Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференциация и интеграция наук





Развитие науки характеризуется диалектическим взаимо­действием двух противоположных процессов — дифференци­ацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграци­ей (синтезом знания, объединением ряда наук — чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в пе­риод возникновения науки в целом и отдельных наук), на дру­гих — их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (ча­стные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» — собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и соци­альный институт. В свою очередь философия начинает рас­членяться на ряд философских наук (онтологию, гносеоло­гию, этику, диалектику и т. п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них — на научные дисцип­лины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения.

В последующий период процесс дифференциации наук про­должал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями раз­вития научного знания. Следствием этого процесса явилось воз­никновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук. Как только биологи углубились в изучение живого настоль­ко, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усилен­ное изучение этих процессов, накопление результатов, что при­вело к возникновению новой науки — биохимии.

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции — объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их ме­тодов) в единое целое, стирание граней между ними. Это осо­бенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области на­учного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).

В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например, сложная проблема исследования Космоса потребо­вала объединения усилий ученых самых различных специаль­ностей, Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естествен­ных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.

 







Date: 2015-06-11; view: 616; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию