Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основания науки
В рамках каждой научной дисциплины многообразие знаний организуется в единое системное целое во многом благодаря основаниям, на которые они опираются. Основания выступают системообразующим блоком, который определяет стратегию научного поиска, систематизацию полученных знаний и обеспечивает их включение в культуру соответствующей исторической эпохи. Можно выделить три главных компонента оснований науки: логические - идеалы и нормы исследования, собственно научные -научную картину мира и философские основания. Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены: а) собственно познавательные установки, которые регулируют процесс познания; б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития. Познавательные идеалы науки имеют достаточно сложную организацию. Можно выделить идеалы и нормы: 1) объяснения и описания; 2) доказательства и обоснования знания; 3) построения и организации знаний. На разных этапах своего исторического развития наука создает разные системы идеалов и норм исследования. Сравнивая их, можно выделить как общие, так и особенные черты познавательных идеалов и норм. Общие черты характеризуют научную деятельность в целом, а особенные черты отражают специфику конкретных научных дисциплин. В содержании любого из выделенных нами видов идеалови нормнауки можно зафиксировать три взаимосвязанных уровня. Первый уровень представлен признаками, которые отличают науку от других форм познания (обыденного, стихийно-эмпирического познания, искусства, религиозно-мифологического освоения мира и т.п.) Второй уровень содержания идеалов и норм исследования представлен исторически изменчивыми установками, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном историческом этапе ее развития. Становление естествознания в конце XVI - начале XVII века утвердило новые идеалы и нормы обоснованности знания. В соответствии с новыми ценностными ориентациями и мировоззренческими установками главная цель познания определялась как изучение и раскрытие природных свойств и связей предметов, обнаружение естественных причин и законов природы. Отсюда в качестве главного требования обоснованности знания о природе было сформулировано требование его экспериментальной проверки, Эксперимент стал рассматриваться как важнейший критерий истинности знания. В содержании идеалов и норм научного исследования можно выделить третий уровень, в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки. Итак, первый блок оснований науки составляют идеалы и нормы исследования. Они образуют целостную систему с достаточно сложной организацией. Определяя общую схему научной деятельности, идеалы и нормы регулируют построение различных типов теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. Они как бы "вплавляются", "впечатываются" во все эти процессы исследовательской деятельности. Исследователь может не осознавать всех применяемых в поиске нормативных структур, многие из которых ему представляются само собой разумеющимися. Он чаще всего усваивает их, ориентируясь на образцы уже проведенных исследований и на их результаты. В этом смысле процессы построения и функционирования научных знаний демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создавались научные знания. Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы. В отдельных научных дисциплинах формируются специальные картины мира, наиболее разработанной из которых является физическая картина мира. Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине мира посредством представлений: о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; о типологии изучаемых объектов; об общих закономерностях их взаимодействия; о пространственно-временной структуре реальности. Картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины (фундаментальные и частные), а также опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть согласованы картины реальности. Одновременно она функционирует в качестве исследовательской программы, которая направляет постановку задач как эмпирического, так и теоретического поиска и выбор средств их решения. Рассмотрим третий блок оснований науки. Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование. Оно осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают постулаты науки, а также ее идеалы и нормы. Философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.
55. Внутренние и внешние факторы развития науки. Интернализм и экстернализм Наука и техника в XX столетии придали беспрецедентный динамизм истории, предоставили во власть человека огромную силу, которая позволила резко увеличить масштабы преобразовательной деятельности людей. Радикально изменив естественную среду своего обитания, человек создал «вторую природу» – искусственную, которая для его жизни не менее значима, чем первая. Чем же характеризуется сегодня развитие науки, приводящее к столь значительным изменениям во всей нашей жизни, во всем облике современной цивилизации? Что же является движущими факторами науки? Существуют два научных подхода, по-разному отвечающих на этот вопрос. Интернализм – концепция развития науки, в которой главное значение придается внутренним факторам развития. Считается, что наука – автономна, развитие ее может быть объяснено только из нее самой. История науки – это движение идей, понятий, теорий по внутренней логике их развития, изменение стилей мышления, происходящего скачкообразно. Лидер этого направления - французский историк А.Койре - блестяще показал, что научная революция XVII в. была связана с коренной ломкой античного и средневекового видения мира. Но чем объяснить само это разрушение, чем оно было вызвано, что привело к нему и почему оно произошло именно в XVII в., а не значительно раньше или позже? Почему научная революция, приведшая к формированию науки нового типа, произошла только в Европе и почему наука в ее современном понимании не возникла в странах древних восточных цивилизаций (Китай, Индия), хотя там был высокий уровень культуры, и эти страны в средние века значительно опережали Европу во многих областях знаний и их практического применения? Экстернализм – концепция развития науки, которая ведущую роль в развитии науки отводит внешним факторам, в первую очередь социально-экономическим. Для экстернализма эти факторы выступают в качестве внешних по отношению к науке. Для него не существует проблемы выяснения механизмов, путей их преобразования в специфическую для науки форму развития. Взаимодействие социальных и экономических условий с наукой рассматривается как их прямое, непосредственное воздействие на нее. В настоящее время научное сообщество признает, что наука не может рассматриваться ни как явление, полностью замкнутое в себе, ни, наоборот, полностью подчиненное внешним факторам. В развитии науки действуют как внешние, так и внутренние факторы в их единстве и взаимосвязи. Date: 2015-06-11; view: 552; Нарушение авторских прав |