Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2 (4 часа). Становление украинской государственности: основные этапы.





Аннотации лекций

 

Вводная (2 часа)

 

· Цель: Формирование общего представления об изучаемом курсе и его ключевых методологических позициях.

 

· Вопросы:

 

1. Цель и задачи курса «История Украины в контексте всемирной истории»

2. Предмет истории

3. Место истории Украины в контексте всеобщей истории

 

Лекция призвана заложить основные понятия: «история», «классификация всеобщей истории», «методы изучения»; сформировать представление о возможностях этого гуманитарного курса для формирования профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста (направление «Экономика и предпринимательство»).

В начале лекции излагаются основные правила и условия изучаемого курса (организационные: 17 лекций; 17 семинаров; еженедельная самостоятельная работа; модульный контроль; экзамен в зимнюю сессию и т.д. Содержательные: как разумно использовать все возможности курса; где и как уточнять содержание тех или иных тем и т.д.).

 

Лекция 2 (4 часа). Становление украинской государственности: основные этапы.

 

· Цель: увязать в единое целое (систематизировать) основные этапы развития тех территорий и населения, которые в основе своей создали современное украинское государство.

 

· Вопросы:

 

1. Образование древнерусского государства Киевская Русь.

2. Литовско-Польский период на территориях современной Украины.

3. Становление украинской народности в ходе освободительной борьбы второй половины XVII–XVIII вв.

4. Украинское возрождение XIX– н. XX вв.

 

Основное внимание уделяется изложению второго и четвертого вопросов (как наиболее сложных для понимания и «разрозненно» представленных в учебной литературе).

В основе лекции – традиционный для отечественной исторической науки подход к изучению истории восточных славян и Киевской Руси. «Точка отсчета» данной лекции – древнейшие по своим названиям (из известных) кочевые народы, обитавшие на территориях современной Украины – киммерийцы, скифы, сарматы, аланы. Именно эти кочевники последовательно сменяли друг друга. В это же время в лесостепной части современной Украины – к западу и востоку от Днепра – закрепились («осели») оседлые племена землевладельцев и скотоводов.

Упоминается об одной из гипотез возникновения славян (прародины славян) – между Днепром и Днестром (к югу от Припяти).

Широкое расселение славян в восточной и средней Европе – VI–VII вв. В это же время идет разделение древних славян на восточных, западных и южных. Будущая украинская ветвь – южные племена восточных славян (т.н. анты).

В лекции упоминается также о:

− борьбе восточных славян с гуннами и готами;

− процессе зарождения государственности у восточных славян (VII–VIII вв.);

− объединение племен в племенные княжества;

− создании в IX в. раннефеодального государства Киевская Русь (монархия; наследственная власть);

− периоде расцвета Киевской Руси (X–XI вв.);

− упадке и раздробленности древнерусского государства (вторая половина XII–XIII в.);

− ведущей роли территорий среднего Поднепровья (Киевщина, Переяславщина, Черниговщина) в создании украинской народности;

− роли среднеднепровских говоров в создании основы украинского языка;

− первом упоминании названия «Украина» (край, окраина, страна) в письменных источниках в 1187 г.

 

В XIII в. происходит своеобразный «разрыв» естественного хода исторического развития. Появляются татаро-монголы (степи Причерноморья). Битвы 1223 и 1240 гг. Основание Золотой Орды (низовья Волги). Ярлыки на княжение. Вассальная зависимость. Утрата Киевом значения религиозного центра. Раскол древнерусской народности: русские (северо-восток), украинцы (юго-запад), белорусы (запад).

Формирование украинской народности шло, в основном, путем слияния и смешения славянского населения юго-западных русских земель.

В середине XIII в. – Великое княжество Литовское (территория между реками Неманом и Вислой). Становление «литовских земель» и их взаимоотношения с населением части западных и южных русских земель, подпавших под владычество Литвы. После присоединения Литвы к Польше и создании Польско-Литовского государства по сути была окончательно прервана традиция государственного строительства на украинских землях в тех формах, которые шли от древнерусских времен. (в результате исторических «разрывов» XIII–XV вв.).

Период казачества в школьном курсе истории Украины представлен достаточно подробно, поэтому в лекции лишь «завязываются» причинно-следственные связи и напоминается о:

− происхождении термина «казак»;

− гипотезах, поясняющих причины формирование этой социальной группы;

− появлениях поселений по типу сечи;

− иерархии и организации жизни в таких поселениях;

− роли Люблинской унии 1569 г. (вхождении Литвы в состав Польши);

− реестровом казачестве;

− борьбе против Польши (в т.ч. под руководством Богдана Хмельницкого);

− формировании элементов украинской государственности во второй половине XVII в.

− событиях 1654 г. (Переяславская рада);

− алгоритме и причинах утраты украинскими территориями своей автономии.

