Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное познание и его специфика





Научное познание, как и все формы накопления культурных ценностей, необходимо, чтобы регулировать человеческую деятельность. На ранних стадиях развития общества познание отображает способы практического изменения объектов, включая в их характеристику цели, способности и действия человека, т.е. субъективный фактор. Известно, что в мифах древних народов силы природы всегда уподобляются человеческим силам, а ее процессы - человеческим действиям.

В процессе эволюции общества познание начинает исключать антропоморфные факторы из характеристики предметных отношений. Наука ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности.Этопреобразование всегда определено сущностными связями, законами изменения и развития объектов. Сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами. Поэтому основная задача науки - выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.

Первая особенность научного познания - ориентация науки на изучение объектов, исследование объективных законов их измене и развития.

Цель науки - получение знаний о реальности. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности - и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле, но только в науке получение знаний является главной целью.

Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Изучая объекты, преобразуемые в деятельности, наука не ограничивается познанием только тех предметных связей, которые могут быть освоены в рамках исторически сложившихся на данном этапе развития общества типов деятельности. Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов, в том числе и те, которые соответствовали бы будущим типам и форм практического изменения мира.

Обыденное познание пользуется естественным языком, наука, хотя и использует естественный язык, не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Во-первых, естественный язык приспособлен для описания объектов, включенных в практику человека (наука же выходит за ее рамки); во-вторых, понятия естественного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения. Наука же стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является специфической особенностью научного познания, отличающей его от обыденного.

Обыденное знание не систематизировано, это - набор сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения. Научное знание - систематизировано, упорядочено.

Таким образом, мы получаем характеристики системности и обоснованности научного знания, отличающие его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей.

Еще одним отличительным признаком науки при ее сравнении с обыденным познанием является необходимость применения научных методов. Приемы обыденного познания формируются в повседневной практике, вплетены в обыденный опыт. Совокупность данных приемов, как правило, не осознается субъектом как метод познания. В науке же изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект.

Итак, можно перечислить специфические особенности научного познания:

1. Научное познание ориентировано на выявление объективных законов изменения и развития объектов окружающего мира.

2. Научное познание нацелено не только на изучение объектов, включенных в современную практику, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем.

3. Знания, полученные в ходе научного познания, являются системными и обоснованными.

4. Научное познание использует особые методы, с помощью которых изучаются ее объекты.

5. Научное познание вырабатывает специальный язык, на котором описываются объекты науки.

6. В научном познании используется специальная научная аппаратура.

Специфика научного познания отражается в критериях научности, отличающих научное знание от ненаучного:

1. Истинность научного знания. Вся наука, все человеческое познание направлены к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность.

2. Интерсубъективность знания. Научное знание представляет собой стройную систему логически связанных между собой предложений, в которых зафиксировано знание объективных связей и законов действительности.


3. Системность и обоснованность научного знания. Научные утверждения находятся в логически необходимой связи, т.е. определенным образом систематизированы.

Важнейшими способами обоснования полученного знания являются:

А) на эмпирическом уровне:

• Многократные проверки наблюдениями и экспериментами.

Б) на теоретическом уровне:

• Определение логической связности, выводимости знаний;

• Выявление их непротиворечивости, соответствия эмпирические данным;

• Установление возможности описывать известные явления v предсказывать новые.

Обоснование научного знания, приведение его в стройную единую систему является одним из важнейших факторов развития науки.

Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элемента­ми данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специфических своих элементов.

С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания, последнее включает в себя четыре необходи­мых компонента в их единстве:

а) Субъект науки — ключевой ее элемент: отдельный иссле­дователь, научное сообщество, научный коллектив и т. п., в конечном счете — общество в целом.

б) Объект (предмет, предметная область), т. е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.

Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль ис­следователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т. п.

в) Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных свое­образием их предметов.

г) Свой специфический, именно для них язык — как есте­ственный, так и искусственный (знаки, символы, мате­матические уравнения, химические формулы и т. п.).

При ином «срезе» научного познания в нем следует разли­чать такие элементы его структуры: а) фактический матери­ал, почерпнутый из эмпирического опыта; б) результаты пер­воначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; в) основанные на фактах проблемы и на­учные предположения (гипотезы); г) «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира; д) философские установки (основания); е) социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; ж) методы, идеалы и нормы на­учного познания, его эталоны, регулятивы и императивы; з) стиль мышления и некоторые другие элементы (например, внерациональные).

 







Date: 2015-06-11; view: 917; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию