Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Проявления экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений в современном мире
Экстремизм несет в себе глобальную угрозу мирной жизни сообществ, ставит преграды на пути развития государств, подрывает устои внутренней и международной стабильности, поэтому во всем мире заметно вырос интерес к профилактике экстремизма, в первую очередь, в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений. В последние годы во всем мире отмечается увеличение числа межэтнических и межрелигиозных конфликтов, экстремизм вышел на уровень глобальной проблемы. В США - ведущей стране мира - процветает расизм, сохраняются антисемитизм и этническая дискриминация. Последний события в пригородах Сент-Луиса показали, что проблема до сих пор существует. В Европе дела обстоят не лучше, наблюдается повсеместный рост насилия на расовой почве, резко ухудшились отношения между этническим большинством и меньшинствами. С новой силой в европейских странах проявился антисемитизм*(1), число преступлений антисемитской направленности в период с 2001 по 2007 г. увеличилось и составляет в Австрии - 105,9%, далее следуют Франция (47,6%), Великобритания (12,1%), Нидерланды (11,7%), Швеция (2%), Германия (0,4%). Чаще других жертвами насилия становятся цыгане и выходцы из стран Африки к югу от Сахары (22%, из них 18% - по расовым мотивам), североафриканцы (соответственно 15% и 9%), турки (12%, 8%), уроженцы Центральной Европы (11%, 7%), русские (9%, 5%), уроженцы бывшей Югославии (6%, 3%). На территории бывшей Югославии в 1991-1999 гг. военные конфликты сопровождались масштабными этническими чистками. До настоящего времени неблагополучна ситуация в Косово, там сохраняются этнические и конфессиональные разногласия албанцев и сербов, что создает благоприятные условия для проявлений экстремизма. В Германии обостряются отношения местного населения к мигрантам. По данным полиции Германии наблюдается значительный рост количества преступлений против иностранцев: если в 80-х гг. ежегодно совершалось около 1300 преступлений, то в 90-х - около 4000. Вплоть до настоящего времени их число продолжает неуклонно увеличиваться. Проведенные в странах ЕС опросы показали, что работодатели не хотят брать на работу цыган и представителей других национальностей*(3). Особенно заметен всплеск экстремизма во Франции. В стране еще в 2005 г. прошли многодневные волнения иммигрантской молодежи, сопровождающиеся массовыми беспорядками, поднялась волна антисемитизма, и как реакция на нее евреи пригрозили исходом более 30 тысяч единоверцев. На другом конце света - в Австралии - тоже неблагополучная обстановка. В 2005 году в Сиднее произошли массовые беспорядки на расовой почве направленные против выходцев из Ближнего Востока. Особенно остро обозначилась проблема экстремизма во время мирового финансово-экономического кризиса. В Греции, Испании, Италии, Франции, Германии происходили организованные выступления, а выходки хулиганов и группировок приобрели системный характер.
В России проблема экстремизма приобрела новое звучание в последние годы. Уровень опасности экстремизма в регионах нарастает. Особую опасность, по мнению исследователей, представляет формирование «идейной платформы» экстремистских и террористических формирований в составе международных организаций, нацеленных на административно-территориальные изменения в регионах Северного Кавказа, Поволжья и Урала, на нарушение территориальной целостности России[1]. Из всех преступлений экстремистской направленности наибольшее количество составляют преступления, квалифицируемые по ст. 282 УК РФ, затем следуют составы, предусмотренные ст. 282.2, 280, 213, 282.1, 112 УК РФ. Среди преступлений, совершенных в 2008-2010 годах, как экстремистские, имеют место убийства, совершенные на межнациональной и религиозной почве. За 4 месяца 2011 года количество преступлений экстремистской направленности составило 213 случаев. Из них совершенных с применением насилия, составляют около половины. Другая половина - это призывы к осуществлению экстремистской деятельности и распространение материалов, направленных на возбуждение ненависти и вражды на межнациональной и межконфессиональной почве[2].
Диаграмма 1 – Динамика преступлений, совершенных по статье 280 – публичные призывы к экстремизму, количество случаев.
Диаграмма 1 наглядно демонстрирует рост числа случаев призыва к экстремизму (ст. 280), так, если в 2007 их было отмечено 28 случаев, тогда как в 2010 г. этот показатель увеличился и достиг уровня 94 случая в 2013 году и продолжает расти. Анализ динамики преступлений, совершенных по статье 282.2 – организация деятельности экстремистской организации – показывает рост числа со 170 случаев, зафиксированных в 2007 г., до 272 случаев – в 2010 г., что более чем на 100 случаев больше. А в 2013 году, согласно данным доклада генерального прокурора Юрия Чайки за последние десять лет в РФ произошел значительный рост числа данных преступлений (в 2004 году - 130, в 2013 году - 896). Количества выявленных преступлений экстремистской направленности увеличилось во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного. (Диаграмма 2).
Диаграмма 2 – Динамика преступлений, совершенных по статье 282.2 – организация деятельности экстремистской организации, количество случаев
Чаще всего фиксируются нападения на мигрантов из стран Центральной Азии (в основном это узбеки, киргизы, таджики), на азербайджанцев, представителей народов Дагестана, выходцев из стран Африки, Восточной и Юго-Восточной Азии. Вместе с тем все большее число славян становятся жертвами этнически мотивированных нападений в субъектах Федерации, причем это касается не только северокавказских республиках[3]. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации по фактам разжигания межнациональной розни свыше 70% обвиняемых – молодежь. При этом наибольшее количество преступлений на почве межнациональной розни отмечается в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Нижегородской, Свердловской, Кемеровской, Тюменской и Новосибирской областях. С другой стороны, в большой родине[4]. Начиная с 2012 года на первый план стали выходить преступления экстремистского характера, связанные с использованием сети интернет. В 2013 году по таким фактам возбуждено 375 (в 2012 году 231) уголовных дел. Причем наиболее распространены факты размещения экстремистских материалов в социальных сетях (http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2014/04/d29440/). Основными источниками экстремизма являются: смена ценностных оснований развития общества; отсутствие объединяющей идеологии; трудно разрешимые социальные проблемы, усиленные кризисом; коррупция как главный фактор, порождающий и оправдывающий любые действия, направленные на противодействие власти; снижение общего культурного уровня населения, многочисленные «фобии»: русофобия, исламофобия и другие. Источниками экстремизма также являются: растущее социальное
расслоение общества на бедных и богатых, духовная дезориентация населения, незатухающие противоречия между религиями и конфессиями. Одним из современных инструментов разжигания этнической розни и совершения на ее основе преступлений, используемых экстремистами, является интернет. В системе интернет экстремисты используют социальные сети, например, сеть «В Контакте» насчитывающая около 60 млн. человек. Только за 2010 г. следственные органы возбудили 13 уголовных дел, связанных с распространением в этой сети материалов экстремистского характера, в некоторых случаях установлены факты использования сайта для объединения в группы с целью совершения преступлений. Кроме этого, в экстремистской среде становится все более популярным применение видеороликов. Преступники часто выкладывают в Сеть видеоролики нападений на людей другой национальности. Мониторинг показывает, что экстремисты продолжают поиск единомышленников, пользуясь бездействием организаторов и модераторов сети. В производстве следственных органов находятся десятки уголовных дел о размещении в Интернете материалов, направленных в основном на возбуждение расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды. В некоторых интернет-материалах имеются открытые призывы к осуществлению террористической деятельности, а в некоторых оправдывается терроризм. В практике имеют место преступления, совершенные с использованием видеороликов, и получившие широкий общественный резонанс. Экстремистские организации существенно дестабилизируют обстановку в стране, представляют собой деструктивные силы, разжигающие межнациональную и межрелигиозную рознь. Особую опасность представляют международные экстремистские и террористические организации, преступная деятельность которых распространяется по разным регионам нашей страны. Большая роль в активизации деятельности преступных группировок принадлежит лидерам молодежного экстремизма таких организаций, как скинхеды «правые», движение «Антифа» (последнее по методам действий мало чем отличается от своих оппонентов) и другие радикальные националистические группы, независимо от их местонахождения. На фоне отсутствия «социальных лифтов» и несформировавшейся мотивации позитивных установок, кризиса культуры и духовной дезориентации населения российская молодежь становится все более восприимчивой к радикальным идеям. Отмечены попытки расширения сферы влияния некоторых организаций, использующих псевдопатриотическую и националистическую риторику, путем прикрытия своей экстремистской деятельности под маской спортивных фанатов. Все это создает предпосылки к увеличению количественного состава националистических группировок и популяризации экстремистской идеологии. В последнее время вызывающими становятся попытки лидеров ряда объединений радикальной направленности к организации несанкционированных массовых политизированных акций. Радикальные формы ислама, неоязычества, некоторых так называемых новых религиозных движений, также представляют серьезную угрозу общественной безопасности. В настоящее время по искам прокуроров судами Российской Федерации запрещена деятельность 23 объединений, которые признаны экстремистскими, из них 9 религиозных, 7 националистических, что составляет 39% и 30% соответственно (Диаграмма 3).
Диаграмма 3 – Структура запрещенных экстремистских организаций (%)
Незаконная миграция вносит свою лепту в радикализацию обществ и представляет собой питательную среду для распространения экстремизма. Сегодня формируются условия для легализации лиц, причастных к деятельности международных экстремистских и террористических организаций, вербовки ими новых сторонников, насаждения среди населения религиозно-экстремистских взглядов. Таким образом, видно, что во всем мире и в России в частности наблюдаются тенденции радикализации обществ, создающие благоприятную почву для экстремизма. В этой связи перед органами государственной власти стоит первоочередная задача особой важности - профилактики экстремизма.
Распространение молодежного экстремизма в России стало одной из острейших проблем. Увеличивается количество преступлений, поднимается уровень насилия, его проявления становятся более жестокими и профессиональными. Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение молодежи, связанное с совершением действий насильственного характера. Молодежная среда, в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки, является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране. Молодежь рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления. Подростки, определяя свой жизненный путь, решают конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных выгод. И если учесть, что для молодежного возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к проявлениям экстремизма как форме девиации. Экстремизм (от лат. extremus - крайний, последний) как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально
отрицающим существующие в обществе нормы и правила, в стремлении переустройства мира в соответствии с религиозными фундаменталистскими взглядами. Религиозный экстремизм, это отрицание системы традиционных для общества ценностей, норм морали и права, а также агрессивная пропаганда "идей", действующая под видом влечения к религии. Во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения. Религиозный экстремизм - это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Религиозный экстремизм - это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией. Религиозный экстремизм, это оборотная сторона любой религии, ее темная, опасная сторона, действующая под видом влечения к религии, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества. Признаками религиозного экстремизма являются: 1. фанатичные нетерпимость и жесткость, которые заставляют человека слепо следовать исключительно своим собственным мнению и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей; 2. показная и постоянная чрезмерность в религиозном поведении и тенденция заставить других поступать так же; 3. отказ от следования общепризнанных норм морали и права, приоритетностей, ведущий к неуместности и несвоевременности применения тех или иных религиозных предписаний; 4. грубая и резкая манера общения с людьми, в жестком и категоричном подходе; 5. идеологическое содержание в виде приверженности к крайним религиозной и иных сферах общественной жизни; 6. общественная опасность, которая выражается в причинении существенного вреда основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений либо в создании угрозы причинения такого вреда; 7. деятельный характер, выражающийся, как правило, в незаконных и наносящих вред обществу способах и формах выражения протеста против установленного порядка в той или иной сфере социальных отношений. Религиозный экстремизм понять невозможно, если не понять его этическую сторону и мотивацию действий. В экспертной среде нет ясного представления, что такое религиозный экстремизм и существует ли он в природе. Причина отсутствия экспертного единства в понимании проблемы религиозного экстремизма заключается в том, что оппоненты не придут к единой системе координат, единой системе ценностей, единой совокупности методов, в рамках которых изучалось и квалифицировалось явление. Религиозный экстремизм напрямую связан с тоталитарными религиозными организациями. Многие религиозные организации лишь прикрываются своим влечением к религии, а на самом деле пропагандируют свои интересы, контролируя сознание человека, разрушают его как личность, тем самым нарушают права человека, разрушают семейную этику, возбуждают распри на религиозной основе, ограничивают или лишают человека конституционных прав. Но эта связь еще не переходит в форму открытого насилия. И не
только конкретные тоталитарные секты являются его питательной почвой, но и, как это ни парадоксально, традиционные религии. Переводя неурегулированные государством межрелигиозные вопросы в политическую плоскость, используя их в качестве инструмента, средства для разжигания конфликтов, религиозный экстремизм создает реальную угрозу безопасности российского государства. Религиозный экстремизм в настоящее время приобрел форму масштабной перманентной войны или систематических террористических актов, совершаемых бандами международных террористов, вооруженных и обученных. Их идеологией является "джихад" - война с "неверными", исповедующими не только другую религию, но и придерживающихся светского образа жизни, демократической политической ориентации. Все эти события - это лишь часть религиозного территориального расширения зоны обитания и влияния. Негативный резонанс в обществе вызывает деятельность разного рода тоталитарных религиозных организаций, некоторых последователей неоязычества, оккультизма, сатанизма и других группировок, которые не всегда афишируют и раскрывают свою деятельность. Известно, что в находящихся под их влиянием общинах насаждается религиозный фанатизм, совершаются изуверские обряды, акты вандализма, наносится ущерб нравственному, психическому и физическому здоровью их членов. Основная цель религиозного экстремизма - признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы "своей" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей "истинный облик". Под религиозным экстремизмом зачастую понимают разнородные явления, от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых наемными агентами и провокаторами. Религиозный экстремизм, это не что иное как культивированное современное рабство людей, основанное на промывании мозгов и контролировании сознания человека путём психологического программирования. Религиозный экстремизм не рождается на пустом месте. И предупредить его появление намного разумнее, чем с ним бороться. Глава 1. Религиозный экстремизм и его воздействие на молодежь Date: 2016-08-31; view: 927; Нарушение авторских прав |