 

При всей ограниченности возможностей лекционного занятия (недостаток времени и схематичность изложения) особое внимание обращено на развитие украинских территорий в XVIII–XIX в. Излагается гипотеза трех этапов в развитии украинского национального самосознания. Дана краткая характеристика особенностей развития украинских территорий, входивших в состав Российской (90%) и Австро-Венгерской (10%) империй. Упоминается о росте общественно-политической активности, появлении первых общественных и общественно-политических объединений, со временем – первых политических партий (РУП – 1900 г., Украинская национальная партия – 1902 г., Украинская народно-демократическая «Спіяна» – 1904 г., Украинская социал-демократическая рабочая партия и т.д.).

В целом в лекции затронуты такие ключевые этапы формирования и становления государственности на современных украинских территориях:

· IX в. – Киевская Русь;

· XII в. – период раздробленности и упадка;

· XIII–XV вв. – «разрыв исторического единства древнерусской народности»;

· XVI–XVII вв. – Польское владычество, борьба против окатоличивания и т.д.

· XVIII–XIX вв. – утрата автономии и подъем общественно-политической активности на украинских землях.

 

Лекция 3 (2 часа) Мир на рубеже XIX–XX вв.

 

· Цель: разобраться в основных тенденциях мирового исторического процесса рубежа XIX–XX в., соотнести историю Украины этого периода с контекстом мировой истории.

 

· Вопросы:

 

1. Характерные черты социально-экономического развития ведущих европейских государств конца XIX– начала ХХ вв.

2. Развитие пореформенной России. Украинские территории в составе Российской империи.

 

Проблематика лекции очень обширна. Учитывая содержание программы предыдущей ступени обучения (средняя школа), в данном случае акцент сделан на социально-экономическом развитии, которое является своеобразным фоном для изучения истории Украины рубежа XIX–XX вв.

Обращается внимание на интересный исторический феномен: рубеж веков в истории всегда очень насыщен событиями, очень мобилен. Аналогичная ситуация складывается в мире в конце XIX– нач. XX вв. Идет смена лидеров и приоритетов, трансформируется геополитическое пространство. К концу XIX в. своеобразное «лидерство» мирового развития переходит к Европе. Внутриевропейские подвижки тоже неоднозначны: идет смена позиций и ролей. В фокусе – Англия, Германия, Франция. От позиций и поведения этих стран очень многое зависело.

Важно, чтобы за мозаикой излагаемых в лекции событий и проблем удалось уловить общие тенденции, выделить главное.

В мире сложилось своеобразная система стран, исповедующих капиталистические ценности – рынок и пр.

Для рубежа XIX–XX вв. характерно бурное развитие производительных сил, резкий рост науки и техники. Часто об этом периоде говорят: «Век пара сменился веком электричества». Своеобразными «рычагами прогресса» становится электричество, железнодорожный транспорт.

В лекции обзорно излагаются такие важные характерные черты периода как:

− появление двигателя внутреннего сгорания (как следствие – развитие автомобилестроения, тракторной, авиационной промышленности);

− изобретение радио и телефона;

− значительные подвижки в области географических открытий (человек достиг Северного и Южного полюсов);

− проявление неравномерности экономического развития стран.

 

Мировая промышленная гегемония принадлежала Великобритании. Но к концу столетия на первые позиции в мировом промышленном производстве выходят США.

Дана краткая характеристика внутренней и внешней политики таких стран как Англия, Франция, Германия. Показана смена их положения в мире.

Главным содержанием международных отношений становится борьба за передел мира. Как следствия – рост числа локальных войн. Главным антагонизмом становятся англо-германские противоречия. Сформировались военно-политические коалиции европейских держав.

На таком фоне идет пореформенное развитие Российской империи, в состав которой входила большая часть украинских территорий.

Для России конца XIX– нач. XX вв. было характерно:

− бурное капиталистическое развитие, переплетающееся с остатками феодализма;

− форсированное развитие тяжелой промышленности;

− активное вмешательство государства в экономику;

− своеобразное «насаждение капитализма сверху».

 

К 80-м годам XIX в. в России завершился промышленный переворот, а в 90-е гг. – промышленный подъем. Сложилась база для развития российского капитализма.

На украинских территориях капиталистические отношения развивались под общим законом и закономерностям, но имели и свои особенности.

Активизируется общественно-политическая ситуация. Появляются политические партии. Развиваются различные течения социально-политической мысли. Влиянием пользуются: народничество, анархизм, социал-демократия. В политическую жизнь проникает идеология марксизма.

Украинские территории, входящие в состав Российской империи, постепенно вписывались в капиталистические отношения, ощущая на себе все противоречия и трудности конца XIX– нач. XX веков.

 

 

Date: 2016-08-31; view: 383; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию