотистый, оранжевый или розовый цвета взбадривают и вызывают чувство тепла, веселое настроение, способствуют умственным занятиям, повышают аппетит.

Голубой цвет обычно применяют при лечении людей, страдающих заболеваниями нервной системы и органов дыхания, так как этот цвет замедляет пульс и снижает давление, выравнивает дыхание.

Успокаивающе действует на человека зеленый цвет, он также снижает артериальное давление. Еще в древности на Востоке считали, что продолжительный взгляд на зелень листвы или изумруд способствуют отдыху усталых глаз.

Черный и однообразные цвета вызывают угнетение, давят на человека.

Изучавший проблему цвета Василий Кандинский указывал на энергетическую динамику цветов. Он писал, что если сделать два круга равной площади и заполнить один желтым, а другой синим цветом, то возникают два движения цвета – центробежное и центростремительное. Через несколько мгновений желтый цвет начинает «лучеиспускать», приобретает центробежное движение и почти осязаемо приближается к человеку. Синий же цвет развивает центростремительное движение и как бы удаляется от человека.

Воздействие динамики этих цветов увеличится, если их сделать более темными или светлыми: воздействие желтого цвета увеличится при осветлении, синего – при утемнении.

Если синий смешать с желтым, движение как бы замедляется: один цвет поглощает другой и возникает полная неподвижность, покой.

Подвергаясь физиологическому воздействию световых лучей разной длины волн (то есть разного цвета), человек осознает цвета своим сознанием как одно из качеств окружающего его объективного мира. В нашем сознании цвета всегда связываются с теми или иными предметами, вещами, событиями. Эти связи, или ассоциации, могут быть общими для большого числа людей, отражая в себе коллективный опыт, или индивидуальными, – на основании личных воспоминаний одного человека.

Выделяют две главные причины эмоционального воздействия на человека: непосредственно психологическую – возбуждающее или успокаивающее действие – и ассоциации, связанные с этим цветом. Однако вопрос эмоционального воздействия цвета является очень сложным, и также сложно говорить о ясно выраженном эмоциональном действии каждого цвета на отдельного человека, так как люди не одинаково воспринимают цвета. Восприятие цвета зависит как от физиологических особенностей каждого отдельного человека, так и от его социальной и национальной принадлежности, а также условий, в которых воспринимается цвет.

Большинство людей более или менее одинаково воспринимают один и тот же цвет. Иногда особая реакция человека на определенный цвет обусловлена уже забытыми ассоциациями. Но есть те, у кого наблюдается отклонение от нормы в восприятии цветов. Это так называемые дальтоники, они неадекватно реагируют на цвета и не способны правильно определять цвета.

Диапазон восприятия цвета простирается от цветовой слепоты до сверхчувствительности. Бывает, что чувство цвета так же сильно обострено, как и чувство запаха, вкуса или слуха. Люди с повышенной чувствительностью к цвету являются прекрасными колористами.

Замечено, что цветовая чувствительность людей с нормальным цветовым зрением может меняться в зависимости от возраста, состояния здоровья, образа жизни и трудовой деятельности.

Как правило, у каждого человека есть свои любимые цвета или цветовые сочетания, но пристрастие к тем или иным цветам меняется с годами. Многие с возрастом в своем костюме отдают предпочтение пастельным, тонам.

Наблюдения показали, что эффект колористического предпочтения убывает в такой последовательности: 1) красный; 2) синий; 3) фиолетовый; 4) зеленый; 5) оранжевый; 6) желтый; 7) черный.

Женщины более чувствительны к цвету, нежели мужчины. У женщин и детей наибольшей популярностью пользуется красный цвет, а у мужчин –синий. На небольшой площади люди отдают большее предпочтение чистым цветам, чем оттенкам. А на больших пространствах оттенки или различные цветовые переходы дают больший эффект. Отношение человека к цвету, выражающееся в предпочтении одних тонов и цветовых сочетаний другим, характеризует его темперамент и вкус.

Цвет– мощное средство эмоционального воздействия на человека. Немаловажную роль в восприятии цвета играют те ассоциации, которые связаны у человека с тем или иным цветом. Ассоциации могут быть объективными и субъективными. Так, ощущение тепла и холода, вызываемые цветом, основаны на объективных ассоциациях: красный, оранжевый цвета напоминают огонь, заход солнца, а голубой – водную гладь.

Сочетание физиологического воздействия цвета и его ассоциативного восприятия является основанием символической функции цвета в искусстве. Во все времена цвет – символ жизни и смерти, выражение радости и горя. Художники всегда использовали цвет в передаче глубоких идей своего времени. Достаточно посмотреть на живописные полотна Ван Гога, его «Вечернее небо», где напряженные желтые цвета в сочетании с ультрамариновыми синими создают атмосферу противоречия, гибельных страстей.

Представления о знаковой сущности цвета восходят к седой древности человеческих отношений и взаимодействия природы и человека. Символы в искусстве и костюме появились почти одновременно с рождением общественного сознания человека. Большинство народов символику цветов в одежде черпало из природной связи процессов, форм и цветов.

В древности, на заре человеческого общества, у многих народов была распространена трехчленная классификация цветов, где белый, красный и черный цвета являлись основными. Очень четко прослеживается распространенность этой триадности у разных народов. Большинство исследователей возникновение этой триадности цветов объясняет биологическими процессами, породившими психологические концепции и представления сил природы или «нитей жизни» цветовыми символами. Используя эти три цвета в ритуалах, люди приобрели ощущение, что они в состоянии «приручить» эти силы и использовать их в социальных целях.

Символическое значение триады цветов белого – красного – черного наблюдается у одного из народов Западной Африки – догонов. По цветовым рубрикам белого, красного и черного группируются у них космологические мифы, маски, статуэтки, ритуальные способы раскраски тела. Красный цвет, например, они ассоциируют с огнем и солнцем.

При объяснении символического значения пещерных росписей в Ванджинас в Австралии аборигены утверждают, что в этих рисунках воплощена сущность воды и крови: вода, столь необходимая для живых существ, символизируется белым лицом, а кровь, сообщающая живым существам силу, – красными дугами.

По представлению Народов ндембу, связь между цветами начинается с тайны трех рек: белизны, красноты и черноты. Красная река – это женщина и ее муж, смешение крови отца и матери, порождающее ребенка, новую жизнь. Красная кровь, по мнению ндембу, – это сила, потому что человек, животное или птица должны иметь кровь, без которой они умрут. Для ндембу все красные вещи обладают силой, и они надевают красные одежды, чтобы очиститься после убийства человека или животного. Черная река для них символизирует смерть. Чернота – это зло, дурные вещи, отсутствие удачи, чистоты, белизны, страдание или несчастье, болезнь, колдовство, смерть, половое влечение, ночь. Белая река означает мужскую силу, зачатие, материнское молоко, благо, чистоту, встречу с духами, жизнь.

Нетрудно проследить связь между теми символами, которыми наделяют народы племени ндембу триаду белого, красного и черного цветов, и использованием цветовой символики у разных народов на протяжении всего развития цивилизации. И в наше время в большинстве стран белый цвет означает чистоту, целомудрие, невинность, счастье и веселье, в то время как черный цвет используется в траурных одеждах народами Европы, так как черный цвет – это цвет ночи, меланхолии, опасности и смерти, войны, траура, печали. Красный цвет всегда ассоциировался с чем-то высоким, властным, драгоценным. Не случайно в древнерусском, чешском и других славянских языках слово «красный» означает красивый, прекрасный, хороший.

С расслоением общества на племенные союзы, кланы, классы ит. д. цвет начинают использовать как символ общественной дифференциации. Усложняется символическая значимость цвета в передаче идей, философских концепций и определенных настроений. Цвет начинает отражать религиозные воззрения и половые различия, праздничность и траур.

Так, у древних китайцев красный цвет – это цвет лета, цвет стихии огня – хо, юга, планеты Марс. Белый символизирует осень – время, когда закрома заполняются белоснежным рисом, это цвет запада,– стороны, где не только умирает солнце, но и куда отправляются умершие люди (отсюда китайский белый траур). Черный цвет – "цвет зимы, самого темного времени года, цвет севера, царства мрака, цвет воды в глубоком колодце. Желтый цвет – цвет конца лета, времени созревания хлебов, планеты Сатурн. И в костюме цвет подчинялся жесткой символической системе, предопределявшей его применение в зависимости от социальной принадлежности или профессиональной деятельности человека. Желтый халат носил только император, коричневый и белый – престарелые сановники, красный и синий – герои. Халат голубого цвета без вышивки носили студенты, белого – крестьяне, черного – бедняки.

В японском костюме существовала иерархическая градация всего шести основных цветов: пурпурный цвет символизировал добродетель, целомудрие, доблесть, мужество; голубой цвет обозначал все обычное, человеческое; политики носили одежду красного цвета; представители юстиции – белого; желтый цвет был символом благородства, черный – мудрости и скромности.

В Индии цвет в костюме символизировал подчас идеи или определенные концепции, эмоциональные настроения. Коричневый цвет характеризовал эротичность, белый – комичность, серый – печаль, красный – гнев, желтый – удивление, оранжевый – героику, черный – устранение, синий – отталкивание. До сих пор по традиции нарядом невесты служит красное сари или Красный шарф, а жених надевает белую свадебную одежду, венчая свой наряд красным головным убором. Таким образом, красный цвет в свадебном наряде символизирует любовь, страсть и преданность.

У каждого народа есть свои любимые цвета и оттенки, В народной одежде цвет и цветовые сочетания означают проявление национального вкуса, традиций, национальных обычаев и обрядов, возрастных отличии. Часто предпочтение, отдаваемое тем или иным цветам, объясняется наличием сугубо местных материалов, красителей.

Простые по общественной структуре государства или племена, кочевники в большинстве своей любили насыщенные цвета определенных тонов. В образцах русского народного искусства заметна любовь русского народа к красному цвету. С красным цветом у русской крестьянки связывалось понятие девичьей красоты, проявление жизнеутверждающего начала. Он преобладал в предметах обихода и в одежде. Даже костюм невесты был красного цвета. Эта любовь к красному цвету нашла отражение в образной русской речи: «весна-красна», «красная девица». Само слово «прекрасный» тому подтверждение. Возможно, такая любовь к цвету объясняется тем, что он так хорошо гармонирует с серебристо-серым и серебристо- зеленым фоном наших полей.

Исторические примеры показывают, что цвет, цветовые сочетания отражают вкусы определенной социальной среды и эпохи. Так, в средневековье пурпур был привилегией высших слоев общества, свободные граждане носили одежды черного, коричневого, зеленого и темно-синего цвета, а ремесленники – только серого.

Изменение религиозных представлений иногда приводило к изменениям в костюме, которые касались не только его форм и украшений, но и цвета. Например, после гуситских войн утвердились только серые и темные цвета одежды, английские пуритане носили одежду черного цвета в противоположность пестрым костюмам католиков.

Появление в одежде тех или иных цветов порой вызывалось такими событиями, как войны, эпидемии, неурожаи. После них часто наблюдалось тяготение к ярким, даже крикливым цветам как реакция на нужду, голод и горе.

Можно заметить, что при смене исторических эпох происходит и изменение цветовых сочетаний в одежде. Так, например, в эпоху Возрождения нарождающийся новый класс купечества, здоровый и сильный, принес на смену средневековой однотонности яркие радостные краски, которые мы видим на полотнах гениальных художников того времени.

В периоды, предшествующие социальным катаклизмам, в одежде и живописи наблюдается тяготение к блеклым, минорным, изощренным цветовым сочетаниям. Этим характерна красочная гамма французских художников конца XVII и начала XVIII веков (стиль рококо), а также конца XIX века (стиль модерн), когда Любимыми сочетаниями были серо-голубые, серо-желтые, блекло-фиолетовые и блекло-зеленые тона.

В XVIII веке во Франции белый был цветом короля, в противоположность ему в период революции был выдвинут голубой – цвет республиканцев.

Символика цвета находит отражение и в обозначении цветов у разных народов – у одних меньше, у других больше. Так, у индийцев известно 544 названия цветов, а у англичан – 50000. Исходя из конкретного опыта, наблюдений, то есть из того, какой цвет какие эмоции вызывает, люди наделяли их определенными психологическими свойствами.

Во времена Генриха IV во Франции в обиходе были такие названия цветов, употреблявшихся в костюмах: туркуа, брюхо блохи, мертвого листа, буланый, малиновый, пастельный, зеленый цвет моря, цветок персика, испанской болезни, цвет Иуды, цвет мертвой рыбы и т. д.

Нередко можно услышать, что цвета называют веселыми и грустными, серьезными и фривольными, свежими и тусклыми: Эти эпитеты концентрируются вокруг феномена физического по аналогии с настроением человека.

В современном европейском костюме символика цвета больше отражает темперамент, вкус, а также пол и возраст, нежели социальные различия. Однако из глубины веков до нас дошли многие символы цветов, которые сохраняются в одежде и в современном мире.

Красный цвет как олицетворение власти, справедливости и торжества мы видим в одежде папы римского и кардиналов. Священнослужители многих конфессий носят черную одежду.

Черный цвет помимо символа траура и печали, меланхолии, опасности и смерти стал выражать скромность и демократичность. Он распространен в деловом костюме современного мужчины, а также в смокинге артиста. Остается он и в форменной одежде юристов многих стран, а также торжественных мантиях многих, академий мира.

Синий цвет, олицетворяя морские просторы, остается цветом форменной одежды моряков. Этот цвет может иметь бесчисленное множество оттенков, тонов, вариаций и нюансов. Он занимает большую часть спектра, используемого в костюме, и символизирует слабость, нежность и хрупкость. В наши дни синие цвета стараются использовать в более веселых, темных или серых тонах.

Белый цвет, как правило, не используется в большой массе. Олицетворяя в большинстве стран чистоту, невинность, целомудрие, он используется в свадебном наряде невесты, а также в праздничной одежде, приобретая значение счастья и веселья. Обычно одежда белого цвета украшается орнаментами, лентами, пуговицами и т. д. Для мужчин привычными стали белые воротники и манжеты.

Как видим, символы в искусстве, а с ним и в костюме, по мере развития человеческого общества подвергались трансформации и дроблению под влиянием различных общественных и экономических причин, распались на отдельные языковые, символические системы. Но всегда и во все времена символика цвета была напрямую связана с человеческим восприятием

Цветовая гармония в костюме

Умение правильно использовать цвет в одежде, правильно Ощущать его. гармонию – дело непростое, ибо цвет – одно из самых субъективных средств композиции, так как цвет и цветовые сочетания каждый человек воспринимает по-своему и далеко не одинаково. Тем ответственнее работа художника-модельера, которому требуются и интуиция, и точное знание всех свойств цвета, его возможностей и способностей подчеркнуть ту или иную особенность проектируемого костюма. Различны, например, требования к колориту нарядного платья для молодой девушки, придающего ей очарование и свежесть, и вечернего платья для женщины старшего возраста, подчеркивающего строгость и элегантность. Колорит одежды, основанный на гармонии, должен быть в каждом отдельном случае продуман, приняты во внимание все свойства сочетаемых цветов, учтены требования моды. Цвета, сочетаясь, должны обогащать друг друга, каждый из них должен «работать» в одежде, то есть помогать решению общей цветовой задачи, глубже раскрывать основной замысел художника-модельера. В этих целях иногда используют не только гармоничное сочетание красок, но и их противоположность – диссонанс колорита.

В природе человека глубоко заложено стремление к красоте, гармонии. И люди давно заметили, что определенные цветовые сочетания воспринимаются как гармоничные. Правда, в разные эпохи и на разных ступенях культуры свойственно предпочтение каких-либо цветовых сочетаний, и все же многовековой практикой выявлено большое число цветовых гармоний, общепризнанных людьми, живущими в самых различных бытовых и географических условиях. Объясняется это тем, что в самом физиологическом строении глаза заложена предпосылка оценки гармонического сочетания.

Оценка может идти по двум направлениям.

1. Оценка одного цвета изолированно или в сочетании цветов, повышающих красоту каждого цвета отдельно.

2. Оценка гармонического сочетания. В данном случае осуществляется выбор целой красочной гаммы и соотношения цветов в ней, Когда ни один, цвет не может быть устранен без того, чтобы не разрушить аккорда, при этом не может быть и перестановки в порядке их расположения.

При оценке цвета изолированно иногда считаются лучшими цвета, наиболее близкие к спектральным, так называемые чистые, то есть максимально отражающие данный цвет. Но чистые цвета быстро утомляют и перестают удовлетворять. К ним лучше прибегать, когда нужно дать какое-нибудь яркое пятно, усиливающее цветовую гамму костюма. Употребление чистых цветов большей частью уместно при отделке вышивкой.

Ощущение более постоянного удовлетворения дают насыщенные цвета, которые при длительном рассмотрении даже выигрывают, как бы загораются. Примером насыщенного цвета может служить тон в глубине складок интенсивно окрашенной ткани.

Светлые малонасыщенные цвета, полученные в результате высветления тона, вызывают ощущение жизнерадостности, бодрости по ассоциации с ярким освещением.

Светлые тона, полученные при разбеливании, воспринимаются как мягкие; таковы розовые и голубые тона.

Кажущаяся насыщенность цвета повышается от соседства с контрастным тоном. Таковы сочетания синего с оранжевым, желтого с фиолетовым, красного с зеленым.

Кажущуюся яркость и чистоту, светлого тона повышает сочетание темного и светлого. Но при этом темный фон проигрывает в насыщенности (как говорят, светлый убивает темный). В этом случае в темном необходим запас насыщенности; единственный случай, когда от светлого тона темный не проигрывает – это при сочетании черного цвета со светлым тоном.

При оценке гармонии двухцветного или многоцветного сочетания главное, чтобы устранение каждого отдельного цвета не нарушило общей гармонии. И здесь основным правилом в выборе цветов является определение соотношения светлоты и насыщенности. Более сознательно работать над цветовым решением костюма помогает знакомство с научными данными о цвете и знание порядка расположения цветов в спектре, условно замкнутом в цветовой круг.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что количество цветов, составляющих колорит костюма, в принципе может быть различным – от одного до множества. Однако при ограниченном числе цветов легче добиться их выразительности. Практически в моделировании используется небольшое количество цветов. Обычно в костюме используют два-три цвета, реже – четыре. Исключение составляют летняя и нарядная одежда, которая многоцветна. Но в любом случае один цвет должен являться ведущим, основным, а остальные – дополнять его.

Обычным гармоническим сочетанием являются цветовые триады: красный, синий и желтый; оранжевый, зеленый и фиолетовый. Такие сочетания постоянно встречаются в народных вышивках, расцветках тканей, коврах и керамике в разные исторические периоды и у совершенно разных народов, что позволяет сделать вывод о закономерности подобных сочетаний.

Интуитивно человек подбирает такие сочетания по принципу равноудаленности цветов. В обиходе давно существуют понятия «далеких» и «близких» цветов. Примером сочетания «близких» цветов может служить композиция, выполненная в «осенних тонах», то есть красных, желтых, оранжевых.

Можно составить гармонические сочетания в одном тоне, когда составляющие их цвета одного тона будут отличаться только по светлоте.

Итак, основой при составлении различных цветовых сочетаний в костюме является использование различия цветов по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Эти три характеристики цвета позволяют построить множество гармоний, или цветовых рядов.

Большое число известных в практике цветовых гармонических рядов можно разделить на контрастные, в которых цвета противопоставляются друг другу, и нюансные, в которых сочетаются либо цвета одного тона, но разного оттенка, либо цвета разного тона, но близко расположенные в цветовом спектре (оранжевый и желтый), либо цвета, близкие по тону (зеленый, желтый, горчичный). Нюансными называют гармонические цветовые связи с незначительными различиями по цветовому тону, насыщенности или светлоте. Оба вида гармонических рядов широко используются в одежде: например, цвета одежды молодежной, для лета, отдыха и спорта чаще контрастны, повседневной – нюансны.

Нюансные (подобные) ряды могут строиться на сочетании ахроматических цветов (черного и белого) или хроматического и ахроматического цветов. К ним относятся цвета одинаково светлые, одинаково темные, а также близкие по теплоте и интенсивности.

Различают два вида контрастной гармонии: парную и гармонию триады. Более подробно такие сочетания будут рассмотрены ниже.

Date: 2015-07-17; view: 6043; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию