Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вот главная беда нашего времени. 7 page





Иисус ответил в духе иудейского красноречия вопросом на вопрос: "От себя ли ты говоришь это или кто сказал тебе о Мне?" Мудрый прием, позволяющий сразу обнажить позицию противной стороны — Иисус часто прибегал к нему в спорах с фарисеями.

Пилату не понравилась подобная дерзость. Он решил ясно дать понять свое безразличие к внутри-иудейским разногласиям: "Разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне".

"Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего Было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда".

"Итак Ты Царь?" — Пилат не придал значения словам Пленника.

Отвечая ему утвердительно, Иисус возвещает важнейшую истину: "Ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего".

Пилату и миру дается понять, что фундаментальная проблема состоит не в недостатке явленной истины, а в лицемерии предпринимающего ее поиск. Искренность намерений является условием обнаружения истины. Тот, кто действительно устремлен к истине, верует в Господа Иисуса Христа, ибо Он есть воплощенная истина, а не верящий Его словам не стремится к истине или не искренен в своих намерениях.

Пилат невольно проиллюстрировал утверждение Иисуса своими словами: "Что есть истина?" — бросил он как бы мимоходом и даже не потрудился дождаться ответа. Возможно, он догадывался, в чем состоит правильный ответ, но, не желая расставаться со своим благополучием, предпочел пожертвовать Истиной. (Ин. 18:28 — 19:16).

"Неточный" перевод

Предлагаю взглянуть на проблему взаимосвязи искренности намерений и адекватности в оценке реальности под несколько иным углом зрения. Я родился и вырос в Индии, потом переехал жить в Соединенные Штаты. Моя жена из Канады. В детстве одним из языков, на котором я говорил, был хинди. Возможно, вы знаете, что существуют так называемые "непереводимые" элементы языка. Например, когда я встречаюсь с друзьями из Индии, кто-нибудь может удачно пошутить на хинди, но засмеются только люди, хорошо знающие этот язык. Когда я пытаюсь перевести шутку жене, она даже не улыбается. "А что здесь смешного?" — удивляется она и тут же добавляет: — "Понимаю, в переводе это не звучит".

Доводилось ли вам слышать историю знаменитого бандита по имени Хосе Рибера, промышлявшего грабежом банков в штате Техас? Дело было в прошлом веке. Уставшие от постоянных грабежей жители штата наняли рейнджера, которому поручили отыскать Риберу в его мексиканском логове и возвратить награбленное. После долгих поисков по всей Мексике рейнджер очутился в сельском баре, где за стойкой, попивая пиво, сидел молодой парень, а за одним из столиков громко храпел пузатый мужчина, в надвинутой на глаза шляпе. Подойдя к молодому человеку, рейнджер спросил, не знает ли тот Хосе Риберу. Парень показал на спящего за столиком человека: "Вот Хосе Рибера".

Поправив толстый ремень с кобурой, рейнджер не спеша подошел к Рибере и тронул его за плечо. "Ты — Хосе Рибера?" — спросил он. "Не понимать по-английски", — последовал ответ. Рейнджер попросил парня перевести.

Последовавший диалог был очень утомительным. Сначала рейнджер говорил фразу по-английски, и парень переводил ее на испанский, потом Рибера отвечал по-испански и парень повторял его слова по-английски. Кое-как "познакомившись", рейнджер перешел непосредственно к делу. У Риберы, сказал он, есть два варианта. Первый заключается в том, чтобы рассказать, где хранится награбленное, и тогда он сохраняет свою свободу. Второй — отказаться возвращать деньги, но тогда он будет убит на месте. Молодой человек перевел ультиматум бандиту.

Собравшись с духом, Рибера ответил: "Скажи ему, пусть выйдет из бара, повернет направо и пройдет примерно с милю. Там он увидит колодец. Рядом с колодцем стоит очень высокое дерево. Под ним лежит большая бетонная плита — ему понадобится чья-нибудь помощь, чтобы оттащить ее. Под плитой яма. Если он сможет аккуратно отвалить плиту, то найдет все драгоценности и почти все деньги, которые я награбил".

