Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 2 (4 часа). Становление украинской государственности: основные этапы.Стр 1 из 10Следующая ⇒ Аннотации лекций
Вводная (2 часа)
· Цель: Формирование общего представления об изучаемом курсе и его ключевых методологических позициях.
· Вопросы:
1. Цель и задачи курса «История Украины в контексте всемирной истории» 2. Предмет истории 3. Место истории Украины в контексте всеобщей истории
Лекция призвана заложить основные понятия: «история», «классификация всеобщей истории», «методы изучения»; сформировать представление о возможностях этого гуманитарного курса для формирования профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста (направление «Экономика и предпринимательство»). В начале лекции излагаются основные правила и условия изучаемого курса (организационные: 17 лекций; 17 семинаров; еженедельная самостоятельная работа; модульный контроль; экзамен в зимнюю сессию и т.д. Содержательные: как разумно использовать все возможности курса; где и как уточнять содержание тех или иных тем и т.д.).
Лекция 2 (4 часа). Становление украинской государственности: основные этапы.
· Цель: увязать в единое целое (систематизировать) основные этапы развития тех территорий и населения, которые в основе своей создали современное украинское государство.
· Вопросы:
1. Образование древнерусского государства Киевская Русь. 2. Литовско-Польский период на территориях современной Украины. 3. Становление украинской народности в ходе освободительной борьбы второй половины XVII–XVIII вв. 4. Украинское возрождение XIX– н. XX вв.
Основное внимание уделяется изложению второго и четвертого вопросов (как наиболее сложных для понимания и «разрозненно» представленных в учебной литературе). В основе лекции – традиционный для отечественной исторической науки подход к изучению истории восточных славян и Киевской Руси. «Точка отсчета» данной лекции – древнейшие по своим названиям (из известных) кочевые народы, обитавшие на территориях современной Украины – киммерийцы, скифы, сарматы, аланы. Именно эти кочевники последовательно сменяли друг друга. В это же время в лесостепной части современной Украины – к западу и востоку от Днепра – закрепились («осели») оседлые племена землевладельцев и скотоводов. Упоминается об одной из гипотез возникновения славян (прародины славян) – между Днепром и Днестром (к югу от Припяти). Широкое расселение славян в восточной и средней Европе – VI–VII вв. В это же время идет разделение древних славян на восточных, западных и южных. Будущая украинская ветвь – южные племена восточных славян (т.н. анты). В лекции упоминается также о: − борьбе восточных славян с гуннами и готами; − процессе зарождения государственности у восточных славян (VII–VIII вв.); − объединение племен в племенные княжества; − создании в IX в. раннефеодального государства Киевская Русь (монархия; наследственная власть); − периоде расцвета Киевской Руси (X–XI вв.); − упадке и раздробленности древнерусского государства (вторая половина XII–XIII в.); − ведущей роли территорий среднего Поднепровья (Киевщина, Переяславщина, Черниговщина) в создании украинской народности; − роли среднеднепровских говоров в создании основы украинского языка; − первом упоминании названия «Украина» (край, окраина, страна) в письменных источниках в 1187 г.
В XIII в. происходит своеобразный «разрыв» естественного хода исторического развития. Появляются татаро-монголы (степи Причерноморья). Битвы 1223 и 1240 гг. Основание Золотой Орды (низовья Волги). Ярлыки на княжение. Вассальная зависимость. Утрата Киевом значения религиозного центра. Раскол древнерусской народности: русские (северо-восток), украинцы (юго-запад), белорусы (запад). Формирование украинской народности шло, в основном, путем слияния и смешения славянского населения юго-западных русских земель. В середине XIII в. – Великое княжество Литовское (территория между реками Неманом и Вислой). Становление «литовских земель» и их взаимоотношения с населением части западных и южных русских земель, подпавших под владычество Литвы. После присоединения Литвы к Польше и создании Польско-Литовского государства по сути была окончательно прервана традиция государственного строительства на украинских землях в тех формах, которые шли от древнерусских времен. (в результате исторических «разрывов» XIII–XV вв.). Период казачества в школьном курсе истории Украины представлен достаточно подробно, поэтому в лекции лишь «завязываются» причинно-следственные связи и напоминается о: − происхождении термина «казак»; − гипотезах, поясняющих причины формирование этой социальной группы; − появлениях поселений по типу сечи; − иерархии и организации жизни в таких поселениях; − роли Люблинской унии 1569 г. (вхождении Литвы в состав Польши); − реестровом казачестве; − борьбе против Польши (в т.ч. под руководством Богдана Хмельницкого); − формировании элементов украинской государственности во второй половине XVII в. − событиях 1654 г. (Переяславская рада); − алгоритме и причинах утраты украинскими территориями своей автономии.
При всей ограниченности возможностей лекционного занятия (недостаток времени и схематичность изложения) особое внимание обращено на развитие украинских территорий в XVIII–XIX в. Излагается гипотеза трех этапов в развитии украинского национального самосознания. Дана краткая характеристика особенностей развития украинских территорий, входивших в состав Российской (90%) и Австро-Венгерской (10%) империй. Упоминается о росте общественно-политической активности, появлении первых общественных и общественно-политических объединений, со временем – первых политических партий (РУП – 1900 г., Украинская национальная партия – 1902 г., Украинская народно-демократическая «Спіяна» – 1904 г., Украинская социал-демократическая рабочая партия и т.д.). В целом в лекции затронуты такие ключевые этапы формирования и становления государственности на современных украинских территориях: · IX в. – Киевская Русь; · XII в. – период раздробленности и упадка; · XIII–XV вв. – «разрыв исторического единства древнерусской народности»; · XVI–XVII вв. – Польское владычество, борьба против окатоличивания и т.д. · XVIII–XIX вв. – утрата автономии и подъем общественно-политической активности на украинских землях.
Лекция 3 (2 часа) Мир на рубеже XIX–XX вв.
· Цель: разобраться в основных тенденциях мирового исторического процесса рубежа XIX–XX в., соотнести историю Украины этого периода с контекстом мировой истории.
· Вопросы:
1. Характерные черты социально-экономического развития ведущих европейских государств конца XIX– начала ХХ вв. 2. Развитие пореформенной России. Украинские территории в составе Российской империи.
Проблематика лекции очень обширна. Учитывая содержание программы предыдущей ступени обучения (средняя школа), в данном случае акцент сделан на социально-экономическом развитии, которое является своеобразным фоном для изучения истории Украины рубежа XIX–XX вв. Обращается внимание на интересный исторический феномен: рубеж веков в истории всегда очень насыщен событиями, очень мобилен. Аналогичная ситуация складывается в мире в конце XIX– нач. XX вв. Идет смена лидеров и приоритетов, трансформируется геополитическое пространство. К концу XIX в. своеобразное «лидерство» мирового развития переходит к Европе. Внутриевропейские подвижки тоже неоднозначны: идет смена позиций и ролей. В фокусе – Англия, Германия, Франция. От позиций и поведения этих стран очень многое зависело. Важно, чтобы за мозаикой излагаемых в лекции событий и проблем удалось уловить общие тенденции, выделить главное. В мире сложилось своеобразная система стран, исповедующих капиталистические ценности – рынок и пр. Для рубежа XIX–XX вв. характерно бурное развитие производительных сил, резкий рост науки и техники. Часто об этом периоде говорят: «Век пара сменился веком электричества». Своеобразными «рычагами прогресса» становится электричество, железнодорожный транспорт. В лекции обзорно излагаются такие важные характерные черты периода как: − появление двигателя внутреннего сгорания (как следствие – развитие автомобилестроения, тракторной, авиационной промышленности); − изобретение радио и телефона; − значительные подвижки в области географических открытий (человек достиг Северного и Южного полюсов); − проявление неравномерности экономического развития стран.
Мировая промышленная гегемония принадлежала Великобритании. Но к концу столетия на первые позиции в мировом промышленном производстве выходят США. Дана краткая характеристика внутренней и внешней политики таких стран как Англия, Франция, Германия. Показана смена их положения в мире. Главным содержанием международных отношений становится борьба за передел мира. Как следствия – рост числа локальных войн. Главным антагонизмом становятся англо-германские противоречия. Сформировались военно-политические коалиции европейских держав. На таком фоне идет пореформенное развитие Российской империи, в состав которой входила большая часть украинских территорий. Для России конца XIX– нач. XX вв. было характерно: − бурное капиталистическое развитие, переплетающееся с остатками феодализма; − форсированное развитие тяжелой промышленности; − активное вмешательство государства в экономику; − своеобразное «насаждение капитализма сверху».
К 80-м годам XIX в. в России завершился промышленный переворот, а в 90-е гг. – промышленный подъем. Сложилась база для развития российского капитализма. На украинских территориях капиталистические отношения развивались под общим законом и закономерностям, но имели и свои особенности. Активизируется общественно-политическая ситуация. Появляются политические партии. Развиваются различные течения социально-политической мысли. Влиянием пользуются: народничество, анархизм, социал-демократия. В политическую жизнь проникает идеология марксизма. Украинские территории, входящие в состав Российской империи, постепенно вписывались в капиталистические отношения, ощущая на себе все противоречия и трудности конца XIX– нач. XX веков.
|