Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические типы журналистики
Отнесение конкретного издания к одному из исторических типов (от греч. Typos «отпечаток, форма, образец») – результат обобщения на основе выделения «ядра» его позиции, играемой в обществе роли и главной социальной направленности. По этому признаку выделяются: * феодально-монархическая, * религиозно-клерикальная, * буржуазная, * социалистическая журналистики, с перспективой формирования общегуманистической журналистики в новой цивилизации, которая придет на смену современному обществу с его посткапиталистическими и постсоциалистическими чертами. Однако в конкретных изданиях могут сочетаться черты разных исторических типов (проникновение социалистических идей в буржуазные СМИ), а внутри каждого типа существуют отличные друг от друга разновидности (демократические и тоталитарные формы буржуазной журналистики). Кроме того, в зависимости от изменения роли той или иной группы, представляющая ее журналистика меняет свой характер (феодально-монархическая журналистика периода абсолютизма и буржуазных революций). Феодально-монархическая печать складывается сразу после возникновения первых газет (Западная Европа – время Решелье – Т. Ренодо «La Gazette» (1631), Россия – Петр 1 – «Ведомости» (1702)). Время - возникает по воли власти в период формирования абсолютистских монархий, мощных централизованных государств. Цель – идейно-организационное укрепление монархической абсолютисткой власти. Идеологическая основа информационной политики – освещаемые религией представления о божественной избранности монарха и естественности сословного деления. Первоначально ф.-м. журналистика играла прогрессивную роль, способствуя развитию государств в политической, экономической и культурной сфере. Направления: от охранительно-консервативных (сопротивление любым переменам) до отражавших идеи дворянских революционеров (подготовка буржуазных преобразований). Реакционная сущность проявилась позднее, когда ф.-м. журналистика стремилась сохранить старые устои, ставшие вместе с ф.-м. строем тормозом общественного развития (власть хотела сохранить монополию на журналистскую деятельность с помощью прямых запретов оппозиционных изданий и цензуры). Сейчас, во времена господства буржуазных отношений, во многих странах сохранились монархические институты (Вб., Исп., араб. страны), как и журналистика, пропагандирующая монархические идеи как выражение желания видеть у власти того, кому она принадлежит «по праву крови». Религиозно-клерикальная печать в эпоху феодализма была носителем и проповедником господствующей идеологии, основывающейся на религиозном мировоззрении, а также союзником и «дополнением» ф.-м. журналистики (цель). Идеологическая основа информационной политики – освящая существующие порядки, она внушала мысль об их божественном происхождении и страшных карах за посягательство на них даже в мыслях. Согласно концепции клерикализма (лат. clericalis «церковный»), церковь должна играть первенствующую роль в политическом управлении, общественной жизни и культуре (законы шариата в исламе). Сейчас - как и феодально-монархическая журналистика, религиозно-клерикальная журналистика, «вписалась» в буржуазное общество. Причина устойчивости - «святость» власти и «божественное» происхождение общественных порядков устраивали буржуазию. Церковь способна сосуществовать, и даже сотрудничать с различными социальными системами (на прядках фашисткой армии – «Gott mit uns» – «Бог с нами»). На рубеже веков, в период кризиса традиционных идеологий, на фоне необходимости прочных и общезначимых ценностей – «ренессанс» религий (даже возникла профессия религиозного теле- и радиопроповедника, передачи которых собирают огромные аудитории). Направления: как и в светской журналистике, в религиозно-клерикальной журналистике существуют «левые», «правые» и «центристы» («теология освобождения» в католицизме Латинской Америки и «исламский фундаментализм»). Буржуазная журналистика возникает на волне антифеодальной борьбы. Цель - она идеологически готовила победу буржуазных революций. Заявив себя главной оппозиционной прогрессивной силой, буржуазная журналистика вела борьбу против монархии за политическое и экономическое освобождение «третьего сословия» под лозунгами свободы, равенства и братства. Идеологическая основа информационной политики – провозгласила идею свободы печати и способствовала ее законодательному закреплению. Направления: в силу того, что буржуазный строй в разных странах в разные периоды приобретал различные черты (от революционно-демократических до тоталитарно-фашистских), разнообразие изданий и программ огромно. Левые - революционно-демократические. Правые – реакционно-консервативные (от фашистских и расистских до буржуазно-охранительных). Центристские – издания либерально-демократического толка («разгребатели грязи», либералы-реформисты, резкие критики пороков системы и др.). Типы: стремление проникнуть в различные слои общества породило множество типов изданий, которые можно разделить на 2 большие группы: качественные (рассчитанные на «верха»: крупных чиновников, военных, интеллектуалов) и массовые (обращенные к широким слоям населения). При стремлении казаться 4 властью, буржуазная журналистика испытывает сильное давление капитала (через владение СМИ, рекламу, объединения предпринимателей) и государства (деятельность ПР-служб, «утечки информации» и т.д.) Социалистическая журналистика возникла в связи с деятельностью организаций, выступающих за интересы трудящихся (цель). Особенно отчетливо это проявилось в Германии и России – странах, в которых на этапе развития буржуазно-демократического движения как самостоятельное выделилось рабочее движение, проповедующее социалистическую идеологию (1848-49 – «Новая Рейнская газета» – К. Маркс, Россия – революционно-демократическая и народническая пресса). Направления: раскол – революционно-демократическая (действовала в рамках Социалистического интернационала, социалистические преобразования реформистским путем, конец 20 века – необходимость модернизации) и коммунистическая печать. (основа – большевистская часть РСДРП на фоне кризиса социал-демократического движения во время 1 мировой, революционный путь преобразований, газета «Правда», позже – коммунистическая журналистика – идеологический инструмент партии, переходный период – с 1985 года: ликвидация цензуры, возникновение плюрализма мнений). Уже в 60-70-е годы – предпосылки возникновения нового мира, призванного решать единые глобальные проблемы. Уже сейчас мир – это единое информационное пространство, которое впоследствии будет обслуживать новый исторический тип журналистики – журналистика общегуманистическая. Date: 2015-07-17; view: 550; Нарушение авторских прав |