Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 11 (4 часа) Попытка реформирования социализма в СССР. Перестройка и ее основные этапы.





 

Цель: Сформировать комплексное представление о причинах и формах проявления кризиса в СССР начала 80-х гг.

 

Вопросы:

1. Социально-экономическое развитие СССР в 70-е – начало 80-х гг.

2. Внутриполитические процессы так называемого «застойного периода». Межнациональные отношения и причины их обострения.

3. Перестроечный период. Реализация реформ в политической и экономической сфере и их последствия.

 

Ключевым принципом изложения материала, связанного с непростым периодом в жизни государства, является не оценочно-обличительный подход, а попытка дать информацию к размышлению, показать причины драматических событий последнего десятилетия существования Союза ССР.

Реформы 60-х дали высокий, но кратковременный эффект. К началу 70-х темпы снижения основных показателей развития приобрели системный характер. В лекции, в качестве примера, используются такие параметры как национальный доход и производительность труда, которые снижались от восьмой пятилетки к девятой и дальше поступательно.

Объясняется за счет чего в первой половине 70-х сохранялся относительно приемлемый жизненный уровень населения и высокая социальная защищенность населения. У изучаемого периода есть, хотя это и достаточно сложно донести до сегодняшних студентов, безусловные плюсы, позитивные характеристики.

Но проблемы накапливались, а адекватные решения – увы – отсутствовали. Скорее даже можно говорить, что решения принимались, но механизмов и ресурсов для их реализации не было.

Ощутимо стало сказываться отставание в области высоких технологий. Относительно удовлетворительный жизненный уровень поддерживался за счет продажи природных ресурсов. В лекции приводятся примеры и иных подходов к расходованию средств, получаемых от продажи ресурсов, нежели используемые в изучаемый период в СССР.

Нарастали деформации во всех сферах жизнедеятельности государства. Причины таких деформаций, в самом общем плане, выглядят следующим образом:

– теоретические ошибки, неразработанность и игнорирование теории развития общества;

– экономические и политические просчеты;

– изменения экономической ситуации в мире;

– слабость политического руководства страной.

Этим перечнем причины не ограничиваются, но названные – во многом – поясняют глубину накапливающихся проблем.

В лекции обращается внимание на взаимосвязь экономических, политических и социальных аспектов развития. Снижение экономических показателей «потянуло» за собой и в социальную сферу. Стали сокращаться капиталовложения в жилищное строительство, образование, здравоохранение.

Особое внимание в лекции уделяется проблеме, о которой у студентов-первокурсников существуют крайне слабое представление. Речь идет о межнациональных отношениях, переросших в изучаемый период в межнациональные конфликты.

Дается краткая предыстория решения национального вопроса в СССР, его неоспоримые преимущества и – увы – серьезнейшие перегибы.

Называются основные типы межнациональных конфликтов:

– социально-экономические;

– культурно-языковые;

– территориально-статусные;

– сепаратистские.

Делается вывод о том, что к проблемам второй половины 80-х гг. ХХ в., в конечном итоге к развалу СССР, привел комплекс проблем и противоречий политического и социально-экономического плана, усложненных обострившимися межнациональными конфликтами.

В таких условиях правящая в СССР политическая партия проинициировала реформы, получившие название перестройки. Сам термин появился в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, который принял решение об избрании Горбачева М.С. руководителем правящей партии.

Очень важно уяснить, что изначально под перестройкой понимали качественное обновление социализма на его собственной основе. Эту задачу ставили перед страной. Результаты же перестроечных процессов явно вышли за рамки планируемых.

В лекции дана хронология основных перестроечных событий, кратко – 3 этапа, на которые подразделяется этот период. Определены – в соответствии с документами тех лет – задачи политической и экономической реформ, их ключевые цели. Обращено внимание на снижение авторитета и возможностей правящей политической партии, на возрождение съездов народных депутатов СССР.

Показано, что реализуемые реформы были несбалансированными и непоследовательными. Практически главным итогом второй половины 80-х стала ликвидация СССР и смена политической системы.

 

 

Date: 2016-08-31; view: 237; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию