Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пределах своей компетенции
Рисунок 5 - Субъектам противодействия экстремистской деятельности РФ. Профилактика экстремистской деятельности: В приоритетном порядке осуществление субъектами противодействия экстремистской деятельности в пределах своей компетенции профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских, мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности. Выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности в основном осуществляется специальными органами государственной власти, а также иными органами государственной власти, в пределах своих компетенций.
Рисунок 6 – Основные меры противодействия экстремизму Обзор законодательно закрепленного категориального аппарата позволяет сделать ряд выводов: российским законодательством сформирован достаточно широкий спектр понятий, принципов и направлений, связанных с экстремизмом и противодействием ему. Формы проявлений современного экстремизма Характер профилактических мер снижения рисков экстремизма напрямую зависит от понимания форм проявлений современного экстремизма. Основные формы представлены на Рисунке 7.
Рисунок 7 – Основные формы современного экстремизма Экстремизм в молодежной среде - одна из острейших проблем современной России. В молодежной среде растет количество преступлений, повышается уровень насилия, в ней экстремизм становится все более организованным. По данным МВД РФ, «сегодня в стране действуют более 300 экстремистских молодежных группировок»[31], в деятельность которых вовлечены почти 10 тысяч человек. Больше всего молодых экстремистов проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях. Экстремизм на религиозной почве – разжигание ненависти в сфере межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Может проявляться в различных формах, например, «…радикализация (в средствах осуществления своих целей) фундаментализма, либо как крайняя форма радикальных идеологий (часто - каких-то маргинальных религиозных групп»[32]. Социальный экстремизм - преступления по мотивам социальной ненависти. Этнический экстремизм - преступления на почве межэтнической розни. Э кстремизм в сфере миграционных отношений – радикальные действия миграционных организаций и отдельных мигрантов в отношении местного населения и органов государственной и муниципальной власти или же местного населения в отношении мигрантов и другие формы экстремизма. Терроризм - крайнее проявление экстремизма — политика, основанная на систематическом применении террора (насилие, запугивание, устрашение). В российском законодательстве терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий. К другим формам проявления экстремизма относятся: Пропаганда экстремизма, Информационная деятельность, направленная на распространение идей экстремизма, Вовлечение в экстремистскую деятельность и т.д. Таким образом, по формам и содержанию экстремизм весьма разнообразен. Крайние проявления экстремизма возникают не сразу, они чаще всего бывают следствием латентных фаз экстремистской деятельности организаций и религиозных групп (формирование идеологии экстремизма, пропаганда идеологии экстремизма и др.), как правило, экстремистские настроения подогреваются длительным накоплением противоречий в обществе. В этой связи важное место в системе мер противодействия экстремизму отводится профилактике экстремизма.
Основные направления профилактики экстремизма в молодежной среде Нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремизма Нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремизма в молодежной среде ориентировано на создание институциональных условий, снижающих риск вовлечения молодого поколения в экстремистскую активность. В рамках данного направления предлагается осуществление следующих мероприятий: 1. разработка и принятие федерального закона о молодежи, рассматривающего молодое поколение как стратегический ресурс нации, а молодежную политику в качестве важного направления национальной безопасности государства. В законе должны быть сформулированы основные подходы к формированию и реализации национальной молодежной политики, интегрирующей в себе деятельность государства и институтов гражданского общества по развитию молодого поколения и включению его в социокультурное пространство современной России; 2. разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на повышение жизненных шансов молодого поколения и внедрение системы эффективной поддержки социально незащищенных групп молодежи; 3. разработка и внедрение в России ювенальной юстиции как механизма защиты прав детей и молодежи, создание современного правового поля их жизнедеятельности; 4. внесение изменений в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», выделение молодежного экстремизма в качестве особой формы экстремистской активности, ужесточение наказания за вовлечение подростков и молодых людей в экстремистскую деятельность; 5. внесение изменений в Федеральный закон «О средствах массовой информации», ужесточающих ответственность руководителей и редакторов СМИ за пропаганду агрессии, национализма, шовинизма, экстремистских проявлений непосредственно в молодежной среде; внесение изменений в Федеральную программу патриотического воспитания, переориентация ее с военно-патриотической в сторону развития гражданственности, толерантности, формирования ценностей культуры мира; 6. разработка и принятие федеральной программы профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде, основанной на современных научных исследованиях и достижениях; 7. разработка нормативных правовых актов, регламентирующих внедрение системы психологической «диспансеризации» детей, подростков и молодежи. Необходимо периодическое психологическое обследование молодого поколения на предмет выявления психических отклонений, акцентуаций, ненормированной агрессии и склонности к девиациям, психологических проблем, связанных с неадекватной самооценкой и т. д.; 8. внедрение обязательной (один раз в пять лет) сертификации педагогов, социальных работников, психологов, работников молодежной сферы, направленной на выявление психологических проблем, связанных с профессиональным «выгоранием» и повышением уровня агрессии. Разработка системы профилактики и реабилитации для них; 9. внесение изменений в уставы муниципальных образований, закрепляющих нормативный правовой статус органов по делам молодежи и запрещающих их сокращение или ликвидацию (внедрение Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ряде муниципальных образований привело к ликвидации органов по делам молодежи, объединению их с системой спорта и культуры). Научно-методическое и аналитическое обеспечение профилактики экстремизма в молодежной среде Успешная профилактика экстремизма в молодежной среде невозможна без системы научно-методического и аналитического сопровождения этой деятельности. Данное направление ориентировано на создание механизмов изучения феномена российского молодежного экстремизма, организацию системы мониторинга динамики его изменений, разработку адекватных современности форм и методов профилактической работы В рамках направления предполагается осуществление следующих мероприятий: 10. разработка методического инструментария и проведение ежегодного мониторинга «Дети и молодежь России», направленного на изучение проблем, социального самочувствия детей, подростков и молодежи, исследование девиаций в молодежной среде, анализ развития и деятельности молодежных субкультур; 11. формирование научного сообщества исследователей, занимающихся изучением проблем экстремального поведения, национализма, шовинизма, ксенофобии, развития толерантного самосознания среди молодежи; 12. издание и распространение в регионах научных и научно-методических работ по организации системы профилактики экстремизма в молодежной среде; 13. создание интернет-ресурса для педагогов, психологов, социальных работников, руководителей и сотрудников молодежных центров, клубов, руководителей общественных объединений, посвященного проблемам профилактики молодежного экстремизма; 14. создание при кафедрах социальной педагогики, социальной работы, социальной психологии лабораторий по исследованию региональных аспектов молодежного экстремизма, радикального поведения, молодежных субкультур; 15. введение учебной дисциплины «Социальная экстремология» в высших учебных заведениях, готовящих педагогов, психологов, социальных и молодежных работников; 16. создание на базе молодежных учреждений и центров экспериментальных площадок по апробации инновационных форм профилактики молодежного экстремизма, развитию методов «мягкого» управления молодежными субкультурами, их ресоциализации; 17. ведение реестра детских и молодежных субкультур с описанием их численности, основных форм и средств деятельности. Создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала молодежи и включения ее в социально одобряемые виды деятельности.
Направление ориентировано на формирование на территории России площадок, в рамках которых подростки и молодые люди будут иметь возможность удовлетворить свои потребности, которые в нереализованном виде могут привести их в неформальные объединения девиантной направленности Среди основных мероприятий данного направления выделим: 1. разработку и актуализацию в общественном сознании молодежи новой ценностной модели, базирующейся на принципах толерантности, культуры мира, патриотизма, гражданской ответственности; 1. создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта (через систему создания ассоциаций экстремальных видов спорта, проведение открытых чемпионатов для экстремалов, организацию и проведение специализированных смен в общероссийских летних оздоровительных лагерях); 2. организацию и проведение общероссийских соревнований по экстремальным видам спорта; 3. учреждение общероссийских молодежных СМИ (радио- и телеканалы, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность и т. д. в среде молодежи; 4. инициирование общероссийских молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит решение разнообразных молодежных проблем (в том числе институционализация движений футбольных фанатов через привлечение их к организованным формам реализации собственной активности); 5. организацию и проведение бесплатных фестивалей молодежных музыкальных субкультур (панки, хиппи, рокеры, хип-хоп-культура и т. д.); 6. разработку и проведение общероссийского конкурса «Неформальные лидеры России», направленного на выявление, обучение и включение в продуктивную деятельность лидеров неформальных молодежных объединений, групп, движений; 7. разработку системы воспитательной и организаторской работы с молодежью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодежи; 8. создание бесплатных центров, звукозаписывающих студий, площадок для реализации творческого потенциала представителей молодежных субкультур (граффити, музыкальные субкультуры); 9. развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации; 10. создание и развитие «уличных» служб работы с молодежью, специалисты которых могут осуществлять профилактическую деятельность непосредственно среди дворовых и уличных групп и компаний; 11. развитие дворового спорта, организация и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, стритболу и т. д.; 12. создание при студенческих общежитиях клубов и центров, организующих свободное время учащихся и студентов; 13. строительство площадок для экстремальных видов спорта; 14. создание и развитие молодежных советов при государственных органах власти, включенных в процесс управления развитием региона. Кадровое и организационное обеспечение функционирования системы профилактики молодежного экстремизма.
Направление ориентировано на подготовку и переквалификацию специалистов, работающих с подростками и молодежью, в соответствии с современным этапом развития радикальных и экстремистских проявлений в молодежной среде
Оно предполагает: 1. изменение государственного образовательного стандарта для психологов, педагогов, социальных и молодежных работников с целью выделения образовательного модуля, связанного с изучением феномена молодежного экстремизма и форм и методов его профилактики; 1. создание на базе крупных российских университетов образовательных центров для подготовки (переподготовки) специалистов по профилактике молодежного экстремизма; 2. формирование общероссийской команды тренеров, работающих в сфере инновационных методик профилактики экстремизма в молодежной среде; 3. создание специализированных научно-методических изданий, посвященных проблеме молодежного экстремизма; 4. организация переподготовки школьных психологов, социальных работников, специалистов молодежной сферы; 5. внедрение механизмов повышения квалификации работников детских домов, приютов, колоний и т. д.; 6. организация системы тренингов и семинаров для руководителей детских и молодежных общественных объединений, координаторов молодежных движений региональных отделений политических партий; 7. создание межведомственных региональных и муниципальных комиссий по профилактике молодежного экстремизма; 1. открытие кабинетов социальной психиатрии. Рост радикальной активности подростков и молодежи в России требует от государства внедрения инновационных, системных моделей профилактической работы, направленной на снижение экстремистских проявлений в молодежной среде. В основе такой работы должны лежать косвенные, «мягкие» формы включения молодежи в позитивные, конструктивные, социально приемлемые виды активности. При этом деятельность по профилактике экстремистской активности должна строиться с учетом особенностей социализации российской молодежи, существующих и действующих молодежных субкультур, латентности многих процессов, определяющих поведение молодого россиянина.
Государственные механизмы профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений на федеральном и региональном уровнях
К числу основных механизмов профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, относятся:
1. Концептуализация государственной политики В концепциях обозначаются масштабные проблемы в обществе, излагаются взгляды высшего руководства на проводимую ими политику по решению этих проблем. Концептуальные положения являются руководством к действию для органов законодательной, исполнительной и судебной власти на всех уровнях. Посредством концепций осуществляется политическое управление общественными процессами. В опубликованном в 2003 году проекте Концепции о государственной религиозной политики Российской Федерации, говорится, что Концепция основывается на признанных Российской Федерацией принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральном Законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997), других нормативных правовых актах России, а также Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000). Целью религиозной политики государства является создание благоприятных условий для позитивного, неконфликтного развития религиозной жизни в стране и укрепления стабильности российского общества. Религиозная политика направлена на обеспечение фундаментальных, международно-признанных прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также на сохранение и развитие исторически сформировавшихся религиозных традиций народов России. Религиозная политика государства осуществляется в национальных интересах Российской Федерации, ради блага ее граждан и общества в целом и с целью противодействия угрозам национальной безопасности России. Национальные интересы России, в данном случае, заключаются в соблюдении прав человека, сохранении и развитии религиозных традиций народов России и в укреплении Российского государства.
В этом документе обозначены основные направления государственной политики в социально-политической сфере: 1. осуществление мер по утверждению в обществе уважительного отношения к чувствам верующих и неверующих, толерантности и веротерпимости; 2. создание условий для социализации религиозности и религиозных сообществ; 3. осуществление социального партнерства государства и религиозных объединений в целях содействия общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ; 4. реализация эффективных мер по "противодействию проявлениям религиозного экстремизма и культурно-религиозной экспансии" (в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ), осуществляемой с территорий иностранных государства; 5. предотвращение распространения в информационной сфере материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности. Исходя из целей и задач государство будет содействовать: 1. реализации социального партнерства государства и религиозных объединений в целях содействия общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ; 2. позитивной деятельности религиозных сообществ и отдельных верующих по совместному с обществом противодействию деструктивным, антисоциальным (в том числе экстремистского характера) проявлениям религиозности; 3. предотвращению распространения материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности; 4. социализации религиозности. 5. Институциализация профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений Ведущая роль в проведении любого вида государственной политики принадлежит институту государственной власти, деятельность которого можно рассматривать и в качестве основного механизма регулирования профилактики экстремизма. На федеральном уровне вопросами профилактики экстремизма, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений занимаются государственные структуры, представленные на рисунке 8. К ним относятся: 1. Минрегион России - в сфере государственной национальной политики межнациональных и межрелигиозных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных и религиозных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, взаимодействия с казачьими обществами; 2. МВД России - в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции; 3. Минюст России - в сфере регистрации некоммерческих и религиозных организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации. Минюст России осуществляет функции по
ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов; 4. Минобрнауки России - в сфере образования; 5. Минкультуры России - в сфере сохранения историко-культурного наследия народов осуществляется; 6. Министерство спорта, туризма и молодежной политики – в сфере молодежной политики, а также во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи создает условия для обеспечения нравственного и патриотического воспитания молодежи. 7. Минкомсвязи России - в сфере информационных технологий, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности; 8. МИД России - в сфере международных отношений Российской Федерации; 9. Минэкономразвития России - в сфере формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ; 10. Минздравсоцразвития России - в сфере занятости и трудовой миграции. 11. Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму; 12. ФСБ России выявляет, предупреждает и пресекает преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; выявляет, предупреждает и пресекает акты терроризма.
Рисунок 8 – Основные федеральные государственные структуры, в сферу деятельности которых входят вопросы профилактики экстремизма
Общим недостатком деятельности этих органов является разрозненность предпринимаемых мер, отсутствие системности в политике государства по профилактике экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, а также координациидеятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере реализации государственной национальной политики. В результате этого политика носит фрагментарный характер.
13. Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму Для устранения вышеуказанных проблем в деятельности органов государственной власти Указом Президента РФ от 26 июля 2011 г. N 988 сформирована Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму - коллегиальный орган государственной власти. Основная цель Межведомственной комиссии: обеспечение реализации государственной политики в области противодействия экстремизму (в том числе и регулирование межэтнических отношений), координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в противодействии экстремизму, а также организационно-методического руководства этой деятельностью». Для достижения данной цели перед комиссией поставлены следующие задачи: 1. подготовка ежегодных докладов о проявлениях экстремизма в Российской Федерации и представление их президенту Российской Федерации не позднее второго квартала года, следующего за отчетным; 2. разработка мер, направленных на противодействие экстремизму и на устранение способствующих ему причин и условий; 3. разработка проектов концепций, стратегий, программ, планов и иных документов в области противодействия экстремизму. 4. участие в международном сотрудничестве в области противодействия экстремизму, в том числе в подготовке проектов международных договоров и соглашений Российской Федерации.
В сферу деятельности межведомственной комиссии входят следующиеполномочия: 1. – принимать решения по организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области противодействия экстремизму, а также осуществлять контроль за исполнением этих решений; 2. – вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; 3. – создавать межведомственные рабочие группы и иные рабочие органы в целях изучения вопросов, касающихся противодействия экстремизму, в том числе для выездов в субъекты РФ, а также для подготовки проектов соответствующих решений Межведомственной комиссии.
Руководящий состав Межведомственной комиссии: Министр внутренних дел Российской Федерации (председатель Межведомственной комиссии), директор ФСБ России (заместитель председателя Межведомственной комиссии), Министр культуры Российской Федерации, Министр обороны Российской Федерации, Министр образования и науки Российской Федерации, Министр регионального развития Российской Федерации,
Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации, председатель следственного комитета Российской Федерации, руководитель ФТС России, директор СВР России и директор ФМС России, руководитель Росфинмониторинга заместитель секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, начальник Главного управления по противодействию экстремизму МВД России (ответственный секретарь).
Date: 2016-08-31; view: 529; Нарушение авторских прав |