Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научное познание и его специфика
Научное познание, как и все формы накопления культурных ценностей, необходимо, чтобы регулировать человеческую деятельность. На ранних стадиях развития общества познание отображает способы практического изменения объектов, включая в их характеристику цели, способности и действия человека, т.е. субъективный фактор. Известно, что в мифах древних народов силы природы всегда уподобляются человеческим силам, а ее процессы - человеческим действиям. В процессе эволюции общества познание начинает исключать антропоморфные факторы из характеристики предметных отношений. Наука ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности.Этопреобразование всегда определено сущностными связями, законами изменения и развития объектов. Сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами. Поэтому основная задача науки - выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. Первая особенность научного познания - ориентация науки на изучение объектов, исследование объективных законов их измене и развития. Цель науки - получение знаний о реальности. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности - и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле, но только в науке получение знаний является главной целью. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Изучая объекты, преобразуемые в деятельности, наука не ограничивается познанием только тех предметных связей, которые могут быть освоены в рамках исторически сложившихся на данном этапе развития общества типов деятельности. Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов, в том числе и те, которые соответствовали бы будущим типам и форм практического изменения мира. Обыденное познание пользуется естественным языком, наука, хотя и использует естественный язык, не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Во-первых, естественный язык приспособлен для описания объектов, включенных в практику человека (наука же выходит за ее рамки); во-вторых, понятия естественного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения. Наука же стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является специфической особенностью научного познания, отличающей его от обыденного. Обыденное знание не систематизировано, это - набор сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения. Научное знание - систематизировано, упорядочено. Таким образом, мы получаем характеристики системности и обоснованности научного знания, отличающие его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей. Еще одним отличительным признаком науки при ее сравнении с обыденным познанием является необходимость применения научных методов. Приемы обыденного познания формируются в повседневной практике, вплетены в обыденный опыт. Совокупность данных приемов, как правило, не осознается субъектом как метод познания. В науке же изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект. Итак, можно перечислить специфические особенности научного познания: 1. Научное познание ориентировано на выявление объективных законов изменения и развития объектов окружающего мира. 2. Научное познание нацелено не только на изучение объектов, включенных в современную практику, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем. 3. Знания, полученные в ходе научного познания, являются системными и обоснованными. 4. Научное познание использует особые методы, с помощью которых изучаются ее объекты. 5. Научное познание вырабатывает специальный язык, на котором описываются объекты науки. 6. В научном познании используется специальная научная аппаратура. Специфика научного познания отражается в критериях научности, отличающих научное знание от ненаучного: 1. Истинность научного знания. Вся наука, все человеческое познание направлены к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность. 2. Интерсубъективность знания. Научное знание представляет собой стройную систему логически связанных между собой предложений, в которых зафиксировано знание объективных связей и законов действительности. 3. Системность и обоснованность научного знания. Научные утверждения находятся в логически необходимой связи, т.е. определенным образом систематизированы. Важнейшими способами обоснования полученного знания являются: А) на эмпирическом уровне: • Многократные проверки наблюдениями и экспериментами. Б) на теоретическом уровне: • Определение логической связности, выводимости знаний; • Выявление их непротиворечивости, соответствия эмпирические данным; • Установление возможности описывать известные явления v предсказывать новые. Обоснование научного знания, приведение его в стройную единую систему является одним из важнейших факторов развития науки. Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специфических своих элементов. С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания, последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве: а) Субъект науки — ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т. п., в конечном счете — общество в целом. б) Объект (предмет, предметная область), т. е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т. п. в) Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов. г) Свой специфический, именно для них язык — как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т. п.). При ином «срезе» научного познания в нем следует различать такие элементы его структуры: а) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; б) результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; в) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); г) «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира; д) философские установки (основания); е) социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; ж) методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и императивы; з) стиль мышления и некоторые другие элементы (например, внерациональные).
Date: 2015-06-11; view: 917; Нарушение авторских прав |