Парень повернулся было к рейнджеру, чтобы перевести, но вдруг запнулся, и как-то неуверенно произнес: "Хосе Рибера говорит... Хосе... говорит..." И вдруг решительно добавил: "Хосе Рибера говорит: "Стреляй, все равно ничего не скажу!"

Не совсем точный перевод, не правда ли? Но не отсутствие нужных знаний стало причиной этого, а желание скрыть истину. Нужно ли кому-то сегодня объяснять, что с экранов телевизоров пропагандируется насилие, что современная "музыкальная культура" приучает нашу молодежь к разврату? И да, и нет. Да, потому что мы должны предупреждать общество о грозящей ему опасности; нет, потому что большинство людей просто не желают знать истину.

Образ и храм

Преднамеренный уход от истины выливается в пристрастие к низменным вещам. Давайте задумаемся над таким вопросом: почему столь популярны видеофильмы со сценами эротики и насилия? Почему нас не устраивает просто задушевная беседа с друзьями? Почему нравственный образ жизни кажется многим скучным и обременительным?

Библия утверждает, что мы созданы по образу и подобию Бога. В книге Бытие Бог строго воспрещает убийство, предупреждая о суровом наказании за это зло. Почему убийство — зло? Потому что оно является посягательством на образ Божий, запечатленный в человеке. Далее Господь Иисус Христос открывает ученикам, что истинное поклонение Богу происходит не в рукотворных зданиях, а в человеческом сердце. Таким образом, тело человека одновременно служит и храмом Бога.

Оба учения — о сотворенности человека по образу и подобию Бога и о теле как Божьем храме — относятся к фундаментальным библейским истинам. На чем же ином могут быть построены мирские развлечения, как не на их профанации? Отказ от истины, равно как и утрата удивления перед чудом мира, тяжким бременем ложатся на плечи современного общества и обрекают его на страшную дань.

Истина как Личность

Одна из уникальных особенностей христианского учения заключается в том, что истина в нем — не отвлеченное понятие, но личностное. Иисус Христос не просто обладает всей полнотой знания истины, но Сам является Истиной в прямом смысле. Следовательно, истина обретается через познание Иисуса Христа. В ответ на просьбу апостола Фомы показать ему путь к Богу, Иисус ответил: "Я есмь путь и истина и жизнь". (Ин. 14:6).

Из этого утверждения можно сделать два очевидных вывода: во-первых, истина абсолютна, а во-вторых, познаваема. Истина есть соответствие действительности; ложь же — нечто, ей не соответствующее.

Утверждение Христа о том, что Он есть путь, и истина и жизнь означает, что любое мнение, входящее в противоречие с Его учением, ложно по определению. Я призываю вас внимательно ознакомиться с евангельским откровением и самим убедиться, что учение Иисуса с избытком восполняет человеческую потребность в истине. Доступное даже для малых детей, оно способно тронуть души и закоренелых скептиков, таких, как Савл из Тарса.

По моему убеждению, Церковь заслужила значительную часть критики, которая раздается в ее адрес. Во многих странах мира Церковь имеет незавидную репутацию, что объясняется не только ее нынешней деятельностью, но и историческим прошлым. Церковная иерархия нередко шла и идет на сговор с властями, а протестантские проповедники, случается, пользуются доверчивостью паствы для личного обогащения. Отрицать это бессмысленно. Однако, правильнее оценивать христианство не по поступкам отдельных людей, а по учению Господа Иисуса Христа.

Мне вспоминается замечательная история из книги Мэри Чапиан "Кого не принял мир". Книга повествует о гонениях на Церковь в бывшей Югославии. Часть клира вошла в сговор с правящим режимом, в результате многое из того, что творилось в стране во имя Христа, было прямым нарушением христианской морали.

История такая. Однажды в югославскую деревушку приехал миссионер по имени Яков. Там он познакомился с местным стариком-крестьянином Циммерманом, жившим в очень тяжелых условиях, и начал проповедовать ему Благую Весть. Но стоило Якову заговорить о Христе, как Циммерман тут же прервал его, не желая даже слушать ничего о христианстве. Позже Яков узнал, что Церковь пользуется там дурной славой, что ее члены замешаны не только в сговоре с властями, но даже в убийстве невинных людей. "Они убили моего племянника, — однажды сказал Якову разгневанный Циммерман. — Надевают на себя кресты и затейливую одежду, делают вид, что посланы Богом, но дела их говорят о другом".

Не теряя надежды переубедить Циммермана, Яков обратился к старику: "Отец, можно я задам вам вопрос? Предположим, что я украл вашу куртку, надел ее на себя и в таком виде ограбил банк. Милиция погналась за мной, но не сумела задержать. Милиционеры, тем не менее, узнали куртку, в которую я был одет. И вот они приходят к вам домой и предъявляют обвинение в грабеже. Что вы им ответите?"

"Я скажу, что не виноват".

"Но ведь на грабителе была ваша одежда!" — возразил Яков. Слова миссионера озадачили Циммермана, и он ничего не ответил.

После этого разговора Яков продолжал навещать Циммермана, пытался наладить дружеские отношения, а заодно побольше рассказать о Христе. Наконец, в один прекрасный день, Циммерман поинтересовался тем, как стать христианином, и Яков с радостью научил его. Опустившись на колени и склонив голову, Циммерман покаялся в своих грехах и вверил свою жизнь Христу. Когда он встал, по его щекам градом катились слезы, он обнял Якова и произнес: "Спасибо, что ты пришел ко мне". И затем, показав рукой на небо: "Ты носишь Его одежду по праву!"

Прошу вас, взгляните поверх людских недостатков и увидьте Того, Кто безукоризненно носит одежды Своего Небесного Отца. Понтий Пилат засвидетельствовал о Христе, что не нашел в нем никакой вины, и те же слова произнес распятый вместе с Господом разбойник: "Он ничего худого не сделал" (Лк. 23:41). Безгрешность Иисуса — вот идеал, недостижимый ни для одного пророка, религиозного лидера или иерарха. Греховность последних очевидна и неоспорима, но Иисус Христос не имеет нравственного недостатка ни в чем.

Истина нашла свое воплощение в Личности Иисуса Христа, а это означает истинность всех Его утверждений. В таком случае, если верно, что первейшая задача человека — осмысление жизни, то следует искать ее смысл в учении Христа. Вера в Иисуса Христа есть познание истины и путь самопознания человека.


Глава 10. Лики любви

До сих пор мы говорили только о двух важнейших составляющих человеческой жизни — чувстве удивления перед Творением и стремлении к истине. Теперь я хотел бы затронуть третью: любовь. От детского удивления и юношеской жажды истины мы приходим к любви, присущей зрелости.

Любовь придает жизни смысл, и поэтому ее утрата является для человека трагедией.

Г Честертон так писал о любви и браке:

"В последнее время появилось совершенно абсурдное словосочетание — "свободная любовь". Как будто любящие люди получают право быть свободными друг от друга. На самом деле в самой природе любви заложена привязанность, и институт брака только оформляет ее юридически".

"В самой природе любви заложена привязанность" — эта истина совершенно чужда современному обществу. Интимные партнеры становятся "одноразовыми", как шприцы. То, что сегодня принято называть любовью, на самом деле куда ближе к мастурбации или чревоугодию. Есть, конечно, определенная разница в отношениях между полами на Востоке и на Западе, о чем мне позволяет судить собственный опыт. Очевидно, что на Востоке больше значения уделяют супружеской верности и крепости семейных отношений; на Западе на первое место выходит возникающее между людьми влечение. Между тем, и в первом, и во втором случае не хватает чего-то важного, а именно подлинной любви. Без нее даже внешне благополучный брак становится или тяжелым испытанием, или превращается в пустую формальность.

В греческом языке, языке Евангелия, любовь подразделяется на четыре вида: агапа — чистая любовь, присущая Богу, филео — дружеская любовь, сторге — родительская любовь и эрос — интимная любовь. В современном же обществе под любовью чаще всего понимают эротическое чувство, игнорируя все остальные виды любви. На самом же деле истинная любовь обязательно включает взаимную заботу, верность и преданность. Иными словами, "заниматься любовью" — еще один неологизм, не означающий "любить". Любовью нельзя "заняться", а потом перестать; любовь — это состояние души.

Давайте на минуту отвлечемся от интимной любви и подумаем о любви родительской. Во-первых, она воспринимается более однозначно по сравнению с интимной любовью. В джунглях Эквадора и в деловых кварталах Токио родители испытывают одни и те же нежные чувства. Во-вторых, родительская любовь, в особенности материнская, — одна из самых сильных человеческих эмоций. Недаром матерям, путешествующим на самолете с маленькими детьми, особо напоминают о необходимости в случае аварии сначала самим надеть кислородную маску, и только потом заняться ребенком. Это свидетельствует о жертвенности материнской любви. Наконец, родительская забота о детях, отраженная в гражданском законодательстве, — важнейшее свидетельство цивилизованности общества.

Что из всего этого следует? В основе как интимной любви, так и родительской лежит некий общий принцип. Назовем его "ответственность и забота". Без этого принципа, невозможно по-настоящему проявить свою любовь и правильно воспитать ребенка. Без него мы имеем дело с родительским эгоцентризмом, притворяющимся любовью. Когда же любовь понимается как ответственность и забота, человек способен пережить даже периоды временного охлаждения в отношениях. Любовь и жертвенность всегда сопутствуют друг другу, и чем больше человек жертвует ради любви, тем больше он обретает духовно. Наоборот, чем эгоистичнее мы в любви, тем немощнее и беднее духовно.

Сизифов труд

Позвольте рассказать вам две истории, которые, как мне кажется, приблизят нас к пониманию глубинных человеческих стремлений. Объединяет эти истории разве что трагичность описанных в них ситуаций.

Первая история — история песни, написанной американским исполнителем Гарри Чэпином. Песня называется "Котята в колыбели". В ней рассказывается об очень занятом человеке, у которого рождается сын. Работа по выходным, срочные командировки, неоплаченные счета — все это не позволяет отцу видеть сына достаточно часто, и то это происходит "на бегу". Проходит десять, пятнадцать лет — ничего не меняется. Очередное обещание провести с семьей уик-энд остается невыполненным. Между тем мальчик, ставший уже подростком, не перестает восхищаться отцом и непременно хочет быть "как он". Проходит еще десять-пятнадцать лет, отец выходит на пенсию, звонит сыну: "Приезжай ко мне, посидим, поговорим..." "Я бы рад, — отвечает сын, — но из-за этой новой работы нет ни секунды времени, да к тому же дети заболели гриппом. Обязательно встретимся — но как-нибудь в другой раз". Вешая трубку, отец вдруг понимает: а ведь мечта сына сбылась: он действительно стал таким, как отец!

Можно сказать, строки этой песни оказались для Чэпина пророческими. Однажды, в ответ на просьбу жены снизить бешеный ритм жизни и провести немного времени с семьей, певец обещал: "В конце лета обязательно выкрою несколько дней, чтобы побыть с вами". Но, увы, Чэпин не успел выполнить своего намерения: тем же летом он погиб в автомобильной катастрофе.

Размышляя над печальной историей жизни и смерти певца, невольно думаешь: вот пример того, как можно верить в определенные принципы, но не следовать им в собственной жизни. То, как певец относился к своей семье, вызывает чувство внутреннего протеста. Напрашивается вывод: стоит человеку погнаться за мирской славой, и он выходит за рамки отношений с другими людьми, установленные Богом.

Вторая история, или лучше сказать, притча, имеет оттенок восточной мелодрамы, однако, как мне кажется, прекрасно доносит до слушателя одну важную истину.

Герой притчи, молодой индийский крестьянин, полюбил девушку из соседней деревни. Чувство его было подлинным, и он хотел жениться на девушке, но она не испытывала к нему никакой привязанности. Хуже того, девушка решила воспользоваться чувствами юноши для забавы — придумала игру, в которой он должен был предоставлять ей все большие и большие доказательства своей любви.

В конце концов, истощив запас своего воображения, она решилась на безумный шаг. "Если ты по-настоящему меня любишь, — сказала она, — то должен доказать, что я безраздельно владею твоим сердцем. Для этого тебе нужно убить свою мать и принести мне ее сердце как доказательство моей победы над ее любовью". Услышав такое условие, молодой человек ужаснулся и несколько недель был в совершенном замешательстве, не зная, как ему быть. Наконец, не в силах больше выносить разлуку с возлюбленной, он в каком-то исступлении убил свою мать и вырезал ей сердце. Схватив его, он бегом побежал к возлюбленной, подгоняемый чувством вины и нестерпимым желанием предоставить окончательное доказательство своей преданности. Дорога в соседнюю деревню лежала через дремучий лес и, пробегая через него, молодой человек споткнулся и выронил сердце, которое судорожно сжимал в руке. Кое-как отыскав его в траве, он поднялся, чтобы бежать дальше, и вдруг услышал голос, доносившийся из сердца, которое он держал в руке: "Сынок, ты не ушибся? Тебе не больно?"

Смысл этой притчи очевиден: материнской любви, вызывающей восхищение, присуща жертвенность, в ней воплощено торжество духа над плотью. Давайте спросим себя: может ли такая великая любовь быть производной материи, заведомо лишенной смысла и нравственной направленности? Едва ли. Тогда позвольте предположить, что она имеет своим источником Бога. И в таком случае любовь — Божий дар человеку. Сама наша способность понимать любовь получена от Бога, равно как и присущая любви жертвенность. Библия подтверждает это: Бог есть любовь, и Он засвидетельствовал об этом Своей величайшей Жертвой.

Д-р Стэнли Джонс, прославленный миссионер, проповедовавший в Индии и пользовавшийся уважением самого Махатмы Ганди, любил рассказывать историю об одном индийском чиновнике, который никак не мог понять смысл крестной жертвы Христа, а следовательно, не мог уяснить и Божьей любви к человеку. Беседы, которые вел с ним д-р Джонс, заходили из-за этого в тупик.

И вот однажды этот чиновник изменил жене. Его стала мучить совесть, и чем дольше он скрывал от жены содеянное, тем сильнее становились душевные муки. Наконец, не в силах больше выносить угрызения совести, он во всем признался своей преданной жене. Дни душевных мук сменились днями тревожного ожидания: простит или нет? По прошествии некоторого времени, когда первый шок от признания прошел, жена простила его и пообещала так же преданно любить мужа, как и прежде.

И в этот момент чиновника словно осенило: "Теперь я понимаю, что значит жертвенная любовь!" — пробормотал он. Преклонив колени, он помолился Господу, а встав, сердечно обнял свою жену.

О неотступная Любовь!

В Тебе усталою душой

Я отдыхаю вновь и вновь.

И снова отправляюсь в бой!

У любви есть свои законы. Перефразируя известное изречение, можно сказать, что любовь требует жертв. В таком случае, не что иное, как Жертва Христа становится истинным мерилом любви. Она призывает нас следовать за Ним и отвечает глубинной потребности человеческого сердца любить и быть любимым. В Его жертвенной любви обретает смысл человеческое существование.

Концепции любви в разных религиях разные, подчас весьма неожиданные. Основатель буддизма, к примеру, считал необходимым оставить жену и детей для того, чтобы обрести душевный покой. Индуистская любовь в нашем понимании более напоминает жалость. В Исламе любовь адекватна подчинению сострадающему Богу. Только в рамках христианства любовь понимается как форма взаимоотношения человека со Всевышним, обогащающая верующих, наполняющая силой и смыслом их земную любовь.

Д. Лоренс был прав, утверждая, что глубинная потребность человека не может быть полностью удовлетворена в рамках земной любви. Существует еще потребность поклонения Богу "в духе и истине". Без Бога человек обречен на одиночество: "Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком", — сказал Иисус (Ин. 10:10). Верующий в Христа избавлен от одиночества, ибо полностью насыщен голод его сердца.

Если мы согласны, что любовь порождает смысл, мы должны признать и то, что ее отсутствие способствует утрате смысла жизни. Жан Поль Сартр однажды сказал, что ад — это другие люди, имея в виду, что ад — это несогласие с его личными взглядами. С другой стороны, Ф. М. Достоевский, устами одного из своих персонажей провозгласил: "Должно быть, ад — это неспособность любить". Я больше согласен со вторым мнением. В таком случае, приходится признать, что современное западное общество постепенно приближается к адскому состоянию. Мы уже не воспринимаем эгоизм как отклонение от нормы, наши семейные устои расшатаны до предела и вот-вот окончательно рухнут. Если мы, как цивилизация, некогда исповедавшая христианскую мораль, не одумаемся, нас ждет полная и окончательная деградация. Нас ждет неконтролируемое насилие как логическое завершение того иррационального пути, по которому мы продолжаем идти. Спастись можно только исполнившись Божьей любовью, явленной во Христе Иисусе и доступной каждому, уверовавшему в Него.


Глава 11. У последней черты

Мы подошли к последнему этапу земного пути человека — старости. Перед нами теперь стоит задача понять, в чем больше всего нуждается человек в преклонном возрасте.

Это — преодоление страха смерти. Наше детское удивление перед миром прошло, интенсивные поиски смысла жизни в юности завершились, и мы перестали считать себя бессмертными. Мы пришли к выводу, что все конечно, в том числе и любовь. Да, это так, но только при одном условии — что смерть есть полный конец всякого существования. С другой стороны, если жизнь человека с физической смертью не заканчивается, возникает повод для надежды. Однако, она должна быть на чем-то основана, иначе ей не удастся озарить своим светом последние годы человеческой жизни.

Все мировые религии признают существование загробного мира, однако только христианство основывает уверенность в победе над смертью на историческом событии. Излишне объяснять, какое значение для христианской веры имеет воскресение Господа Иисуса Христа. Достаточно сказать, что без этого события христианства просто не существует. Понимая это, многие противники Христа — римские жрецы, иудеи, мусульмане, воинствующие атеисты — пытались опровергнуть факт воскресения, но их многовековые старания не увенчались успехом. Истина стоит непоколебимо.

Посмотрите, какой неподдельный интерес вызвало обнаружение Туринской плащаницы. Пусть она не является прямым доказательством воскресения, но с какой страстностью спорят о ней люди, которые, казалось бы, не допускают мысли о возможности загробной жизни. О безразличном предмете так не спорят. Или другой пример. Умирает от наркотиков король рок-н-ролла Элвис Пресли, человек, отнюдь не прославившийся своей набожностью. Что находят рядом с его кроватью? Библию и книгу о Туринской плащанице. Человек хочет обладать истинным знанием о смерти, ибо только оно может сделать осмысленной жизнь, только оно может избавить от страха перед ней. Иисус сказал: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11:25).

Это обещание подарило надежду миллионам людей. Одним из главных провозвестников ее стал некто Савл из Тарса, который до своего обращения являлся непримиримым врагом христиан и их безжалостным гонителем. Однажды, по пути в Дамаск, он увидел слепящий свет и услышал голос Христа, повелевшего ему прекратить преследования. Ослепшего Савла привели в Дамаск на улицу, называемую Прямой. Мне посчастливилось побывать там. Улица эта существует до сих пор, и приходящим на нее показывают небольшой темный домик, по преданию принадлежавший Анании, человеку, помогшему Павлу прозреть в прямом и переносном смысле. Тот ли это самый дом, или постройка более позднего времени, теперь сказать трудно, но сохранившееся с древнейших времен название улицы — Прямая — не дает оснований усомниться в правдивости рассказа. Именно на этой улице Савл, принявший имя Павел, получил божественное указание свидетельствовать языческим властям о воскресшем Христе. Павел блестяще справился со своей миссией — но не столько благодаря своему римскому гражданству и греческому воспитанию, сколько бесстрашию, обретенному вследствие победы над страхом смерти через веру во Христа.

В завершение я хотел бы напомнить четыре ипостаси человеческой жизни — удивление, поиск истины, любовь и преодоление страха смерти. Каждая из них нашла свое воплощение в жизни Иисуса Христа, вера в Которого помогает правильному осмыслению жизни.

В начале семидесятых годов, в разгар Вьетнамской войны, мне довелось побывать в действующей армии Соединенных Штатов. Посещая боевые базы и госпитали, я выступал перед личным составом, беседовал один на один с офицерами, солдатами, ранеными. Должен признаться, что этот опыт в корне изменил мое восприятие жизни. Почти в каждом разговоре мы так или иначе касались темы смерти, а через нее — темы Бога. Почти все разговоры оставили в моей памяти глубокий след.

Одно из ярких воспоминаний о той поездке — стихотворение, которое подарил мне молодой солдат. Стихотворение замечательное, но, к сожалению, довольно длинное для того, чтобы процитировать его на страницах этой книги, поэтому я позволю себе пересказать его содержание прозой. В нем рассказывается об одной из тех ночей, которые определяют все течение человеческой жизни. Такая ночь настала для автора в окопе, под перекрестным огнем вражеской артиллерии.

Нужно было подниматься в атаку — может быть, последнюю в жизни, — а в душе такая зияющая пустота, такая тяжелая тоска! Автор вспоминает юность, друзей, уверявших его в бессмысленности человеческой жизни. Неужели они были правы? Он видит над головой звездное небо и вдруг понимает: нет, не может быть, что все это лишено смысла! Нет, заблуждались его друзья, когда говорили, что в мире нет ни Бога, ни надежды. В его душе происходит перелом, и прямо там, в окопе, он принимает Божью любовь. В душе мгновенно поселяется неизвестный раньше покой. "После встречи с Тобой я меньше боюсь смерти", — пишет он, обращаясь к Создателю.

Несколькими годами позже примерно такое же признание я услышал из уст молодого сирийского офицера, участвовавшего в боях за Голанские высоты. В целом можно сказать, что война — этот уникально-страшный опыт для любого человека — стала проводником к вере для значительного количества солдат.

Здесь уместно процитировать слова Малькольма Маггериджа, написанные после обращения ко Христу:

"Меня, я полагаю, можно со всем основанием назвать человеком, добившимся успеха. Меня время от времени узнают на улице — вот вам слава; я заработал достаточно денег и получил доступ в высшие слои общества — вот вам успех. Имея достаточно денег и немного славы, даже немолодой человек может без труда привлечь внимание красивых женщин — вот вам наслаждение. Случается также, что кое-что из сказанного или написанного мной получает общественный резонанс. Таким образом я оказываю реальное воздействие на общество. Вот вам самореализация. А теперь сложите все эти "победы" вместе, помножьте их на миллион, и я все равно скажу вам, что сами по себе они — ничто, пустой звук. Для томимого духовной жаждой одна капля живой воды Христовой дороже любых достижений, какие может предложить мир".

Мы проследили путь человека от младенчества до старости и убедились, что разрешить проблему смысла жизни невозможно иначе чем в рамках теистического мировоззрения.


Часть III. Кто такой Иисус и почему это важно знать?

Глава 12. На подступах к истине

В каком-то смысле вывод о том, что Бог является источником всякой новизны, является самоочевидным. В самом деле, если можно утверждать, что Бог существует, то нужно признать и Его божественную бесконечность, а следовательно, новизну. Логически неоспоримо то, что жить по Его законам, есть основная цель бытия и высшее наслаждение, доступное человеку. Впрочем, здесь есть одно "но". Как удостовериться в том, что Христос действительно есть путь, истина и жизнь? Это чрезвычайно важный вопрос. Чтобы ответить на него, давайте исследуем одно из самых дерзновенных притязаний христианской веры — притязание на обладание абсолютной истиной.

В кругу мировых религий христианство часто видится как своего рода пария, ибо само понятие "абсолютная истина" кажется современному сознанию вызывающим, если не оскорбительным. Апологеты плюрализма обрушивают на христиан ожесточенную критику. "Допустимо ли в современном обществе заявлять о превосходстве одной концепции над другой?" — спрашивают они.

На это Христос отвечает: "Я есмь путь, и истина, и жизнь". Идея абсолютной истинности слов Спасителя — одна из центральных в Евангелии. Поставьте ее под сомнение и под сомнением окажется само благовестие.

Примечательно, что сомнения вначале испытывал апостол Фома, который последним из апостолов уверовал в Воскресение Господа, но не прежде, чем собственными глазами увидел воскресшего Христа и вложил свои пальцы в Его раны.

Date: 2015-07-17; view: 230; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию