Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормативно-правовое регулирование вопросов профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений
Декларация принципов толерантности, утверждённая резолюцией ЮНЕСКО в ноябре 1995 г., провозглашает: каждый свободен придерживаться своих убеждений, и признает такое же право за другими. Однако это не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим людям. На федеральном уровне: В России основополагающим правовым актом в сфере профилактики экстремизма на межэтнической и межрелигиозной почве является Конституция Российской Федерации (1993 г.)[20]. В статье 13 первой главы Конституции запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены, в том числе на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В п.1 ст. 26 отмечается: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Согласно п.2 ст.26 каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В соответствии с п. 3. ст. 68 Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Статья 69 Конституции гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Конституция также закрепляет нормы регулирования межрелигиозных отношений. В ст. 14 говорится, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Согласно п 2. ст. 29 не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается
пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Впервые, обращение к вопросам экстремизма на законодательном уровне отмечается в 1995 г. в связи с участившимися случаями разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространения идей фашизма на территории Российской Федерации. 23 марта 1995 г. Президент РФ издаёт Указ о мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в РФ. В данном Указе помимо ужесточения усиления надзора за соблюдением установленных Конституцией Российской Федерации норм, Президент РФ предлагает Российской академии наук представить научное разъяснение понятия "фашизм" и связанных с ним понятий и терминов. В июне 1996 года утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, основными принципами которой является обеспечение условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочение общероссийской гражданской и духовно – нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью. Концепция представляет собой изложение общих, принципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере национальных отношений. Одной из важных задач данной Концепции является формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма. Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии отводится органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы жителей и способствовать более гибкому учету их национально-культурных запросов. Юридическое понятие экстремизм в российском праве возникло в связи с подписанием и ратификацией Шанхайской конвенции от 15.06.2001 "О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом". Согласно данной Конвенции экстремизм – это какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них. Другим нормативным актом, регламентирующим деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере профилактики межэтнических и межконфессиональных отношений, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[21], который определяет правовые и организационные основы профилактики экстремистской деятельности, устанавливает ответственность за ее осуществление. В этом федеральном законе закреплены следующие понятия: Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или
частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Расширяет понятийный спектр по тематике экстремизма Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 11 от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» и Уголовный Кодекс Российской Федерации. В них раскрыты следующие понятия: Публичные призывы (статья 280 УК РФ), это выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности (выступления людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.). Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, это высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. Экстремистское сообщество (статья 282.1 УК РФ) - устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, характеризующаяся наличием в ее составе организатора (руководителя), стабильностью состава, согласованностью действий ее участников в целях реализации общих преступных намерений. Структурное подразделение (часть) экстремистского сообщества - функционально и (или) территориально обособленная группа, состоящая из двух или более лиц (включая руководителя этой группы), которая осуществляет преступную деятельность в рамках и в соответствии с целями экстремистского сообщества. Руководство экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями (статья 282.1 УК РФ) - осуществление управленческих функций в отношении экстремистского сообщества, его части или структурных подразделений, а также отдельных его участников как при совершении конкретных преступлений экстремистской направленности, так и при обеспечении деятельности экстремистского сообщества. Участие в экстремистском сообществе (часть 2 статьи 282.1 УК РФ) - вхождение в состав такого сообщества и участие в подготовке к совершению одного или нескольких преступлений экстремистской направленности и (или) непосредственное совершение указанных преступлений, а также выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого сообщества (финансирование, снабжение информацией, ведение документации и т.п.). В соответствии с указанным законом к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся: 1. насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; 2. публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; 3. возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; 4. пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; 5. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
6. воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; 7. воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; 8. совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (пункт "е" части первой ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации); 9. пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходной с нацистской до степени смешения; 10. публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; 11. публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных выше и являющихся преступлением; 12. организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; 13. финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. В этом законе определены также и основные направления профилактики экстремизма. Основные направления профилактики экстремизма являются: 1. объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, данная мера используется при наличии в прокуратуре достоверных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности. Предостережение направляется руководителю общественного или религиозного объединения в письменной форме; 2. вынесение предупреждения в письменной форме общественному или религиозному объединению в случае выявления фактов наличия в их деятельности признаков экстремизма; 3. предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средства массовой информации; 4. приостановление деятельности общественных и религиозных объединений в случае осуществления ими экстремистской деятельности. Законом установлена ответственность: 1. общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности; 2. средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности; 3. должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности (Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе); 4. организаторов массовых акций (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований) за несоблюдение ими требования - не допускается осуществление экстремистской деятельности во время массовых акций;
5. граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности Законом запрещено: 1. использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности; 2. издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков экстремизма.
