Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пределах своей компетенции





Рисунок 5 - Субъектам противодействия экстремистской деятельности РФ.

Профилактика экстремистской деятельности:

В приоритетном порядке осуществление субъектами противодействия экстремистской деятельности в пределах своей компетенции профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских, мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

Выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности в основном осуществляется специальными органами государственной власти, а также иными органами государственной власти, в пределах своих компетенций.

 

Рисунок 6 – Основные меры противодействия экстремизму

Обзор законодательно закрепленного категориального аппарата позволяет сделать ряд выводов: российским законодательством сформирован достаточно широкий спектр понятий, принципов и направлений, связанных с экстремизмом и противодействием ему.

Формы проявлений современного экстремизма

Характер профилактических мер снижения рисков экстремизма напрямую зависит от понимания форм проявлений современного экстремизма. Основные формы представлены на Рисунке 7.

Рисунок 7 – Основные формы современного экстремизма

Экстремизм в молодежной среде - одна из острейших проблем современной России. В молодежной среде растет количество преступлений, повышается уровень насилия, в ней экстремизм становится все более организованным. По данным МВД РФ, «сегодня в стране действуют более 300 экстремистских молодежных группировок»[31], в деятельность которых вовлечены почти 10 тысяч человек. Больше всего молодых экстремистов проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях.

Экстремизм на религиозной почве – разжигание ненависти в сфере межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Может проявляться в различных формах, например, «…радикализация (в средствах осуществления своих целей) фундаментализма, либо как крайняя форма радикальных идеологий (часто - каких-то маргинальных религиозных групп»[32].

Социальный экстремизм - преступления по мотивам социальной ненависти.

Этнический экстремизм - преступления на почве межэтнической розни.

Э кстремизм в сфере миграционных отношений – радикальные действия миграционных организаций и отдельных мигрантов в отношении местного населения и органов государственной и муниципальной власти или же местного населения в отношении мигрантов и другие формы экстремизма.

Терроризм - крайнее проявление экстремизма — политика, основанная на систематическом применении террора (насилие, запугивание, устрашение). В российском законодательстве терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий.

К другим формам проявления экстремизма относятся: Пропаганда экстремизма, Информационная деятельность, направленная на распространение идей экстремизма, Вовлечение в экстремистскую деятельность и т.д.

Таким образом, по формам и содержанию экстремизм весьма разнообразен. Крайние проявления экстремизма возникают не сразу, они чаще всего бывают следствием латентных фаз экстремистской деятельности организаций и религиозных групп (формирование идеологии экстремизма, пропаганда идеологии экстремизма и др.), как правило, экстремистские настроения подогреваются длительным накоплением противоречий в обществе. В этой связи важное место в системе мер противодействия экстремизму отводится профилактике экстремизма.

 

 

Основные направления профилактики

экстремизма в молодежной среде

Нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремизма

Нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремизма в молодежной среде ориентировано на создание институциональных условий, снижающих риск вовлечения молодого поколения в экстремистскую активность.

В рамках данного направления предлагается осуществление следующих мероприятий:

1. разработка и принятие федерального закона о молодежи, рассматривающего молодое поколение как стратегический ресурс нации, а молодежную политику в качестве важного направления национальной безопасности государства. В законе должны быть сформулированы основные подходы к формированию и реализации национальной молодежной политики, интегрирующей в себе деятельность государства и институтов гражданского общества по развитию молодого поколения и включению его в социокультурное пространство современной России;


2. разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на повышение

жизненных шансов молодого поколения и внедрение системы эффективной поддержки социально незащищенных групп молодежи;

3. разработка и внедрение в России ювенальной юстиции как механизма защиты прав детей и молодежи, создание современного правового поля их жизнедеятельности;

4. внесение изменений в Федеральный закон «О противодействии экстремистской

деятельности», выделение молодежного экстремизма в качестве особой формы экстремистской активности, ужесточение наказания за вовлечение подростков и молодых людей в экстремистскую деятельность;

5. внесение изменений в Федеральный закон «О средствах массовой информации»,

ужесточающих ответственность руководителей и редакторов СМИ за пропаганду агрессии, национализма, шовинизма, экстремистских проявлений непосредственно в молодежной среде;

внесение изменений в Федеральную программу патриотического воспитания, переориентация ее с военно-патриотической в сторону развития гражданственности, толерантности, формирования ценностей культуры мира;

6. разработка и принятие федеральной программы профилактики экстремистских проявлений

в молодежной среде, основанной на современных научных исследованиях и достижениях;

7. разработка нормативных правовых актов, регламентирующих внедрение системы

психологической «диспансеризации» детей, подростков и молодежи. Необходимо периодическое психологическое обследование молодого поколения на предмет выявления психических отклонений, акцентуаций, ненормированной агрессии и склонности к девиациям, психологических проблем, связанных с неадекватной самооценкой и т. д.;

8. внедрение обязательной (один раз в пять лет) сертификации педагогов, социальных работников, психологов, работников молодежной сферы, направленной на выявление психологических проблем, связанных с профессиональным «выгоранием» и повышением уровня агрессии. Разработка системы профилактики и реабилитации для них;

9. внесение изменений в уставы муниципальных образований, закрепляющих нормативный

правовой статус органов по делам молодежи и запрещающих их сокращение или ликвидацию (внедрение Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ряде муниципальных образований привело к ликвидации органов по делам молодежи, объединению их с системой спорта и культуры).

Научно-методическое и аналитическое обеспечение

профилактики экстремизма в молодежной среде

Успешная профилактика экстремизма в молодежной среде невозможна без системы научно-методического и аналитического сопровождения этой деятельности.

Данное направление ориентировано на создание механизмов изучения феномена российского молодежного экстремизма, организацию системы мониторинга динамики его изменений, разработку адекватных современности форм и методов профилактической работы

В рамках направления предполагается осуществление следующих мероприятий:

10. разработка методического инструментария и проведение ежегодного мониторинга «Дети и молодежь России», направленного на изучение проблем, социального самочувствия детей, подростков и молодежи, исследование девиаций в молодежной среде, анализ развития и деятельности молодежных субкультур;


11. формирование научного сообщества исследователей, занимающихся изучением проблем экстремального поведения, национализма, шовинизма, ксенофобии, развития толерантного самосознания среди молодежи;

12. издание и распространение в регионах научных и научно-методических работ по организации системы профилактики экстремизма в молодежной среде;

13. создание интернет-ресурса для педагогов, психологов, социальных работников, руководителей и сотрудников молодежных центров, клубов, руководителей общественных объединений, посвященного проблемам профилактики молодежного экстремизма;

14. создание при кафедрах социальной педагогики, социальной работы, социальной психологии лабораторий по исследованию региональных аспектов молодежного экстремизма, радикального поведения, молодежных субкультур;

15. введение учебной дисциплины «Социальная экстремология» в высших учебных заведениях, готовящих педагогов, психологов, социальных и молодежных работников;

16. создание на базе молодежных учреждений и центров экспериментальных площадок по апробации инновационных форм профилактики молодежного экстремизма, развитию методов «мягкого» управления молодежными субкультурами, их ресоциализации;

17. ведение реестра детских и молодежных субкультур с описанием их численности, основных форм и средств деятельности.

Создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала молодежи и включения ее в социально одобряемые виды деятельности.

 

Направление ориентировано на формирование на территории России площадок, в рамках которых подростки и молодые люди будут иметь возможность удовлетворить свои потребности, которые в нереализованном виде могут привести их в неформальные объединения девиантной направленности

Среди основных мероприятий данного направления выделим:

1. разработку и актуализацию в общественном сознании молодежи новой ценностной модели, базирующейся на принципах толерантности, культуры мира, патриотизма, гражданской ответственности;

1. создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта (через систему создания ассоциаций экстремальных видов спорта, проведение открытых чемпионатов для экстремалов, организацию и проведение специализированных смен в общероссийских летних оздоровительных лагерях);

2. организацию и проведение общероссийских соревнований по экстремальным видам спорта;

3. учреждение общероссийских молодежных СМИ (радио- и телеканалы, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность и т. д. в среде молодежи;


4. инициирование общероссийских молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит решение разнообразных молодежных проблем (в том числе институционализация движений футбольных фанатов через привлечение их к организованным формам реализации собственной активности);

5. организацию и проведение бесплатных фестивалей молодежных музыкальных субкультур (панки, хиппи, рокеры, хип-хоп-культура и т. д.);

6. разработку и проведение общероссийского конкурса «Неформальные лидеры России», направленного на выявление, обучение и включение в продуктивную деятельность лидеров неформальных молодежных объединений, групп, движений;

7. разработку системы воспитательной и организаторской работы с молодежью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодежи;

8. создание бесплатных центров, звукозаписывающих студий, площадок для реализации творческого потенциала представителей молодежных субкультур (граффити, музыкальные субкультуры);

9. развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации;

10. создание и развитие «уличных» служб работы с молодежью, специалисты которых могут осуществлять профилактическую деятельность непосредственно среди дворовых и уличных групп и компаний;

11. развитие дворового спорта, организация и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, стритболу и т. д.;

12. создание при студенческих общежитиях клубов и центров, организующих свободное время учащихся и студентов;

13. строительство площадок для экстремальных видов спорта;

14. создание и развитие молодежных советов при государственных органах власти, включенных в процесс управления развитием региона.

