Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация инновационной деятельности в учреждении образования
Термин «новация» (от лат. novus – новый) в переводе с латыни означает новшество, новизну. Термин «инновация» (от лат. inovatis) означает нововведение.
Нововведение неверно отождествлять с внедрением. Нововведение – это не просто реализация кем-то и где-то созданного новшества, но и создание, разработка этого новшества до его реализации или непосредственно в процессе реализации. Допустим, педсовет принял решение об использовании в образовательном процессе технологии модульного обучения. Данная технология описана во многих пособиях и статьях. Тем не менее, учителям придется изначально разрабатывать модульные программы различных предметов, составлять УМК модульного типа, тесты для «входного» и «выходного» контроля, адаптировать технологию к условиям работы с разными возрастными категориями школьников, и многое другое. Таким образом, инновация – это непременно творчество: мы не переносим механически имеющиеся разработки в образовательный процесс, а переосмысливаем их, адаптируем к реальным условиям конкретного учебного предмета, школы, класса. С другой стороны, нововведение следует отличать от локального изобретательства, опытничества. Инновация основывается на определенной философской, научной концепции и приводит к существенным, интегральным изменениям в педагогической системе. Например, учитель изменил положение классной доски (перевесил на боковую стену). Или в ходе комбинированного урока вначале объяснил новый материал, а потом проверил домашнее задание. Такие перемены не дадут существенных результатов: от перестановки слагаемых сумма не меняется. А вот применение в учебном процессе интерактивной доски или разработка и проведение системы нетрадиционных уроков (урок-лекция, урок-семинар, урок-конференция, круглый стол, урок-игра и др.) – это уже нововведение. Само собой разумеется, что нет нужды без особой нужды отбрасывать одни организационные формы обучения и заменять их новыми, практически не проверенными, научно не обоснованными. Не все старое является консервативным и не все новое является прогрессивным. Классификация педагогических нововведений: 1. По объекту нововведения: а) педагогические нововведения, связанные с обновлением содержания образования (новые образовательные стандарты, новые учебные планы и программы, новые учебники, новые учебные предметы, разделы, темы). Например, по инициативе В.А. Сухомлинского в учебные планы средней школы был введен новый предмет – «Этика и психология семейной жизни»; б) педагогические нововведения, связанные с обновлением процессуальной части образования (новые технологии, методы, формы и средства обучения и воспитания). Например, переход младших классов к обучению по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; в) педагогические нововведения, связанные с обновлением процесса управления школой (например, создание системы компьютерного мониторинга качества образования, создание системы школьного маркетинга); г) комплексные нововведения. 2. По уровню (масштабу) нововведения: а) глобальные, или надгосударственные (например, введение системы кредитов в рамках общеевропейского пространства высшего образования); б) национальные (государственные), охватывают систему образования государства в целом (введение в Республике Беларусь 10-балльной системы оценивания, централизованного тестирования, пятидневной учебной недели); в) региональные (более характерны для систем образования государств-федераций, в частности, России, например, введение в учебные планы московских школ особого предмета «Москвоведение»); г) локальные – на уровне одного отдельно взятого учреждения образования (например, переход некоторых вузов Беларуси к рейтинговому контролю результатов деятельности студентов, к дистанционному обучению). 3. По гéнезису (происхождению): а) нововведения, которые возникли в рамках педагогической теории. Речь идет о внедрении в практику школы результатов психолого-педагогических исследований; б) нововведения, которые возникли в недрах практической деятельности учителей. Например, образцы уникального новаторского опыта таких педагогов, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, И.П. Иванов, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова и многих других стали достоянием учительства России, Украины, Беларуси и других стран. 4. Классификация педагогических нововведений по И.И. Цыркуну: а) личностные (обусловлены особенностями межличностного взаимодействия учителя и учащихся); б) эмпирические (результат метода проб и ошибок); в) модернистские (например, использование новых ТСО, преобразование помещений); г) технологические (создаются на основе научных знаний); д) концептуальные (связаны со сменой педагогической концепции, парадигмы). Комплексная деятельность по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств называется инновационном процессом. Инновационный процесс предполагает развертывание новшества от идеи до практического использования. Стадии инновационного процесса: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш. Следует отличать инновационный процессот педагогического эксперимента. Эксперимент – это проверка на практике того, чего еще в этой практике не было. Педагогический эксперимент проводит ученый-исследо-ватель. Результаты педагогического эксперимента подвергаются тщательной экспертизе и обобщаются в научных публикациях (диссертация, монография). Инновационный проект представляет собой организованный процесс внедрения в практику уже ранее прошедших экспериментальную проверку научных разработок в области педагогики и психологии. Фактически это процесс адаптированного использования уже состоявшейся практики. В настоящее время сложилась целая наука – педагогическая инноватика, изучающая проблемы создания новшеств, механизмы их распространения, а также причины сопротивления нововведениям. Инновация всегда предполагает перемены не только в деятельности, но и в отношениях, ценностных ориентациях субъектов образовательного процесса. Диапазон отношений к нововведениям колеблется от положительного отношения (потребность в нововведении, желание нововведения, принятие нововведения, приспособление к нововведению) до отрицательного (отказ от нововведения, открытое и скрытое сопротивление нововведению). Старое никогда не уходит добровольно, без борьбы. Сопротивление нововведению обычно порождается стереотипами мышления: «Это у нас уже есть, только по-другому называется…», «Это у нас не получится…», «Наш коллектив к этому не готов…», «Это не решает всех наших проблем…», «Это требует доработки…», «Есть и другие интересные предложения…» и т.д. Варианты скрытого сопротивления нововведениям: фрагментарное («кусочное») внедрение; вечный эксперимент; формальное внедрение («для галочки»); параллельное внедрение. Инициаторами педагогических нововведений, как правило, выступают: директор школы, педагогический совет, вышестоящие органы, МО, учителя, самоуправление, общественно-политические организации, ученики, родители (ранжирование проведено македонским ученым К. Ангеловски). Условия успешного педагогического нововведения: а) материальная и моральная поддержка педагогов-инноваторов; б) расширение их прав, делегирование полномочий; в) солидное методологическое обоснование нововведения (новые формы организации обучения, как бы они хороши ни были, не получат распространения, если учителя не убеждены в их полноценности); г) организация методической учебы педагогов, реализующих инновационный проект; д) организация интенсивного делового и межличностного взаимодействия участников инновационного проекта (интерактивные семинары, деловые и организационно-деятельностные игры, мозговые штурмы, дискуссии и т.п.); е) создание творческих групп; ж) разработка детальной программы инновационного проекта; з) научное консультирование инновационного проекта, сотрудничество школы с вузами, ИПК, НИИ; и) обеспечение инновационного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами; к) понимание и поддержка со стороны вышестоящих органов. Критерии эффективности инновационной деятельности в учреждении образования:положительная динамика обученности и воспитанности учащихся, их личностного развития, здоровьесбережение, уровень профессионального развития педагогов и морально-психологический климат в коллективе. Внешним результатом инновационно-педагогической деятельности является методическое произведение. Методическое произведение – это отрефлексированное и литературно оформленное педагогическое нововведение. К методическим произведениям относятся: · методические рекомендации для учителей; · учебник или учебно-методическое пособие для учащихся; · учебно-методический комплекс (УМК); · авторская учебная программа; · статья; · научно-методический доклад; · Интернет-публикация. Учебно-методический комплекс (УМК) по учебному предмету – это открытая система целесообразно отобранных дидактических средств, необходимых и достаточных для освоения учащимися учебного материала, входящего в учебную программу предмета.
Date: 2015-07-17; view: 774; Нарушение авторских прав |