Профилактические меры противодействия экстремизму в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений также закреплены в Уголовном кодексе Российской Федерации[22]. Статьи 282.1, 282.2 УК РФ предусматривают ответственность за организацию экстремистского сообщества и организацию деятельности экстремистской организации. К числу общественно опасных деяний законодатель отнес преступления экстремистской направленности, предусмотренные ст.ст. 148, 149, 213, 214, 243, 244, 280, 282 УК РФ, в случае если они совершены по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы. Частью 1 ст. 213 УК РФ хулиганство определяется как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Статьей 282 УК РФ определена ответственность за преступления, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, например, оскорбления, ограничения в правах, депортация и т.д. Обязательным признаком объективной стороны является способ, деяние должно быть совершено публично или с использованием средств массовой информации. Преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Субъектом является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Преступление относится к категории средней тяжести. Статьей 282.2 УК РФ определена ответственность за организацию экстремистской деятельности экстремистской организации.Однако правоприменение этой статьи требуетзаконодательного определения статуса сети «Интернет» в качестве «средства массовой информации», это позволит более эффективно бороться с распространением экстремистских призывов и сведений с использованием сети. После принятия Федерального закона № 114-ФЗ 18 января 2003 г. Правительство РФ утверждает Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Организации и физические лица могут быть признанными причастными к экстремистской деятельности на основании решения суда или постановления уполномоченного должностного лица. В 2007 году (от 24 июля № 211-ФЗ) в Федеральный закон вносятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму. Юридическое определение экстремистских действий (экстремизма) содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ от 29.04.2008 «О противодействии экстремистской деятельности»[23] (Рисунок 1).
Рисунок. 1 – Определения экстремистских действий, содержащиеся в Федеральном Законе «О противодействии экстремистской деятельности»
(например, статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, пунктом «л» части 2 статьи 105, пунктом «е» части 2 статьи 111, пунктом «б» части 1 статьи 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание. В 2009 г. создаётся Научно-консультативный совет при Министерстве юстиции РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма, а также усиливается прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности. В 2010 г. наибольшее внимание уделяется межведомственному взаимодействию министерств и федеральных служб, осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления. За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В 2011 г. после ряда событий Президент Российской Федерации назвал противодействие националистам и радикалам "ключевой политической задачей". За последние четыре года уровень экстремистских проявлений вырос в значительной степени. Соответствующая реакция российского законодательства. За год с ноября 2012 года по декабрь 2013 в законы РФ было внесено отдельных законов и поправок 10 поправок, ужесточающих ответственность за экстремистскую деятельность: 1. 10.11.2012 Преступления экстремистской направленности; 2. 12.11.2012 Ответственность граждан за вандализм и совершение действий экстремистского характера; 3. 30.11.2012 Ответственность за распространение экстремистских материалов; 4. 17.12.2012 Об ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма; 5. 25.07.2013 Уголовная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; 6. 05.08.2013 Изменения в законодательстве по вопросам антитеррористической защищенности объектов; 7. 22.08.2013 Противодействие оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан; 8. 02.10.2013 Административная ответственность за распространение экстремистских материалов; 9. 08.11.2013 Внесены изменения в Федеральный закон «О противодействии терроризму»; 10. 20.11.2013 О мерах безопасности жизни общества; 11. 04.12.2013 Терроризм - "чума 21 века".
22 января 2014 года Государственной Думой РФ принят Федеральный закон № 5, ужесточающий ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности. Данное решение вызвано существенной активизацией деятельности различных экстремистских группировок, ставящих своей целью дестабилизировать общественно-
политическую обстановку в обществе. Результатом их деятельности являются террористические акты и массовые беспорядки на межнациональной и религиозной почве. Введение закона ужесточает меры по контролю за контентом в интернете. Отныне распространение в Сети экстремистской информации - уголовно-наказуемая деятельность. При этом, судя по последним событиям, достаточно поставить лайк или сделать репост какой-либо провокационной записи (в январе текущего года за подобный проступок сотрудники ФСБ задержали доцента философского факультета МГУ Вячеслава Дмитриева, отпустив позднее под подписку о невыезде). Наказание за публичные призывы к экстремизму в интернете - принудительные работы или лишение свободы до пяти лет. Аналогичным образом дополняется и известная статья 282 ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства") - под нее теперь также будут попадать соответствующие преступления, совершенные в информационном пространстве, например в Сети. Уголовный кодекс теперь содержит наказание за финансирование экстремизма. Основным изменением стало введение в Уголовный кодекс новой статьи, которая устанавливает наказание за "предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации". Федеральным законом от 28.06.2014 N 179-ФЗ внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральные законы от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Законом, уточняются организационные основы противодействия экстремистской деятельности и положения об ответственности за распространение экстремистских материалов. Под финансированием экстремистской деятельности понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации. На региональном уровне федеральные законы Российской Федерации развиваются и уточняются применительно к местным условиям. К настоящему времени разработаны и действуют множество региональных нормативных правовых актов, регулирующих профилактику экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений. Проблемы профилактики экстремизма отражены и в подзаконных нормативных актах, так Министерством регионального развития Российской Федерации в целях повышения эффективности реализации государственной национальной политики, а также своевременного предотвращения и профилактики конфликтных ситуаций была разработана и принята «Инструкция о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений и действиях, направленных на ликвидацию их последствий», которая утверждена приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 29 июня 2007 г. № 57[25]. Вопросы профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений нашли отражение и в миграционном законодательстве. Принят целый ряд законов и подзаконных актов, которые можно отнести к правовым регулятивным механизмам профилактики экстремизма в среде мигрантов. Среди них особое значение имеют нормативные акты в отношении беженцев и вынужденных переселенцев, акты по иммиграционному контролю, акты, регулирующие въезд/выезд, проживание и пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства и др.
Реализация этих нормативных правовых актов сопровождается организационно-правовой работой органов государственной и муниципальной власти по решению проблем социальной адаптации беженцев. Кроме беженцев неблагополучная ситуация сложилась в стране с незаконной миграцией. По очень скромным (на наш взгляд) подсчетам ФМС России в стране насчитывается более 3 млн. чел. незаконных мигрантов, по более пессимистическим взглядам ученых и политиков их насчитывается от 5 до 10 млн. Незаконная миграция в столь больших объемах формирует мощный конфликтный потенциал между мигрантами и местным населением, а также в структуре самой миграции, создавая тем самым благоприятные условия для проявлений экстремизма на межэтнической и межрелигиозной почве. Для повышения эффективности государственной политики противодействия экстремизму создана Государственная информационная система миграционного учета (ГИСМУ), цели которой представлены на Рисунке 2. 1. Формирование полной и достоверной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для формирования представленной о миграционной ситуации в стране ее оценке, выработки и реализации мер, направленных на регулирование миграционных процессов на территории РФ
Формирование полной достоверной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для формирования представленной о миграционной ситуации в стране ее оценке, вы работки и реализации мер, направленных на регулирование миграционных процессов на территории РФ
Date: 2016-08-31; view: 420; Нарушение авторских прав |