Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вот главная беда нашего времени. 12 page⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
В историческом плане, философия Канта стала огромным океаном мысли, в который впадают и из которого вытекают многочисленные менее крупные философские течения. Серен Кьеркегор (1813 - 1855) Если жизнь Бертрана Рассела лучше всего описывается словом "противоречивая", то жизнь Кьеркегора — метафора душевных мук. Выросший в доме, где меланхолия царствовала безраздельно, философ с детства воспринимал жизнь сугубо пессимистически. Отец Кьеркегора мучался страшным чувством вины по отношению к своей первой жене, которой он был неверен и которая скончалась при родах. Он был убежден, что Бог "мстит" ему за это и видел проявления этой мести во всем, в частности, в смерти пяти из семи своих детей. Однажды Кьеркегор-старший в отчаянье погрозил небу кулаком и проклял Бога — память об этом событии будет преследовать его и Кьеркегора-младшего до конца дней. Младший из семи детей, Кьеркегор родился в 1813 году и умер в возрасте сорока двух лет. Философы, в определенном смысле, дети своего времени, и подобно тому, как творчество Иммануила Канта лучше всего воспринимать в свете трудов Юма, так и философия Кьеркегора раскрывается наиболее полно, если рассматривать ее как реакцию на гегельянство. По Гегелю, жизнь индивидуума объективно подчиняется диалектическому развитию идей. Абстрактные построения (чистые идеи) в гегельянстве имеют большее значение, чем конкретные проявления действительности. Вследствие этого существует определенная противоречивость в восприятии философского наследия Гегеля: одни считают его атеистом, другие — теистом, третьи — пантеистом и даже сверхпантеистом (все вещи вселенной есть Бог, но Бог, будучи целым, превосходит простую сумму вещей). Если принять, что первичная реальность — это разум, то частные проявления становятся второстепенными. Гегель, таким образом, лишает личность присущего ей значения. Возражая против этого, Кьеркегор пытается вернуть личности ее истинную ценность. Если пренебречь некоторой неточностью термина, то можно сказать, что Кьеркегор пытался индивидуализировать религию. Он стремился доказать, что человеческая воля и способность делать выбор имеют первостепенное значение. Легче всего понять взгляды Кьеркегора, если обратиться к трем основным, с его точки зрения, этапам жизненного пути — эстетическому, этическому и религиозному. Переход от одного этапа к другому совершается за счет "скачка веры", при этом предыдущий этап не отбрасывается полностью, а просто отходит на задний план. На эстетической стадии человек ищет убежища от скуки в различного рода романтических наслаждениях. Он, однако, не в силах достичь желаемого и впадает в отчаянье. Тогда происходит скачкообразный переход к этической стадии, на которой главное значение приобретает чувство долга. Но и это не может оправдать индивидуального существования, и тогда, через признание смертности и греховности своего "я", происходит переход к третьей стадии — религиозной. Достижение третьей стадии представляет собой не однократное действие, но циклическое. В книге "Страх и трепет" Кьеркегор размышляет над жертвоприношением Авраама, описанным в 22-ой главе книги "Бытие". Он считает, что готовность Авраама принести в жертву Исаака — лучшая иллюстрация превосходства религиозного начала над этическим: несмотря на всеобщий нравственный запрет на убийство, Авраам согласен совершить его в силу своей веры в Бога. Тем самым, индивидуальное ставится выше общего. Цитата, взятая из дневника Кьеркегора, дает хорошее представление о его субъективистском подходе к поиску истины: "Главное — определить, что для меня истинно, найти идею, ради которой можно было бы жить и умереть". Философ полагал, что если бы библейские авторы оставили нам только одну фразу — "веруем, что в таком-то году Бог появился среди нас в образе смиренного раба; что Он жил, учил и умер" — ее было бы вполне достаточно. Историзм и рациональное начало веры отбрасываются как ненужные. Труды Кьеркегора оказали значительное влияние на богословов и философов XX века, в частности на Барта, Хайдеггера и Ясперса. Недостатки философских построений Кьеркегора вполне очевидны. Прежде всего, он оказался неспособен продемонстрировать критерий истинности различных религиозных воззрений. Во-вторых, утверждения Кьеркегора являются либо истинными, либо ложными. Если они истинны, то должны основываться на фактах, а не "скачках веры". Наконец, у Кьеркегора не было логического основания для возражений атеистам. Ибо, прежде чем доказывать истинность представлений о Боге, необходимо привести доказательства в пользу Его существования. Фридрих Ницше (1844 - 1900) Когда 15 октября 1844 года на свет появился младенец по имени Фридрих Ницше, звонили колокола, и это посчитали добрым предзнаменованьем. Пятнадцатого октября праздновался день рождения прусского короля Фридриха Вильгельма — отсюда и колокольный звон, и само имя мальчика. Отец Фридриха был лютеранским пастором, равно как и оба его деда. Рано лишившийся отца, он был перевезен в город Наумбург, где и воспитывался в обществе матери, двух сестер, бабушки и двух тетушек. Начальное образование Ницше получил в католическом монастыре. Ницше окончил школу в числе первых учеников, и отличившегося юношу послали сперва в Боннский, а затем вЛейпцигский университет. В возрасте двадцати пяти лет Ницше получил профессорскую кафедру в Базельском университете в Швейцарии, а в 1872 году принял швейцарское подданство. Среди людей, оказавших решающее влияние на формирование его мировоззрения были философ Артур Шопенгауэр (прозванный "одержимым проблемой воли") и композитор Рихард Вагнер. Впрочем, горячая дружба с Вагнером закончилась бурным разрывом, причиной которого стали необузданный характер и откровенный антисемитизм композитора. Отличавшийся крайне слабым здоровьем, Ницше смог проработать в университете только десять лет, а в последующие годы полностью посвятил себя философскому труду. Именно в этот период написана большая часть его книг. Физическое и психическое состояние философа ухудшалась с каждым годом. Последние двенадцать лет жизни он провел в сумасшедшем доме, под наблюдением своей сестры Элизабет. Первый труд Ницше "Рождение трагедии" (1872), был посвящен попытке истолковать искусство и театр в свете философии Шопенгауэра. "Несвоевременные размышления" (1873-76) посвящены Шопенгауэру и Вагнеру. Затем появились "Веселая наука" (1882), "Так говорил Заратустра" (1882-85), "По ту сторону добра и зла" (1886), "Генеалогия морали" (1887), "Сумерки идолов" (1889) и уже посмертно изданные "Антихрист" и "Ecce Homo". Если попытаться одним словом охарактеризовать жизненный путь Ницше, то для этого лучше всего подойдет слово "ирония". Ирония присутствовала в его трудах: так, моралист Заратустра сводит свою проповедь к полному отвержению морали. Ницше рассуждал о всемирном безумии — и сошел с ума сам. Это уже ирония судьбы. Философ мечтал о сверхчеловеке, который силой собственной воли добьется абсолютного превосходства, но о себе мог сказать только так: "Я больше напоминаю поле битвы, чем человека". Философ презирал христианскую мораль, однако нарушив ее, он, по всей вероятности, заразился сифилисом, который и вызвал его безумие. Ницше писал уверенно, но называл себя не иначе как "философом может быть ". Он был уверен во всесилии человека, однако в последние годы, фактически, стал пленником собственной сестры. Он, с одной стороны, восхищался личностью Иисуса, а с другой сделал чрезвычайно много, чтобы повредить Его учению… Во всем Евангелии Ницше видел только одну фигуру, достойную уважения — Понтия Пилата, зато, что тот задал знаменитый вопрос: "Что есть истина?" Большим поклонником Ницше был Адольф Гитлер, который несколько раз посещал Веймарский архив философа. Элизабет, сестра Ницше, поздравила Муссолини с пятидесятилетием словами: "Вы — благороднейший из учеников Заратустры". В этом смысле философия Ницше послужила одной из самых кровавых идеологий в истории человечества — нацистской. Жизнь Ницше пропитана трагичностью, и в каком-то смысле невозможно не испытывать жалости по поводу столь бездарно растраченной гениальности. Что касается его концепции Сверхчеловека, то можно сказать, что философ в каком-то смысле проиллюстрировал ее собственной жизнью. Между тем, главные "иллюстрации" были впереди. Ницше видел в Сверхчеловеке индивидуума, который сознает ограниченность человеческого бытия, но, тем не менее, находит в себе силы создать собственную шкалу ценностей и построить на ее основании жизнь. Значительная часть предсказаний философа сбылась в двадцатом веке, самом кровопролитном за всю историю человечества. Бертран Рассел (1872 - 1970) Бертран Рассел, или Берти, как любили называть его близкие друзья, остался в истории философии как одна из самых экстравагантных ее фигур. Очень трудно быть равнодушным к его наследию. За свою почти вековую жизнь (он скончался в возрасте 98 лет), Рассел был свидетелем большого числа "роковых моментов" в политической, социальной и религиозной жизни человечества. Не будучи скован природной стеснительностью, он вторгался в каждую из названных областей без особых церемоний. Рассел принадлежал к тем плодовитым писателям, которым творчество дается без особого напряжения. Среди примерно семидесяти книг, созданных им, мы найдем произведения о Китае, мистицизме, логике, большевизме, браке, образовании, геометрии, науке в целом, философии, математике, разоружении, коммунизме, капитализме, религии и десятках других тем. В своих газетных статьях он затрагивал такие вопросы, как употребление губной помады, курение сигар и рукоприкладство. Критикуя чуждые ему идеи, он был беспощаден, и надо признаться, что беспощадность эта совмещалась с изощренностью ума. Может быть, поэтому Рассел уютнее чувствовал себя с абстрактными идеями, чем с конкретными людьми. "Я люблю математику, — говорил он, — за то, что она — не человек". Жизнь Рассела лучше всего можно охарактеризовать словом противоречивая. Он, например, слыл активным борцом за "мир во всем мире", между тем на личном уровне не умел скрыть ненависть к оппонентам. Будучи пацифистом, он, тем не менее, не раз высказывался за то, чтобы Америка превзошла своей военной мощью Советский Союз. Его перу принадлежат одни из самых ярких антимарксистских статей, но американский капитализм вызывает у него не меньшее неприятие. Однажды он заявил, что Джон Кеннеди, возможно, нанес человечеству больше вреда, чем Адольф Гитлер. Произнося речи в защиту прав женщин, в кулуарах Рассел не раз высказывался об интеллектуальных способностях женщин крайне пренебрежительно. Порицавший своего брата за развод, Рассел сам был женат четыре раза и имел многочисленных любовниц. Его возмущала чужая ложь, хотя самого его трудно назвать человеком кристальной честности. Примеры подобной противоречивости можно приводить еще долго. Противоречивостью была отмечена не только жизнь мыслителя, но и его философские взгляды, которые сменялись с калейдоскопической поспешностью. Чарли Брод, профессор морали в Кембриджском университете с 1933 по 1955 гг., отмечал, что Рассел демонстрировал совершенно новую парадигму с периодичностью раз в четыре года. Несмотря на все это, одно остается несомненным: Бертран Рассел обладал гениальным умом, и можно только сожалеть, что его интеллектуальные способности были потрачены на бесплодные нападки и споры. Например, в своей полемике с христианами он утверждал, что может назвать только два положительных момента, связанных с библейским учением: возникновение календаря и историческое свидетельство о том, что затмение луны было впервые отмечено египетским жрецом. "Помимо этого, — добавляет Рассел, — христианство не дало ничего достойного одобрения". Подобные довольно резкие заявления типичны для его отношения к религии в целом. Обладая талантом спорщика, Рассел умел сводить дискуссии к красивым парадоксам, с помощью которых было нетрудно доказать все, что угодно. Примерно такой же подход Рассел использовал в спорах с теистами. Бессмысленность своих утверждений он предпочитал прятать за внешне эффектными парадоксами. Приведем ход его размышлений, направленных против Бога и Его нравственного закона. Если существует нравственный закон, то он "либо является результатом божественного указа, либо нет". Если верно первое, то со стороны Бога он носит деспотический характер, и добро становится тождественно фразе "Бог так сказал". То есть, Бог мог сказать все что угодно — и это автоматически стало бы добрым или злым. С другой стороны, если Бог подчиняется неким высшим критериям добра и зла, то Он не является первичной реальностью. Таким образом, вырисовывается альтернатива, которую Рассел предлагает теистам: либо Бог деспотичен, либо Он не является высшей, первичной реальностью. В действительности, если предположить, что сущность Бога верно описывается Библией, то есть, что Он бесконечен, всемогущ и совершен, то следует заключить, что нравственный закон есть просто проявление Его идеальной природы. Это одновременно опровергнет довод о деспотичности Бога и выявит ложность постулата о Его подчиненности некоему высшему закону. Нравственность просто является неотъемлемой частью Его личности. Возражение Рассела представляет собой часть его учения о личности и познании. По мнению Рассела, мы не знакомы с самими собой в прямом смысле, но лишь с некоторыми проявлениями своей воли, убеждений и желаний. Из этого Рассел заключал, что само понятие "Бог" лишено смысла, ибо ни к чему не относится. Очевидно, что Рассел, отказывал Богу в личностном начале. Что же касается исторической фигуры Иисуса Христа, то к ней он относился крайне враждебно. Неудивительно, что его творческий путь ознаменовался крайней противоречивостью. Жан-Поль Сартр (1905 - 1980) Жан-Поль Сартр, французский философ и писатель, получил известность как один из наиболее ярких представителей атеистического экзистенциализма. Его творчество отмечено влиянием таких мыслителей, как Эдмунд Гуссерль и Мартин Хайдеггер. После Второй мировой войны Сартр возглавлял движение французских интеллектуалов левого толка; тогда же им был основан журнал "Les Temps Modernes". Последующие годы ознаменовались постепенным отходом Сартра от экзистенциализма и движением в сторону марксистского социализма. Впрочем, сам Сартр считал эти два мировоззрения взаимодополняющими и наиболее удобными для взвешенной критики общества, стремящегося к политической свободе и реализации потенциала человеческой личности. Стиль Сартра-публициста отличался предельной остротой, и со своими противниками философ не церемонился. Люди, близко его знавшие, рассказывают, что в быту он был крайне эгоистичен. Об отце, скончавшемся, когда Сартру было полтора года от роду, он отзывался так: "Покойник мало что значил в моей жизни". Не отличавшийся внешностью трибуна, Сартр, тем не менее, оказал решающее влияние на революционные настроения французского студенчества в 60-е годы. В политическом смысле Сартр бы склонен к экстремизму. Чем Хайдеггер стал для нацистов, тем Сартр стал для марксистов второй половины XX века. О себе философ говорил: "Мое кредо — путешествия, полигамия и незаметность". Рене Декарт как-то заметил, что нет такого абсурдного или нелепого заявления, которое бы не сходило с уст философов — это в полной мере относится к Сартру, любившему вызывающе-бессмысленные фразы. Мало что лучше характеризует стиль жизни философа, чем просьба, с которой он однажды обратился к своему издателю. Сартр попросил тайно напечатать четыре экземпляра его новой книги с персональным посвящением четырем разным женщинам. Причина? Он одновременно встречался с четырьмя любовницами, и каждая желала получить от него книгу, посвященную ей. Но от смешного до трагического, как известно, один шаг. Если во Франции политическое влияние Сартра ограничилось студенческими беспорядками 68-го года, то в Камбодже радикально настроенные марксисты учинили кровавый геноцид собственного народа, унесший десятки тысяч жизней. Философское наследие Сартра невозможно оценить вне рамок экзистенциализма, понимаемого как попытка осмыслить существование с точки зрения индивидуального сознания. На основе этого осмысления формулируются такие понятия, как личная свобода, свобода выбора и т. д. Самая известная из философских работ Сартра, "Бытие и ничто" появилась в 1943 году. Она посвящена проблеме человеческого существования. "Что значит быть человеком в этом мире?" — спрашивает автор и приходит к выводу, что никакого разумного объяснения порядку вещей — нет. Мир абсурден, и никакой изначально присущей ему системы ценностей не существует. Следовательно, нравственные ценности сугубо индивидуальны. По Сартру, человек является продуктом собственных решений и дел. Каждое новое решение изменяет характер человека и предопределяет следующее. Кроме этого, перед человеком всегда маячит перспектива смерти. Положение человека, таким образом, парадоксально: с одной стороны он предопределен, с другой — свободен; с одной — независим, с другой — порабощен. Критиковать философию Сартра — значит критиковать атеизм вообще. Одно из возражений философа против существования Бога такое: человек не сумел найти Бога, следовательно, Бога нет. Нетрудно увидеть, что такой довод ничего не доказывает. Неспособность найти Бога говорит только об этой неспособности и ни о чем больше. Так, человек может умереть в пустыне от жажды, но это не значит, что воды не существует как таковой. Что касается этической теории Сартра, то она недвусмысленно анархическая, т. е. близка к проповеди беззакония. Следовать ей невозможно, что в какой-то мере понял и сам Сартр. Существуют серьезные указания на то, что в последние годы жизни философ склонялся к теизму, если не однозначно высказывался в его пользу. Date: 2015-07-17; view: 246; Нарушение авторских прав |