Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научные революции, их типология и структура
Среди новаций выделяется их особый вид - научные революции. И отличаются от других новаций они не столько характером и механизмами своего развития, сколько своей значимостью, своими последствиями для развития науки и культуры. Научные революции связаны с перестройкой основных научных традиций, затрагивают мировоззрение и методологические основания науки, изменяя нередко и сам стиль мышления. В ходе научных революций наука как бы совершает "прорыв" в неизведанное. По своей значимости научные революции могут далеко выходить за рамки той области, где они произошли. Выделяют три типа научных революций: • построение новых фундаментальных теорий (например, теории И.Ньютона); • внедрение новых методов исследования (например, использо- вание микроскопа); • открытие "новых миров " (к примеру, открытие вирусов). Рассмотрим подробнее каждый тип. Первый – построение новыхфундаментальных теорий - это наиболее известный тип научных революций. Именно со сменой фундаментальных теоретических концепций связывает свое представление о научных революциях Т. Кун. И с этим нельзя не согласиться, ибо и теория относительности Эйнштейна, и квантовая механика знаменуют собой кардинальные сдвиги в нашем познании мира. Возникновение квантовой механики - яркий пример общенаучной революции, ибо ее значение выходит далеко за пределы физики. Второй тип научных революций - внедрение новых методов исследования, которые приводят и к смене проблем, и к смене стандартов научной работы, и к появлению новых областей знания. Третий тип научных революций - открытие новых "миров". Перед исследователем в силу тех или иных обстоятельств открывается новая область непознанного, мир новых объектов и явлений, у которых нет еще даже имени. Далее в ход идет весь арсенал уже имеющихся средств, методов, теоретических представлений, исследовательских программ. Новой является сама область познания. Таким образом, по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Напомним, что в качестве оснований науки в методологии рассматриваются логические основания (идеалы и нормы научного исследования), собственно научные (научная картина мира) и философские. В истории естествознания можно обнаружить образцы обеих ситуаций интенсивного роста знаний. Примером первой из них может служить переход от механической к электродинамической картине мира, осуществленный в физике последней четверти XIX столетия в связи с построением классической теории электромагнитного поля. Этот переход, хотя и сопровождался довольно радикальной перестройкой видения физической реальности, существенно не менял познавательных установок классической физики. Новая картина исследуемой реальности и новые формы познавательной деятельности, утверждаясь в какой-либо науке, затем могут оказать революционизирующее воздействие на другие науки. В этой связи можно выделить два пути перестройки оснований научного исследования: 1) за счет внутридисциплинарного развития знаний; 2) за счет междисциплинарных связей, "прививки" парадигмальных установок из одной науки на другую. Оба эти пути в науке как бы накладываются друг на друга, поэтому в большинстве случаев правильнее говорить о доминировании одного из них в каждой из наук на том или ином этапе ее исторического развития.
Date: 2015-06-11; view: 912; Нарушение авторских прав |