Кадровое и организационное обеспечение функционирования системы профилактики молодежного экстремизма.

 

Направление ориентировано на подготовку и переквалификацию специалистов, работающих с подростками и молодежью, в соответствии с современным этапом развития радикальных и экстремистских проявлений в молодежной среде

 

Оно предполагает:

1. изменение государственного образовательного стандарта для психологов, педагогов, социальных и молодежных работников с целью выделения образовательного модуля, связанного с изучением феномена молодежного экстремизма и форм и методов его профилактики;

1. создание на базе крупных российских университетов образовательных центров для подготовки (переподготовки) специалистов по профилактике молодежного экстремизма;

2. формирование общероссийской команды тренеров, работающих в сфере инновационных методик профилактики экстремизма в молодежной среде;

3. создание специализированных научно-методических изданий, посвященных проблеме молодежного экстремизма;

4. организация переподготовки школьных психологов, социальных работников, специалистов молодежной сферы;

5. внедрение механизмов повышения квалификации работников детских домов, приютов, колоний и т. д.;

6. организация системы тренингов и семинаров для руководителей детских и молодежных общественных объединений, координаторов молодежных движений региональных отделений политических партий;

7. создание межведомственных региональных и муниципальных комиссий по профилактике молодежного экстремизма;

1. открытие кабинетов социальной психиатрии.

Рост радикальной активности подростков и молодежи в России требует от государства внедрения инновационных, системных моделей профилактической работы, направленной на снижение экстремистских проявлений в молодежной среде. В основе такой работы должны лежать косвенные, «мягкие» формы включения молодежи в позитивные, конструктивные, социально приемлемые виды активности. При этом деятельность по профилактике экстремистской активности должна строиться с учетом особенностей социализации российской молодежи, существующих и действующих молодежных субкультур, латентности многих процессов, определяющих поведение молодого россиянина.

 

Государственные механизмы профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений на федеральном и региональном уровнях

 

 

К числу основных механизмов профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, относятся:

 

1. Концептуализация государственной политики

В концепциях обозначаются масштабные проблемы в обществе, излагаются взгляды высшего руководства на проводимую ими политику по решению этих проблем. Концептуальные положения являются руководством к действию для органов законодательной, исполнительной и судебной власти на всех уровнях. Посредством концепций осуществляется политическое управление общественными процессами.

В опубликованном в 2003 году проекте Концепции о государственной религиозной политики Российской Федерации, говорится, что Концепция основывается на признанных Российской Федерацией принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральном Законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997), других нормативных правовых актах России, а также Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000).

Целью религиозной политики государства является создание благоприятных условий для позитивного, неконфликтного развития религиозной жизни в стране и укрепления стабильности российского общества. Религиозная политика направлена на обеспечение фундаментальных, международно-признанных прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также на сохранение и развитие исторически сформировавшихся религиозных традиций народов России.

Религиозная политика государства осуществляется в национальных интересах Российской Федерации, ради блага ее граждан и общества в целом и с целью противодействия угрозам национальной безопасности России. Национальные интересы России, в данном случае, заключаются в соблюдении прав человека, сохранении и развитии религиозных традиций народов России и в укреплении Российского государства.

 


Религиозная политика Российской Федерации строится с учетом того, что развитие новой российской государственности происходит в контексте мировых, глобальных процессов и вызовов современности.

В этом документе обозначены основные направления государственной политики в социально-политической сфере:

1. осуществление мер по утверждению в обществе уважительного отношения к чувствам верующих и неверующих, толерантности и веротерпимости;

2. создание условий для социализации религиозности и религиозных сообществ;

3. осуществление социального партнерства государства и религиозных объединений в целях содействия общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ;

4. реализация эффективных мер по "противодействию проявлениям религиозного экстремизма и культурно-религиозной экспансии" (в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ), осуществляемой с территорий иностранных государства;

5. предотвращение распространения в информационной сфере материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности.

Исходя из целей и задач государство будет содействовать:

1. реализации социального партнерства государства и религиозных объединений в целях содействия общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ;

2. позитивной деятельности религиозных сообществ и отдельных верующих по совместному с обществом противодействию деструктивным, антисоциальным (в том числе экстремистского характера) проявлениям религиозности;

3. предотвращению распространения материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности;

4. социализации религиозности.

5. Институциализация профилактики экстремизма

в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений

Ведущая роль в проведении любого вида государственной политики принадлежит институту государственной власти, деятельность которого можно рассматривать и в качестве основного механизма регулирования профилактики экстремизма.

На федеральном уровне вопросами профилактики экстремизма, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений занимаются государственные структуры, представленные на рисунке 8.

К ним относятся:

1. Минрегион России - в сфере государственной национальной политики межнациональных и межрелигиозных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных и религиозных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, взаимодействия с казачьими обществами;

2. МВД России - в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции;

3. Минюст России - в сфере регистрации некоммерческих и религиозных организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации. Минюст России осуществляет функции по

 

 

ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов;

4. Минобрнауки России - в сфере образования;

5. Минкультуры России - в сфере сохранения историко-культурного наследия народов осуществляется;

6. Министерство спорта, туризма и молодежной политики – в сфере молодежной политики, а также во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи создает условия для обеспечения нравственного и патриотического воспитания молодежи.

7. Минкомсвязи России - в сфере информационных технологий, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности;

8. МИД России - в сфере международных отношений Российской Федерации;

9. Минэкономразвития России - в сфере формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ;

10. Минздравсоцразвития России - в сфере занятости и трудовой миграции.

11. Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;

12. ФСБ России выявляет, предупреждает и пресекает преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; выявляет, предупреждает и пресекает акты терроризма.

 

 

Рисунок 8 – Основные федеральные государственные структуры, в сферу деятельности которых входят вопросы профилактики экстремизма

 

 

Общим недостатком деятельности этих органов является разрозненность предпринимаемых мер, отсутствие системности в политике государства по профилактике экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, а также координациидеятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере реализации государственной национальной политики. В результате этого политика носит фрагментарный характер.

 

13. Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму

Для устранения вышеуказанных проблем в деятельности органов государственной власти Указом Президента РФ от 26 июля 2011 г. N 988 сформирована Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму - коллегиальный орган государственной власти.

Основная цель Межведомственной комиссии: обеспечение реализации государственной политики в области противодействия экстремизму (в том числе и регулирование межэтнических отношений), координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в противодействии экстремизму, а также организационно-методического руководства этой деятельностью».

Для достижения данной цели перед комиссией поставлены следующие задачи:

1. подготовка ежегодных докладов о проявлениях экстремизма в Российской Федерации и представление их президенту Российской Федерации не позднее второго квартала года, следующего за отчетным;

2. разработка мер, направленных на противодействие экстремизму и на устранение способствующих ему причин и условий;

3. разработка проектов концепций, стратегий, программ, планов и иных документов в области противодействия экстремизму.

4. участие в международном сотрудничестве в области противодействия экстремизму, в том числе в подготовке проектов международных договоров и соглашений Российской Федерации.

 

В сферу деятельности межведомственной комиссии входят следующиеполномочия:

1. – принимать решения по организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области противодействия экстремизму, а также осуществлять контроль за исполнением этих решений;

2. – вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3. – создавать межведомственные рабочие группы и иные рабочие органы в целях изучения вопросов, касающихся противодействия экстремизму, в том числе для выездов в субъекты РФ, а также для подготовки проектов соответствующих решений Межведомственной комиссии.

 

Руководящий состав Межведомственной комиссии: Министр внутренних дел Российской Федерации (председатель Межведомственной комиссии), директор ФСБ России (заместитель председателя Межведомственной комиссии), Министр культуры Российской Федерации, Министр обороны Российской Федерации, Министр образования и науки Российской Федерации, Министр регионального развития Российской Федерации,

 

 

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации, председатель следственного комитета Российской Федерации, руководитель ФТС России, директор СВР России и директор ФМС России, руководитель Росфинмониторинга заместитель секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, начальник Главного управления по противодействию экстремизму МВД России (ответственный секретарь).

 

 







Date: 2016-08-31; view: 529; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.035 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию