Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные модели соотношения философии и частных наук





Решение вопроса о соотношении философии и частных наук можно свести к двум основным моделям (типам): а) аб­солютизация одной из этих сторон (метафизический подход); б) взаимосвязь, взаимодействие (союз) обеих сторон (диалек­тический подход).

Характеризуя первый тип, следует выделить две главные его формы: спекулятивное (от лат. наблюдаю, созерцаю) умо­зрение и позитивизм (от лат. положительный).

Спекулятивное умозрение строило свою «абсолютную мо­дель» мира, не опираясь в должной мере на частнонаучное знание (которое не всегда было достаточно развитым).

Натурфилософия — преимущественно умозрительное ис­толкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Гра­ницы между естествознанием и натурфилософией, как и ме­сто самой натурфилософии в системе философского знания, менялись в истории философии. В античности она фактически сливалась с зачатками естественнонаучных знаний и обычно именовалась физикой. Натурфилософия была важнейшей со­ставной частью философских систем Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.), разрабатывалась представителями немецкой классической философии (особенно Шеллингом и Гегелем).

Несмотря на свой умозрительный характер, натурфилософия смогла выдвинуть ряд ценных продуктивных идей: атомистика античности (Левкипп, Демокрит и др.), идеи развития и «поляр­ности», принцип целостности природы (Шеллинг, Гегель), един­ства материи, движения, пространства и времени (Гегель), иерархии форм движения материи (Гегель) и ряд других.

Философия истории — раздел философии, связанный с пре­имущественно умозрительной интерпретацией историческо­го процесса и исторического познания.

Уже в античной философии содержались определенные представления о прошлом и будущем человечества, однако они еще не складывались в законченную систему взглядов. Начиная с XVI—XVII вв. философия истории становится од­ним из главных разделов философских систем. Ее становление как самостоятельной философской дисциплины истори­чески связано с именами Вольтера, Вико, Гердера, Сен-Симо­на и особенно Гегеля.

Несмотря на умозрительность, схематизм, идеализм и ме­тафизичность (наиболее ярко проявившиеся у Гегеля), пред­ставители философии истории смогли сформулировать целый ряд рациональных, позитивных идей, не потерявших своего значения по сей день. Среди них — идеи о закономерном ходе истории как процессе, о прогрессе в истории и его критери­ях, о единстве исторического процесса и многообразии его форм, о взаимосвязи свободы и необходимости и др. Были сформулированы «зачатки» материалистического понимания истории и показана необходимость исторического, диалекти­ческого подхода к ее исследованию.

Позитивизм — фило­софское направление, основанное на принципе, что все под­линное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных (част­ных) наук и синтетического объединения этих результатов. Философия же как особая наука, претендующая на самосто­ятельное исследование действительности, не имеет права на существование. «Наука — сама себе философия» — вот кредо позитивизма.

По мнению неопозитивистов, предметом философии должен быть язык (прежде всего язык науки) как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке. Противопоставляя науку философии, представи­тели неопозитивизма считали, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Тради­ционные философские вопросы объявлялись неопозитивиз­мом бессмысленной «метафизикой» на том основании, что они формулируются с помощью терминов, которые являют­ся псевдопонятиями, ибо определения последних не поддают­ся проверке.

Вопрос о соотношении философии и науки решался не только метафизически односторонне (умозрение и позити­визм), но и диалектически. Наиболее характерными здесь яв­ляются: а) диалектически-идеалистический подход (Шеллинг и особенно Гегель); б) диалектико-материалистический под­ход (Энгельс и последующее развитие этого подхода).

Ф. Энгельс осуществил глубокое диалектико-материалистическое переосмысление философии Гегеля с учетом обоб­щения важнейших результатов развития естественных и гума­нитарных наук. На материале прежде всего естествознания Энгельс показал, что в природе сквозь хаос бесчисленных из­менений прокладывают себе путь диалектические законы развития. Это положение уже не было умозрительным, а опира­лось на большое количество фактов. Особенно большое зна­чение в этом отношении имели сделанные в 30—50 гг. XIX в. три великих открытия — закон сохранения и превращения энергии, теория клетки и концепция Дарвина.


Оригинальные и интересные идеи о соотношении науки и философских учений высказал наш выдающийся естествоис­пытатель и мыслитель В. И. Вернадский. Так, он отмечал, что одновременно сосуществуют многие различные, независимые и разнообразные, сходные и несходные, противоречащие фи­лософские системы и концепции, и что выбор между ними на основе истинности одной из них не может быть логически сде­лан. Сила философии — в ее разнородности и в большом диа­пазоне этой разнородности. Поэтому не может быть и речи о согласовании философских концепций и о нахождении како­го-нибудь единого, общего, всеобнимающего представления.

В основе философии лежит примат человеческого разума, который есть ее верховный судья, законы разума определяют ее суждения. Это есть верховное начало знания. Ученый не может не считаться с работой философа, должен критически использовать его достижения, но не может придавать ей того же значения, какое он придает основной части своего специ­ального знания — анализу фактов, эмпирическим обобщени­ям, научным гипотезам и теориям и т. п.

 

57. Преемственность в развитии научных знаний. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки

Объективной основой преемственности в науке является то реальное обстоятельство, что в самой действительности име­ет место поступательное развитие предметов и явлений, вызы­ваемое внутренне присущими им противоречиями. Воспроиз­ведение реально развивающихся объектов, осуществляемое в процессе познания, также происходит через диалектически отрицающие друг друга теории, концепции и другие формы знания.

В этом процессе «восхождения на гору» содержание отри­цаемых знаний не отбрасывается полностью, а сохраняется в новых концепциях в «снятом» виде, с удержанием положи­тельного. Новые теории не отрицают полностью старые, по­тому что последние с определенной степенью приближения отображают объективные закономерности действительности в своей предметной области. История науки показала, что, например, «...в физике более поздние этапы ее развития вов­се не сводят к нулю значение более ранних стадий, а лишь указывают границы применимости этих более ранних стадий, включая их как предельные случаи в более широкую систему новой физики».

Диалектическое отношение новой и старой теории в науке нашло свое обобщенное отражение в принципе соответствия, впервые сформулированном Нильсом Бором. Согласно дан­ному принципу, смена одной частнонаучной теории другой обнаруживает не только различия, но и связь, преемствен­ность между ними. Новая теория, приходящая на смену ста­рой, в определенной форме — а именно в качестве предельно­го случая — удерживает ее. Так, например, обстояло дело в соотношении «классическая механика — квантовая механи­ка». Поэтому, по словам Эйнштейна, «лучший удел» какой-либо теории состоит в том, чтобы указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама оста­ется предельным случаем. При этом новая теория выявляет как достоинства, так и ограниченность старой теории и позво­ляет оценить старые понятия с более глубокой точки зрения.


Философско-методологическое значение принципа соответствия состоит в том, что он выражает диалектику процесса, познания, перехода от относительных истин к абсолютной, преемственность в развитии знания, диалектическое отрицание старых истин, теорий, методов новыми.

В процессе развития научного познания возможен обрат­ный переход от последующей теории к предыдущей, их совпа­дение в некоторой предельной области, где различия между ними оказываются несущественными.

Таким образом, любая теория должна переходить в преды­дущую менее общую теорию в тех условиях, в каких эта пре­дыдущая была установлена. Поэтому-то «ошеломляющие идеи» теории относительности, совершившие переворот в методах физического познания, не отменили механики Нью­тона, а лишь указали границы ее применимости.

На каждом этапе своего развития наука использует факти­ческий материал, методы исследования, теории, гипотезы, законы, научные понятия предшествующих эпох и по своему содержанию является их продолжением. Поэтому в каждый определенный исторический период развитие науки зависит не только от достигнутого уровня развития производства и социальных условий, но и от накопленного ранее запаса на­учных истин, выработанной системы понятий и представле­ний, обобщившей предшествующий опыт и знания.

Важный аспект преемственного развития науки состоит в том, что всегда необходимо распространять истинные идеи за рамки того, на чем они опробованы.

Процесс преемственности в науке мо­жет быть выражен в терминах «традиция» (старое) и «новация» (новое). Это две противоположных диалектически связанные стороны единого процесса развития науки: новации выраста­ют из традиций, находятся в них в зародыше; все положитель­ное и ценное, что было в традициях, в «снятом виде» остает­ся в новациях.

Новация (в самом широком смысле) — это все то, что воз­никло впервые, чего не было раньше. Характерный пример новаций — научные открытия, фундаментальные, «сумасшед­шие» идеи и концепции — квантовая механика, теория отно­сительности, синергетика и т. п.

Традиции в науке — знания, накопленные предшествующи­ми поколениями ученых, передающиеся последующим поко­лениям и сохраняющиеся в конкретных научных сообще­ствах, научных школах, направлениях, отдельных науках и научных дисциплинах. Множественность традиций дает воз­можность выбора новым поколениям исследователей тех или иных из них. А они могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и негативными (что и как отвергается). Жизнеспособность научных традиций коренится в их даль­нейшем развитии последующими поколениями ученых в но­вых условиях.

Единство количественных и качественных изменений в развитии науки

В развитии науки «эпохи относительной стабильности от­делены друг от друга краткими периодами кризисов, во вре­мя которых под давлением фактов, ранее малоизвестных или вовсе неизвестных, ученые вдруг ставят под сомнение все принципы, казавшиеся до этого вполне незыблемыми, и че­рез несколько лет находят совершенно новые пути. Такие неожиданные повороты всегда характеризуют решающие этапы в прогрессивном развитии наших знаний. Этап количественных изменений науки — это постепенное накопление новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных рамках существующих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных теорий, понятий и принципов. 1


На определенном этапе этого процесса и в конкретной его «точке» происходит прерыв непрерывности, скачок, коренная ломка фундаментальных законов и принципов вследствие того, что они не объясняют новых фактов и новых открытий. Это и есть коренные качественные изменения в развитии на­уки, т. е. научные революции.

Примерами таких революций являются создание гелио­центрической системы мира (Коперник), формирование классической механики и экспериментального естествозна­ния (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон), революция в ес­тествознании конца XIX — начала XX в. — возникновение те­ории относительности и квантовой механики (А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг и др.). Крупные изменения происходят в современной науке, особенно связанные с фор­мированием и бурным развитием синергетики (теории само­организации целостных развивающихся систем), электрони­ки, генной инженерии и т. п. Научная революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя тем самым темпы развития науки.

 

 







Date: 2015-06-11; view: 719; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию